Неисправности колесных пар и способы их устранения
9.1 Неисправности колесных пар, их составных частей и методы устранения приведены в таблице 9.
Таблица 9 – Методы устранения дефектов колесной пары и ее составных частей
Наименование дефекта | Методы устранения | |
1 Оси | ||
1.1 Радиальное биение шеек более допустимых значений | В зависимости от причины дефекта устранить обработкой шеек (обточкой или шлифовкой) или восстановлением центрового отверстия. | |
1.2 Трещины поперечные и наклонные: | ||
а) на любой части оси (кроме подступичной) независимо от срока службы | Устранить обточкой. Обточку проводить не менее чем на 0,5 мм в глубину за пределы трещины с последующим упрочнением накаткой и проведением МПК*. Ось бракуется, если после обточки в пределах допуска трещины остаются. | |
Б) на подступичной части | Устранить обточкой, если глубина трещины не превышает 2 мм. Обточку проводить не менее чем на 0,5 мм в глубину за пределы трещины с последующим проведением МПК оси и упрочнением накаткой.* Ось бракуется, если после обточки в пределах допуска трещины остаются. | |
1.3 Трещины и плены продольные | Устранить обточкой или зачисткой в пределах допуска ремонтного размера. Обточку (зачистку) проводить не менее чем на 0,5 мм в глубину за пределы трещины с последующим проведением МПК *. | |
1.4 Волосовины (для новых осей) | ||
а) на галтелях оси | Устранить обточкой*. | |
Б) на цилиндрических поверхностях шеек и на подступичных частях оси | Устранить обточкой* или шлифовкой в пределах допуска ремонтного размера с последующей накаткой. Не допускаются волосовины: - если длина одной волосовины более 10 мм; - в любом поперечном сечении более: 3 шт. волосовин для прицепных вагонов МВПС, 2 шт. волосовин для локомотивов и моторных вагонов МВПС; - всего волосовин более: 5 шт. для немоторных вагонов МВПС, 4 шт. волосовин для локомотивов и моторных вагонов МВПС. Волосовины длиной до 2,0 мм на шейках | |
Продолжение таблицы 9 | ||
Наименование дефекта | Методы устранения | |
осей локомотива и моторного вагона МВПС, длиной до 3,0 мм на шейках осей прицепных вагонов при нескученном и нестрочечном их расположении не учитывают | ||
в) на предподступичных и средней частях оси | Не допускается если: для немоторных вагонов МВПС длина отдельной волосовины более 50 мм и более 3 шт. волосовин в любом поперечном сечении; для локомотивов и моторных вагонов МВПС длина отдельной волосовины более 25 мм и более 2 шт. волосовин в любом поперечном сечении. Устранить обточкой* или шлифовкой в пределах допуска ремонтного размера с последующей накаткой. Волосовины длиной до 3,0 мм при нескученном и нестрочечном их расположении не учитывают. | |
1.5 Риски поперечные, забоины, задиры на предподступичных частях и на шейках оси с подшипниками скольжения | Устранить обточкой* или шлифовкой с последующим проведением МПК. | |
1.6 Риски, задиры, забоины и коррозия на буксовых шейках и предподступичных частях оси с подшипниками качения | ||
а) риски и задиры поперечные на шейках | Риски и задиры глубиной до 0,5 мм не ближе 100 мм и глубиной до 1,5 мм не ближе 160 мм от предподступичной части оси зачистить. Площадь зачистки не должна превышать 15 % посадочной поверхности подшипника. После зачистки провести МПК. При размерах повреждения более указанных ось бракуется | |
б) риски и задиры продольные на шейках , предподступичных частях и шейках под моторно-осевые подшипники | Риски и задиры на шейках глубиной до 0,5 мм не более трех не ближе 50 мм от начала галтели, а на предподступичных частях глубиной до 1,0 мм без ограничения количества зачистить вдоль оси. При размерах рисок и задиров более указанных ось бракуется. | |
