Восстановление деталей гальваническим наращиванием.
Хромированиеосуществляется в сернокислом электролите. Этим методом восстанавливаются детали с незначительным износом (до 0,4 мм), а также антикоррозионные защитные покрытия из хрома, нарушенные в процессе эксплуатации.
Хромовые покрытия имеют большую твердость(700…800 НВ), низкий коэффициент трения и высокую коррозионную стойкость. По сравнению со сталью износостойкость электролитического хрома в 5…15 раз выше. Высокоуглеродистые и высококремнистые стали, чугуны, а также стали со значительным содержанием вольфрама и кобальта имеют низкую прочность сцепления с электролитическим хромом, а малоуглеродистые, углеродистые и низколегированные стали – высокую.
Недостатки хромирования:
− хрупкость покрытия;
− длительность процесса осаждения хрома и сложность подготовительных операций;
− низкий КПД и высокая стоимость операции.
В процессе хромирования можно получить три вида осадков:
− блестящие, твердость 6000-9000 МПа (для деталей, работающих на истирание, т.к. обладают высокой износостойкостью и повышенной вязкостью. Применяются при больших удельных давлениях и знакопеременных нагрузках);
− молочные,твердость 4000-6000 МПа (хорошо держат ударные нагрузки);
− матовые(не применяются, т.к. имеют большую твердость, хрупкость и низкую износостойкость).
Железнение– осаждение электролитического железа. В ремонтной практике для электролиза железа используют горячие хлористые электролиты. Электролитическое железнение в литературе часто называют осталиванием, т.к. осадки имеют мелкокристаллическую структуру, повышенную твердость и прочность по сравнению с железом, получаемым термическими способами.
Для гальванического осталивания (покрытия железом) рекомендуются электролитыследующего состава:
− для деталей с большими износами, требующих приработки трущихся поверхностей: хлористое железо – 650…700 г/л, соляная кислота – 0,8…1,0 г/л;
− для получения покрытий с повышенными механическими свойствами и твердостью до 500…550 НВ: хлористое железо – 450…500 г/л, хлористый натрий – 100 г/л, хлористый марганец – 10 г/л.
В результате электролиза железа на деталях наращивается слой толщиной до 3 мм.
Технологический процесс при железнениитакой же, что и при хромировании. Для повышения износостойкости деталей после железнения их хромируют или цементируют.
Кадмирование– электролитическое наращивание тонкого слоя кадмия на поверхность стальных изделий для защиты от атмосферной коррозии.
Меднение(омеднение) – электролитическое наращивание тонкого слоя меди на металлические (преимущественно стальные, цинковые или алюминиевые) изделия при изготовлении биметаллов, для образования, так называемого подслоя, при никелировании и хромировании, для облегчения пайки и т.д.
Серебрение– нанесение тонкого слоя серебра на поверхность изделий для повышения коррозийной стойкости, электрической проводимости, антифрикционных свойств, а также в защитно-декоративных целях. Серебрение металлических изделий осуществляется гальваническим способом, реже плакированием.
Анодирвоание(электрохимическое оксидирование) – электролитическое нанесение оксидной пленки на поверхность металлических изделий (главным образом из алюминия или его сплавов). Пленка защищает металл от коррозии, обладает электроизоляционными свойствами, служит хорошим основанием для лакокрасочных покрытий, используется в декоративных целях.
Оксидирование(окисление) – преднамеренное окисление поверхности металлических изделий, главным образом химическим или электрохимическим (анодирование) способом. Образующаяся окисная пленка играет защитную (пассивирование), технологическую (подслой) или декоративную роль.
Оценивание качества технического обслуживания.
При оценке качества работы ИТП учитывают: процент сдачи продукции ТО с первого предъявления; выполнение правил эксплуатации; применение средств измерений и наземного оборудования; инструмента и приспособлений; правил содержания рабочего места; соблюдение производственной и технологической дисциплины; отношение к выполнению служебного долга; стремление выполнить работу в срок и с высоким качеством; выполнение требований по экономии топливно-энергетических ресурсов, материалов и средств.
БИЛЕТ № 7