Мини-лекция «конфликты. способы выхода

ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ_______________________________________

  Тренер рассказывает о том, что такое конфликты, приводит классификации типов конфликтов и знакомит участников со способами выхода из конфликтных ситуаций, ссылаясь на сетку Томаса. Затем можно со­поставить результаты теста «30 пословиц» с пятью спо­собами Томаса: r «акулы» чаще используют соревнование; r «черепашки» — уклонение; r «медвежата» — приспособление; r «лисы» — компромисс; r «совы» — сотрудничество. Далее тренер рассказывает о возможностях и не­достатках каждого способа выхода из конфликтных ситуаций.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПИСЬМО ГУБЕРНАТОРУ ГОРОДА»______________________

Цель Методические рекомендации Отработать техники выхода из конфликтных ситуаций.  
Содержание Работа проходит в пяти подгруппах. Каждая подгруппа получает карточку с названием стиля выхода из конфликта. Тренер просит участников предста­вить, что губернатор города собирается издать указ о том, что в новогоднюю ночь все участники тренинга должны будут дежурить на улицах и следить за по­рядком, но он еще не успел издать этот указ, а толь­ко думает над его проектом и хотел бы знать наше мнение. В связи с этим необходимо написать губер­натору письмо в соответствии с указанным на кар­точке стилем. После того как письма готовы, а на это обычно ухо­дит от 6 до 20 минут, представители подгрупп по оче­реди зачитывают их, а остальные участники отгады­вают, какой способ выхода из конфликтной ситуации был использован (карточки представлены в приложе­нии 15).  
Обсуждение Участники обсуждают возможности и недостатки использования каждого стиля выхода из конфликт­ной ситуации в рамках данного игрового контекста. Что звучало особенно убедительно в их письмах? Как бы отреагировал губернатор на данные ответы и по­чему?  

__________________________________________________

СТАРИННАЯ АНГЛИЙСКАЯ ИГРА_____________________________________

Цель Методические рекомендации Внести оживление в работу группы, обсудить не­которые причины возникновения конфликтов.
Содержание Методические рекомендации Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, малень­кая игрушка, сувенир и т. д.). Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бу­магу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, за­клеивает скотчем и т. д.). Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой свер­ток с призом одному из сидящих рядом с ним участ­ников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д.
  Внезапно музыка прекращается, и участник со сверт­ком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «пу­тешествует» по кругу до следующей музыкальной па­узы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появле­нии звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.
Обсуждение После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, тренер задает следующие вопро­сы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфлик­ты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и по­чему? (Например, конфликт мог бы возникнуть в мо­мент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить тренера в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.). Далее тренер предлагает участникам ответить на вопросы: «Как можно было бы изменить инструкцию к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов?» (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.) В каком случае было бы интереснее играть: в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте)?

___________________________________________________________________

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «КОНФЛИКТНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ»___________________



  Тренер знакомит участников с классификацией конфликтных типов личности Д. Скотта: «паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «сверхпокладистый», «молчун», «жалобщик».  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ»____________________________

Цель Методические рекомендации Закрепить понятия, полученные в ходе мини-лекции.  
  Группа делится на 6 подгрупп. Тренер выдает каждой подгруппе карточку с обозначением одного изконфликтных типов личности (на одной карточке представлено одно название: «паровой каток», «раз­гневанный ребенок», «молчун», «сверхпокладистый» «жалобщик», и «скрытый агрессор») и объясняет за­дание,
Содержание начиная с ситуации: «В одном детском саду вос­питатель, собирая детей на прогулку, обнаружила, что Васины родители, которые обычно привозят ребенка на машине, забыли надеть ему рукавички. При этом папа положил ему в шкаф запасные шерстяные нос­ки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела Васе на руки носочки. Во время прогулки не­ожиданно пришла Васина мама, увидела, что ее ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал». Каждой подгруппе надо придумать, что делала и что говорила мама в зависимости от типа конфликтной личности, указанного в карточке, а затем представить, что мама, разговаривая по телефону, пересказала свои слова и свои действия подруге. Этот разго­вор и следует передать группе. На подготовку упражнения обычно уходит от 7 до 15 минут. Затем каждая подгруппа инсценирует или зачитывает текст телефонного разговора, а остальные участники определяют тип конфликтной личности.
Обсуждение   Участники делятся своими впечатлениями и пытаются ответить на вопрос, в каком случае воспитате­лю было бы труднее разрешить конфликт, а в каком легче.    

