По информационно - медийному направлению РДШ
При подборе и разработке форм деятельности обязательно необходимо учитывать:
● психовозрастные особенности целевой аудитории (тех самых потенциальных и новых сторонников и участников Движения, их возраст и пол, уровень мотивации, ожидания и интересы и т.п.);
● временные ресурсы (сколько времени имеется на моделирование и реализацию деятельности по информационно-медийному направлению, достаточно ли этого времени для достижения поставленной цели и задач);
● пространственные и технические возможности (место реализации деятельности и организация его пространства, возможности использования мультимедийного оборудования, при необходимости, и т.п.).
1. Групповые и индивидуальные беседы с потенциальными и новыми сторонниками и участниками Движения. Главная цель таких встреч: мотивирование и вовлечение детей и юношей в активное участие в мероприятиях РДШ и практическое познание специфики информационно-медийной деятельности участниками Движения.
Универсальный алгоритм встречи-беседы:
1. Поприветствовать, представиться и познакомить участников встречи-беседы друг с другом.
Старшему вожатому необходимо быть приветливым, открытым к контакту, стараться обращаться в процессе диалога к собеседникам по имени, что способствует созданию и укреплению конструктивных отношений.
2. Сообщить на доступном языке цель, задачи и специфику деятельности по информационно-медийному направлению РДШ, ее организации, реализации и т.д. в формате группового или индивидуального диалога.
Диалог желательно выстраивать в формате кратких сообщений старшего вожатого вперемешку с вопросами к целевой аудитории (собеседнику), ответы на которые, с одной стороны, позволят понять опыт и роли участия в мероприятиях информационно-медийной направленности, а также, с другой стороны, способствуют поддержанию и укреплению конструктивных отношений в ситуации позитивного общения.
Если говорить о собеседовании с целью отбора в инициативную команду по информационно-медийной деятельности РДШ, то старшему вожатому необходимо ориентироваться, в первую очередь, на наличие у потенциального кандидата таких личностных качеств, как дисциплинированность, совестливость и ответственность, уважительное отношение и тактичность в общении, отзывчивость и доброжелательность, стремление к социальной деятельности, во вторую очередь, на присутствие стойкого интереса и высокого уровня самомотивации к такой деятельности, и только в третью очередь на наличие определенного опыта подобной деятельности.
3. Информирование потенциальных и новых сторонников и участников Движения о мероприятиях, реализуемых в рамках информационно-медийного направления деятельности РДШ.
Целесообразен анонс предстоящих мероприятий и ознакомление с проведенными мероприятиями в мультимедийном формате, что наглядно демонстрирует результаты деятельности.
4. Ответы на вопросы участников встречи-беседы.
Они позволят избежать возникновения ситуации недоговоренности в результате беседы и обеспечат понимание старшим вожатым ценности и результативности проведенной встречи для ее участников.
5. Обмен контактной информацией для установления связи.
Способствует сбору данных о потенциальных сторонниках и участниках Движения, а также распространению и популяризации информационно-медийных ресурсов РДШ.
Групповые и индивидуальные беседы с потенциальными и новыми сторонниками и участниками Движения не должны быть излишне короткими (т.к. чрезвычайно сложно достичь поставленных целей, скажем, менее чем за 15 минут) или затянутыми (для детей младшего школьного возраста – ориентировочно 20-30 минут, старшего школьного возраста – ориентировочно 40-50 минут, смешанной аудитории – ориентировочно 30-40 минут).
Первичными критериями эффективности подобной деятельности становятся:
● количество, качество и тематика групповых и индивидуальных встреч-бесед (в том числе, собеседований с целью отбора) с потенциальными сторонниками и участниками Движения, обратная связь от них;
● статистически-значимое количество вовлеченных в деятельность РДШ новых сторонников и участников Движения, их социальные характеристики (возраст, пол, социальный статус, интересы, опыт и роли участия в мероприятиях информационно-медийной направленности и т.д.) и обратная связь от них;
● количество и качество предложений по моделированию и реализации информационно-медийной деятельности РДШ.
