Информационные системы и технологии

Передача и преобразование информации, Понятие информационной системы. Классификация информационных систем. Документальные и фактографические информационные системы. Средства реализации информационных систем. Модели информационных систем. Понятие информационной технологии. Классификация информационных технологий. Информационные технологии конечного пользователя. Технологии открытых систем. Сетевые информационные технологии. Интеграция информационных технологий. Облачные технологии. Уровни облачных сервисов (PAAS, IAAS и др.).

ПРИМЕРНЫЕ Вопросы для подготовки к
ГОСУДАРСТВЕННОМУ экзамену

Вычислительные системы, сети и телекоммуникации

1. Классификация ВС по разным признакам: по методу управления, по типу применяемых ЭВМ, по степени территориальной разобщенности, по назначению и др. Типовые структуры, организация функционирования ВС, особенности программного обеспечения многомашинных и многопроцессорных ВС.

2. Классификация ЭВМ по быстродействию, по назначению, по принципу действия и др. Основные характеристики ЭВМ различных классов.

3. Режимы работы ЭВМ: однопрограммный и мультипрограммный, режим разделения времени, режим реального времени, многозадачный и многопоточный режимы.

4. Элементная база ЭВМ, основные параметры элементной базы, классификация узлов и элементов ЭВМ. Проблемы развития элементной базы.

5. Основная память (ОП): назначение, основные характеристики, модульная структура, конструктивное исполнение, состав и принцип действия ОП. Размещение информации в ОП. Кэш-память: назначение, конструктивное исполнение, характеристики.

6. Принципы управления внешними устройствами. Последовательный и параллельный интерфейс ввода-вывода. Интерфейс системной шины и внешних устройств, организация совместной работы внешних и центральных устройств.

7. Внешние запоминающие устройства: назначение, классификация, основные характеристики, логическая структура магнитного диска, форматирование, принцип действия. Оптические диски: типы, конструктивное исполнение, характеристики. Стриммеры. Особенности применения ВЗУ.

8. Системы визуального отображения информации (мониторы, адаптеры мониторов, графопостроители), принцип действия, основные характеристики современных мониторов и адаптеров.

9. Устройства ввода данных в информационных системах: клавиатура, манипуляторы, сканеры, видеокамеры, устройства графического ввода. Устройства печати: принцип действия, характеристики современных принтеров.

10. Понятие ТВС, сервера, рабочей станции. Аппаратное, программное и информационное обеспечение ТВС. Классификация ТВС: по принципу территориальной рассредоточенности, способу управления, по принципу передачи информации и др.

11. Семиуровневая эталонная модель взаимодействия открытых систем. Назначение каждого уровня сетевой эталонной модели. Понятие протоколов и методов доступа к передающей среде. Управление взаимодействием прикладных процессов. Характеристика основных сетевых протоколов.

12. Типы и характеристики каналов связи. Кодирование и синхронизация данных, методы коммутации, коммутация пакетов – основной метод для передачи данных в сетях, понятие виртуальных каналов. Маршрутизация в сетях: назначение, методы маршрутизации.

13. Назначение, классификация, топология, протоколы, сетевое оборудование ЛВС. Понятие одноранговой и двуранговой сети, технологии клиент-сервер. Программное обеспечение ЛВС. Средства настройки и администрирования в одноранговых и двуранговых сетях.

14. Структура глобальной сети на примере сети Internet, особенности функционирования. Система сетевых коммуникаций и дисциплина обслуживания в Internet. Сетевые протоколы, адресация в Internet. Информационные ресурсы INTERNET: удаленный доступ TELNET, FTP - серверы, WWW – серверы, электронная почта, телеконференции и др..

15. Назначение, особенности функционирования, структура КВС, сетевое оборудование, программное обеспечение, традиционные и специфические методы и средства обеспечения безопасности информации в КВС.

Базыданных

16. Организация процессов обработки данных в БД. Ограничения целостности. Технология оперативной обработки транзакции (ОLТР–технология). Информационные хранилища. ОLАР-технология.

17. Информация. Основные свойства и определения. Состав и структура информационной системы. Основные понятия и определения.

18. Классификация информационных систем. Основные компоненты информационной системы.

19. Базы данных (БД). Принципы построения. Жизненный цикл БД.

20. Основные определения реляционных СУБД.

21. Сравнительный анализ аналитической информационной системы и базы данных.

