Шесть шляп, или Наследство старого Мастера
Игра основана на идеях американского исследователя творческого мышления Эдварда Де Боно. Он сформулировал основные принципы его развития:
□ выделение необходимых и достаточных условий решения задачи;
G развитие способности к отказу от прежнего опыта решения аналогичных
задач;
G развитие способности к видению различных аспектов одного явления; G развитие способности к выделению и осознанию основного противоречия в
проблеме;
□ развитие способности к «объединению противоположностей» и использование данного ресурса для решения задачи.
Все принципы согласуются с технологией ситуационного анализа. Кроме того, Э. Де Боно разработал метод обучения «эффективно мыслить» и назвал его «Шесть шляп мышления».Надевая по очереди каждую шляпу, человек формирует навыки различных способов мышления.
Q Белая шляпаучит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум». LJ Черная шляпапомогает человеку увидеть все негативные стороны события,
явления, проблемы, она позволяет оценить риски.
Q Желтая шляпа,напротив, помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.
Q Красная шляпадает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе.
Q Зеленая шляпаактуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.
Q Синяя шляпапомогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной...
Тренировку навыков ситуационного анализа мы предлагаем начать именно с такой игры. Она научит рассматривать ситуацию с разных сторон, и к этому опыту мы сможем обращаться и в других играх.
Участники игры делятся на шесть групп и размещаются в комнате на достаточном расстоянии друг от друга. Убедившись, что все удобно устроились, ведущий рассказывает Притчу о старом шляпнике.
Татьяна Грабенко, Татьяна Зинкевич-Евстигнеева
ПРИТЧА О СТАРОМ ШЛЯПНИКЕ
Давным-давно, а может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и воодушевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера.
Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и... шесть разноцветных шляп — белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканны, что явно должны были принадлежать очень богатому и успешному человеку.
— Наверное, основное отцовское наследство — это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, — решили сыновья мастера. — Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, — планировали сыновья.
Но время шло, а богатый заказчик так и не появился.
— Странно, — размышляли сыновья, — последний заказ мастера должен был бы дорого стоить. Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе?
И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой.
— Я беру себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна и восхитительна, что, надев ее, я смогу войти в высшее общество, красоваться на балах и приемах. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника.
— А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — Черный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации. Уверен, она принесет мне удачу!
— А я, пожалуй, выберу желтую, — сказал третий сын. — В наших краях так мало солнечных дней, я так скучаю по ним. Желтая шляпа, хоть и требует особого костюма, подарит мне радость солнца и улыбку! А тот, кто улыбается, — счастлив.
— Пусть моей шляпой станет красная! — воскликнул четвертый сын. — Я всегда мечтал выделяться из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе я буду замечен всеми! Меня будут любить женщины!
— Зеленая шляпа так оригинальна! — заметил пятый сын. — Я еще никого не видел на улице в зеленой шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зеленая шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу!
— Вы разобрали все шляпы, — молвил шестой сын. — Мне остается только взять синюю. Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам бы выбрал в первую очередь! Проблема выбора... — задумался шестой сын, — надо, пожалуй, поразмышлять об этом.
И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они заботливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую и на заре отправились каждый в свою сторону.
Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чувству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастерской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.
Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая историю своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья дивились таким переменам, но слушали с большим уважением.
Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которыми его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гротесковые портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, где поселился второй сын мастера, были достойными гражданами. Между тем этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предупреждать ошибочные решения местного бургомистра.
Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказывается, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радуется восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.
Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бросал свою красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом — ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпника стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин
красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря своей эмоциональности и чувствительности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. Обладатель красной шляпы стал очень знаменитым. Но, вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства...
Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча разложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаменитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает интервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки... Хозяин зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, прекрасно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что брался, он подходил неожиданно, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Крупнейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям.
И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника...
И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И захотелось каждому снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.
С тех пор прошло много, а может, и немного, времени, но разноцветные шляпы переходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому...
«Итак, дорогие друзья, — говорит ведущий, — мы с вами сейчас переносимся в мастерскую старого Мастера, становимся его сыновьями. Нам предстоит разделить отцовское наследство. Прошу вас быстро посовещаться внутри команды и сказать о своем решении. Торопитесь, самые быстрые могут взять шляпу, которую вы для себя выбрали».