2. Мозговой штурм с участниками Движения по моделированию, творческой реализации, модернизированию или прогнозированию информационно-медийной деятельности РДШ. Главная цель мозгового штурма: организованное стимулирование участников на создание и обмен творческими идеями по информационно-медийной деятельности РДШ.
Универсальный алгоритм организации мозгового штурма:
1. Постановка проблемы.
В начале этого – предварительного этапа мозгового штурма – старшим вожатым осознается, максимально детализируется и обозначается проблема из разряда моделирования, творческой реализации, модернизирования или прогнозирования информационно-медийной деятельности.
Далее старшим вожатым осуществляется отбор участников для тематического мозгового штурма из числа активистов Движения и членов инициативной группы информационно-медийного направления деятельности РДШ. После чего назначается удобное для всех и достаточное время (ориентировочно, несколько часов, оптимально – 60-90 минут на штурм для смешанной группы; для детей младшего школьного возраста – ориентировочно 30-40 минут, старшего школьного возраста – ориентировочно 60-90 минут) и место проведения мозгового штурма.
Только после этого проблема ставится непосредственно перед участниками мозгового штурма: сообщается ее значимость и содержание, известные факты и детали, трудности решения.
Например, такой проблемой может стать подготовка просветительского тематического контента для детей разных возрастов. Значимость данной проблемы очевидна, т.к. ее последовательное решение обеспечивает движение к основной цели направления, т.е. позволит подготовить участников Движения к безопасной, успешной и мобильной жизнедеятельности в условиях киберсоциализации общества и человека средствами информационно-медийного деятельности РДШ. Существующего просветительского тематического контента для детей разных возрастов недостаточно, его содержание и формат не всегда соответствует возрасту детей, подростков и молодежи. Созданный сверстниками контент актуален, его форматы современны, соответственно, он лучше воспринимается.
2. Генерация идей.
На данном – основном этапе мозгового штурма – чрезвычайно важно соблюдать главное правило: чем больше будет придумано идей, даже самых на первый взгляд фантастических, тем лучше! Наоборот, необычные и даже абсурдные идеи приветствуются, т.к. они позволяют выйти за рамки стереотипов мыследеятельности, что обеспечивает поиск стандартных решений нестандартных проблем и нестандартных решений стандартных проблем.
Обязательное условие: категорический запрет на оценку и критику предлагаемых идей, т.к. это может негативно повлиять на творческий настрой участников процесса.
ВСЕ предложенные идеи необходимо фиксировать и наглядно демонстрировать участникам штурма (на доске, флипчате, ватмане, стикерах и т.п.), что способствует визуализации творческого процесса мыследеятельности и обеспечивает динамику последующих идей в части их комбинирования, совершенствования и поиска альтернатив.
3. Группировка, отбор и оценка идей.
Этот – финальный этап мозгового штурма – как правило, реализуется отдельно, с привлечением экспертов, что позволяет проанализировать сгенерированные идеи и, как результат, выделить наиболее ценные из них. На этом этапе оценка и критика идей не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Основная задача – оценить все, даже самые абсурдные и фантастические идеи, т.к. в них может быть «рациональное зерно» и, как уже было сказано выше, именно благодаря разрушению стереотипов мыследеятельности могут быть найдены стандартные решения нестандартных проблем и нестандартные решения стандартных проблем.
Первичными критериями эффективности мозгового штурма становятся:
● количество и качество предложений по моделированию, творческой реализации, модернизированию или прогнозированиюинформационно-медийной деятельности РДШ участниками мозгового штурма;
● количество и форматы созданных по результатам организованных мозговых штурмов в образовательном комплексе газет, радио, TV;
● количество и качество подготовленного и распространенного просветительского тематического контента (тексты, рисунки, фото, аудио, видео и т.п.) для детей разных возрастов, созданного по результатам организованных мозговых штурмов.
3. Создание клубов и групп по интересам, тематических кружков (на примере организации дискуссионного клуба информационно-медийной направленности).
Дискуссионный клуб может стать еще одной актуальной и востребованной формой деятельности для участников Движения. Цель его создания: оказать содействие в развитии компетенции детей, подростков и юношей уверенно и аргументировано изъясняться на заданные темы.
