День четвертый. стресс-менеджмент

1. Игра-приветствие.

2. Упражнение «Аукцион».

3. Мини-лекция «Что такое стресс».

4. Упражнение «Стресс».

5. Мини-лекция «Эмоции и эмоциональный интеллект».

6. Игра «Турнир эрудитов».

7. Упражнение «Тропа эмоций».

8. Мини-лекция «Как справиться со своими эмоциями».

9. Тест «Как вы заботитесь о себе?».

10. Мини-лекция «Профилактика и управление стрессом».

11. Упражнение «Порой я балую себя».

12. Мини-лекция «Ассертивность».

13. Упражнение «Я говорю "нет"».

14. Упражнение «Комплименты звезде».

15. Упражнение «Я дарю себе звезды».

16. Упражнение «Блиц-интервью».

17. Обобщающее упражнение «Мемуары великого гения».

18. Обратная связь.

___________________________________________________

ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ________________________________________________

Цель Методические рекомендации   Продолжение знакомства участников тренинга друг с другом.  
Содержание Каждый участник делит лист А-4 пополам и на одной половине пишет свое имя (или имя и фамилию, имя и город) и сдает тренеру, на другой половине за­писывает любой вопрос, касающийся профессиональ­ной деятельности или личных пристрастий слушате­лей, например: любите ли вы путешествовать? если ли у вас опыт работы с родителями дошкольников? уме­ете ли вы кататься на велосипеде? Передвигаясь по аудитории, каждый ищет пять желающих написать свое имя под любым вопросом (в случае как положительного, так и отрицательного от­вета). Затем тренер называет одно из имен из слан­ных ему листков, например: «Анна из Владивостока». Все участники, в ответе на вопрос которых есть это имя, говорят: «Я уверена, что Анна очень любит печь пироги», другой участник добавляет: «Я знаю, что Анна недавно ездила в Египет» и т. д. Затем тренер зачитывает по очереди все имена, а участники рассказывают о названном товарище все, что он сообщил о себе, отвечая на вопросы. Таким образом, о каждом участнике можно узнать много раз­нообразной информации.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «АУКЦИОН»___________________________________________

Цель Методические рекомендации Заинтересовать участников в обсуждении темы «Стресс», выявить их запросы.  
Содержание Все участники делятся на группы по три человека, каждая тройка по очереди называет одну причину, вы­зывающую стресс педагога в школе (высказывания дол­жны быть краткими, не более 3—4 слов). После очеред­ного высказывания тренер считает до 3, и если команда, которая должна была называть причину, молчит, вмес­то нее за секунду до того, как ведущий произнесет «3», выступает любая другая тройка. Побеждает команда, последней назвавшая причину стресса в школе.
Обсуждение Тренер просит участников вспомнить о причинах, не названных во время «аукциона», и задает вопрос: могло ли данное упражнение спровоцировать стрес­совую ситуацию у участников семинара? Почему?  


___________________________________________________

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС?»________________________________

  Ведущий дает определение понятия «стресс», рассказывает о возможных причинах его возникновения в условиях образовательного учреждения. Участники делятся мнением, нужна ли работа с педагогами по профилактике стресса.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СТРЕСС»____________________________________________

Цель Методические рекомендации Развитие способности анализировать и управлять стрессовыми ситуациями.  
Содержание Группа разбивается на тройки, каждая из которых организует пространство удобным образом, чтоб при обсуждении тройки не мешали друг другу. Затем каж­дому участнику лается задание: вспомнить ситуацию, которая произошла с ними или с их коллегами, роди­телями, знакомыми и в которой они (сами слушатели или их близкие) испытывали стресс после взаимодей­ствия с учителем, с администрацией (желательно, что­бы ситуация не касалась лично участников). Затем каждый в тройках по очереди рассказывает ситуацию, в это время двое остальных участников используют нерефлексивное слушание. После окончания расска­за два слушателя помогают изменить эту ситуацию так, чтобы она не являлась травмирующей, и отвечают на вопрос: «Как могли повести себя работники школы, чтобы эта ситуация не была стрессовой?» В это время 3-й участник, который рассказывал, слушает, а потом сообщает, какое решение ему показалось наиболее приемлемым в рассказанной им ситуации.
Методические рекомендации На выполнение этого упражнения желательно либо ограничить время рассказа каждого участника (5 ми­нут на каждого участника), либо предложить высту­пить только одному участнику из тройки.  


