Игра с волчками, проведение эксперимента.
Покрутите волчок без помощи рукоятки. У кого дольше прокрутится волчок?
А теперь сделайте зубчатую передачу и раскрутите волчок при помощи ручки. Конструкция должна стоять ровно, ось будет выполнять роль точки опоры.
(11 слайд) Понаблюдайте за шестерёнкой, как она будет быстрее крутиться, если вы раскрутите её рукой или ручкой с зубчатой передачей? Если при раскручивании в зубчатой передаче будет участвовать маленькая и большая шестерёнка или средняя и большая? При каком раскручивании наш волчок будет устойчивым? Неустойчивым?
Рефлексия
С какой деталью мы сегодня познакомились?
Как сделать так чтобы одна шестерёнка раскручивала другую?
Когда будет волчок более устойчив, при каком раскручивании?
Всё ли у вас получилось сегодня на занятии? Что не получилось? Какие были трудности?
Похлопайте себе в ладошки, вы сегодня молодцы! (12 слайд)
Рабочий лист
Занятие 3
Тема: Зубчатая передача
Возрастная категория: старшая, подготовительная группа детского сада
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цель: Конструирование по инструкции и испытание простого механизма.
· Уменьшение скорости вращения
· Увеличение скорости вращения
· Зацепление под углом
Для выполнения этого задания ученики должны быть знакомы с основными терминами, связанными с темой зубчатых колес:
• Ведущее зубчатое колесо
• Ведомое зубчатое колесо
• Зацепляться
Задачи:
1. Формировать умение анализировать, рассуждать и ставить эксперименты.
2. Способствовать развитию навыков конструирования, развитие пространственного и логического мышления, мелкой моторики рук.
3. Влиять на формированием коммуникативных навыков у детей
4. Воспитывать трудолюбие и аккуратность в работе по средствам конструктора Lego.
Количество детей в классе: 10
Понятийный аппарат: шестерёнка, ось, зубчатая передача, равновесие, устойчивый, неустойчивый, скорость, вращение, точка опоры.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать/понимать:
· названия деталей конструктора;
· способы крепления деталей друг к другу;
· механизм построения зубчатой передачи;
· меры безопасности при работе с оборудованием;
Дети должны уметь:
· быстро найти нужную деталь конструктора;
· скреплять детали конструктора между собой;
· выделять путь решения в зависимости от поставленной задачи;
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, игровой, исследовательский
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.Оборудование: Lego 9656 по количеству учащихся, мультимедийное оборудование.
Время занятия: 30 минут
План занятия:
1. Организационный момент-1минута
2. Беседа -7 минут
3. Постановка цели и задач - 2
4. Физминутка – 2 минуты
5. Конструирование- 12 минут
6. Проведение исследования - 4 минут
7. Рефлексия - 2 минуты
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Беседа. Установление взаимосвязей
-Дима и Катя любят ходить на ярмарку. Больше всего им нравится кататься на карусели. Так весело кружиться, махая рукой друзьям и родным!
-А вам нравятся карусели?
-Что вам нравится в них больше всего?
-Как вы думаете, какой простой механизм заставляет карусель крутиться?
-Давайте построим карусель!
3. Постановка цели. Создадим карусель по инструкции.
4. Физминутка.
5. Конструирование.
Инструкция по сборке
Сначала постройте модель карусели А6 и заставьте ее крутиться. Используйте Инструкции по сборке А, страницы с 34 по 42, шаги с 1 по 11. После того как вы построили модель карусели А6, сделайте следующее: • Поверните желтую рукоятку и убедитесь, что карусель крутится. • Убедитесь в том, что минифигурка надежно закреплена. Ученики могут использовать фигурку Димы или Кати, но им нужно объяснить, что легче сосчитать, сколько раз карусель сделает полный оборот, когда на карусели закреплена только одна минифигурка.
6.Проведение исследования.
Посчитайте количество зубьев на колесах. Отсчет начинайте от точки.
В модели А6 используются два зубчатых колеса: прямозубое зубчатое колесо (8 зубьев) и коронное зубчатое колесо (24 зуба).
Внимательно посмотрите на картинки моделей и сравните модель карусели А6 с моделью карусели А7.
• Обведите отличие кружком.
• Что вы заметили? Объясните, чем отличаются модели. При сравнении модели А6 с моделью А7 ученики должны заметить разницу в размере и количестве зубчатых колес.
Теперь внимательно посмотрите на картинки моделей и сделайте прогноз. Если сравнивать модели А6 и А7, то, по-моему, карусель модели (А6/А7) будет крутиться быстрее. Пусть ученики обсудят, как влияют различные зубчатые колеса на движение карусельки. Правильный прогноз — модель А7. Но на данном этапе не так важно, дадут ли ученики правильный ответ, — важно, чтобы они сделали прогноз, который можно было бы впоследствии проверить. 5. Испытание карусели модели А6. •
Если вы хотите, чтобы Дима или Катя сделали один полный круг, сколько раз вам нужно повернуть рукоятку? Покажите ученикам исходное положение рукоятки и минифигурки.
Пусть они попробуют выполнить задание несколько раз, для того чтобы убедиться в том, что их наблюдения верны. Ученики должны записать свои ответы в Рабочие листы. Для того чтобы модель карусели А6 сделала один оборот, ученикам придется повернуть рукоятку три раза. Передаточное отношение составляет 3:1 (так как 24/8 = 3/1), это понижающая передача, поэтому карусель вращается медленно. Ученики должны узнать, что зацепление под углом позволяет передавать вращательное движение под углом 90 градусов. Примечание. По возможности сохраните карусель А6, для того чтобы ученики могли сравнить ее с каруселью А7.
Рабочий лист