В) забоины на шейках и предподступичных частях | Острые края забоин глубиной до 0,8 мм не ближе 60 мм от начала галтели, общей площадью до 50 мм2 на шейках и глубиной до 1,0 мм на предподступичных частях общей площадью до 50 мм2 разрешается притупить, не оставляя выступов над поверхностью. | |
Продолжение таблицы 9 | ||
Наименование дефекта | Методы устранения | |
После этого поверхности шейки и предподступичные части проверить МПК. При больших размерах забоин ось бракуется. | ||
Г) коррозия на шейках и предподступичных частях | Коррозию на шейках глубиной до 0,8 мм не ближе 60 мм от начала галтели и на предподступичных частях глубиной до 1,0 мм устранить обточкой* или шлифовкой. | |
1.7 Непостоянство диаметра шеек в поперечном и продольном сечениях, прямолинейности шеек более установленных значений | Устранить обточкой* или шлифовкой. | |
1.8 Отклонение от прямолинейности оси, определяемое в центрах станка | Ось бракуется при превышении допуска прямолинейности, предусмотренного ремонтными чертежами. | |
1.9 Радиус галтелей шеек менее допустимых значений | Восстановить обточкой* фасонным резцом | |
1.10 Смятие галтелей осей с подшипниками качения при запрессовке или распрессовке | Разрешается исправление галтелей на станке галтельным резцом.* | |
1.11 Протертое место, забоины на средней части оси | При наличии протертого места более 3,0 мм, ось бракуется. При наличии протертого места в пределах допускаемых значений выполнить плавный переход от протертого места к образующей оси. Допускаются забоины глубиной не более 2 мм, общей площадью не более 100 мм2, с зачисткой острых кромок. | |
1.12 Диаметр шеек менее допустимых размеров | Ось бракуется. | |
1.13 Смятая или изношенная резьба на колесных парах с подшипниками качения | ||
а) на конце оси | При наличии поврежденной резьбы более 5% резьбу сточить, поверхность наплавить** и нарезать новую резьбу. При наличии поврежденной резьбы M110×4-6h осей типов РМ3, РМ5, РУ1 менее 5% разрешается калибровать резьбу с доведением до класса точности 8g по технологической документации ремонтного предприятия. | |
б) на торце оси под болты | Восстановить резьбовые отверстия на торце локомотивной оси в соответствии с технологической инструкцией «Восстановление дефектных резьбовых поверхностей и центровых отверстий локомотивных осей» ТИ 2351.25290.00001Р или другой утвержденной технологической документацией. Для МВПС: дефектную резьбу срезать, отверстия заварить, просверлить вновь и нарезать новую резьбу. | |
Продолжение таблицы 9 | ||
Наименование дефекта | Методы устранения | |
1.14 Забитые и разработанные центровые отверстия оси | Восстановить в пределах размеров, установленных в ремонтном чертеже в соответствии с технологической инструкцией «Восстановление дефектных резьбовых поверхностей и центровых отверстий локомотивных осей» ТИ 2351.25290.00001Р или другой утвержденной технологической документацией. | |
1.15 Следы электродугового ожога | Следы электродугового ожога на средней части оси удалить проточкой, зачисткой или шлифовкой с последующим проведением МПК. При следах ожога на других частях ось бракуется. | |
1.16 Наличие явно выраженных цветов побежалости на моторно-осевых шейках оси | Устранить обточкой* или шлифовкой | |
1.17 Риски и задиры на торцах оси с торцевым упором скольжения | Устранить обточкой в пределах допуска на размер по ремонтному чертежу. | |
1.18 Уменьшение диаметра под упорный подшипник | Восстановить наплавкой с последующей обработкой. | |
1.19 Риски и задиры на подступичной части оси | Устранить обточкой *. | |
2 Бандажи и ободья цельнокатаных колес | ||
2.1 Трещины поперечные или косые независимо от размера, количества и места расположения | Бандаж (цельнокатаное колесо) бракуется. | |
2.2 Трещины и плены продольные: | ||