___________________________________________________

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ»___________

  Вданной мини-лекции тренер обращает внимание слушателей на взаимосвязь эмоций и мышления и дает определение эмоционального интеллекта, а также зна­комит с его составляющими.

___________________________________________________

ИГРА «ТУРНИР ЭРУДИТОВ»__________________________________________

Цель Методические рекомендации   В игровой форме затронуть тему эмоций.  
Содержание Группа делится на две команды. Для данной игры тренеру необходимо иметь два кубика, на которых вместо точек нарисованы лица с различными эмоцио­нальными состояниями. Эти кубики можно сделать из плотной бумаги, образцы даны в приложении 19. Чтобы объяснить правила игры, тренер проводит предварительный этап «турнира» Для начала он под­брасывает один любой кубик и просит команды по очереди дать название той эмоции, изображенной на верхней стороне кубика, а затем придумать ситуации из педагогической практики, в которых эта эмоция возникает. Команды по очереди называют ситуации в течение 1—2 минут или без фиксации времени. По­беждает та команда, которая назовет ситуацию пос­ледней. Если команды поняли условие, можно начинать сам «турнир». Он проходит по тому же сценарию, только перед его началом тренер подбрасывает два кубика. Участники совещаются в течение одной ми­нуты, а затем по очереди дают всевозможные назва­ния сложного эмоционального состояния, в которое входит две эмоции, и придумывают ситуации, в кото­рых это состояние возникает. Например, если на од­ном кубике выпала радость, а на другом — грусть, участники могут назвать это: «радость сквозь слезы», «слезы радости», «слезы от радости», «это возникает, когда прозвенел последний звонок», «когда ребенку на завтрак вместо каши дали мороженое» и т. д. При желании игру можно повторить несколько раз.
Обсуждение Участники придумывают свои модификации игры, которые они могут использовать в своей практике, работая с детьми.  
Методические рекомендации Игра проходит более интересно, если задан быст­рый темп. Изготовление кубиков может быть упрощено, если наклеить карточки с отдельными эмоциями на два детских кубика одинаковой величины. Другой вари­ант — вместо кубиков использовать карточки, кото­рые переворачивают рисунком вниз и кто-то из участ­ников вытягивает две карточки. Далее игра идет по прежнему сценарию.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ТРОПА ЭМОЦИЙ»_____________________________________

Цель Методические рекомендации Отработка навыка определения эмоционального состояния группы, класса, с которым работает педагог. Для выполнения данного упражнения необходи­мо подготовить следующие раздаточные материалы. 1. Составить список некоторых эмоций и состоя­ний, которые, по мнению тренера, могут быть прису­щи участникам семинаров (количество перечислен­ных эмоций зависит от резерва времени, имеющегося для выполнения упражнения). 2. Заготовить листы А-4, на каждом из которых крупно и четко должно быть написано название од­ной из перечисленных в списке эмоций (примерный список дается в приложении 20). После этого тренер раскладывает на полу листы А-4 с названием эмоций.  
Содержание Каждый участник получает список эмоций и состояний и по своему усмотрению оценивает общее эмоциональное состояние группы, выбирая из пред­ложенного тренером перечня от трех до шести эмо­ций и ранжируя их. Затем списки откладываются на время в сторону. После этого тренер раскладывает на полу заранее заготовленные листы А-4 с названиями эмоций. Первый участник проходит путь от одной эмоции к другой, останавливаясь возле каждого листа, и рас­писывается только под названиями тех эмоций и со­стояний, которые свойственны именно ему в данный момент. Второй участник ступает на «тропу эмоций» только после того, как первый пройдет хотя бы поло­вину пути.
  Когда все участники преодолеют «тропу», они воз­вращаются в круг, а тренер составляет эмоциональный портрет группы, отбирая лишь те листы, на которых оказалось наибольшее количество подписей. Полу­ченный эмоциональный портрет сообщается слуша­телям. Затем каждый участник сравнивает свой пред­варительный прогноз эмоционального состояния группы (эмоций и состояний, отмеченных им на пре­дыдущем этапе выполнения упражнения) и получен­ные тренером результаты.  
Обсуждение Тренер предлагает участникам ответить на следующие вопросы по кругу в свободной форме: r Легко ли было оценить собственное эмоцио­нальное состояние? r Насколько точным оказался ваш прогноз обще­го эмоционального состояния группы? r Что помогало и что мешало вашей оценке? r Какие трудности возникали при выполнении упражнения? r Что было труднее: оценить свое состояние или эмоциональный фон группы? Почему? Участники обсуждают, насколько важна оценка педагогом эмоционального состояния класса или группы в детском саду; легко ли это осуществлять в педагогической практике; что мешает и что помогает сформулировать точный прогноз.  

