Осложнения и меры по их устранению
Вид осложнения | Причины осложнения | Пути устранения осложнения |
1. Поворот отклонителя; перекрывается прорезаемое «окно» колонны | Недостаточное зацепление отклонителя с колонной. Малые нагрузки на отклонитель в процессе его посадки. | Повторно спускается другой отклонитель и прорезается новое «окно» |
2. Смещение отклонителя вдоль оси скважины при его спуске или при райбировании «окна» в колонне | Заклинивание отклониетля при спуске вышезаданной отметки, наличие цементной корки, выступа на внутренней стенке колонны. | Проверка на сдвиг отклонителя с колонной |
Расклинивающее устройство не сработало. | Очистка внутренней стенки колонны скребком | |
Непрочно установлен мост | Повторно спускается другой отклонитель и прорезается новое «окно» | |
3. Преждевременный выход райбера за колонну.Образование «мертвой» | Чрезмерные нагрузки на райбер | Исправление «окна» райберами. (Повторение вскрытия «окна») |
4. Поглощение бурового раствора | Низкое пластовое давление | Дополнительное райбирование (исправление «окна») |
Рыхлые породы | Применение трехфазной пены при промывки |
В практике нередки и другие виды осложнений:
· остановка шаблона, геофизического шаблона;
· оставление шарошечного долота, геофизического шаблона;
· «потеря» ствола;
· недоход обсадной колонны (хвостовика) до проектной отметки;
· несрабатывание переводника при спуке хвостовика;
· отворот хвостовика при спуске;
· деформация хвостовика при перфорации или освоении;
· протирание эксплуатационной колонны первого ствола скважины бурильным инструментом и др.
ТЕХНОЛОГИЯ БУРЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ВТОРОГО СТВОЛА СКВАЖИНЫ
Бурение, промывка при бурении, спуск обсадной колонны (хвостовика), цементирование заколонного пространства второго ствола скважины производится по известной технологии.
Бурение вторых стволов осуществляется исключительно роторным способом.
Режим бурения
Число оборотов ротора, n = 120—160 об./мин.
Нагрузка на долото, Q = 6—8 т
Производительность насоса, q = 10 л/с
В отдельных случаях для сложных (твердых) пород применяются щадящие режимы:
число оборотов ротора, n = 60÷80 (52—60) об./мин.;
нагрузка на долото Q = 3÷5 (2÷3) т;
производительность насоса, q = 5÷7 л/с;
механическая скорость бурения — 2—4 м/час.
В качестве бурового раствора в начальный период может служить вода, затем нарабатывается в процессе работы естественный буровой раствор, с использованием которого и производится бурение. Для качественного вскрытия продуктивного горизонта применяют специальные буровые растворы.
Общим недостатком бурения вторых стволов в эксплуатационных скважинах является невозможность применения форсированных режимов бурения.
Крепление второго ствола эксплуатационной скважины обеспечивается колонной-хвостовиком, диаметр которой выбирается в зависимости от диаметра эксплуатационной колонны и долота, которым бурится второй ствол.
В качестве обсадной трубы для колонны-хвостовика часто используются насосно-компрессорные трубы с обточенной муфтой по наружному диаметру для свободного ее прохода через «окно».
Например: для спуска хвостовика в эксплуатационную колонну диаметром 168 мм (диаметр отрытого ствола 140 мм) используют НКТ диаметром 114 мм с обточкой муфт до диаметра 122 мм.
Низ хвостовика оборудуется направляющим башмачным патрубком и обратным клапаном. Верхний конец колонны-хвостовика устанавливается на 15-20 м выше окна и оборудуется воронкой. Спуск колонны производится на бурильных трубах. Спуск колонны сопровождается неблагоприятными условиями:
—наклонно-расположенный ствол и отсутствие центраторов колонны:
—малые кольцевые зазоры;
—наличие в разрезе сильно дренированных, поглощающих горизонтов.
Для качественного крепления второго ствола скважины необходимо:
—применять расширители в открытом стволе;
—производить тщательно промывку ствола скважины перед и после спуска колонны;
—применять специальные буферные жидкости, способные удалять трехфазную пену (буровой раствор) из застойных зон;
—применять облегченный тампонажный раствор;
—производить расхаживание колонны, используя соответствующую схему обвязки на устье скважины;
—обеспечивать достаточную скорость восходящего потока раствора при цементировании.