Сюжет третий. «Вырастить сына»
«Растить сына — все равно, что растить дерево, — продолжает ведущий, — и ребенок, и растение нуждаются в заботе. Мать дает ребенку жизнь. Что может сделать для ребенка отец?
Мудрецы говорят, — продолжает ведущий после небольшого обмена мнениями среди участников, — что настоящий отец должен рассказать сыну о жизни. Поэтому любящие отцы рассказывают своим детям поучительные истории. Сейчас вам предстоит:
• договориться о том, какую поучительную историю вы выберете, чтобы рассказать сыну (это может быть история из вашей жизни, небольшая сказка, притча или анекдот);
• выбрать «главного отца» — он же будет являться режиссером постановки спектакля;
• выбрать жанр постановки: пантомима, драма, трагедия, комедия или смешанный жанр;
• дать название спектаклю;
• осуществить театральную постановку вашей истории в выбранном вами жанре».
Этот сюжет можно снять на видео для обсуждения и для архива команды.
Сеть удачи
Для проведения этой игры ведущему потребуется веревка из расчета по 7-10 кусков длиною один метр (чуть больше или чуть меньше — не существенно) на каждого участника игры. Все куски веревки перепутываются друг с другом и образуют общий моток. Ведущий просит участников игры сесть в круг и рассказывает вводную историю.
«Существует легенда о чудесной сети, в которую можно поймать удачу. Она соткана из золотых нитей, но тонка и легка. Она настолько тонка, что ее даже трудно заметить. Когда-то она была подарена богами одному герою за его храбрость, честность, благородство и доброту. В те далекие времена он поймал этой сетью удачу, и она никогда не покидала его. Сеть удерживала удачу и у его потомков. Однако завистливые соседи тоже хотели поймать свою удачу, но для этого им требовалась волшебная сеть. И вот однажды им удалось выкрасть сеть у потомков героя. Но... сеть действительно была волшебной и в руках завистливых людей она порвалась и превратилась в комок простых веревок, который вы сейчас видите перед собой. Однако известно пророчество: если соберутся вместе люди с горячими сердцами и благими устремлениями, то они распутают узлы, отделят части сети друг от друга и свяжут сеть вновь.
Дорогие друзья, — продолжает ведущий, — этот моток из веревок — то, что было когда-то чудесной сетью. Распутайте этот клубок, отделите веревки друг от друга и свяжите из них сеть удачи. И пусть ячейки ее будут такой величины, чтобы поймать удачу и сохранить ее».
Когда сеть будет связана, участники группы растягивают ее, держась двумя руками за ее края. Потом они делают движение, как будто ловят удачу в сеть, и плотно ее закрывают, как мешок. Далее можно присоединить сеть удачи к ценным вещам, талисманам команды, или использовать сеть в игре «Перевал».
Перевал
Ведущий начинает игру словами:
«Хорошая команда срабатывается в экстремальных условиях. Как говорил Владимир Высоцкий:
Если друг оказался вдруг, И не друг и не враг, а так, Если сразу не разберешь Плох он или хорош, — Парня в горы тяни — рискни, Не бросай одного его, Там он в связке с тобой одной, Сам поймешь, кто такой.
В жизни любой команды, — продолжает ведущий, — достаточно своих перевалов, перекатов, препятствий. Главное для команды — пройти эти перевалы без потерь, в одной связке, приобретя опыт совместного преодоления трудностей. Итак, перед нами перевал».
Ведущий натягивает шерстяную нить через комнату на высоте 150 см от пола (или на высоте уровня груди среднего по росту члена команды), закрепляя ее концы скотчем на противоположных стенах. Участники игры располагаются с одной стороны натянутой нити.
«Вы оказались на одном из высокогорных перевалов, — продолжает ведущий. — Вам необходимо взять высоту, преодолеть перевал, будучи в одной связке. Поэтому я прошу вас образовать цепь, взявшись за руки. Помните, что камни в горах очень подвижны:
Здесь вам не равнина,
Здесь климат иной,
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом
Ревет камнепад.
И можно свернуть,
Обрыв обогнуть,
Но мы выбираем
Трудный путь,
Опасный, как военная тропа...
Поэтому, если вы дотронетесь до линии перевала (ее обозначает эта нить), это вызовет камнепад или лавину, и всей группе придется вернуться в безопасное место, где вы сейчас находитесь. Можно всю жизнь простоять там, но стоит ли, когда есть возможность увидеть новые горизонты и поймать удачу? Вы должны продумать свою стратегию перехода через перевал в одной связке. Единственная ваша помощница из материалов — это сеть удачи, она может удлинить связку. Если необходимо, вы можете передавать ее друг другу, но, не разрывая связки. Для удобства и безопасности перехода вы можете «оставить на земле» все, что может вам помешать: очки, украшения, часы, неудобную обувь и прочее. Итак, в путь!»