Если у ведущего заранее заготовлены разноцветные шляпы, он раздает их командам, согласно заявкам. Бывает, что две или три команды выбрали одну шляпу—в этом случае им придется договориться между собой. После того, как шляпы распределены между группами, ведущий дает задание.
Варианты заданий
□ Перепишите с позиции каждой шляпы известную сказку («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Красная шапочка»),
□ Все владельцы шляп — одна команда администрации муниципального образования некой области. В области имеются прекрасные леса, реки; эти места посещали известные люди. Традиционно это сельскохозяйственный район. Но сейчас появилась идея сделать основную ставку на развитие туризма. Необходимо оценить эту идею со всех сторон и прийти к решению.
□ Все владельцы шляп — одна команда менеджеров по продаже (продукцию можно выбрать, посовещавшись с участниками игры). Один из заказчиков оказался конфликтным человеком и предъявляет претензии к качеству продукции фирмы, которую представляет команда. Что делать и как вести себя членам команды в этой ситуации? Оцените ситуацию и предложите решение с позиции хозяина каждой шляпы.
□ Все владельцы шляп — команда психологов-консультантов. Клиент — бизнесмен средних лет, исполнительный директор небольшой строительной фирмы (малого предприятия). У него проблема выбора: либо сместить нынешнего директора и взять весь объем работ на себя, либо заняться выпуском сопутствующей строительной продукции (допустим, эксклюзивные гвозди по новейшей технологии) на том оборудовании, которое он приобрел на свои деньги. Если он станет директором фирмы, объем его прибыли будет значительно выше, чем при выпуске собственной продукции. Однако и риск больше. Оцените ситуацию клиента с позиции обладателя каждой шляпы и сформулируйте рекомендацию клиенту.
□ Все владельцы шляп — одна команда рекламистов. Вам нужно рекламировать новое мыло (или любой другой ходовой продукт). Известно, что существует огромное количество разнообразных сортов мыла. Предложите идею новой рекламы, сформулируйте позиции разных шляп. После знакомства со всеми идеями постройте общее обсуждение и сформулируйте идею рекламы нового мыла.
Можно дополнять задания игры ситуациями, с которыми команда столкнется на практике. Время выполнения задания зависит от сложности задачи. Первую игру со шляпами имеет смысл посвятить переписыванию известной сказки. Это прекрасная тренировка. Приведем пример переписывания сказки «Репка».
Версия Белой шляпы
В хозяйстве «Последствия Октября», в центральной усадьбе проживает семья И. В. Пупыркина, который, по словам соседей, занимается выведением новых видов овощных культур. Лицензии на данный вид деятельности г. И. В. Пупыркин не имеет.
Первого мая 2001 года г. И. Пупыркин начал эксперимент по выращиванию выведенной им репы пупырчатой. Данный сорт репы получил латинское название «Репус пупыргигантикус». Товар не сертифицирован.
Согласно предположениям исследователя, данный сорт репы растет в два раза быстрее обычных сортов, а его урожайность в три-четыре раза выше, чем у имеющихся аналогов.
Пятнадцатого июня 2001 года г. Пупыркин приступил к сбору урожая. Репа дала такой большой урожай, что семья Пупыркиных, состоящая из трех человек и двух домашних животных, не справилась с его уборкой.
После рассмотрения запроса г. И. Пупыркина правление хозяйства выделило ему репоуборочный комбайн системы «Грызун». С помощью репоуборочного комбайна урожай был убран силами семейной бригады Пупыркиных.
Версия Черной шляпы
В одной заброшенной деревне, в которой и было-то два полуразрушенных дома, жили-были дед да баба. Были они старые и хворые. В хозяйстве остались у них
только облезлые да хромые кот с собакою, да мышь немощная. И вот, когда все были уже при смерти от недоедания, приехала из города внучка. Вся продвинутая такая: губы накрашены, пахнет дорогим парфюмом, в то время, когда родные дедушка и бабушка помирают с голоду! У бабы с дедом глаза заблестели — надежда появилась, что внучка их накормит. Но не тут-то было! Внучка тут и говорит:
— Благотворительностью заниматься сейчас невыгодно! Вы и так на свою пенсию у меня треть налогов забираете, а еще говорите, что есть нечего! «Чтобы накормить голодного, не надо ему давать рыбу, надо научить его ловить рыбу!» — так говорят умные люди!
