Тема 1. РАЗДЕЛ «РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ» КАК ПРОГРАММНЫЙ КОМПОНЕНТ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.А. КУЛЕШОВА»

Ю.П. Черкасова

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО МЕТОДИКЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

В 1-4 КЛАССАХ

Методические рекомендации

для студентов педагогического факультета

Могилев, 2013

Рецензент

кандидат педагогических наук,

доцент, декан факультета

переподготовки руководящих работников

и специалистов ИПК и ПК УО «МГУ им. А.А. Кулешова»

Л.Г. Зайцева

Черкасова, Ю.П. Практические занятия по методике трудового обучения. Работа с бумагой и картоном в 1-4 классах: метод. рекомендации для студентов педагогического факультета / Ю.П. Черкасова. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2013.

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам педагогического факультета в овладении методикой трудового обучения учащихся I ступени общего среднего образования.

В издании рассмотрен самый объемный раздел программы по трудовому обучению - «Работа с бумагой и картоном».

Материал методических рекомендаций разделен на темы, для каждой из которых разработаны система вопросов и заданий (практических, методических, творческих) для самостоятельной работы студентов, список рекомендуемой литературы. Методические материалы, содержащиеся в приложениях, могут быть использованы на практических занятиях и в педагогической деятельности.

Адресуется студентам дневной и заочной форм получения образования.

ВВЕДЕНИЕ

Работа в классах I ступени общего среднего образования по современным программам определила следующие основные задачи курса «Методика трудового обучения»:

- обучение студентов методике трудового обучения младших школьников;

- формирование у студентов технико-технологических знаний, трудовых умений и навыков конкретной практической деятельности;

- развитие логического конструктивного мышления студентов, их творческого потенциала, способности к постоянному самообразованию и самовоспитанию.

В связи с этим тематическое построение курса «Методика трудового обучения» предполагает освоение студентами как методических вопросов подготовки и проведения уроков трудового обучения в 1-4 классах, так и формирование технологических навыков, необходимых для выполнения конкретных практических работ.

Наиболее объемным разделом в программе по трудовому обучению в 1-4 классах является раздел «Работа с бумагой и картоном». Это объясняется не только доступностью материала, но и большим значением работы с бумагой и картоном для развития младших школьников.

Работа по изготовлению изделий из бумаги и картона способ­ствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма. Трудо­вые умения, получаемые учащимися в процессе обработки бумаги и картона, становятся основой при обучении другим видам труда; а формируемые практические навыки позволяют успешно усваивать правила и приемы обработки других материалов. Кроме того поделки из бумаги и картона находят широкое применение в жизни детей. Поэтому при их изготовлении учащиеся с раннего возраста осознают целесообраз­ность своего труда, его практическую значимость. Такой труд по­могает воспитывать трудолюбие, желание приносить пользу окру­жающим.

Методические умения, приобретаемые студентами в процессе освоения методики обучения младших школьников работе с бумагой и картоном, позволяют успешно усваивать методику обучения учащихся работе с другими материалами.

Предлагаемые методические рекомендации по каждой теме включают план изучения темы; вопросы для самоконтроля; методические, практические, творческие задания; список литературы.

В приложениях размещен методический материал, отражающий современные тенденции трудового обучения учащихся I ступени общего среднего образования.

Данные рекомендации помогут студентам стационара и заочной формы получения образования более осмысленно, активно, творчески подготовиться к своей будущей профессиональной деятельности.

Методика проведения опытов и наблюдений с бумагой и картоном

В 1-4 классах

БУМАГА
Группы опытов Материалы Действия Выводы
I. Знакомство со строением бумаги 1. наличие волокон и наполнителей      
2. размер и однородность волокон      
3. растительное происхождение волокон      
II. Прочность бумаги 1. определение долевого и поперечного направления волокон      
2. исследование прочности на разрыв      
III. Увлажнение бумаги 1. определение долевого и поперечного направления волокон      
2. влияние увлажнения на прочность бумаги      
IV. Различия бумаги 1. сравнение на прозрачность      
2. сравнение на прочность      
3. сравнение на гладкость      
4. сравнение на толщину      
КАРТОН

Отметьте знаком «+» опыты, которые учащиеся могут провести самостоятельно.

