Глава II. Информационные технологии. Определение и сущность понятия
Теоретическую основу информационных технологий составляют важнейшие понятия и законы информатики. В свою очередь понятие «информатика» тесно связано с понятием «информация». Т.е. фундаментальным понятием информатики является понятие информации.
Рассмотрим сущность понятия «информации»
Информация и данные
Информация относится к классу первичных понятий, по которому нельзя дать точного определения. Под ней обычно подразумевают некоторую совокупность сведений, позволяющих расширить наши представления о тех или иных объектах и явлениях окружающего нас мира, их взаимодействии и состоянии.
Информация – (от латинского informatio – разъяснение) – сведения об объектах и явлениях, уменьшающие степень неполноты знаний – степень неопределенности. Кроме этого определения, встречаются и другие, например, «отражение реального мира с помощью сведений».
Источником информации является сообщение. Сообщения – материально реализованные представления информации, нередко определенным образом закодированные. Оно представляет собой последовательность состояний (сигналов) источника информации, разворачиваемую по времени. Сигнал (от латинского signum – знак) представляет собой любой процесс, несущий информацию. Пример сообщения – письмо. Почта - один из древнейших способов передачи сообщений (голубиная). Люди научились также очень быстро передавать информацию с помощью электрического тока (проводные линии связи), радиоволн (беспроводные линии радиосвязи) и света (оптические лазерные и световолоконные линии связи).
Сообщение – это совокупность сигналов, представленных на некотором носителе и закодированных с помощью некоторого языка (естественного или искусственного) в некоторой принятой человеком мере. Для человека мерой формирования сообщений, фиксации объектов и событий являются пространство и время, которые дают возможность использовать соответствующие им метрики: длину, площадь, объем, вес, силу, знаки, символы.
Каждое сообщение содержит в себе образ, смысл совокупности образующих его закодированных сигналов источника, т.е. информацию. Каждый человек из сообщения извлекает информацию в зависимости от своего способа его отражения, восприятия.
Таким образом, опираясь на выбранную иерархическую структуру понятия, дадим обобщенное определение понятия «информация».
Информациядля человека – это осмысленные и интерпретированные на основе механизма чувственного восприятия и отражения образы объектов, событий или действий, проявляющих себя посредством сигналов, кодирование которых в пространственно-временной мере на некотором физическом носитель делает их источниками сообщений.
Свойства информации
Информация обладает разными свойствами. Человек - существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией. Участники дискуссии должны владеть тем языком, на котором ведется общение, тогда информация будет понятной. Информация должна быть полезной, тогда дискуссия приобретает практическую ценность. Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной.
Свойства информации:
1. Объективность информации. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения
2. Адекватность. Степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что автор вложил в ее содержание
3. Достоверность информации. Это ее соответствие объективной реальности окружающего мира, если отражает истинное положение дел
4. Полнота информации. Полнота информации связана с тем, насколько много в ней сведений, позволяющих получателю информации достичь своей цели. Т.е. это достаточность информации для принятия решения. Она зависит от полноты данных и от наличия необходимых методов.
5. Доступность. Это мера возможности получить информацию при необходимости.
6. Актуальность (своевременность) информации. Актуальность информации определяется необходимостью ее немедленного использования для достижения какой либо цели. Или - степень соответствия информации текущему моменту времени.
7. Ценность информации. Ценность информации определяется тем, насколько она важна для достижения цели, стоящей перед ее получателем.
8. Эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы или объёма информации с точки зрения потребителя.