— Деточка! — взмолились дед с бабкой. — Да нам рыбу-то и есть нечем — зубов-то нет! Нам бы хоть репку вареную покушать, — просят старые.
— Нечего вам тут хандрить, да придуриваться, — отвечает внучка, — чай, не в загазованном городе живете, а на свежем воздухе! Вот вам семя репки — новый сорт, французский, голландского развеса. Посадите — вырастет. Если не отравитесь, семенами потом торговать будем.
Хорошо, на ту пору уже снег сошел, земля, вроде, отогрелась. Пошел дед в огород, посадил семечко.
Сидят дед с бабкой в избе неделю, другую, третью... И видят, небо все хмурится, да хмурится, солнца не видно, а дождь не идет. Решил дед все-таки из дома выйти, посмотреть, что за погоды во дворе стоят такие хмурые.
Вышел дед на улицу — солнце светит. А под окном гигантская репа вымахала! В два раза больше самого деда вместе с бабкой, если их друг на дружку поставить! Вот что свет загораживало.
Дед и не пробовал даже вытаскивать ее из земли. Подошел так пару раз, ножичком по кусочку отрезал, бабка сварила, они наконец поели.
На ту пору внучка опять приехала, смотрит на репу — слюни текут. Так и захлебнулась в слюне-то. А бабка с дедом еще долго ту репу отрезали, да варили, делились с собакой, кошкой и мышью. Только все сильно сокрушались, что наследников у них нет, не на кого семена репкины оставить...
Версия Желтой шляпы
В одной процветающей чудесной стране жила-была пара любящих друг друга, уже немолодых людей. За свою жизнь они принесли много добра: родили и воспитали детей — теперь те в городе живут, пользу людям приносят, построили красивый прочный дом — он еще и правнукам служить будет, защищали окружающую природу, помогали животным.
Несмотря на почтенный возраст, они не тратили свое время на просмотр «мыльных опер» или на обсуждение сплетен и политических новостей. Все свободное время они посвятили выведению и выращиванию новых сортов фруктов и овощей. С одной стороны, это приносило им дополнительный доход, а с другой — им нравился сам процесс селекции. Общее дело объединяло их и укрепляло их чувства к друг другу.
Однажды, собравшись вечером у телевизора, их дети, живущие в городе, увидели репортаж о вручении государственной премии родителям. Те стояли рядом с
гигантской репой, которая заняла первое место на выставке достижений сельского хозяйства.
Премиальные деньги принесли большую пользу: внучка была отправлена на обучение в Гарвардский университет, а сами супруги наконец смогли осуществить давнюю мечту — отправились в кругосветное путешествие вместе со своими люби-
мыми животными.
Версия Красной шляпы
— Вот жизнь, елки-палки, крестьянская, — сокрушенно сплюнул дед и раздраженно пнул ком грязи. — И семян-то приличных не купить! Одна репа осталась, — уже печально закончил он и обессилено присел на бревно.
— Что делать, и на том спасибо при наших-то пенсиях, — примирительно ворковала бабка.
— Да ты что, старая, этого негодяя агронома задумала защищать, — в гневе заорал дед. — Это он все лучшие семена захапал, а нам неходовую репу подсунул! — и дед с чувством сломал подвернувшуюся под руки ветку.
— Ничего, ничего, ты посади, может, вырастет, — сказала бабка, смахнув, пока никто не видит, скорбную слезу.
Долго ли коротко ли, выросла репка, да такая огромная, что и солнца не видать.
— Ого! — только и смог сказать дед, удивленно почесывая затылок.
— Вот бог послал, так послал! — радостно залепетала бабка. — Услышал наши молитвы, — и слезы радости полились из глаз бабки.
— А этот агроном, ничего, парень толковый, — романтично протянула внучка, но так, чтобы ее никто не услышал.
— Нашли, чему радоваться, не мясо же выросло, — разочарованным хором тявкнули и мяукнули Жучка и Мурка.
— Репка, конечно, не сыр, но есть можно, — загадочно пискнула мышь, урча брюхом.
Все вместе, ведомые каждый своим ожиданием, они вытащили репку. И радовались урожаю, как дети.
Версия Зеленой шляпы
Когда у деда на огороде выросла невиданных размеров репка, встал вопрос: как ее выкапывать и использовать. Дед, а о нем нужно сказать, что он был заслуженный изобретатель и рационализатор, собрал свое семейство для проведения «мозгового штурма».