Операционные системы

22. Понятие операционной системы, ее основные функции. Классификация операционных систем. Эволюция операционных систем. Особенности построения ОС для различных аппаратных платформ и областей исполнения.

23. Оболочки операционных систем. Их назначение, свойства и основные виды.

24. Файловая система. Ее назначение. Файл. Типы файлов. Физическая структура носителя информации. Понятие «сектор», «кластер» и их связь с адресацией доступа к файлам. Логическая организация файловой системы. Преимущества и недостатки каждого вида. Виды файловых систем.

25. Общая архитектура современной файловой системы. Совместимость файловых систем для различных ОС. Сравнительная характеристика архитектур Windows NT и Unix на базе микроядра.

26. Критерии выбора операционной системы для данного компьютера. Возможные схемы организации локальной сети. Порядок инсталляции операционной системы. Возможные варианты инсталляции.

27. Конфигурация жесткого диска. Инсталляция операционной системы.

28. Файлы «тонкой» настройки BOOT.INI.

29. Реестр Windows. Данные в реестре и их использование. Структура реестра Windows. Основные поддеревья, значимые элементы и типы данных.

30. Файловые менеджеры (FAR Manager, Total Commander, Volkov Commander, MC). Файловые оболочки (explorer, Aston). Понятие файла, папки. Политика пользователя локальной сети.

31. Состав ОС (ядро, утилиты, библиотеки, пакеты прикладных программ). Расширения файлов. Типы файлов (системные, пользовательские).

32. Основные команды MS-DOS их функции и назначение. Среда cmd.exe.

Проектирование информационных систем

33. Проектирование информационной системы (ИС). Понятия и структура проекта ИС. Требования к эффективности и надежности проектных решений.

34. Основные компоненты технологии проектирования ИС. Методы и средства проектирования ИС. Краткая характеристика применяемых технологий проектирования.

35. Требования, предъявляемые к технологии проектирования ИС. Выбор технологии проектирования ИС. Каноническое проектирование ИС.

36. Стадии и этапы процесса проектирования ИС. Состав работ на предпроектной стадии, стадии технического и рабочего проектирования, стадии ввода в действие ИС, эксплуатации и сопровождения.

37. Состав проектной документации. Состав, содержание и принципы организации информационного обеспечения ИС. Проектирование документальных БД: анализ предметной области, разработка состава и структуры БД, проектирование логико-семантического комплекса.

Информационная безопасность

38. Международные стандарты информационного обмена. Понятие угрозы.

39. Информационная безопасность в глобальных сетях.

40. Три составляющих информационной безопасности. Защита. Основные нормативные руководящие документы, касающиеся государственной тайны.

41. Назначение и задачи в сфере обеспечения информационной безопасности на уровне государства. Основные положения теории информационной безопасности информационных систем.

42. Таксономия нарушений информационной безопасности вычислительной системы и причины, обуславливающие их существование.

43. Анализ способов нарушений информационной безопасности. Использование защищенных компьютерных систем.

44. Методы криптографии. Основные технологии построения защищенных ЭИС.

45. Разновидности информационных угроз: вирусы, атаки. Классификация вирусов. DDOS и DOS атаки.

46. Средства обеспечения информационной безопасности (антивирусы, файерволы, резервное копирование). Политика паролей.

47. Стандарты информационной безопасности (оранжевая книга, гармонизированный критерий Европейских стран, документы гостехкомиссии России, рекомендации Х.800). Характеристики, назначение, состав.

Интеллектуальные информационные системы

48. Базовые понятия Искусственного Интеллекта. Основные характеристики ИИ.

49. Философские аспекты проблемы систем ИИ (возможность существования, безопасность, полезность)

50. Экспертные системы, основные понятия, составные блоки ЭС, типы людей, которые взаимодействуют с ЭС.

51. Логический язык программирования – Prolog, реализация простой программы «Интересы людей», логика работы программы на Prolog.

52. Представление знаний в продукционной, фреймовой и семантической моделях.

53. Представление знаний в формальных логических системах.

Информатика и программирование

54. Понятие информации. Виды и свойства информации. Меры информации.

55. Кодирование информации. Системы счисления.

56. Понятие программного обеспечения персонального компьютера и его уровни.

57. Базовое программное обеспечение. Системное программное обеспечение.

58. Классификация служебного программного обеспечения.

59. Классификация прикладного программного обеспечения.

60. Архитектура ПК. Магистрально-модульный принцип построения ЭВМ. Принципы фон Неймана.

61. Внутренние устройства ПК. Процессор. Память. Системная магистраль.