2. Микропреподавание. Подготовьте и проведите опыты одной из групп (группы I-III в таблице 2) на практическом занятии. Все необходимые для опытов материалы поместите в «Папку по методике трудового обучения».

3. Проанализируйте содержание учебной программы и учебников по трудовому обучению для 1-4 классов [3, 4, 5, 6, 7] и заполните таблицу 3 «Опыты и наблюдения по выявлению свойств бумаги и картона в 1-4 классах»:

Таблица 3

В 1-4 классах

БУМАГА
Класс Сравниваемые материалы Вопросы опыта Выявленные свойства
  ….    
КАРТОН
     

4. Разработайте фрагменты урока по выявлению таких свойств бумаги, как легкое разрезание ножницами, легкое склеивание, сминаемость, скручиваемость, неодинаковая разрываемость вдоль и поперек бумажных волокон, пластичность, гибкость [9, с. 114-117].

Литература:

1. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Выпуск 1. Обработка бумаги / А.М. Гукасова, И.П. Фрейтаг. – М.: Просвещение, 1979. – С. 13-17.

2. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения: Частные вопросы: Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, В.И. Романина. – М.: Просвещение, 1990. – С.14-15.

3. Журба, А.Ф. Працоўнае навучанне. 1 клас: падручнiк для 1-га кл. агульнаадукац. устаноў з бел. i рус. мовамi навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Адукацыя і выхаванне, 2010. – 64 с.

4. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 2 класс: учебник для 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 72 с.

5. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 3 класс: учебник для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 88 с.

6. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 4 класс: учеб. пособие для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: НИО, 2007. – 72 с.

7. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I-IV классы. – Мн.: НИО, 2012. – С. 153-197.

8. Цейтлин, Н.Е. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах: Пособие для учителя / Н.Е. Цейтлин, Я.А. Рожнев. – М.: Просвещение, 1980. – С. 17-40.

9. Шереш, Г.Л. Умные пальчики: творческая организация уроков труда и досуга детей / Г.Л. Шереш. – Мозырь: Содействие, 2006. – 128 с.

РАЗМЕТКА БУМАГИ И КАРТОНА

План изучения темы:

4.1 Разметка бумаги и картона как исходная производственная операция.

4.2 Разметка по трафаретам и шаблонам. Методика работы с шаблонами и трафаретами.

4.3 Разметка с помощью измерительных инструментов. Графическая грамота.

4.4 Разметка складыванием, рисованием, способом перевода.

4.5 Экономия бумаги при разметке.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение разметке как исходной производственной операции.

2. Перечислите виды разметки бумаги. От чего зависит выбор того или иного вида разметки? Какой из видов, на ваш взгляд, наиболее сложный (простой) для младших школьников? Какой вид разметки предпочтительнее в работе?

3. Что такое «шаблон»? В каких случаях пользуются разметкой по шаблону? Какие детали шаблона помогают выполнять операции с ним? Назовите виды шаблонов [1].

4. Какими правилами разметки по шаблону руководствуются младшие школьники в работе [9]? Кто изготавливает шаблоны к урокам трудового обучения?

5. Что такое «трафарет»? Чем трафарет отличается от шаблона [1]? Какое из этих средств разметки используется чаще при работах в младших классах? Почему?

6. Перечислите измерительные инструменты для разметки. Какими правилами руководствуются при работе с линейкой [1, с. 21]? Как пользоваться угольником? В каких классах и при изготовлении каких изделий используется циркуль [2, 4, 5, 6, 10]?

7. Дайте определения таким понятиям, как «графическая грамота», «графическая грамотность», «графические умения», «графические знания», «графические навыки», «графическая информация». Чем чертеж отличается от эскиза? Что обозначают различные виды линий на чертеже? С какими элементами графической грамоты знакомятся младшие школьники в каждом классе? Назовите методику формирования элементов графической грамоты в 1-4 классах [3, 9].

8. Перечислите разновидности разметки способом перевода. Какие отрицательные стороны имеют разметка с помощью копировальной бумаги и кальки на оконном стекле (светокопирование) [1, с. 20-21]? В каком классе учащиеся знакомятся с правилами перевода контуров деталей с помощью кальки; копировальной бумаги?

При ответе используйте данные таблицы 4.