Так, например, 1 июня – в день защиты детей и БУМа (безопасной, успешной и мобильной) киберсоциализации, поводом для дискуссии могут стать существующие вполне конкретные вопросы, ответы на которые ищут все – и молодежь и взрослые, заинтересованные в безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации:
– В каком возрасте целесообразно давать доступ в киберпространство ребёнку и почему над этим стоит обязательно задумываться?
– Что делать, чтобы обезопасить ребенка (да и взрослого тоже!) от кибераддикции (зависимости от современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий)?
– Что такое киберэтикет и как им овладеть?
– Зачем и как контролировать деятельность детей и взрослых в киберпространстве Интернета и мобильных технологий сотовой связи?
– Понимая и избегая таящиеся в киберпространстве опасности, как помочь человеку любого возраста с пользой проводить в нём время?
Главное условие при организации дискуссионного клуба, регулярность встреч его участников (допустим, 1-2 раза в месяц), актуальность и востребованность тем (которые могут быть выработаны, например, с помощью мозговых штурмов).
Соответственно, первичными критериями эффективности деятельности дискуссионного клуба становятся:
● количество, тематика и регулярность встреч дискуссионного клуба, наличие планов работы клуба и стратегии его развития;
● количество вовлеченных в деятельность дискуссионного клуба сторонников и участников Движения, их социальная характеристика, обратная связь от них.
Описание представленных выше, а также других моделей и форм деятельности по информационно-медийному направлению РДШ можно найти в представленном в данных методических рекомендациях списке литературы и на портале общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (http://рдш.рф), а еще лучше смоделировать и реализовать информационно-медийную деятельность и конкретные мероприятия вместе с участниками Движения!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация, управление, координация, контроль и прогноз информационно-медийной деятельности РДШ в ситуации непрерывного мотивирования, стимулирования и поддержки старшим вожатым такой деятельности способствует развитию информационно-медийных компетенций у участников Движения и достижению основной цели направления – подготовить их к преобразованию безопасной, успешной и мобильной жизнедеятельности в условиях киберсоциализации общества и человека.
Желаемыми результатами, исходя из философии, ценностно-смыслового содержания деятельности и ключевых задач информационно-медийного направления становятся следующие базовые компетенции участников Движения:
● открытость к новой информации и потребность в ней;
● желание и умение самостоятельно ставить и обосновывать задачи конкретной деятельности, планировать и осуществлять деятельность, согласно цели направления;
● принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации и навыков представления и презентации информации;
● самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос и обработку информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий;
● обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов);
● использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Тематическими информационно-медийными и киберкомпетенциями, как обладание совокупностью знаний, умений, навыков, конкретных способов действий, личностных качеств, определенного опыта, необходимых для осуществления продуктивной и безопасной жизнедеятельности в контексте киберсоциализации, становятся:
1. Технические компетенции, опирающиеся на начальные знания, общие умения и навыки работы с электронной, компьютерной и цифровой техникой:
● знание правил техники безопасности и соблюдение экологических, медицинских, физических, физиологических и др. принципов, законов и правил при работе с электронной, компьютерной и цифровой техникой;
● знание устройства электронной, компьютерной и цифровой техники на пользовательском уровне (названия основных составляющих, их назначение, функции и характеристики) и основных действий с ней (включение/выключение, элементарное техническое обслуживание – проверка на вирусы, ошибки, осуществление дефрагментации и др.);
● умение работать с офисной, мобильной и мультимедийной техникой (принтер, сканер, копир, съемные запоминающие устройства, презентационные средства и др.).
2. Программные компетенции, сформированные на основе знаний, умений и навыков, связанных с работой в конкретных программных средах:
● знание и умение работать в какой-либо программной оболочке (операционной системе);
● навыки установки/удаления/обновления программного обеспечения электронной, компьютерной и цифровой техники;
● навыки работы в офисных программах, текстовых и графических редакторах, медиапрограммах и др.