62. Периферийные устройства компьютера. Внешняя память.

63. Устройства вывода информации. Мониторы, принтеры, плоттеры, синтезаторы звука, средства мультимедиа и др.

64. Устройства ввода информации. Клавиатура, манипуляторы, сканеры и др.

65. Локальные вычислительные сети. Аппаратные компоненты локальной сети.

66. Адресация и маршрутизация в сети Интернет. Глобальная сеть Интернет. Сервисы сети Интернет.

67. Этапы решения задач на ЭВМ.

68. Понятие алгоритма и его свойства.

69. Способы описания алгоритмов. Графическое представление алгоритмов. Блок – схемы. Базовые алгоритмические структуры: линейная, ветвление, цикл.

Теория систем и системный анализ

70. Системный подход и системный анализ. Принципы системности.

71. Классификация систем: по происхождению, по степени сложности, по степени взаимодействия с внешней средой, по характеру поведения.

72. Характеристика и взаимосвязь этапов анализа и синтеза в исследовании систем. Понятия подсистемы, элемента, структуры системы.

73. Понятие управления. Обобщенная структурная схема системы управления.

74. Классификация систем управления в зависимости от степени участия человека в управлении.

75. Фазы управления предприятием. Их характеристика и взаимосвязи.

76. Роль и место задач принятия решений в управлении предприятием.

77. Понятие адаптивной системы. Виды адаптации.

78. Основные структурно-логические элементы теории систем.

79. Дерево целей: назначение, элементы дерева целей, построение и графическое представление.

80. Определение модели, основные требования к моделям.

81. Моделирование как метод научного исследования: определение, общая схема процесса моделирования, особенность модельного эксперимента.

82. Классификация моделей.

83. Назначение и особенности функциональных и структурных моделей.

84. Назначение и особенности оптимизационных моделей.

85. Задача принятия решения: постановка, понятие альтернативы, критерия выбора.

86. Основные участники процесса принятия решения. Полномочия и функции ЛПР и эксперта.

87. Типы шкал для характеристики и оценки альтернатив.

88. Критерии и способы выбора альтернатив: критерий Вальда, Гурвица, среднего, взвешенного среднего, выбор по главному критерию, выбор по критерию «эффект/затраты».

89. Принятие решений в условиях риска: особенности постановки задачи и критерий выбора в условиях риска.

90. Принятие решений в условиях неопределенности: особенности постановки задачи и критерий выбора в условиях неопределенности.

91. Экспертиза: назначение в задачах принятия решений, общая схема организации экспертизы.

92. Постановка и решение задачи экспертного оценивания значения показателя.

93. Постановка и решение задачи экспертного ранжирования альтернатив.

94. Постановка и решение задачи экспертного формирования исходного множества альтернатив.

95. Предмет и задачи экономического анализа.

96. Оценка количественного влияния факторов на изменение показателей: постановка задачи, характеристика и недостатки метода дифференциального исчисления.

97. Оценка количественного влияния факторов на изменение показателей: постановка задачи, характеристика и недостатки метода цепных подстановок.

98. Задача комплексной оценки хозяйственно-финансовой деятельности. Характеристика методов сумм, расстояний, суммы мест.

Программная инженерия

99. Программный продукт и его основные характеристики. Составляющие стоимости ПО.

100. Программный процесс и модель программного процесса. Методы программной инженерии. CASE системы.

101. Технология, стандарт и сертификация. Роль стандартов в программной инженерии.

102. Основные стандарты программной инженерии.

103. Жизненный цикл программного продукта. Процесс, действие, задача жизненного цикла. Фазы (этапы) жизненного цикла и их связь с процессами.

104. Основные процессы жизненного цикла ПО (ISO12207 и ISO 15504).

105. Вспомогательные процессы жизненного цикла ПО (ISO12207 и ISO 15504).

106. Организационные процессы жизненного цикла ПО (ISO12207 и ISO 15504).

107. Обзор типов моделей ЖЦ ПО.

108. Особенности управления ИТ-проектами. Треугольник ограничений проекта.

109. PMBOK: девять областей управленческих знаний.

110. Ролевая модель команды. Роли и их ответственности.

111. Модель управления командой. Критерии выбора модели.

112. Роль и способы общения в команде. Преимущества и недостатки различных способов общения.

113. Корпоративная политика. Типы внешних стратегий команд.

114. Основные фазы эволюции методов обеспечения качества. Роль стандартов в обеспечении качества.