9. Какие правила экономного расходования бумаги следует соблюдать при разметке по шаблону или трафарету? Как осуществляется формирование навыков экономного расходования бумаги у младших школьников? Ответ проиллюстрируйте страницами из учебников [2, 4, 5, 6].

Задания:

1. Проанализируйте содержание учебников для 1-4 классов [2, 4, 5, 6] и заполните таблицу 4 «Виды разметки в 1-4 классах»:

Таблица 4

Виды разметки в 1-4 классах

Вид разметки Знакомство (класс) Частота использования при работе с бумагой и картоном (по классам)

2. Творческое задание. Проанализируйте методическую литературу, а также собственный опыт разметки по шаблону и сформулируйте требования, предъявляемые к шаблону как приспособлению для разметки материалов.

3. Установите соответствие:

Чертеж детали Документ, содержащий контурное (упрощенное) изображение изделия с габаритными размерами
Эскиз Технологическая документация, в которой указана последовательность выполнения операций (эскизы обработки, контрольно-измерительные инструменты и приспособления и др. данные)
Технический рисунок Документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля
Технологическая карта Чертеж, выполненный от руки, без точного соблюдения размеров

[3]

4. Изучите материал учебника к уроку в 3 классе на тему «Изготовление рамки для фотографии» [5, с.12-15].

Сформулируйте цели этого урока. Разработайте фрагмент урока, включающий:

- знакомство с эскизом и чертежом;

- формирование навыков чтения чертежа;

- формирование навыков разметки с помощью линейки;

- формирование навыков комбинирования видов разметки (с помощью измерительных инструментов, шаблона).

5. Разработайте фрагмент урока в 3 классе на тему «Разноцветная стайка птиц» [5], отражающий знакомство с калькой, копировальной бумагой и правилами работы с ними (используйте коллекцию «Виды бумаги и картона»).

6. Разработайте фрагмент урока в 4 классе на тему «Создание круга. Конструирование динамической игрушки «Вращающийся круг» [6, с. 30-31], отражающий знакомство с разметкой при помощи циркуля. При подготовке используйте методический комментарий к уроку [3, 7, 8].

Литература:

1. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения: Частные вопросы: Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, В.И. Романина. – М.: Просвещение, 1990. – С.17-23.

2. Журба, А.Ф. Працоўнае навучанне. 1 клас: падручнiк для 1-га кл. агульнаадукац. устаноў з бел. i рус. мовамi навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Адукацыя і выхаванне, 2010. – 64 с.

3. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 4 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: Нац. ин-т образования, 2008. – С. 10-14, 94-98.

4. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 2 класс: учебник для 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 72 с.

5. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 3 класс: учебник для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 88 с.

6. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 4 класс: учеб. пособие для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: НИО, 2007. – 72 с.

7. Захаренко, Т.Ч. Материалы к урокам трудового обучения / Т.Ч. Захаренко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.- 2012. - №10. – С. 76.

8. Захаренко, Т.Ч. Материалы к урокам трудового обучения / Т.Ч. Захаренко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.- 2012. - №11. – С. 75-76.

9. Смирнова, Е.В. Технология: Трудовое обучение в подготовительном классе: Методическое пособие / Е.В. Смирнова. – Мн.: Ред. науч.-метод. журн. «Пачатковая школа», 2003. – С. 32-37, 40-41.

10. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I-IV классы. – Мн.: НИО, 2012. – С. 153-197.

Оригами в 1-4 классах

Класс Базовая форма Изделия оригами

Наблюдается ли усложнение навыков работы в технике оригами из класса в класс?

Какие изделия оригами подходят для коллективной работы?

3. Разработайте тренировочные упражнения для младших школьников, направленные на формирование умения читать схемы оригами [4, 9, 10, 11].

4. Микропреподавание. Подготовьте и проведите со студентами фрагмент урока по изготовлению базовых форм «треугольник», «квадрат», «водяная бомбочка» [1, 5, 6, 7, 10].

5. Творческое задание. Подберите две игрушки оригами разной конструкции и разного уровня сложности. Изготовьте к ним технологические карты: одну – графическую (в виде чертежа), другую – в виде наклеенных бумажных заготовок.

Разработайте фрагмент урока и изготовьте со студентами одну из игрушек.