___________________________________________________

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «КАК СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ»___________

  Тренер заостряет внимание на том, какую роль иг­рает душевный комфорт, умение находить разумный баланс между временем, затраченным на работу и на отдых, умение заботиться не только о своих учениках и воспитанниках, но и о самом себе. Если у группы появится запрос, тренер может рассказать об основ­ных эмоциональных нарушениях: депрессия, гнев, тревожность и др. Далее по желанию участников тре­нер предлагает ответить на вопросы теста: «Как вы заботитесь о себе?»  

___________________________________________________

ТЕСТ «КАК ВЫ ЗАБОТИТЕСЬ О СЕБЕ»________________________________

Цель Методические рекомендации Познакомить учителей с некоторыми способами проявления заботы о себе.
Содержание Как известно, российские учителя очень много времени посвящают работе и многие из них не думают о своем психическом здоровье. Тест доктора Тревора Повела поможет задуматься над таким важным вопросом, как забота о своем психическом здоровье и внутреннем благополучии. Тест приводится в приложении 21.

___________________________________________________________________

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ПРОФИЛАКТИКА И УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ»__________

  Как показывает практика, педагоги получают достаточно много информации о том, как им работать с детьми. Но многие воспитатели и учителя нуждаются и в знаниях о том, как следует справляться со своими проблемами, управлять стрессовыми ситуациями, не переносить негативные эмоции в семью и др. Тренер рассказывает о том, в какой форме психолог может удовлетворить запрос педагогов.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»______________________________

Цель Методические рекомендации Познакомить слушателей с приемом, описанным Мадэлин Беркли-Ален.  
Содержание Перед началом упражнения тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобится лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носить строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы людей, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написаны. Если кто-то очень захочет прочитать свои записи, он может это сделать. Но только по собственному желанию, без предварительных просьб со стороны окружающих. Затем тренер просит участников вспомнить и составить список тех дел, которые они выполняют с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о сво­ем душевном здоровье и немного побаловать себя. Когда списки будут готовы, участники должны отме­тить, как часто они делают то, что отмечено на листе. После этого тренер предоставляет возможность участ­никам высказать свое мнение по поводу того, на­сколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.
  Далее группа разбивается на тройки — пары, ко­торые составляют слоган, отражающий идею о том, почему необходимо иногда баловать себя. После это­го тренер раздает карточки с рекомендациями, состав­ленными Мадэлин Беркли-Ален (приложение 22), предлагает ознакомиться с ними и отметить в них те пункты, которые приемлемы для читающего, но ко­торые он выполняет крайне редко или не выполнял раньше, и дополнить этот список одной-двумя ори­гинальными позициями. Эти оригинальные способы побаловать себя участники записывают на стикерах, прикрепляют на большой, заранее заготовленный лист ватмана. На этом же листе ватмана можно запи­сать и слоганы, составленные участниками. Плакат «Порой я балую себя!» может висеть на стене до окон­чания тренинга.
Обсуждение Участники высказываются в свободной форме о том, какие способы побаловать себя им больше всего понравились и какие они бы они могли попробовать использовать в будущем; кто получил удовлетворение от проделанной в ходе упражнения работы; кто бы хотел еще что-то доделать, сказать или поделиться опытом.