3. Информационные компетенции, связанные со знаниями, умениями и навыками работы с информацией:
● знания, умения и навыки создания объектов информации (файлов, папок и др.) и их структуризации в электронной, компьютерной и цифровой технике;
● навыки записи информации на запоминающие устройства (диски, флеш-накопители, съемные винчестеры и др.);
● знание структурных составляющих информации (например, в Интернете: веб-страница, сайт, портал и др.);
● знание правил регистрации и деятельности на различных интернет-сервисах и др.
4. Учебно-познавательные компетенции, опирающиеся на знания, умения и навыки решения познавательных задач:
● навыки работы в обучающих и тестовых программах, поисковых системах;
● знание правил оформления выполненных работ по различным требованиям;
● навыки участия в различных мероприятиях информационно-медийной направленности;
● навыки работы с дистанционными формами обучения, консультирования, ведения переписки.
5. Коммуникативные компетенции общения посредством электронных, компьютерных и цифровых средств, навыки коммуникации в киберпространстве (киберкоммуникации):
● навыки осуществления коммуникации в киберпространстве (владение электронной почтой, сервисами мгновенного обмена сообщениями, социальными сетями интернет-среды и пр.);
● навыки письменной речи на основе печатного текста, устной речи на основе голосовой и видеопередачи информации;
● знание правил оформления электронных писем и сообщений, этикета и традиций голосового общения по телефону или с помощью компьютерных сервисов.
6. Этические и юридические компетенции в сфере юридических прав и обязанностей граждан, ответственности за противоправные действия:
● знание элементарных правил деятельности в киберпространстве и последствий неэтичных или неправомерных действий (рассылка спама, троллинг, буллинг и др.);
● знание юридических прав и обязанностей при работе с электронной, компьютерной и цифровой техникой, непосредственно, в Интернете (соблюдение соглашений, авторских прав и др.).
7. Профессиональные (общепрофессиональные, профессиональные и специальные компетенции):
● знание и соблюдение правил, норм, здоровьесберегающих технологий работы с электронной, компьютерной и цифровой техникой (времени, оснащения рабочего места и др.);
● навыки оформления документации с использованием ГОСТов, стандартов организаций, государственной и корпоративной символики;
● соблюдение прав и обязанностей членов профессиональных интернет-сообществ;
● умение работать в специализированных и профессиональных программах и со специализированной электронной, компьютерной и цифровой техникой;
● моделирование объектов, явлений и процессов посредством соответствующих программ;
● навыки профессиональной киберкоммуникации (владение сервисами передачи информации, правилами ведения деловой переписки, действий с электронной подписью и др.)
● навыки самообразования по овладению нового программного обеспечения и обновления устаревших программ электронной, компьютерной и цифровой техники.
8. Узкоспециализированные компетенции в области информационных систем и технологий:
● навыки создания, дизайна, модерации и обслуживания веб-страниц, сайтов, порталов, форумов и др.;
● сервисно-эксплуатационные навыки (диагностика, обслуживание, наладка и ремонт электронной, компьютерной и цифровой техники);
● опыт создания тематического контента для детей разных возрастов.
В современном мире, когда ни одна область человеческой деятельности не обходится без применения электронных, компьютерных, цифровых и т.д. средств и технологий, освоение участниками Движения информационно-медийных компетенций является необходимым условием для успешной учебной и будущей профессиональной деятельности.Их формирование происходит как в результате целенаправленного обучения, так и самостоятельно и наиболее удачно в процессе организации и реализации информационно-медийной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко Т.А. Трансформация личности в условиях виртуальной реальности. – Ростов н/Д: ИЦ ДГТУ, 2006. – 51 с.
2. Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании / Под ред. В.А. Плешакова. – Норильск: Норильский индустриальный институт, 2012. – 244 с.
3. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. Монография. – М.: Акрополь, 2010. – 439 с.
4. Воропаев М.В. Воспитание в виртуальных средах / Научный редактор А.В. Мудрик. – М., 2010. – 232 с.
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. — 23 с.
6. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – изд. 2-е, испр. – М., 2008. – 173 с.
7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Эксмо, 2005. – 832 с.
8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 458 с.
9. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. 2-ое изд., доп. – М.: Прометей, 1994. – 162 с.
10. Леванова Е.А. Подросток: концепция психопластики личности. – М.: Изд-во Омега-Л, 2002. – 40 с.
