Стили «адвокат» и «прокурор»

(Упражнение «Защита Вождя Краснокожих»)

Паттерны поведения Стиль «адвокат» Стиль «прокурор»
Задает вопросы Чтобы найти контакт, поддержать или оправдать действия собеседника  
Реакция в момент несогласия с собе­седником Нейтральная, без осуждения, каждый имеет право на ошибки  
Манера ведения беседы Доброжелательная, располагающая к сотрудничеству  

Стили «адвокат» и «прокурор» (раздаточный материал)

Паттерны поведения Стиль «адвокат» Стиль «прокурор»
Задает вопросы Чтобы найти контакт, под­держать или оправдать действия собеседника Чтобы обвинить со­беседника в случив­шемся
Реакция в момент несогласия с собе­седником Нейтральная, без осужде­ния, каждый имеет право на ошибки Осудительная, собе­седник не имеет права на ошибки
Манера ведения беседы Доброжелательная, распо­лагающая к сотрудниче­ству Назидательная, при­сутствует желание лидировать

Приложение 10

ОБРАЗЦЫ СИТУАЦИЙ К УПРАЖНЕНИЮ

«ПОЙМИТЕ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО»

"-------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок не хочет учить историю, а все остальные уроки делает с удовольствием.

"-------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок тратит много времени на выполнение домашнего зада­ния и ложится спать поздно.

"-------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок грубо разговаривает с бабушкой и не слушается ее, по­этому она не может проконтролировать, как он выучил уроки.

"-------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок очень способный, я считаю, что он плохо учится, пото­му что учителя не понимают его.

"-------------------------------------------------------------------------

Медицинская сестра вчера сделала укол моему ребенку, после этого он отказывается идти в детский сад, я хочу пожаловаться заведующей.

"-------------------------------------------------------------------------

Моя дочка не слушается меня дома, но слушается мужа, который счи­тает, что я ее балую. Я с ним не согласна. Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать.

"-------------------------------------------------------------------------

Я хотела бы, чтобы моя дочка стала балериной, но пока она немного полновата, не могли бы вы давать ей на обед только первое?

"-------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок очень стеснительный. Поэтому он не поднимает руку на уроке, я боюсь, что учителя считают, что он ничего не знает.

"-------------------------------------------------------------------------

Моя дочь плохо пишет сочинения, потому что в классе шумно и она не может сосредоточиться.

"-------------------------------------------------------------------------

Не могли бы вы следить, чтобы мой ребенок не общался с Васей? Мне очень не нравится Васина семья.

"-------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок постоянно мне грубит, я с ним не справляюсь. Может быть, мне его припугнуть?

"-------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок не может общаться с некоторыми учителями, потому что они не хотят понимать его.

"-------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок стал учиться значительно хуже, в том числе и по ваше­му предмету, я не понимаю, почему?

"-------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок не любит посещать детский сад, потому что ему не нра­вится, как здесь кормят.

"-------------------------------------------------------------------------

Мой ребенок иногда не делает домашнее задание, потому что боится идти в библиотеку.

"-------------------------------------------------------------------------

Я считаю, что некоторые педагоги постоянно кричат на моего ребен­ка, но он не говорит об этом.

"-------------------------------------------------------------------------

Он совершенно не хочет учиться. Я просто в отчаянии. Он никуда не сможет поступить после окончания школы. "-------------------------------------------------------------------------

Моя дочь — талантлива. Она пишет прекрасную музыку. И я считаю, что ей не надо учить математику.

"-------------------------------------------------------------------------

Мой сын, ему уже 4 года, сказал, что вы, Мария Ивановна, ударили его во время тихого часа тряпкой по шее.

"-------------------------------------------------------------------------

Мой сын влюбился в героя сериала и теперь отказывается ходить в школу, смотрит записанные на видео серии. Что мне делать?

Приложение 11

КАРТОЧКА К УПРАЖНЕНИЮ

«НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ»

Перед вами список некоторых образцов проявления мимики и де­монстрации поз, жестов, которые используют педагоги в процессе об­щения с родителями. Прочтите, пожалуйста, внимательно этот список и решите, полный ли он. Если нет — добавьте, пожалуйста, несколько своих примеров невербального общения.

Взгляд:

1. Постоянная легкая улыбка на лице.

2. Взгляд сверху вниз.

3. Взгляд «глаза в глаза».

4. Взгляд в сторону.

5. «Бегающий» взгляд.

6. Пристальный взгляд в лицо собеседника.

7. Пристальное разглядывание деталей одежды собеседника.

Поза, сидя за столом:

8. Одна рука лежит на столе, другая — «подпирает» щеку.

9. Руки лежат на столе, при этом пальцы легонько постукивают по поверхности стола.

10. Руки на столе, жест «пирамида».

11. Машинальное рисование.

Позы, сидя в кресле или на стуле:

12. Легкий наклон корпуса вперед или по направлению к собеседнику.

13. Поза «нога на ногу».

14. Корпус откинут назад, тело полностью расслаблено.

15. Корпус откинут назад, нога на ногу, руки за головой.

Позы, сидя или стоя:

16. Руки скрещены на груди.

17. Руки за спину.

18. Педагог держит журнал, книгу или любой другой предмет перед собой двумя руками.

19. Неоднократное использование жеста «указующий перст».

20. Педагог постоянно поглядывает на часы.

21. Постоянные вздохи.

22. Застывшая поза.

А теперь оцените, пожалуйста, все жесты с точки зрения целесооб­разности их использования в общении «педагог—родитель» по следую­щим критериям:

«+» — жесты, позы и мимика, способствующие созданию доброже­лательной атмосферы;

«-» — жесты, позы и мимика, не способствующие созданию добро­желательной атмосферы;

«Н» — нейтральные жесты, позы, мимика.

Приложение 12

МАСКИ-РЕЛАКСАЦИИ ДЛЯ МЫШЦ ЛИЦА[8]

Основные правила:

1.Все маски выполняются сидя или стоя.

2. При выполнении масок релаксации следует придерживаться сле­дующей техники:

r перед выполнением маски следует сделать вдох;

r при выполнении маски — небольшая задержка дыхания, мыш­цы находятся в напряжении;

r расслабление мышц происходит на выдохе.

Маски:

  1. Маска удивления.
  2. Маска гнева.
  3. Маска поцелуя.
  4. Маска смеха.
  5. Маска недовольства.

Приложение 13

СПИСОК СИТУАЦИЙ

Наши рекомендации