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «АССЕРТИВНОСТЬ»___________________________________

  Тренер дает определение ассертивности и знако­мит участников с основными признаками ассертивного человека, говорит о необходимости развития это­го качества у педагогов. Знакомство участников с техниками отказа собеседнику подготовит к выпол­нению упражнения по их отработке.  

______________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «Я ГОВОРЮ „НЕТ“»____________________________________

Цель Методические рекомендации Отработать техники отказа собеседнику, провести мини-исследование относительно возможностей и границ использования каждой из приведенных на тренинге техник.
Содержание Упражнение проводится в кругу, раздаточным материалом служит таблица с названиями техник отказа собеседнику в вежливой корректной форме, приведенная в приложении 23. Перед началом упражнения тренер спрашивает участников о том, почему иногда мы не можем отказать людям в их просьбах и делаем то, что не приносит нам никакого удовлетворения и, кроме того, требует больших временных и энергетических затрат? Почему порой мы не можем дать отказ в вежливо и корректной форме, взваливая на свои плечи чужие проблемы? После обсуждения тренер знакомит учеников с шестью техниками отказа собеседнику и раздает бланки с таблицей. Этот предварительный этап упражнения можно заменить мини-лекцией «Техники отказа собеседнику» по усмотрению группы и/или тренера. Далее каждый из участников придумывает простой вопрос-просьбу, с которым он должен обратиться к соседу слева. Упражнение может начать тренер, попросив следующего участника (назовем его участником № 1) о чем-нибудь. Участник № 1, выслушав просьбу, в вежливой и уверенной манере отказывает собеседнику независимо от того, готов ли он выполнить ее. После этого участник № 1 обращается с просьбой к своему соседу слева (к участнику № 2) и т. д. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает и в роли просителя, и в роли человека, который отказывает в просьбе. В то время, пока два участника выступают в роли собеседников, остальные исполняют роль экспертов. Каждый из них, пользуясь таблицей с техниками отказа собеседнику, в специальной графе отмечает, ка­кая, на его взгляд, техника была использована. Гово­рить вслух свои решения строго запрещается, так как это может нарушить ход упражнения. Но если кто-то затрудняется в определении названия техники, он может оставить ответ без внимания. При этом жела­тельно предупредить участников о том, что в некото­рых случаях ответы могут включать сразу несколько техник или не содержать ни одну из перечисленных в таблице. Тогда эксперт может делать пометки по сво­ему усмотрению. Решение эксперта в любом случае считается верным и никем не будет оспариваться. Так­же любой из экспертов может приостановить свою ра­боту, если, например, подходит его очередь быть в роли собеседника и ему необходимо время на обдумывание просьбы.  
Обсуждение После того как каждый откажет своему соседу в просьбе, тренер просит участников подсчитать резуль­таты проведенного мини-исследования, то есть опре­делить, какая из техник использовалась чаще, а какая реже других. После того как группа познакомится с усредненным результатом, тренер просит участников попробовать прокомментировать его: почему данные техники использовались чаще/реже? какая из техник кажется наиболее простой? какая наиболее убедитель­ной? в каком случае следует применять каждую издан­ных техник? какая из техник может быть универсаль­ной на все случаи жизни? Второй аспект, который мы рекомендуем обсудить после проведения упражнения, — это ощущения участ­ников, которые они испытали, будучи в роли собесед­ников. Что чувствовал себя каждый, когда отказывал­ся выполнить элементарную просьбу соседа? Был ли его отказ вежливым и убедительным? Остались ли неприятные ощущения после отказа? Как бы все про­исходило в реальной жизни? Как часто и в каких слу­чаях следует использовать данные техники в реальной жизни?  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТЫ ЗВЕЗДЕ»_____________________________