11. Леванова Е.А., Абраменко О.А., Волошина А.Г., Волошин А.Г., Вдовина О.В., Плешаков В.А., Попова О.И., Телегина И.О., Улитин И.И. Вожатская мастерская. Руководство для начинающих. – М.: Изд-во Омега-Л, 2002. – 96 с.
12. Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – 3-е изд. – СПб.: «Питер», 2012. – 208 с.
13. Леванова Е.А., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Голышев Г.С. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. – СПб.: «Питер», 2011. – 368 с.
14. Леванова Е.А., Шевченко С.И., Ковалевская М.В. Родители и подростки: навстречу друг другу. – М.: Педагогическая литература, 2011. – 240 с.
15. Лучинкина А.И., Юдеева Т.В., Ушакова В.Р. Информационно-психологическая безопасность личности в интернет-пространстве. – Симферополь: Изд-во Диайпи, 2015. – 151 с.
16. Мастерская вожатого: руководство для начинающих и опытных. / Под ред. Е.А. Левановой. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 176 с.
17. Моль А. Социодинамика культуры. 3-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 416 с.
18. Мудрик А.В. Социализация человека. Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 623 с.
19. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). – М.: «Эгвес», 2004. – 120 с.
20. Носов Н.А. Виртуальная психология. – М.: Аграф, 2000 – 432 с.
21. Обидина Т.В. Эго-идентичность и киберсоциализация молодежи. Монография. / Под ред. В.А. Плешакова. – Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. – 96 с.
22. Печерская Э.П., Звоновский В.Б., Меркулова Д.Ю., Плешаков В.А., Мацкевич М.Г., Саблина О.И. Интернет и дети: социальное поведение молодых россиян в Интернете: монография. – Самара: Изд-во Самарского государственного экономического университета, 2013. – 140 с.
23. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А.В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
24. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека. Ver. 1.0. Монография. – Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 556 с.
25. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: oт Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a: Монография. – М.: МПГУ, «Прометей», 2012. – 212 с.
26. Ромм Т.А., Богданова Е.В. Воспитание. Волонтерство. Молодежь. – Новосибирск: Сибирское отделение РАМН, 2015. – 383 с.
27. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013. – 144 с.
28. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 2010. – 784 с.
29. Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: АСТ, 2008. – 560 с.
30. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. – М.: АСТ, 2007. – 576 с.
31. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 340 c.
32. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире (По результатам социологического исследования) – Москва: ЮНПРЕСС, 1999. – 44 с.
33. Чистяков А.В. Социализация личности в виртуальном пространстве. –Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. – 184 с.
Интернет-ресурсы:
1. Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://рдш.рф
2. Информационно-просветительский интернет-портал «Homo Cyberus» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://homocyberus.ru
3. Фонд развития Интернет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fid.su
Данные об авторе:
Плешаков В.А., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), ученый секретарь диссертационного совета Д 212.154.11 при МПГУ, главный редактор информационно-просветительского интернет-портала "Homo Cyberus"(http://homocyberus.ru), главный редактор электронного научно-публицистического журнала "Homo Cyberus" (http://journal.homocyberus.ru)
Приложение 1.
ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ДЛЯ СПЕЦКОРРЕСПОНДЕНТОВ[2]
Эта методика создания журнальных материалов, которую в свое время подготовил для лекции в Колумбийском университете. Лекцию я так и не прочитал, зато у меня под рукой появилась полезная инструкция, с которой я знакомил авторов, которые хотели со мною работать. Возможно вам эти советы покажутся банальными, да в них нет ничего уникального, однако эта методика работает, и в этом ее главная особенность.
Собственно, тот факт, что для исследования в той или иной сфере нужно поговорить с максимально возможным количеством экспертов, является общеизвестным. Количество информации должно перейти в качество – до этого приступать к подготовке материала нельзя.
И предлагаемая методика позволяет формализовать этот процесс таким образом, что, используя ее, даже не опытный журналист сможет готовить материалы достаточно высокого уровня.
Подчеркну, речь именно о журнальных материалах, причем исследовательски-расследовательского характера, для газеты использовать такую методику смертельно опасно.
Итак, собственно методика.