115. ISO12207. Процессы обеспечения качества, верификации и аттестации.

116. ISO15504. Схема проведения и факторы успеха процесса аттестации.

117. Основы программной инженерии по SWEBOK.

118. Области знаний по SWEBOK.

119. Проектирование и конструирование программного обеспечения по SWEBOK.

120. Жизненный цикл проекта и организации по PMBOK.

121. Процессы управления проектами по PMBOK.

122. Управление сроками проекта по PMBOK.

123. Управление рисками проекта по PMBOK.

124. Процессы и области знаний в PMBOK.

125. Группы процессов по PMBOK. Взаимосвязь групп.

Информационные системы и технологии

126. Понятие информационной системы. Основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности.

127. Информационная система (ИС). Задачи и функции ИС. Состав и структура информационных систем, основные элементы, порядок функционирования.

128. Классификация информационных систем, документальные и фактографические системы.

129. Информационные коммуникации и системы информационного обмена. Концептуальные основы и алгоритм информационного поиска.

130. Мировые информационные ресурсы, их структура и классификация.

131. Фактографические системы: предметная область (ПО), концептуальные средства описания, модель сущность-связь. Модели данных.

132. Организация данных в документальных информационных системах.

133. Уровневая модель представления информации в полнотекстовых базах данных. Человеко-машинные интерфейсы.

134. Управление поиском и организация интерфейсных объектов. Поведение пользователей при взаимодействии с АИПС. Исследование эффективности использования средств и технологий поиска.

135. Классификация информационных технологий.

136. Критерии оценки информационных технологий.

137. Информационные технологии конечного пользователя: пользовательский интерфейс и его виды; технология обработки данных и его виды; технологический процесс обработки и защиты данных.

138. Сетевые информационные технологии: электронная почта, телеконференции, доска объявлений; авторские информационные технологии; гипертекстовые и мультимедийные информационные технологии.

139. Интеграция информационных технологий: распределенные системы обработки данных; технологии «клиент-сервер»; информационные хранилища; системы электронного документооборота; геоинформационные системы; глобальные системы; видеоконференции и системы групповой работы; корпоративные информационные системы.

140. Облачные технологии. Уровни облачных сервисов (PAAS, IAAS и др.).

ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ для подготовки к государственному экзамену

Критерии оценки ответов студентов

Ответ студента на итоговом экзамене оценивается на закрытом заседании Итоговой аттестационной комиссии и определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Оценка «ОТЛИЧНО» ставится, если:

- студент строит ответ логично в соответствии с планом;

- обнаруживает глубокое знание основных понятий дисциплин и в полной мере раскрывает содержание вопроса;

- уверенно отвечает на дополнительные вопросы;

- в полном объеме представлен результат практических заданий;

- грамотно использует научную лексику.

Оценка «ХОРОШО» ставится, если:

- выпускник строит ответ в соответствии с планом;

- обнаруживает хорошее знание основных понятий и достаточно полно раскрывает содержание теоретического вопроса;

- не в полном объеме выполнены практические задания;

- допускает неточность при ответе на дополнительные вопросы.

- грамотно использует научную лексику.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если:

- студент недостаточно логично выстраивает ответ;

- обнаруживает слабость в развернутом раскрытии содержательных вопросов профессиональных дисциплин, хотя основные понятия раскрываются правильно;

- не предоставлено в полном объеме решение практических вопросов;

- демонстрирует высокую степень неуверенности при ответе на дополнительные вопросы;

- ограниченно использует научную лексику.

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»ставится, если:

- выпускник оказывается неспособным правильно раскрыть содержание основных понятий и теорий;

- проявляет стремление подменить научное обоснование проблемы рассуждением бытового плана;

- не представлено решение практических вопросов;

- допускает в ответе ряд серьезных неточностей.

- защита выпускной квалификационной работы

Примерная тематика выпускной квалификационной работы для 09.03.03 - Прикладная информатика. Профиль: Прикладная информатика в экономике»»

1. Организация работы индивидуального предприятия средствами web-технологий

2. Проектирование информационной системы предприятия на основе сетевых ресурсов

3. Использование CASE – инструментов для проектирования программного обеспечения коммерческой организации

4. Облачные технологии для реализации электронного бизнеса предприятия

5. Разработка информационных мероприятий по улучшению финансово-экономической деятельности коммерческой организации

6. Проектирование автоматизированной системы для предприятия на основе SCADA-систем

Наши рекомендации