Цель Методические рекомендации Познакомить участников с основными правилами составления комплиментов.  
Содержание 1-й этап. Группа разбивается на тройки. Каждая тройка получает карточку с комплиментами, которые даны в приложении 24. Тренер сообщает участникам, что не все комплименты сделаны удачно, и просит найти те из них, которые не хотелось бы слышать. После того как одна из троек прочтет один комплимент, тренер спрашивает, почему этот комплимент не понравился, и вместе с группой выводит первое правило: «Как делать комплименты». 3атем тренер просит остальных участников найти комплименты с нарушением подобного правила. Потом следующая тройка читает один из неудачных комплиментов, а тренер с группой выводит следующее правило и просит остальных участников прочитать комплименты с нарушением этого правила и т.д. (правила «Как делать комплименты» находятся в теоретическом разделе). После того как все правила составлены, участники в свободной форме отвечают на вопрос: «Какие правила чаще всего нарушаются в педагогической практике?»
  2-й этап. Группа делится на подгруппы по 3—5 человек в каждой и выбирает человека, которого обязательно знают все, например какого-либо артиста, или спортсмена, или политического деятеля. После этого участники каждой подгруппы пишут список комплиментов «звезде»: 4 комплимента удачных и 2 — с нарушением правил. Когда комплименты придуманы, представители групп по очереди зачитывает каждый комплимент из списка, а остальные участники решают, удачный это комплимент или нет. Если комплимент неудачный, участники сообщают, какое правило нарушено. После того как все подгруппы зачитают свои списки, группа выбирает лучший комплимент - «комплимент дня».
Обсуждение   Участники делятся своими впечатлениями и пы­таются ответить на вопрос, почему «комплимент дня» победил в конкурсе, что особенно подкупает в нем.    
Методические рекомендации Иногда участники тренинга предлагают делать комплименты разным людям: например, первая под­группа пишет 6 комплиментов какому-либо актеру, вторая — знаменитому спортсмену, третья — полити­ческому деятелю и т. д. Такой вариант проведения уп­ражнения тоже приемлем, но в этом случае становит­ся труднее выбрать «комплимент дня». Вариант, когда каждая подгруппа делает 6 комп­лиментов шести разным «звездам», мы считаем наи­менее удачным, потому что такие комплименты, как правило, более однотипны. А среди шести выбранных подгруппой человек обычно находятся такие, которые мало известны другим участникам. Смысл упражне­ния несколько теряется.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «Я ДАРЮ ТЕБЕ ЗВЕЗДЫ»[6]_______________

Цель Методические рекомендации Отработать умение принимать положительную информацию о себе, похвалу.  
Содержание Группа делится на подгруппы по 6-8 человек. Каждый участник подгруппы делает какой-либо во­ображаемый подарок соседу справа (по кругу, в тече­ние 1-2 минут). Например, это может быть остров в Индийском океане, букет полевых цветов, новая квар­тира и т. д. Так как этот подарок воображаемый, необ­ходимо подробно его описать. При этом можно еще сделать комплимент или сказать что-то приятное партнеру. Обладатель подарка высказывает свое мне­ние о том, насколько он доволен «приобретением», и подчеркивает детали, что особенно его поразило и порадовало, используя любую форму высказывания, например: «Мне понравился твой подарок, особен­но...», «Твой подарок очень неожиданный, я никогда не получал ничего подобного...» и т. д.
Обсуждение Проходит в общем кругу. Слушатели отвечают на вопросы: что было приятнее — дарить или получать подарок? что именно приятно получить в подарок? какие слова приятно слышать, получая подарок? Легко ли было ответить, не критикуя себя и не делая себе антикомплименты?