— Итак, — начал он, когда его жена, внучка, собака, кот и белая мышь были в сборе, — перед нами стоит серьезная, но приятная проблема. Урожай выведенной тобой, внучка, репы, показал жизнеспособность этого сорта! Поздравляю! Он превзошел все ожидания. Но что будем делать? Предлагаю создать поле идей по проблеме — как выкопать репку. Высказывайтесь, пожалуйста!
— Предлагаю пригласить Ваньку из соседнего села с бригадой, — потупившись сказала внучка.
— Отлично, записываю, — отреагировал дед.
— А я предлагаю отрезать от репки по кусочку, пока не кончится, — сказала бабка, потирая руки.
— Отлично, записываю, — отреагировал дед.
— Предлагаю наброситься на нее всем вместе с разбегу, — протявкала породистая Жучка.
— Отлично, записываю, — отреагировал дед.
— А я считаю, что ее надо поливать молоком, чтобы корни захлебнулись и сами отсоединились от земли, тут мы репку и поймаем, — мяукнул кот, облизываясь.
— Отлично, записываю, — отреагировал дед.
— А я, — пискнула белая мышь, — могу подточить корешок репки, если вы обеспечите меры безопасности.
— Замечательно, — сказал дед. — А теперь проведем оценку и отбор...
Так, продемонстрировав навыки ситуационного анализа, семья вытащила репку. Потом также творчески они подошли и к проблеме ее использования.
На рынок поступили новые консервы из репы, которые принесли семье немалые доходы.
Версия Синей шляпы
Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Захотел он вытянуть ее, да не смог один. Ему потребовалась помощь всей семьи, включая даже, на первый взгляд, бесполезного и вредного персонажа. Имеется в виду, конечно, мышь. В чем смысл произошедшего не только для отдельно взятой крестьянской семьи, а для человеческого пути?
Иногда плоды наших трудов неожиданно велики. Но не надо стремиться пожинать их в одиночку, необходимо делиться. С другой стороны, сколько же нужно труда вложить, чтобы выросла репка, да еще большая-пребольшая? За этой простой метафорой скрывается колоссальный объем внутренней работы, которую делает человек, идущий своим Путем... Никто не видит этого труда, многие думают, что это так просто — вырастить репку! А вы попробуйте! Нет, не каждый на это способен. Здесь, по-видимому, имеется конфликт между творцом и потребителем. Дед, посадивший репку, — творец. Потребитель — тот, кто над ним смеется. Подумаешь, мол, репка! Но нет — репка это, конечно, не колбаса, но очень полезный продукт. Кстати, если посмотреть состав полезных веществ в колбасе и репке, кто выиграет?
Поэтому дед — дальновидный, заботливый хозяин. Он не станет выращивать продукт, вредный для потенциального потребителя, он — подвижник здорового образа жизни!
Перед началом первой игры со шляпами ведущий может познакомить участников игры с этими (или иными) версиями, чтобы облегчить понимание задачи.
Игру «Шесть шляп» можно использовать и в практике реальной работы команды для облегчения ситуационного анализа и оценки рисков.
Королевский двор
Преамбула ведущего:
«Представьте себе, что вы являетесь приближенными Короля (или Королевы). Естественно, вы — знатные дворяне, опытные царедворцы, помогающие монарху решать важные государственные проблемы. Кто-то из вас — министры, кто-то — фрейлины (а нам известно, какое влияние они имеют при дворе!), кто-то — советники, кто-то — канцлер. Пока вы размышляете о том, какой пост и положение при дворе каждый из вас занимает, мы с вами разделимся на три группы:
• первая группа превратит эту комнату в тронный зал, используя только подручные средства (необходимо сделать королевский трон, дорожку к трону, расставить кресла для приближенных Короля);
• вторая группа продумает и изготовит знаки королевского отличия (державу, скипетр, корону);
третья группа продумает и предложит костюм для монарха».
Участники игры делятся на три группы и занимаются своим делом. Обычно на приготовления уходит не более 15 мин. Затем все собираются в круг и показывают (презентуют) свои достижения. Первая группа рекламирует тронный зал, вторая показывает и рассказывает о знаках королевского отличия, третья показывает новый наряд короля. После этого ведущий предлагает участникам игры выбрать Короля (или Королеву). Если группа большая и разнополая, можно предоставить право избранной Королеве или Королю выбрать свою половину, или вся группа выбирает и Короля и Королеву.