Во время перехода ведущий следит за безопасностью играющих и соблюдением условий игры: если будет задета натянутая нить, он возвращает группу обрат-
но, в безопасное место, начиная игру заново. Игра продолжается до тех пор, пока все ее участники в связке не перейдут «перевал».
Вопросы для обсуждения игры
1. Ваши впечатления от перехода через перевал?
2. Помогало или мешало вам то, что вы находились «в связке»? В каких моментах помогало, в каких — мешало?
3. Чему может научить команду этот переход?
Линии обсуждения
Идея игры — совместное преодоление трудной ситуации. Насколько быстро и продуктивно удается построить стратегию совместных действий, настолько эффективно работает команда.
В данной игре у всех членов команды тренируется навык работать на общий результат, оставляя собственные желания на втором плане. Взаимопомощь, поддержка, генерация идей и стратегий перехода — это то, что позволяет прийти к общему результату.
Древо успехов
Для этой игры потребуются следующие материалы: небольшой горшок для цветов (без дырки в дне) или ящик; песок; несколько крупных камней (можно щебень); сухая прочная ветка для ствола дерева; сухие веточки, «зимние цветы», другие природные материалы, из которых можно сделать ветки дерева; цветная бумага или картон; пластилин; прозрачный скотч; ножницы; разноцветные короткие (не более 10 см) тесемки или нити.
Ведущий просит участников игры выложить в круг все приготовленные материалы, и рассказывает вводную историю:
«Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но люди так хотели верить в эту легенду! Поэтому они наделяли обычные деревья особыми способностями, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснялось, что многие деревья от этого гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь древесным сокам; то ли желания людей были такими неуемными, что дерево не справлялось с ними... Стремясь быстрее реализовать свои желания, люди пропустили главный секрет легенды, который гласил: "И древо сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими". Наверное, эта фраза была слишком мудреной, чтобы увидеть в ней ключ к разгадке...
Так или иначе, но сейчас мы сможем сделать то чудесное дерево сами. Для этого мы возьмем ящик, наполним его песком, воткнем туда ветвь, которая будет стволом нашего дерева, и укрепим ствол камнями. Потом мы возьмем пластилин и скотч и будем привязывать к стволу ветви, украшая их листочками или цветами из разноцветной бумаги, если это необходимо. Так у нас получится общее древо».
Когда дерево будет готово, ведущий берет в руки разноцветные тесемки и продолжает:
«Это общее древо успехов. Давайте сейчас вспомним все ваши общие успехи и достижения. Каждая тесемка будет символизировать названную вами общую победу. Вы вспоминаете о каком-то достижении, берете тесемку, еще раз громко называете это достижение и завязываете тесемку на дерево».
Если команда новая и не имеет общих достижений, можно использовать в качестве достижений предшествующий игровой опыт. Приведем несколько примеров:
□ нашли точки соприкосновения друг с другом;
□ ощутили доверие друг к другу;
□ осознали пользу сотрудничества; G нашли имена друг для друга;
□ сделали талисман для команды;
□ вместе преодолели перевал;
□ создали копилку ценностей команды и пр.
«Мудрецы говорят, — продолжает ведущий, — что тот, кто не запоминает свои достижения, рано или поздно перестанет добиваться успеха, так как суета будней размоет у него внутри ощущение Победителя. Это ощущение должно быть постоянно с вами, и вы будете его подкреплять новыми результатами и победами».
Пауло Коэльо
КНИГА ВОИНА СВЕТА
(Отрывок)
Воин Света — это каждый из нас. «Выиграв битву, воин празднует победу. Она стоила ему дорого — были трудные минуты, ночи мучительных сомнений, дни нескончаемых ожиданий. С древнейших времен обычай отмечать победу входил в ритуал самой жизни и обставлялся особыми церемониями. Товарищи, глядя, как ликует Воин Света, недоумевают: "Зачем он утраивает такое торжество? Ведь в следующем бою его, быть может, ждет разочарование". Но Воин знает, чем объясняются его действия. Он хочет сполна насладиться уверенностью в себе, ибо это — самый драгоценный дар, приносимый победой. Сегодня он празднует победу, одержанную вчера, и в нынешнем триумфе черпает силы для завтрашних сражений».
Пусть это дерево стоит в вашем офисе, и за каждую свою победу, результативное действие, достижение вы будете привязывать к нему новую тесемку.