6. Практическое задание. Изготовьте в технике оригами цветы для стенной газеты к празднику: лилию, гвоздику, тюльпан [1]; пятиконечную звезду.

Литература:

1. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: Книга для воспитателей дет. сада и родителей / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992. – С. 19, 112-118.

2. Гагарина, С.Ф. Модульное оригами / С.Ф. Гагарина // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. - 2010. - №5. – С. 50-54.

3. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения: Частные вопросы: Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, В.И. Романина. – М.: Просвещение, 1990. – С.16-17.

4. Журба, А.Ф. Працоўнае навучанне. 1 клас: падручнiк для 1-га кл. агульнаадукац. устаноў з бел. i рус. мовамi навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Адукацыя і выхаванне, 2010. – 64 с.

5. Журба, А Ф. Урокi працоўнага навучання ў 2 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнiкаў агульнадукац. устаноў з бел. мовай навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2007. – С. 44-51.

6. Журба, А Ф. Урокi працоўнага навучання ў 3 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнiкаў устаноў, якiя забяспечваюць атрыманне агул. сярэд. адукацыi, з бел. i рус. мовамi навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2005. – С. 84-90.

7. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: Нац. ин-т образования, 2010. – С. 48-60.

8. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 4 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: Нац. ин-т образования, 2008. – С. 112-116.

9. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 2 класс: учебник для 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 72 с.

10. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 3 класс: учебник для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – С. 24.

11. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 4 класс: учеб. пособие для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: НИО, 2007. – 72 с.

12. Смирнова, Е.В. Технология: Трудовое обучение в подготовительном классе: Методическое пособие / Е.В. Смирнова. – Мн.: Ред. науч.-метод. журн. «Пачатковая школа», 2003. – С. 50-59.

Вытинанка в 1-4 классах

Класс Вид вытинанки Учебные задания (изделия)

Наблюдается ли усложнение навыков работы в технике вытинанки из класса в класс [4, 5, 6, 7]?

3. Разработайте конспект урока в 3 классе по изготовлению 6-лучевой снежинки [9]. При объяснении технологии изготовления используйте сравнение с технологией изготовления 4-лучевых и 8-лучевых снежинок. Изготовьте соответствующие наглядные пособия [3, 8].

4. Подготовьте вступительную беседу к уроку в 4 классе по изготовлению традиционной для белорусских мастеров вытинанки «Дерево жизни» [10, 11].

5. Практическое задание. Изготовьте демонстрационные композиции к урокам, состоящие из вытинанок определенного вида: «Хоровод снежинок» (розетковые вытинанки), «Замок Деда Мороза» (симметричные вытинанки), «Зимний пейзаж» (раппортные вытинанки), «Дерево жизни» (вытинанка, совмещающая несколько видов симметрии).

6. Подберите схемы вытинанок разных видов по тематическим блокам: «Летние вытинанки» (бабочки, цветы и т.д.), «Зимние вытинанки» (елка, снежинки, рождественские мотивы и т.д.), «Валентинки», «Пасхальные вытинанки».

Литература:

1. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения: Частные вопросы: Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, В.И. Романина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 23-26.

2. Жабiнская, М.П. Выцiнанка: метад. дапам.: Першы год навучання / М.П. Жабiнская. – Мн.: Полымя, 1996. – 95 с.

3. Журба, А.Ф. Працоўнае навучанне. 1 клас: падручнiк для 1-га кл. агульнаадукац. устаноў з бел. i рус. мовамi навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Адукацыя і выхаванне, 2010. – С. 44-45.

4. Журба, А Ф. Урокi працоўнага навучання ў 2 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнiкаў агульнадукац. устаноў з бел. мовай навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2007. – С. 86-93.

5. Журба, А Ф. Урокi працоўнага навучання ў 3 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнiкаў устаноў, якiя забяспечваюць атрыманне агул. сярэд. адукацыi, з бел. i рус. мовамi навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2005. – С. 93-97.

6. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2010. – С. 77-83.

7. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 4 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2008. – С.31-37.

8. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 2 класс: учебник для 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – С. 43.

9. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 3 класс: учебник для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – С. 58-59.

10. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 4 класс: учеб. пособие для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: НИО, 2007. – С. 26-27.

11. Захаренко, Т.Ч. Материалы к урокам трудового обучения / Т.Ч. Захаренко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.- 2012. - №10. – С. 76.

12. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I-IV классы. – Мн.: НИО, 2012. – С. 153-197.

13. Шарипова, О.Н. Кружок «Вытинанка» / О.Н. Шарипова // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. - 2010. - №8. – С. 72-77.

Конспект урока в 4 классе

Тема: Моделирование в технике оригами. Журавлик, машущий крыльями.

Цель урока: научить изготавливать динамические фигурки способом многократного сгибания и складывания бумаги.

Задачи урока:

- познакомить с базовой формой «птица», повторить складывание базовой формы «квадрат»;

-совершенствовать умения сгибания и складывания бумаги;

-учить читать иллюстрированную технологическую карту;

- развивать мелкую моторику рук, умения действовать по инструкции;

- воспитывать доброжелательное отношение к другим людям.

Оборудование: учебное пособие «Трудовое обучение» для IV класса [1]; цветная бумага.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сделаем глубокий вдох, выдох. Выдохнем всё отрицательное: переживания, неуверенность в своих силах. Улыбнёмся друг другу, вспомним приятные моменты из жизни и с этим настроением приступим к работе.

— Проверьте, все ли готово к уроку? (цветная бумага, учебник)

II. Вступительная беседа.

— Сегодня урок из раздела «Изготовление из­делий из бумаги и картона. Моделирование в техни­ке...». Соберите слово из букв:А, М, О, И, Р, Г, И.(Оригами.)

— Что такое оригами? (Оригами – это искусство складывания любых фигурок из бумаги без помощи ножниц и клея.)

— Давайте вспомним, какие изделия мы уже изготавливали в технике оригами в предыдущих классах?(учитель показывает фигурки в учебниках 1-3 классов, ученики вспоминают и называют их)

— Наши изделия с каждым годом всё усложнялись, мы знакомились с новыми базовыми формами, на основе которых складываются различные изделия.

— Расскажите об истории оригами. (ученики отвечают, учитель дополняет их ответы рассказом:

Искусство склады­вания бумаги зародилось в Японии много веков назад и первоначально имело религиозное значение. В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага»: «ори» - «сложенный», а «ками» - «бу­мага» и «бог» одновременно.

Бумажными фигурками украшали стены храмов, помещали на жертвенный костер.

Утратив со временем своё ритуальное предна­значение, оригами вышло за пределы храмов и до­стигло императорского дворца. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из при­знаков хорошего образования и изысканных манер. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Фигурки оригами служили гербом и печа­тью в некоторых знатных семьях. Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься в основ­ном женщины и дети. Оно стало частью традиций и обычаев, украшением японского быта, карна­вальных шествий, народных праздников. Во вто­рой половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в техни­ке оригами.

Бурное развитие оригами началось только после Второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера-оригамиста Акиры Йошидзавы. Этот удивительный человек ро­дился в 1911 году. Во время Второй мировой войны он был служащим военного завода. Именно тогда у него созрело решение придать традиционному для Японии искусству складывания бумаги новое звуча­ние. Он сделал оригами авторским, придумав сот­ни оригинальных фигурок. Именно Акира изобрёл единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.

Новое возрождение оригами также тесно связа­но со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда «люди» решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного экспе­римента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло ещё 200 тысяч че­ловек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обречённых на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - жу­равлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.

Движение «1000 журавликов» возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красоч­ные книги, буклеты, журналы, посвящённые этому искусству.

В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвящённый погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с под­нятыми к небу руками.

Двенадцатилетняя девочка после атомной бом­бардировки Хиросимы, больная лейкемией, Садако Сасаки молилась о мире на земле. В больнице Са­дако складывала журавликов. Она успела сделать только 644 журавлика... Её смерть послужила по­водом для сооружения памятника. Но волна удиви­тельной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бес­ценным грузом - бумажными журавликами, со­бранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны.)

– Что нового вы узнали из моего рассказа?Кто разработалединую универсальную систему знаков оригами? Почему японский журавлик является символом мира и жизни? (ответы учеников)

V. Планирование предстоящей работы.

- Работать мы будем по иллюстрированной тех­нологической карте. Откройте учебники на стр. 48. Для чего используются схемы в оригами? Что обозначают условные знаки, которые применяют в схемах?