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ»___________________________________

Цель Методические рекомендации Предоставить участникам возможность задать вопросы другим участникам и тренеру по темам тренинга и получить на них ответы.
Содержание Для проведения данного упражнения желательно иметь в аудитории песочные часы. Перед началом упражнения каждый участник записывает на листе бумаги те вопросы, на которые он не получил ответа на протяжении тренинга и которые он хотел бы для себя уяснить. Далее тренер сообщает, что каждому участнику выделяется определенное время, как правило, по 2—3 минуты, для того чтобы получить ответ на свой вопрос или вопросы. Выполняя данное упражнение, каждый участник по очереди в течение отведенного времени может задавать вопросы (взять блиц-интервью) любым участникам или тренеру и остановить их в любое время, если он получил ответ на свой вопрос. Чтобы не перебивать говорящих, можно использовать какой-либо жест (например, поднятая вверх ладонь), который будет означать: «Спасибо. Вы уже ответили на мой вопрос». Если ответ на вопрос требует длительного времени, участники (или тренер) могут порекомендовать специальную литературу или предложить свою помощь тому, кто задал вопрос, в перерыве или после окончания тренинга. Если кто-то из участников не хочет задавать вопросы другим, он может «подарить» отведенное ему время любому участнику.
Данное упражнение не требует специального обсуждения.  

___________________________________________________

ОБОБЩАЮЩЕЕ УПРАЖНЕНИЕ «МЕМУАРЫ ВЕЛИКОГО ГЕНИЯ»__________

Цель Методические рекомендации   Подвести итоги тренинга, выделить главные моменты, которые можно перенести в каждодневную педагогическую практику.  
Содержание Упражнение проходит в подгруппах по 3—6 человек. Тренер предлагает участникам представить сле­дующую ситуацию: «Одно из крупных издательств го­товит к публикации труд великого педагога — его мемуары, в которых он отразил свои основные педа­гогические идеи и принципы работы учителя. Нас пригласили в качестве рецензентов ознакомиться с этим произведением. Когда работа была закончена, наши коллеги из школ, которые с нетерпением ждут новую книгу, стали задавать нам вопросы о том, что завещал нам великий гений. Педагогов в большей сте­пени заинтересовала та часть наследия, которая по­священа работе с родителями. В связи с этим несколь­ко школ пригласили наших делегатов на педсовет и попросили выступить, донести до аудитории основ­ные мудрые мысли великого учителя по работе педа­гога с родителями. Сейчас каждая подгруппа подго­товит и представит короткое выступление». Далее каждая подгруппа записывает основные мы­сли, а затем по очереди знакомит с ними аудиторию.  
Методические рекомендации Упражнение можно проводить как в серьезной форме, так и в шуточной. Это зависит от состава и настроя аудитории.  

___________________________________________________

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ_________________________________________________

  Проводится так же, как в предыдущие дни тренин­га. Но на данном занятии подводится итог не только прошедшего дня, но и всего тренинга.  

Глава 9

______________________________________

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ

«ВМЕСТЕ С МАМОЙ!»[7]

(Оптимизация детско-

Родительских отношений)

______________________________________

Начало учебного года — серьезное испытание для первоклассника. В этот период ему необходимо особое внимание, поддержка и, скорее всего, помощь со стороны членов семьи, взрослых. И порой одно верно сказанное теплое слово или одно прикосновение к ребенку, сделанное в нужный момент, решает многие проблемы. Но где найти это «нужное», кто подскажет? Только сами родители. А кто же еще?

К школе готово все, куплено много нового. Осталось прежним только самое главное — детско-родительские отношения. А стоит ли их менять? И какую роль они играют в развитии и обучении ребенка?

Мастера отечественной психологии (Лисина М.И., 1986; Спиваковская А.С, 2000; Дружинин В.Н., 1996 и др.) в своих трудах неоднократно затрагивают вопрос о влиянии взаимоотношений в семье на психическое развитие ребенка: «Определенные условия семейного воспитания могут формировать личностные качества, препятствующие или, напротив, благоприятствующие проявлению общих и специальных способностей в учебе или профессиональной деятельности» (Дружинин В.Н. 1996, с. 135).