Когда августейшая чета выбрана, ведущий предлагает остальным участникам найти себе пост при дворе. Список вакансий может быть следующим:
1. Шут.
2. Тайный Главный Советник Короля.
3. Тайный Главный Советник Королевы.
4. Первый Главный Министр.
5. Хранитель государственной казны.
6. Главный Пополнитель государственной казны (сборщик налогов и податей).
7. Главный Министр оборонительных, наступательных, карательных, созидательных и иных военных действий.
8. Министр по делам подданных (по социальным вопросам).
9. Главный Хранитель традиций, истории и культуры королевства. 10. Наследный принц (или принцесса).
1 1. Главный Министр земельных угодий.
1 2. Главный Министр по связям с другими государствами.
1 3. Хранитель большой королевской печати.
14. Главный Министр королевского закона и образцового порядка.
15. Главный Церемониймейстер (эту роль обычно оставляет за собой ведущий игры).
Список царедворцев может быть расширен или уточнен согласно пожеланиям участников группы. Причем каждый, получивший роль, может помимо должности выбрать себе имя и сообщить его ведущему — Церемониймейстеру. Дополнительно оговаривается условие вежливого, почтительного отношения и обращения к монархам и царедворцам. Обращаться друг к другу надлежит не иначе, как «Ваша Светлость», «Ваше Высочество», «Ваше Величество», «Милорд», «Миледи» и пр. Речь играющих также должна соответствовать высокому сану.
После того как все роли распределены, ведущий предлагает третьей группе нарядить Короля и Королеву, а другим придворным внести дополнения в свой костюм (заметим, что у тех, кто составляет третью группу, времени на изменение своего костюма остается немного).
Когда все приготовления закончены, ведущий просит Короля, Королеву в сопровождении Шута и Тайных Главных Советников удалиться из комнаты. Сам ведущий берет большой жезл Церемониймейстера, список придворных и просит всех приглашенных на большой королевский прием выстроиться в две шеренги у дверей. Церемониймейстер становится в конце шеренги и торжественно, церемонно объявляет:
— Большой Королевский Прием! Их Величества Король Георг Четвертый (или другое имя) и Королева Елизавета Вторая (или любое другое имя).
Церемониймейстер три раза ударяет о пол жезлом, дверь открывается, и под торжественную музыку в зал входят Король и Королева в сопровождении Тайных Советников и Шута (причем Шут может вести себя как угодно, нарушая субординацию). Все придворные склоняются в почтительном поклоне, пока Король и Королева не займут свои места на тронных креслах.
Церемониймейстер продолжает:
— Ваши Величества! Король Георг! Королева Елизавета! По вашему указу созваны лучшие умы вашего государства! Дозволите ли вы занять вашим верным подданным достойные их места?
— Дозволяю, — говорит Король.
Церемониймейстер по очереди представляет всех придворных. Например:
— Его Светлость Первый Главный Министр Ваших Величеств — Карл Кронштадтберг-ский! — громко объявляет он и три раза ударяет о пол жезлом. Первый Главный Министр подходит к трону, почтительно кланяется, и Король указывает ему то место, которое он должен занять.
Когда Церемониймейстер назовет всех придворных и они займут свои места, можно начинать Государственный Совет.
Церемониймейстер достает заранее подготовленный пакет (в котором обозначена основная проблема, предлагаемая на суд царедворцам) и передает его тому из придворных, на кого укажет Король.
— Ваше Величество, — говорит Церемониймейстер, доставая пакет, — скороход доставил этот срочный пакет. Что прикажете с ним сделать?
— Передайте его моему Первому Главному Министру! — например, отвечает Король, и Церемониймейстер выполняет приказание.
— Ваше Величество! На южной границе государства собираются военные отряды. Это похоже на подготовку к войне. Лазутчики донесли нам о коварстве вашего южного соседа. Что нам делать. Подпись — Хранитель южной границы граф Южбанзайский, — читает Главный Первый Министр.
— Мои верные министры, царедворцы! — после паузы обращается Король к своим подданным. — Вы — лучшие умы и сердца нашей страны! Что делать нам? Прошу вас высказать свои мысли и подкрепить свою позицию вескими аргументами! Что скажете вы, Главный министр по связям с другими государствами? Известно ли вам о коварстве нашего южного соседа?
