Шаг четвертый: исследование межличностных предпочтений

Любая группа имеет тенденцию распадаться на подгруппы. По каким неведо­мым нам законам люди выбирают друг друга, образуют между собой устойчивые связи? Какие силы здесь действуют: личное обаяние, симпатии, близость устрем­лений и взглядов? Так или иначе, Вам предстоит наблюдать процесс образования в вашей команде «подкоманд». Также в команде могут появиться «звезды» и «аут­сайдеры».

Чтобы отслеживать этот процесс и даже регулировать его, вы можете использо­вать социометрию.

Итак, ваша основная задача на этом этапе посмотреть, каким образом члены вашей команды образуют подгруппы, есть ли в команде явные «звезды» и «аутсай­деры». Зачем это нужно? Затем, чтобы правильно спланировать распределение нагрузки в команде, предлагая работу в «дуэтах», «трио», «квартетах», «квинте­тах» и т. д. Если же количество членов вашей команды превышает 7 человек, ис­следование межличностных предпочтений среди них становится особенно акту­альным. Кроме того, изменение межличностных предпочтений свидетельствует о динамике внутрикомандных процессов, о развитии структуры взаимоотношений в команде.

Социометрия

| Социометриейназывают процесс «измерения» межличностных предпочтений.

Перед тем как предлагать это задание членам своей команды, желательно, чтобы Вы его выполнили сами.

Чтобы провести это упражнение-тест, вам необходимо:

□ подготовить комплекты цветных карандашей (по одному комплекту на каж­дого члена команды); причем в каждом комплекте столько карандашей, сколько членов в вашей команде, включая вас. Рекомендация: лучше не включать в набор карандашей черный цвет;

□ подготовить листы белой бумаги формата А4: по 2 листа на каждого члена команды; можно их пометить так: «Лист 1» и «Лист 2»; лист 1 расположите горизонтально и нарисуйте на нем мягким карандашом (или ручкой) кружки диаметром 2-3 см в один ряд, друг за другом (обязательно в один ряд!); лист 2 оставьте чистым;

□ посадить всех членов команды на расстоянии друг от друга так, чтобы они не могли видеть, что делает другой, раздать каждому комплект цветных ка­рандашей и лист 1.

Инструкция 1: Пожалуйста, в верхней части листа напишите свое имя и поставьте дату. Вы видите на листе обыкновенные кружки. Пожалуйста, возьмите цветные карандаши и раскрасьте кружки. Каждый кружок должен быть одного цве­та. Постарайтесь долго не думать, действовать быстро. Спасибо!

Когда члены Вашей команды справятся с заданием, вам необходимо забрать у них лист 1 и раздать лист 2.

Инструкция 2: Пожалуйста, в верхней части листа напишите свое имя и по­ставьте дату. Теперь перед вами чистый лист. Возьмите любой карандаш или ручку и нарисуйте на нем столько кружков, сколько членов в вашей команде. Кружки могут быть не очень ровными и располагаться могут на всем пространстве листа. Теперь раскрасьте эти кружки. Каждый кружок должен быть одного цвета. Теперь впишите в эти цветные кружки имена членов вашей команды так, как захотите. Спасибо!

По окончании упражнения Вы можете предложить всем сесть в круг и рассмот­реть друг у друга только листы 2,обсудить впечатления и ощущения. Лист I — это ключ, и он должен оставаться у вас/

Закончить упражнение можно так: «Прекрасно, что мы все воспринимаем друг друга в разном цвете. Есть цвет — есть новизна и свежесть. Цвет — это то, что позволяет преодолеть серые будни, текучку и обыденность. Цвет, в котором мы воспринимаем друг друга, может меняться, так как меняемся мы сами. Через пол­года мы можем сравнить наши рисунки. Что ж, спасибо, и — да здравствует цвет!»

Ключ

Лист 1 — это ряд предпочтений, он же — ключ к тесту. Первые 2-4 места зани­мают цвета предпочитаемые. Последние два места занимают цвета условно от­вергаемые. Вам предстоит соотнести лист 1 и лист 2 каждого члена вашей коман­ды. Таким образом вы увидите, как каждый член команды относится к другим, кого «предпочитает», а кого «условно отвергает». Результаты можно занести в таблицу.

Имена членов команды Кого «предпочитает» (2-4 имени) Кого «условно отвергает»(1-2 имени)
Мария Иван, Елена Петр
Иван Степан, Петр Андрей
Степан Иван, Мария Андрей
Анна Мария, Петр Иван
Петр Иван, Анна Елена
Андрей Елена, Петр Иван
Елена Андрей, Мария Петр

Анализируя таблицу, вы можете выделить «звезд» и «аутсайдеров». «Звезды»— это те, кого чаще всего выбирают в качестве «предпочитаемых». «Аутсайдеры»— это те, кого чаще всего выбирают в качестве «условно отвергаемых».

В нашем примере нет явных «звезд» и «аутсайдеров», предпочтения и услов­ные отвержения равномерно распределены в группе. И это нормальная, здоро­вая ситуация. Но она станет опасной, когда в группе появится явный «аутсай­дер». Кстати, явная «звезда» (если это не вы) тоже не очень приятный знак. Хотя если вы планируете передать дела, то яркая «звезда» в команде подходит для этой цели.

Процедуру социометрии необходимо проводить регулярно (1-2 раза в год), чтобы посмотреть, как меняются межличностные предпочтения в команде. Соглас­но принципу непрерывного развития (принцип колеса), система межличностных предпочтений должна быть подвижна. В разные периоды каждый член команды должен побыть и «звездой» и «аутсайдером», ибо это важно для его личностного роста и роста команды.

Наши рекомендации