а) на поверхности катания бандажа или обода цельнокатаного колеса, поверхности гребня и внутренней боковой поверхности | Устранить обточкой на станке до полного исчезновения в пределах допускаемых размеров согласно п.1.3 - 1.6 таблицы 8 настоящей Инструкции | |
б) на наружных боковых гранях бандажа или обода цельнокатаного колеса | Устранить шлифовальной машинкой. Глубина впадин допускается не более 3,0 мм. Общая их длина на одном бандаже или ободе цельнокатаного колеса не должна превышать 300 мм. Количество трещин в одном поперечном сечении не должно быть более двух у бандажей и более трех на ободьях цельнокатаных колес. Не допускаются трещины на расстоянии 15 мм от цилиндрической поверхности упорного бурта. | |
Бандаж браковать при наличии дефектов, попадающих в зону клейм. На цельнокатаном колесе разрешается зачистка дефектов попадающих в зону клейм, при условии, что при зачистке клейма не будут срезаны, а ширина обода колеса не | ||
Продолжение таблицы 9 | ||
Наименование дефекта | Методы устранения | |
будет менее значения, допустимого ремонтными чертежами | ||
в) на внутренней поверхности бандажа, в выточке для бандажного кольца, и в зоне прижимного бурта | Бандаж бракуется. | |
2.3 Раковины, выщербины, вмятины на поверхности катания бандажа | Устранить обточкой на станке до полного исчезновения в пределах допускаемого размера согласно п. 1.5, 1.6 таблицы 8 настоящей Инструкции | |
2.4 Сколы, выкрашивания, выщербины, раковины на внутренней цилиндрической поверхности упорного или прижимного бурта бандажа | Бандаж бракуется. | |
2.5 Местное или по всему кругу катания увеличение ширины бандажа или обода цельнокатаного колеса | Устранить обточкой на станке до полного исчезновения в пределах допуска на размер согласно п.1.11 таблицы 8. | |
2.6 Ослабление бандажного кольца | Устранить путем обжатия прижимного бурта бандажа или заменить бандажное кольцо. До обжатия прижимного бурта бандаж нагреть до температуры от 220 до 270 °С. Обжатие бурта бандажа должно быть закончено при температуре бандажа не ниже 100 ºС. | |
2.7 Зазор между концами бандажного кольца | При зазоре более 2 мм – заменить бандажное кольцо. | |
2.8 Зазор между боковой гранью обода и упорным буртом бандажа | При зазоре более 0,5 мм по всей окружности на глубину более половины высоты бурта – бандаж бракуется | |
2.9 Разность расстояний между внутренними гранями бандажей или ободьев цельнокатаных колес у одной колесной пары более допустимого значения (измеренной у ненагруженной колесной пары в четырех местах в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через центр оси) | Устранить обточкой внутренних боковых граней бандажей (ободьев цельнокатаных колес) или заменой бандажей, перепрессовкой центров и цельнокатаных колес, заменой оси при ее изогнутости | |
2.10 Черновина на обточенном гребне на расстоянии от 10 до 18 мм от вершины гребня и равномерно расположенная на поверхности катания глубиной более 2 мм | Устранить обточкой на станке до полного исчезновения в пределах допускаемого размера согласно п. 1.3 - 1.6 таблицы 8 настоящей Инструкции | |
2.11 Черновины на обработанной посадочной внутренней поверхности бандажа | У бурта и выточки на ширине до 10 мм черновины не допускаются. На остальной части этой поверхности не допускаются черновины площадью более 16 см2 (наибольшая длина черновины 40 мм). Количество черновин с площадью до 16 см2 допускается не более 2 штук. | |
Продолжение таблицы 9 | ||
Наименование дефекта | Методы устранения | |
2.12 Несоответствие расстояния от вершины гребня бандажа до поверхности катания и толщины гребня бандажа или обода цельнокатаного колеса размерам по пункту 10.11 настоящей Инструкции | Устранить обточкой. При проверке профильный шаблон должен быть плотно прижат к внутренней грани бандажа. Зазоры между шаблоном и поверхностью колеса допускаются не более 0,5 мм по профилю, 1 мм – по высоте гребня. | |