При обсуждении важного государственного вопроса каждый высказывается с позиции своей роли. Ведет обсуждение Король (или Королева; или совместно), ему помогают советники. Иногда Шут вставляет оригинальные замечания, на которые Король либо реагирует, либо пропускает. В процессе обсуждения могут разделиться мнения, образоваться фракции. Подводя итоги, Церемониймейстер (или Советник) формулирует сценарии решения проблемы. Придворные просят Короля вынести решение.
После небольшого обсуждения с Королевой и Советниками Король выносит свое решение. Например, в случае «непорядка на южных границах»:
«Повелеваю! Прекратить панику и тревогу! Главному Министру по внешним связям послать к южному соседу делегацию для выяснения обстоятельств вооружения на южной границе! Главному Министру оборонительных, наступательных, карательных, созидательных и иных военных действий послать дополнительное войско на южную границу! Хранителю государственной казны — выделить из казны средства, необходимые для экипировки солдат и оплаты расходов на поездку делегации к южному соседу! Главному Пополнителю государственной казны повелеваю продумать и объяснить нашим подданным сбор дополнительных податей на ведение военных действий! Министра по делам подданных прошу оказать ему содействие! Главному хранителю традиций, истории и культуры королевства повелеваю поднять древние источники, обосновывающие наше право на южные земли! Главному Министру королевского закона и образцового порядка повелеваю обеспечить в стране отсутствие паники и нормальное течение жизни, в случае военных действий — обеспечить порядок! Главному Министру земельных угодий повелеваю в случае реальной угрозы военных действий обеспечить уборку урожая в сжатые сроки! Хранителя большой королевской печати прошу своевременно подготовить для почтенных министров все необходимые бумаги и сопроводительные документы, а также составить текст королевского указа! Нашего Наследника прошу усиленно упражняться в военном искусстве и оказывать всемерную поддержку почтенным министрам! Общую координацию и общий контроль за исполнением возлагаю на Первого Главного Министра! Тайного Главного Советника прошу поразмышлять над этой ситуацией».
Оглашая свое решение, Король старается упомянуть всех присутствующих царедворцев и каждому дать свое «повеление». После этого королевский прием заканчивается.
Церемониймейстер объявляет: «Их Величества Король Георг Четвертый и Королева Елизавета Вторая!» Король и Королева выходят из зала в сопровождении Советников и Шута, придворные провожают их поклонами.
«Королевский прием и государственный совет окончен!» — провозглашает Церемониймейстер и ударяет жезлом о пол. Игра закончена. Участники игры аплодируют друг другу.
Обсуждение игры
После небольшого перерыва проводится обсуждение игры. Ведущий просит участников рассказать о своих чувствах и впечатлениях. Основные темы для обсуждения:
□ Легко ли быть придворным?
□ Легко ли быть Королем (Королевой)?
□ Чему эта игра могла бы нас научить?
□ Какие качества, способности поможет развить каждому участнику игры сыгранная им роль?
Варианты тем для обсуждения
В любом королевстве немало проблем внутренних и внешних. Вот некоторые идеи, которые могут быть в пакете Церемониймейстера.
□ В стране неурожай. Через несколько месяцев может наступить голод.
□ В стране появился самозванец, который подстрекает народ к бунту. Он уже успел создать приличное войско и движется по направлению к столице.
G Мастера Его Величества придумали более совершенную технологию создания шелка. Теперь его так много, что избыток можно продавать в другие страны. Это существенно пополнит государственную казну. Но что делать со странами-конкурентами? И как построить рекламную кампанию для экспорта?
G Прежние войны породили проблему инвалидов. Какую государственную поддержку им можно оказать?
□ Из соседней страны нелегально привезли и пустили в продажу новый алкогольный напиток. Он вызывает быстрое привыкание и потерю трудоспособности. Контрабандистов трудно отследить. Что делать, это может превратиться в эпидемию!
Если команда только формируется и нет определенности в том, кто будет руководителем (лидером), интересно понаблюдать за тем, как каждый член команды ведет себя в роли Короля. Таким образом можно прогнозировать поведение члена команды на руководящей позиции.
Вообще, поведение царедворцев даст ценнейшую диагностическую информацию, которая поможет рекомендовать членам команды определенные роли и функции внутри группы.