Перед тем как ребенок пойдет в школу, родители ждут от педагогов и психологов ответы на сотни вопросов: «Нужно ли делать уроки вместе с ребенком? Нужно ли читать ему книги? Как помочь ему в учебе?...» А потом, когда ребенок станет школьником, вопросов становится еще больше: «Почему он капризничает? Почему задает глупые вопросы в тот мо­мент, когда все члены семьи заняты? Почему его не разбудить утром и не уложить спать вечером?» — и так до бесконечности. Вопросов много, но, к сожалению, не на все из них есть однозначный ответ. Да и где гарантия в том, что метод, который оказался приемлемым для тысячи детей, будет так же приемлемым для тысячи первого ребенка? Все дети разные. И есть проблемы, которые никто не решит лучше, чем сами родители, если они, конечно, научились хорошо понимать этот удивительный детский мир. А как его постичь, как научиться слышать, чувствовать, осязать эти тонкие струнки детской души — души собственного ребенка?

Данная программа была разработана для того, чтобы родители на­учились лучше понимать своих детей и попытались сами ответить на некоторые «каверзные» вопросы. Как разговаривать с ребенком, если у него возникли проблемы в школе? Как ему помочь в усвоении програм­мы, не теряя доверительных отношений с ним? Как стать более терпе­ливым и внимательным по отношению к его трудностям?..

Цель цикла занятий: оптимизация детско-родительских отношений при подготовке ребенка к школе или адаптации к условиям школьного обучения.

Задачи:

r развитие коммуникативных склонностей ребенка;

r развитие познавательных процессов и креативности ребенка;

r развитие произвольной сферы ребенка;

r обучение родителей приемам развития памяти, внимания, мыш­ления и творческих способностей ребенка в игровой форме.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

1. Желательно, чтобы количество пар участников (ребенок—роди­тель) было не менее 3 (6 человек) и не более 8 (16 человек). Опти­мальное число участников — 5-7 семейных диад (10-14 человек).

2. Рекомендуется присутствие на занятиях двух тренеров — ведущих. Это может быть психолог и воспитатель/методист в детском саду или психолог и воспитатель группы продленного дня в школе. За­нятия также может вести социальный педагог или организатор вне­классной работы.

3. Площадь помещения для проведения занятий должна быть не менее 40м2.

4. Для занятий необходимы мягкие игрушки, небольшой мяч, колокольчик, головоломки, рамки Монтессори, карандаши, бумага, магнитофон, большой ковер или большой стол, за которым смогли бы разместиться все участники группы.

Данный цикл рассчитан на старших дошкольников и младших школьников, но его легко адаптировать для детей младшего возраста. Подобные занятия можно проводить один раз в неделю в течение всего года, с учетом интересов детей и запроса родителей. Каждое занятие можно наполнить любыми играми. Продолжительность одного занятия — полтора часа.

Мы предлагаем серию, состоящую из 8 занятий.

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ.

«ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ»

1. Представление ведущих.

2. Знакомство друг с другом.

3. Игра «Снежинки».

4. Игра «Подъезжаем к городу Ромашкинск».

5. Головоломки на ковре.

6. Игра «Менялки».

7. Обсуждение занятия.

___________________________________________________

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЕДУЩИХ_________________________________________

Цель Методические рекомендации   Создание доброжелательной атмосферы, ознакомление участников занятия с правилами.
Содержание Ведущие в нескольких словах рассказывают о себе, о том, как будут проходить занятия, показывают большой мяч или мягкую игрушку и объясняют, что право голоса будет иметь тот, кто держит в руках мяч этот (игрушку). Если у детей или взрослых есть вопросы, связанные с ходом занятий, тренер может ответить на них.