2.13 Толщина прижимного и упорного буртов бандажа менее допустимого значения, установленного в п.1.9 и 1.10 таблицы 8 | Бандаж бракуется. | |
3 Колесные центры, зубчатые и цельнокатаные колеса | ||
3.1 Ослабление колесного центра или цельнокатаного колеса на оси | Колесный центр или цельнокатаное колесо спрессовать. | |
3.2 Трещины в ступице колесного центра, ступице зубчатого колеса | Центр или зубчатое колесо бракуются. | |
3.3 Трещины в ободе или спице колесного центра | Устранить заваркой** по технологии, обеспечивающей достаточную усталостную прочность обода или колесного центра, или забраковать. | |
3.4 Трещины в дисках колесного центра | Устранить заваркой** по технологии, обеспечивающей достаточную усталостную прочность колесного центра, или забраковать. | |
3.5 Трещины в дисках цельнокатаного колеса | Колесо бракуется. | |
3.6 Непостоянство диаметра в поперечном и продольном сечениях обода колесного центра более допустимых значений | Устранить обточкой или наплавкой** с последующей обточкой в пределах допуска на размер по ремонтному чертежу. | |
3.7 Диаметр или ширина обода колесного центра менее допустимых значений | Восстановить наплавкой**, с последующей обточкой в пределах допуска на размер по ремонтному чертежу. | |
3.8 Плены, раковины, засоры и другие пороки в дисках колесных центров и в цельнокатаных колесах | Устранить в соответствии с ремонтной технологической документацией. | |
3.9 Задиры, черновины, раковины и засоры на внутренней обработанной поверхности отверстия ступицы колесного центра и ступицы зубчатого колеса | Устранить расточкой в пределах допуска на размер по ремонтному чертежу или для ступицы колёсного центра и ступицы центра зубчатого колеса наплавкой**, по технологии, обеспечивающей достаточную усталостную прочность, с последующей обточкой. | |
Продолжение таблицы 9 | ||
Наименование дефекта | Наименование дефекта | |
3.10 Износ внутренней торцовой поверхности ступиц колесных центров и центров зубчатых колес ТПС более допустимого значения | Восстановить наплавкой** с последующей обработкой до размеров, установленных в ремонтном чертеже. При ремонте колесных пар с внутренними буксовыми и моторно-осевыми шейками без выпрессовки оси разрешается приварка к ступице разрезной шайбы толщиной не менее 8 мм с последующей обточкой на станке до размеров, установленных в ремонтном чертеже. | |
3.11 Износ посадочной поверхности удлиненной ступицы колесного центра под зубчатое колесо | Произвести выпрессовку оси и зубчатого колеса с удлиненной ступицы. Восстановить ступицу наплавкой** с последующей обточкой на станке до размеров, установленных в ремонтном чертеже и выполнением плавного перехода удлиненной поверхности ступицы в ее радиусную часть у основания колесного центра. | |
3.12 Ослабление зубчатого колеса на удлиненной ступице колесного центра или на оси | Зубчатое колесо спрессовать. | |
3.13 Непрохождение ультразвука через удлиненную ступицу колесного центра | Центр бракуется. | |
3.14 Излом зуба | Зубчатое колесо (венец) бракуется. | |
3.15 Вмятины, раковины, выкрошившиеся места на поверхности зуба более допустимого значения | Разрешается оставлять в работе зубчатые колеса (венцы), если глубина раковин, вмятин и выкрашиваний не превышает 2,0 мм (отдельных до 3,0 мм), а общая площадь на зубе прямозубой и на головке зуба косозубой передачи составляет не более 5 %, а на ножке зуба косозубой передачи 40 %. | |
3.16 Отколы на поверхности зуба (от торца) | Разрешается оставлять в работе зубчатое колесо (венцы) при отколах длиной не более 10 мм и глубиной не более 2,0 мм. Заусенцы и острые кромки – закруглить. | |
