Как регулировать процесс запоминания
Процесс запоминания контролируется и регулируется. Можно сознательно запоминать информацию со 100%-ной точностью или не запоминать вообще, запомнить на несколько часов или на очень длительное время, можно стирать запомнившиеся сведения и записывать на их места другую информацию.
Как регулировать запоминание, видно из таблички.
25 47 28 14 08 63 27 28 19 74 03 25
31 76 38 26 48 10 92 45 28
Действие | Результат |
Просто просмотреть ряд чисел | Запомнятся последние 5-7 чисел и через несколько минут они забудутся (запоминаются благодаря кратковременной памяти в речевом анализаторе) |
Произвести запечатление ряда чисел (однократное, без повторения) | Запомнятся все числа и примерно через час большинство из них будут потеряны из памяти |
Повторить запечатленные числа (несколько раз, извлекая их из своей памяти) | Числа сохраняются в памяти длительное время |
Привязать запомнившуюся цепочку чисел к легко припоминаемому объекту (который часто попадается на глаза) | Числа доступны для припоминания в любой момент времени (при условии периодической активизации взаимосвязей) |
Когда вы просто просматриваете информацию (например, список телефонных номеров), она не запоминается. Чтобы запомнить, вы переводите сведения в образную форму и образуете ассоциации. Запоминание — активный процесс и требует от вас напряжения внимания и мышления. После того, как вы запомнили сведения в образной форме, они на некоторое время сохранятся в вашей памяти. Если вы к ним не будете возвращаться мысленно, они постепенно сотрутся. Если информация будет повторена вами, она сохранится надолго.
Метод активного повторения
Повторением — это процесс, когда информация воспроизводится мысленно, устно или записывается исключительно из вашей памяти. Если вы многократно считываете информацию из учебника — это не повторение, это повторное восприятие и нет никакой гарантии, что образованные ассоциации будут активизированы. Для закрепления информации в памяти необходимо ее припоминание.
Многократное припоминание запечатленных сведений называется активным повторением.
Слово «активный» в этом определении подчеркивает гарантированную активизацию всех образованных ассоциаций.
Следовательно, еще до начала повторения все сведения должны быть запомнены в полном объеме и без ошибок. Зачем же тогда повторять? Для сохранения.
Обратите внимание на существенное отличие мнемотехнического повторения от повторения в привычном вам смысле. Обычно человек повторяет, чтобы запомнить. Мнемонисты повторяют уже запомненное, чтобы сохранить.
Как повторять
· После запечатления информации (кодирование в образы и создание ассоциативных связей) припомните ее и сравните с первоисточником. Это называется контрольным припоминанием. Перед тем как закреплять какие-то сведения в своей памяти, убедитесь, что они находятся там без ошибок. Иногда информация запоминается ошибочно из-за невнимательности и ошибок в кодировании.
· Если вы обнаружите пропуски или неточности при запоминании, запомните вновь лишь ту часть сведений, которая припомнилась с ошибками или вообще потерялась из памяти. Когда вы будете уверены, что вся информация находится в вашей памяти (и без ошибок), приступайте к ее закреплению, разумеется, если вы намерены пользоваться запомненными сведениями. Если вы просто выполняете учебные упражнения, то достаточно несколько раз вспомнить запомненное (для тренировки) и более не следует повторять упражнения. Через некоторое время они сотрутся из памяти.
· Первое мысленное повторение делайте сразу после запоминания.
· Второе повторение — примерно через 40-60 минут.
· Третье — в этот же день (примерно через 3-4 часа).
· Четвертое мысленное повторение — на следующий день.
Вас не должно пугать большое количество повторений. Повторять из памяти намного интереснее, чем пытаться безрезультатно запомнить что-то обычным методом. Мысленно повторять можно где угодно: за обедом, во время прогулок, в общественном транспорте. При запоминании иностранных слов вы можете целый день крутить их в голове, включая новые слова в различные грамматические конструкции. При этом реализуется принцип интенсивного обучения — обучения без перерывов, с «погружением» в предмет.
Мысленное повторение можно осуществлять по-разному. Мы выделяем три уровня повторения.
Первый уровень. Мысленно повторяются только цепочки опорных образов. На цепочке из 20 образов можно легко зафиксировать 20 телефонных номеров. Пока вы помните опорные образы, вы сможете вспомнить и номера телефонов. Цепочка из 20 образов повторяется мысленно за несколько секунд.
Второй уровень. Повторение с полной расшифровкой. Вспоминайте не только опорные образы, но и образы, в которых закодирована конкретная информация с переводом ее в свой первоначальный вид. Другими словами, если вы повторяете запомненную хронологическую таблицу, вы просто пересказываете ее мысленно.
Третий уровень. Это повторение с использованием приемов мысленной прорисовки и мысленного проговаривания. Такое повторение следует осуществлять при запоминании разных значков (типа транскрипции или хираганы), иностранных слов и другой информации, которая должна воспроизводиться без задержек и в своем непосредственном виде (например, сразу в виде цифр исторической даты).
Здесь сделаем одно важное замечание. У занимающихся мнемотехникой на первых порах внимание отвлекается (не хватает сил припомнить информацию до конца). Поэтому часто учащиеся повторяют каждый раз первую половину запомненных сведений. Вторая часть без повторения не активизируется и теряется из памяти. Если у вас хватило сил вспомнить лишь половину хронологической таблицы, при следующем ее припоминании начните с того места, где вы прервались, и вспомните информацию до конца.
Прием символизации
Прием символизации применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования разнообразные символы, хорошо закрепленные в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон.
Переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мнемотехникой. Когда первоклассник заучивает взаимосвязь между значком «А» и звуком «А», он тоже занимается мнемотехникой. Олимпийские пиктограммы символизируют различные виды спорта; всем хорошо знакомы символы мира («Белый голубь»), смерти («Череп»), медлительности («Черепаха»), власти («Корона») и многие другие. При кодировании слова этим приемом следует задать себе вопрос: «А каким зрительным образом я могу это обозначить?»
Примеры кодирования слов в образы приемом символизации: холод «Лед», тепло «Грелка», вечность «Пирамиды», бесконечность «Математический знак бесконечности», зима «Снежинка», весна «Букет мимозы», лето «Солнце», осень «Желтый кленовый лист».
Мы не можем представить лето вообще. Но можем представить траву. Этот образ легко запомнить.