___________________________________________________

ЗНАКОМСТВО ДРУГ С ДРУГОМ_______________________________________

Цель Методические рекомендации Знакомство друг с другом, развитие коммуникативных склонностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальностях.  
Содержание Группа делится на две команды: детей и взрослых. Дети остаются в кругу с одним тренером, в то время как взрослые отходят в сторону или образуют еще один круг с другим тренером. Взрослые решают вопрос о том, как их будут назы­вать дети в ходе занятий. Тренер может предложить следующие варианты: r называть родителей по имени-отчеству; r по именам; r неформальные обращения, например, «тетя Та­ня» или «папа Сережа» и т. д. Могут быть предложены и другие варианты по усмотрению группы. В это время дети садятся в крут, тренер передает по кругу мяч и каждый ребенок, держа мяч, называет свое имя. Далее, в зависимости от активности детей, мо­жет быть повторено либо это же задание, либо каж­дый ребенок, называя свое имя, повторяет имена од­ного или двух предыдущих соседей. Если после этого дети недостаточно хорошо запомнили имена друг дру­га, можно дополнительно предложить один из следу­ющих вариантов игры-знакомства: «Как тебя зовут?» Каждый, держащий мяч в руке, называет свое имя и бросает мяч тому, чье имя плохо запомнил или забыл. Получивший мяч продолжает игру таким же образом. «Кто я?» Выбирается водящий, который встает спиной к группе и считает до трех. В это время дети меняются местами. Водящий поворачивается и назы­вает имя каждого.  
  После того как дети хорошо запомнили имена друг друга, тренер приглашает взрослых присоединиться к ним; образуется один большой круг. Взрослые на­зывают свои имена и вместе с детьми повторяют либо игру «Как тебя зовут?», либо «Кто я?».

___________________________________________________

ИГРА «СНЕЖИНКИ»_________________________________________________

Цель Методические рекомендации Создание свободной доброжелательной сферы.  
Содержание Тренер объявляет группе, что сейчас все будут снежинками. Для этого надо встать и под музыку начать двигаться в свободном направлении по всей комнате. Как только музыка прекратится, все останавливаются и слушают команду тренера, который говорит: «Снежинки объединяются в группы по три». Все участники должны выполнить эту команду. Затем снова продолжает звучать музыка, и как только она будет прервана, участникам надо будет выполнить следующую команду тренера, например: «Снежинки объединяются в группы по две (по четыре, по пять и т.д.)». Если кто-то из детей или взрослых захочет быть ведущим, он может попробовать себя в этой роли.  

___________________________________________________

ИГРА «ПОДЪЕЗЖАЕМ К ГОРОДУ РОМАШКИНСКУ»______________________

Цель Методические рекомендации   Развитие креативности детей  
Содержание Дети и взрослые садятся в круг, каждый ребенок рядом со своим родителем. Тренер объявляет группе, что сейчас все отправятся в путешествие на поезде по сказочной цветочной стране. Все станции, которые мы будем проезжать, будут содержать названия цветов, деревьев или других растений. При этом названия растительного мир должны быть несколько изменены, например город Ромашкинск, или к ним может быть добавлено какое-либо слово, например поселок Веселые Дубочки и т.д. Каждый из нас будет проводником и будет объявлять по одной станции, вот так: «А сейчас подъезжаем к городу Гороховску» или «Следующая остановка — поселок Желтых Одуванчиков». Далее игра продолжается по кругу. Если кому-то из детей трудно выполнить данное задание, он может попросить помочь маму или бабушку. Подсказывать разрешается только по просьбе ребенка.  

___________________________________________________

ГОЛОВОЛОМКИ НА КОВРЕ___________________________________________

Цель Методические рекомендации   Развитие логического мышления, креативности.  
Содержание Группа делится на детей и взрослых. Один тренер удаляется с группой взрослых и в течение некоторого времени решает с ними организационные моменты и отвечает на их вопросы. В это время второй тренер собирает детей на боль­шом ковре, раскладывает перед ними головоломки и предлагает каждому ребенку выбрать любую из них по желанию. Чтобы дети почувствовали себя более успеш­но, для начала им можно предложить придумать и со­ставить какую-либо фигурку из частей головоломки и только потом решать их. Тренер подбадривает детей, хва­лит и, если необходимо, помогает. Если во время этого занятия кто-то из детей устанет, он может встать, побегать по комнате, а затем снова вернуться назад и продолжи<

Наши рекомендации