– Назовите условные знаки, изображенные на странице 48. (слева направо: «сгиб долиной», «сгиб горой», «тяни», «переверни», «согни и расправь», «вогни внутрь», «раскрой», «повтори действие с обратной стороны», «поверни»).

– Скажите, на основе какой базовой формы мы будем складывать журавлика? («птица») А какая уже известная нам базовая форма лежит в основе формы «птица»? («квадрат»). Правильно, во II классе из базовой формы «квадрат» мы делали коробочку.

– Давайте определим последовательность (план) предстоящей работы:

1. форма «квадрат»;

2. форма «птица»;

3. «журавлик».

VI. Физкультминутка.

VIII. Практическая работа.

- Кто может без пояснений и поэтапной работы самостоятельно сложить модель журавлика? (Остальные работают с учителем пошагово)

- Приступаем к работе. Начнем с изготовления базовой формы «квадрат». Нам понадобится квадратный лист бумаги. Выберите из наборов цветной бумаги лист понравившегося цвета и сделайте из него квадрат. (Верхний правый угол листа бумаги совмещаем с противоположной стороной так, чтобы стороны со­впали. Лишний прямоугольник отгибаем и отрываем под линейку либо отрезаем ножницами.)

– Далее работаем по схеме на стр. 48. (Каждый этап разбирается по схеме в учебнике, ученик у доски выполняет его, остальные – повторяют)

1. Сложить квадрат пополам, совместив противоположные углы.

2. Сложить треугольник пополам. Линия сгиба расположена вертикально.

3. Загнуть один угол вверх, совмещая стороны, отогнуть в первоначальное положение.

4. Раскрыть кармашек по намеченным линиям сги­ба так, чтобы образовался небольшой ромбик.

5. Перевернуть фигуру на другую сторону. (Учени­ки повторяют самостоятельно этапы работы с другой стороны.)

6. Раскрыть кармашек так, чтобы образовался не­большой ромбик. Получается базовая форма «квадрат».

– Продолжим работу. Далее по плану - изготовление базовой формы «птица». Проверьте, чтобы полученный «квадрат» лежал на парте линиями сгиба виз, ромбом. Не переворачивайте заготовку.

7. Спереди согнуть две верхние стороны к централь­ной линии.

8. Перегнуть (согнуть и отогнуть) вверх нижний треугольник.

9. Отогнуть согнутые стороны.

10. Тянуть вниз один слой бумаги, сгибая его по ука­занным линиям. Две долины должны стать горами.

11. Перевернуть модель, повторить действия 7-10 с другой стороны.

— Базовая форма «птица» готова. Приступаем к изготовлению фигурки «Журавлик». (Рассматривание и анализ поэтапных приёмов складывания журавлика с базовой формы «птица». Учитель демонстрирует каждый шаг на доске на боль­шом листе бумаги, ребята повторяют. Если приём ре­бята не поняли, то учитель несколько раз повторяет.)

12. Повернуть базовую форму «птица». Два рас­ходящихся узких треугольника внизу.

13. Согнуть правый треугольник так, чтобы его внутренний край совпал с горизонтальной линией. Отогнуть треугольник и вогнуть внутрь по намеченным линиям. Получится хвост.

14. Сделать левый треугольник вдвое тоньше (обратить внимание учащихся) - спереди и сзади согнуть его края к центральной ли­нии.

15. Отогнуть левый треугольник и вогнуть его внутрь(обратить внимание учащихся). Вершину направить немного вверх. Получит­ся шея.

16. Небольшой уголок вогнуть внутрь. Получится головка.

17. С двух сторон фигурки перегнуть крылья вниз до упора.

18. Фигурка журавлика готова.

– Чтобы журавлик начал махать крыльями, необходимо держать фигурку за грудку и легонько потягивать за хвостик.

X. Рефлексия.

– В заключение давайте назовем слова, связанные с нашим сегодняшним уроком:

Ж – желание, жизнь (символ жизни);

У – усидчивость, умение, успех, удача (символ удачи);

Р– результат, радость;

А – аккуратность, Акиро, азбука (азбука оригами);

В – внимательность;

Л – логика;

И – интерес, искусство, изделие, игрушка;

К – Китай, квадрат.

XI. Уборка рабочих мест.

– Урок окончен. Уберите свои рабочие места.

