Мультимедиа–дизайн. Особенности инфографики
Слово мультимедиа в буквальном переводе означает много средств для представления информации пользователю. Компьютер без средств мультимедиа сегодня уже не считается полноценным. Многие относятся к этим средствам чуть ли не как к возможности превратить свою жизнь в сказку. Это, пожалуй, преувеличение, хотя иногда и оправданное.
Термин мультимедиа используют для характеристики компьютерных систем, графической, звуковой, видео и иной информации. Существенно, что этот синтез и обработку информации сегодня удаётся выполнять практически в реальном времени, то есть без ощутимой пользователем задержки во времени. Расцвет мультимедиа в середине 90–х годов связывают с быстродействием и памятью, достигнутыми в системах Pentium, и в частности, с возможностями записи и воспроизведения больших объёмов информации с помощью компакт-дисков CD–ROM. До этого времени по техническим причинам использование компьютерных средств для нужд образования, науки, искусства выглядело довольно блекло по сравнению с традиционными средствами. Однако сегодня средства мультимедиа имитируют реальность для многих целей вполне удовлетворительно [11].
Существенно, что имитация реальности с помощью мультимедийных средств происходит в диалоговом режиме. Пользователь имеет возможность постоянного взаимодействия с программой. В любой момент можно запросить необходимую информацию, представить её в разнообразном удобном для себя виде, а также получить оценку от программы правильности действий пользователя. Развитие диалоговых систем мультимедиа привело к появлению учебников, энциклопедий, атласов, журналов, художественной литературы с «живыми» картинками и звуком.
Многие считают наиболее интересным использование средств мультимедиа для формального участия дилетанта в эффектной модернизации произведений искусства. Уже сегодня с помощью компьютера новичок может подправить в своём стиле картину классика эпохи Возрождения или музыку знаменитого автора, а также изменить сюжет в видеофильме известного режиссёра. Уже сегодня компьютер может спеть современную песенку голосом и в манере давно умершего певца. Естественно, что всё это называет немало споров среди специалистов, обывателей и медиаманов [8].
Инфографикой можно назвать любое сочетание текста и графики, созданное с намерением изложить ту или иную историю, донести тот или иной факт. Инфографика работает там, где нужно показать устройство и алгоритм работы чего-либо, соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, продемонстрировать тенденцию, показать как что выглядит, организовать большие объёмы информации.
Инфографика – это визуальное представление информации. Используется там, где сложную информацию нужно представить быстро и чётко.
Особенности инфографики
§ графические объекты,
§ полезная информационная нагрузка,
§ красочное представление,
§ внятное и осмысленное представление темы.
Основные правила успеха инфографики
§ простота,
§ одна идея в одной работе,
§ интуитивно понятные символы и обозначения,
§ ручная графика.
Первыми стали использовать инфографику издатели газеты USA Today, запустившие свой проект в 1982 году. За несколько лет газета вошла в пятерку самых читаемых изданий страны. Одним из наиболее заметных и востребованных читателями нововведений USA Today стали детальные, хорошо прорисованные картинки с поясняющими комментариями – инфографика. Американские читатели быстро поняли и приняли преимущества такого способа передачи информации – инфографика передавала сообщение быстрее, чем текст (один качественно сделанный рисунок заменял несколько страниц текста) и подробнее, чем стандартная иллюстрация (благодаря детальности рисунка и точным тезисным комментариям). Со временем выяснилось, что инфографика является не только технологией, не только сферой бизнеса, но и искусством. При этом степень владения этим искусством напрямую влияет на доходность издательского бизнеса. Именно поэтому сегодня такие журналы как «Эсквайр» и «Нью-Йоркер» выделяют на создание инфографики 3–4 ведущих дизайнеров и одного журналиста – автора стержневой идеи [13].
Технологии и приемы.
Вся инфографика, делится на статичную и динамическую. И если первая подходит как для сайтов, так и для печатных СМИ, то динамическая инфографка содержит интерактивные элементы и анимацию может быть применена только на интернет-сайте. При создании инфографики часто используются такие интересные приемы и технологии как: трехмерная графика, рисование "руками", интеграция в схемы фото (в том числе панорамных) и видео материалов, а также анимация.
Применение инфографики в новостях.
Помимо классической статистики и карт, сегодня инфографика широко применяется и в качестве новостного продукта. Поясняющие схемы, схемы происшествий и реконструкции событий являются основными продуктами инфографики от РИА Новости [28].
Инфографика различна, так как под ней понимается справочная или иллюстрированная информация, представленная различными методами визуализации – при помощи графиков, диаграмм, гистограмм, ментальных карт (mind map –карты памяти), временных шкал (один из основных принципов анимированной инфографики) и т.д.