3.17 Следы электродугового ожога на зубьях зубчатых колес | Не допускаются.Устранение следов электродугового ожога глубиной не более 0,5 мм – зачисткой с последующим проведением МПК. | |
Продолжение таблицы 9 | ||
Наименование дефекта | Методы устранения | |
3.18 Трещины во впадинах зубчатых колес (венцов) | Зубчатые колеса и венцы бракуются. При обыкновенном и полном освидетельствовании бракуются колеса и венцы: - с трещинами на переходных поверхностях длиной более 25,0 мм; - с трещинами, выходящими на торец, глубиной более 2,0 мм; - с трещинами любых размеров, развивающимися с обеих сторон зуба (встречные трещины); - при наличии трещин более, чем на 25 % зубьев. Остальные виды трещин разрешается выводить местной зачисткой (п.10.6.2) с последующей проверкой зубчатого колеса МПК. Глубина выемок от местной зачистки трещин не более 3,0 мм на зубьях без поднутрения и не более 2,5 мм на зубьях с поднутрением. На колесных парах пассажирских локомотивов и МВПС зачистка трещин не допускается. | |
3.19 Трещины, образовавшиеся по очагам контактных усталостных разрушений | Большие зубчатые колеса (венцы) бракуются. | |
3.20 Уменьшение толщины зуба, более допустимого значения | Большое зубчатое колесо (венец) бракуется. | |
3.21 Ослабление призонных болтов крепления венцов зубчатых колес | Болты заменить. Разрешается увеличить диаметр отверстия во фланце центра и зубчатом венце не более чем на 2 мм (для моторных вагонов электропоездов и электровозов серии ЧС2, ЧС4 в/и) с постановкой соответственно увеличенных призонных болтов. При ослаблении более четырех болтов зубчатого венца или более трех болтов подряд все болты заменить новыми следующей градации с проверкой отверстий развертками. Допускается однократное сверление новых отверстий во фланце центра и в зубчатом венце зубчатого колеса между старыми отверстиями. В составных полушевронах такое рассверливание запрещено. Призонные болты при пробеге большого зубчатого колеса 1 млн. км подлежат полной замене. | |
Окончание таблицы 9 | ||
Наименование дефекта | Методы устранения | |
3.22 Неисправности упругих зубчатых колес | В соответствии с отдельными руководствами. | |
4 Клеймение колесной пары | ||
4.1 Отсутствие или неясность клейм и знаков на оси: | ||
- изготовления оси | Ось бракуется. | |
- последнего полного освидетельствования колесной пары | Выполнить полное освидетельствование колесной пары. | |
- формирования | Выполнить переформирование колесной пары и полное освидетельствование. | |
4.2 Неясность или отсутствие клейм на других составных частях колесной пары, подлежащих клеймению | Номер составной части восстановить по формуляру, при отсутствии формуляра составная часть бракуется. | |
49 Обточку производят в пределах допуска на размер, установленный в ремонтном чертеже с последующей накаткой. ** Сварочные и наплавочные работы производят в соответствии с инструкцией, утвержденной МПС России 11.08.1995 № ЦТ‑336. Примечания: 1 Под строчечным расположением волосовин понимается расположение волосовин на поверхности оси по ее образующей. 2 Волосовины, составляющие одну строчку и имеющие длину на шейке менее 10,0 мм, на подступичной и предподступичной части менее 15,0 мм и на средней части оси менее 20 мм принимаются за одну волосовину длиной, равной общему отрезку прямой, на которой они расположены. 3 Расположение волосовин, при котором в любом месте их число на площади размером 50 × 50 мм превышает 5 шт. считается скученным. При этом волосовины длиной до 1,0 мм при нестрочечном их расположении не учитываются. 4 У забракованной оси поверхность шеек, клейма и знаки зарубить крестообразно зубилом. | ||
9.2 Данные о результатах дефектации фиксируют в учетных документах в соответствии с пунктом 8.4.