Использованная литература:

1. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 4 класс: учеб. пособие для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: НИО, 2007. – С. 48-49.

2. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 4 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2008. – С. 112-116.

3. Мясоедова, Е.А. Моделирование в технике оригами. Изготовление фигурки «Журавлик, машущий крыльями» Урок труда в IV классе / Е.А. Мясоедова // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. – 2010. - №5. – С. 45-47.

4. Никонович, Н.Л. Изготовление фигурки «Журавлик, машущий крыльями» Урок труда в IV классе / Н.Л. Никонович // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. – 2010. - №5. – С. 47-49.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Актуальные вопросы преподавания трудового обучения

В начальных классах

Как правильно осуществить отбор учебного мате­риала на урок?

Главный документ, которым должен руководствоваться учитель при решении этого вопроса, - программа, утвер­ждённая Министерством образования Республики Бела­русь. Программой очерчены круг вопросов, подлежащих изучению, требования к уровню подготовки учащихся, по каждой теме рекомендуется на выбор учителя несколько изделий. Выполнение требований программы обязатель­но, но не все поделки должны быть выбраны из учебного пособия. Программой предоставляется учителю возмож­ность до 30% учебного времени использовать по собствен­ному усмотрению. В пособии по ряду тем предлагается несколько поделок. Учитель вправе предложить учащимся любое изделие, исходя из условий школы, особенностей своего класса. Главными критериями при отборе изде­лий должны быть:

- соответствие целям и задачам трудового обучения как учебного предмета;

- техническая, познавательная значимость изделий: воз­можность овладения знаниями, умениями в ходе изготовле­ния поделки;

- общественно полезная значимость изделий: потреб­ность в данном изделии для учебной деятельности в ходе изучения других предметов, для организации коллективно­го отдыха, для удовлетворения индивидуальных интересов и склонностей;

- возможность занять при выполнении работы всех уча­щихся класса.

Как оформить к уроку классную доску?

Организует младших школьников на работу, пробуждает интерес к предстоящей работе продуманная подготовка классной доски к уроку. Это могут быть: запись темы уро­ка, его девиз, иллюстрации, детские работы прежних лет или других классов, словарь терминов, встречающихся на уроке, которых нет на страницах пособия, памятка по выпол­нению работы, инструкционная карта, этапы работы по из­готовлению поделки.

Организации рабочего места, привитию учащимся умений и навыков трудовой культуры и правильной орга­низации своего и коллективного труда, соблюдение правил гигиены и техники безопасности на страницах и форзацах учебных пособий уделяется серьёзное внимание. Одно учебное пособие на парту приучает учащихся работать по нему вместе, помогая друг другу, если необходимо, ра­зобраться в последовательности выполнения работы. Важ­но правильно расположить пособие на парте. Лежащее на парте пособие занимает большую часть рабочего стола и провоцирует учащихся часть работы выполнять на учебном пособии. Учителя в начале урока повторяют с учащимися правила расположения учебного пособия, размещение ин­струментов, материалов, приспособлений, но как только дети приступают к практической работе они, зачастую, забывают о применении этих правил. Когда правила поняты и усвоены, нужно использовать любую возможность для их повторения, закрепления, применения на каждом этапе урока.

Что делать, если не хватает времени на практичес­кую работу учащихся?

Резервы времени для практической работы учащихся таятся в планировании каждого конкретного урока.

Программой предусмотрено большую часть учебно­го времени (не менее 80%, это 36 минут) отводить практической деятельности школьников. Вместе с тем подготовка к работе: постановка цели и темы учебной рабо­ты, рассматривание образцов и их анализ, планирование предстоящих трудовых операций сокращают время на прак­тическую работу. Но проведение их обязательно. Кроме того, основным источником новых знаний о технике, расширяю­щих политехнический кругозор учащихся на уроках трудо­вого обучения, являются краткие, образные, интересные сообщения и беседы, проводимые учителем. Они очень оживляют урок, содействуют пробуждению и развитию тех­нической мысли детей, их нравственному воспитанию. Часть такого материала может быть смещена во времени на дру­гие этапы урока. По ходу выполнения изделий учитель, например, может озвучивать подготовленные пословицы, поговорки, занимательный материал.

Ряд поделок, предлагаемых на урок

Наши рекомендации