Также следует упомянуть такое понятие как плотность информации (плотность данных). По этому критерию инфографику можно разделить на два типа:
"Ненасыщенная". Простая, неконцентрированная инфографика построена вокруг нескольких цифр.
"Концентрированная" Плотная, сложная – построена (обычно) как совокупность изображения и целого ряда цифр.
Специализированное программное обеспечение для создания инфографики.
Программное обеспечение для работы с векторной графикой
· Adobe Illustrator
· Corel Draw
· Corel Designer
· Corel Painter
· Microsoft Expression Studio
· Inkscape
Программное обеспечение для работы с растровой графикой
· Adobe Photoshop
· Corel PhotoPainter
· Gimp
Программное обеспечение для работы с 3D–графикой
· AutoDesk 3D MAX
· AutoDesk 3D Maya
· Maxon Cinema 4d [6]
Приведем пример инфографики.
1. Презентация Смысла
Хорошая инфографика не изображает цифры, она представляет Идею.
Ниже приведен пример.
Идея ролика: до 91–го года СССР был одним из крупнейших импортеров зерна, а после 91–го Россия стала одним из крупнейших экспортеров.
Дизайнер изобразил последовательно два графика: импорт зерна в СССР по годам, и второй график – экспорт из России (после 91–го). Чтобы не было скучно, один график он показал столбиками, а второй – линией. Это
были совершенно разные слайды (рис.1).
Рис.1 Столбиковая и линейная диаграмма |
Ошибка такой визуализации состоит в том, что она полностью убила Идею. Получились просто два графика, визуально никак между собой не связанные. Решение проблемы заключается в том, что нужно всего лишь эти графики совместить (рис.2).
Рис.2 Комбинированная диаграмма
Ошибка заключалась в том, что дизайнер в этом случае думал о красоте и разнообразии, а не о том, как донести Идею.
2. Управление вниманием
«Видео» в слове «видеоинфографика» подразумевает, что будет использоваться анимация. Это мощный инструмент визуализации, но это также и мощный отвлекающий фактор.
Причин для использования анимации существует лишь три:
1. Чтобы показать, как меняются цифры со временем («четвертое измерение»).
2. Чтобы управлять вниманием зрителя.
3. Чтобы зритель не заснул.
С первой причиной все более-менее понятно, с третьей – тоже (разрушение визуальной монотонности, хоть какое-то спасение для скучной и пустой презентации). Необходимо более подробно остановиться на второй причине использования анимации.
Предположим, что необходимо сделать несложную графику на тему автомобильного рынка России. У нас есть данные:
1. Продажи автомобилей по годам.
2. Распределение продаж (иномарки/отечественные) по годам.
3. Самые популярные марки автомобилей в этом году.
Как можно выполнить данную визуализацию?
Простым решением может стать рисование трех диаграмм (рис.3).
Рис.3 Виды диаграммы
Рассмотрим способы правильного использования анимации для улучшения качества презентации.
Использование простейших эффектов перехода от одного слайда к другому не будет помогать зрителям вникать в суть дела.
На простом примере рассмотрим правильное использование анимации при подготовке презентации.
Рисуем динамику продаж, график. Сначала зрителю надо дать время, чтобы прочитать заголовок. Анимация как бы рассказывает зрителю историю (рис.4).
Рис.4. Диаграмма с использованием анимации №1
Далее – доля иномарок отечественных. Площадь под предыдущим графиком поделим на два цвета, и добавим две подписи – «иномарки» и «отечественные». Зрителю не придется расшифровывать новый слайд – анимация плавно привлечет внимание к новым данным, и он видит уже не только динамику продаж, но и за счет чего эта динамика достигнута – за счет увеличения продаж иномарок. По сути, даже не надо читать новый заголовок (рис.5).
Следующая задача – показать самые популярные бренды. И снова можно сделать хороший логический анимационный переход. Тот же график разворачиваем к зрителю «в профиль» (рис. 6).
Рис.5 Диаграмма с использованием анимации №2
Рис. 6 Диаграмма с использованием анимации №3
Получившийся столбик (а это не что иное, как объем продаж в 2008–ом) остается поделить на блоки, в соответствии с популярностью марок. На данной диаграмме речь идет о продажах за последний год.
Этот принцип и называется «управление вниманием», и он – один из ключевых в создании видеоинфографики. Он позволяет сделать ролик легким для восприятия, интересным и притягивающим внимание (рис.7)[24].
Рис. 7 Диаграмма с использованием анимации №4