Олимпийский совет богов
Аналогом «Королевского двора» является игра «Олимпийский совет». Только главными героями являются не царедворцы, а боги-олимпийцы.
В Олимпийский совет входят восемь мужских божеств (братья и сыновья Зевса) и семь женских (дочери и сестры Зевса).
Зевс (Юпитер)— верховный бог, громовержец. Представляет высшую силу. Стал верховным богом после убийства собственного отца. Вел войну с титанами, непокорных свергнул в Тартар. Имеет немало любовных приключений, старается покровительствовать и спасать своих внебрачных детей от гнева жены — Геры. Среди самых известных сыновей Зевса — Геракл.
Посейдон (Нептун)— брат Зевса, бог морей. Могущественный бог. Известно, что он бывает мстителен (например, преследовал Одиссея). Без его покровительства невозможно отправиться в плавание (вода — одно из важнейших средств сообщения).
Аид (Годес)— брат Зевса, бог подземного царства мертвых. Олицетворяет скрытые, тайные процессы. Известна история похищения Персефоны, дочери богини плодородия Деметры. Аид похитил Персефону и увез ее в свое подземное царство. Деметра, потеряв дочь, забыла о своих обязанностях богини плодородия, и на земле наступил голод. Зевс вмешался в эту ситуацию и велел Аиду отпустить Персефону. Аид так и сделал, но на прощание угостил Персефону гранатовыми зернами, благодаря чему она никогда не смогла забыть Аида. С тех пор полгода Персефона живет с матерью Деметрой — и природа расцветает и плодоносит (весна и лето), а полгода — со своим мужем Аидом. В это время Деметра печалится и вся жизнь в природе замирает (осень и зима). Аид не делает лишних движений, его решения всегда хорошо продуманы, действует он наверняка.
Аполлон— сын Зевса, солнечный бог, оракул, покровитель творчества, искусств, обычно появляется в окружении Муз. Бог-красавец. Дельфийский оракул был посвящен Аполлону.
Гермес (Меркурий)— сын Зевса, бог торговли, коммуникации, самый быстрый из богов, бог-посланник. Ловок, хитер, изобретателен.
Марс (Арес)— сын Зевса, бог войны, в мирное время покровительствуеттанцам.
Гефест (Вулкан)— сын Зевса, бог ремесел, бог-труженик, бог-мастер. Хромой и неразговорчивый. Известна довольно трагичная история его рождения. Когда он родился, его мать, богиня Гера, была настолько раздосадована его некрасивостью, что сбросила новорожденного с Олимпа. Гефест рос на Земле и обучался ремеслам. Став взрослым, он выковал чудесный золотой трон, который и преподнес в подарок своей матери. Как только Гера села на золотой трон, сработал невидимый механизм, и она не смогла с него встать. Таким образом Гефест получил место на Олимпе и красавицу жену — богиню любви Венеру.
Дионис— сын Зевса, причем Зевс родил его сам — из бедра. Любимец Зевса, бог виноделия, увеселений. В древности существовали особые культы Диониса, в основу ритуалов входило так называемое священное безумие. Поклоняясь Дионису, люди доводили себя до экстатического состояния, и таким образом избавлялись от напряжения, накопленного в обыденной жизни. Согласно некоторым версиям, современная карнавальная культура является преемницей древних культов Диониса.
Гера (Юнона)— жена и сестра Зевса, богиня брака и семьи. Покровительствует родам и роженицам. Любит своего супруга и коварно мстит его пассиям и незаконнорожденным детям. Главная богиня на Олимпе.
Деметра— сестра Зевса, богиня плодородия. История о ее дочери Персефо-не нам уже известна.
Персефона (Прозерпина)— дочь Деметры, жена Аида. Хранит в подземном царстве божественную красоту, которая может потребоваться даже самой Венере. Ведает тайным. О ней известно, что живет «на два дома»: полгода с матерью, полгода — с мужем.
Артемида (Диана)— дочь Зевса, богиня охоты. Быстрая, решительная, ловкая. Любит животных, мстит людям за скверное к ним отношение. Согласно некоторым источникам, покровительствовала амазонкам.
Афина— дочь Зевса, богиня мудрости, знаний, опыта и воинов. Родилась из головы Зевса.
Веста (Гестия)— сестра Зевса, Богиня домашнего очага, богиня-отшельница. Покровительствует тем, кто ищет в браке и для <