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «КАРУСЕЛЬ___________________________________________

Цель Методические рекомендации Закрепить материал, полученный в ходе предыду­щих мини-лекций и упражнений, отработать навыки поведения в некоторых конфликтных ситуациях.
Содержание Методические рекомендации Участники разбиваются на две равные группы, образуя два круга: внутренний и внешний. 1-й этап.Участники внешнего круга получают по карточке с названием одного стиля выхода из конфлик­тной ситуации. Далее все участники начинают движе­ние по кругу: внешний круг — по часовой стрелке, внут­ренний круг — против часовой стрелки. По сигналу тренера все участники останавливаются и встают па­рами (представитель из внешнего круга, напротив пред­ставителя внутреннего) лицом друг к другу. Тренер сообщает некоторую конфликтную ситуацию, где пред­ставители внутреннего круга являются инициаторами конфликта, а представители внешнего круга пытаются выйти из этой ситуации, используя стиль, указанный в карточке. Затем участники внешнего круга меняются карточками и упражнение продолжается. Примеры конфликтных ситуаций даны в приложе­нии 16.
  2-й этап.Участники внутреннего круга получают карточки с обозначением типа конфликтной личнос­ти (см. упражнение «Разговор по телефону»), и упраж­нение продолжается так же, как на 1 -м этапе.
Обсуждение   Участники сообщают о том, какой опыт они получили после проделанной работы; что удалось, что было трудным и т. д.; какие типы или способы было трудно изобразить и почему.  
Методические рекомендации Прежде чем проводить это упражнение, мы рекомендуем тренеру хорошо ознакомиться с его содержа­нием, чтобы дать правильную установку и не запутать участников. Данное упражнение достаточно сложное. и если тренер не будет к нему хорошо готов, оно мо­жет не получиться. Поэтому, если тренер не уверен всебе, лучше сделать модификацию упражнения сле­дующим образом: тренер зачитывает конфликтные ситуации, а участники решают, как поступили бы пер­сонажи в зависимости от типа урегулирования конф­ликта. В крайнем случае данное упражнение можно пропустить. Иногда участники тренинга устают быть в роли конфликтующей стороны, считая эту роль нетипич­ной для своего поведения. Поэтому мы рекомендуем провести 3-й этап — деролизации, когда каждый уча­стник говорит: «Я больше не продавец, я — Тамара» и т. д.

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ДОСТОЙНЫЙ ОТВЕТ»_________________________________

Цель Методические рекомендации Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.  
Содержание Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников (варианты высказываний приведены вприложении 17). Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивает­ся к своему соседу справа и зачитывает фразу со сво­ей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа пере­ходит к обсуждению.
Обсуждение Тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сер­дцу нелестное замечание о себе. Как правило, слу­шатели говорят, что грубые высказывания их не взвол­новали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все пред­лагают различные варианты конструктивного поис­ка, который поможет и в реальных жизненных усло­виях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

___________________________________________________

ИГРА «SORRY,КОНФЛИКТА НЕ БУДЕТ»________________________________

Цель Методические рекомендации Отработать прием, который помогает избежать конфликта из-за пустяка.  
Содержание Перед началом упражнения тренер рассказывает участникам о том, что многих конфликтов можно из­бежать, если вовремя остановиться. Так, например, в нашей культуре, для того чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виновного и просит извинения, а второй отвечает ему: «Ничего страшного». Англичане посту­пают еще проще, они не выясняют, кто был виноват, — извиняются обе стороны. Например, если в магазине кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: «I’m sorry», он услышит в ответ: «I’m sorry». Первое «I’m sorry» означает: «Простите, что я задел вас», вто­рое «I’m sorry» — «Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него пло­хое настроение, он снова услышит в ответ «Sorry», что означает: «Извините, но конфликта не будет» или «Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами». Выполняя данное упражнение, участникам пред­стоит действовать в соответствии с правилами англий­ского этикета. По команде тренера все начинают свободно перемещаться по аудитории, стараясь не за­девать друг друга. По определенному сигналу (напри­мер, звук колокольчика), каждый участник находит себе пару и ладонью, локтем или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера. Оба участника пары извиняются любым способом: «Sorry», «Извините, по­жалуйста», «Простите», «Сожалею о случившемся» или на любом другом языке в любой другой форме. После этого участники приветливо машут друг другу рукой и пары меняются. По следующему сигналу ве­дущего участники снова перемещаются по аудитории, стараясь не задевать друг друга.
Обсуждение Участники рассказывают о своих чувствах и о том, как и в каких жизненных ситуациях можно использо­вать данный прием. Как правило, участники замеча­ют, что можно не произносить вслух слова: «Извини­те, конфликта не будет», а просто вспомнить их и вовремя остановиться, если, конечно, речь идет о не­значительной для человека ситуации и конфликт, ко­торый мог бы разгореться, никому не нужен. Далее тренер просит участников смоделировать ситуации в общении с родителями, в которых приме­нение данного приема было бы эффективно и целе­сообразно.  
Методические рекомендации Смысл данного упражнения заключается не в том, чтобы не выяснять, кто прав, кто виноват, а в том, что­бы продемонстрировать свою вежливость, и вариан­ты ответов: «Ах, что вы. Это я вас задела», «Нет, нет, это вы меня извините», «Ну что вы, какой пустяк, это вы простите меня» — в данном случае неприемлемы. Поэтому до начала игры можно предупредить участ­ников об этом. Если кто-то из участников считает, что нет смысла извиняться в ситуации, в которой ты не виноват, можно напомнить старую поговорку: «В лю­бом конфликте виноват тот, кто умнее». Мы извиня­емся не потому, что сделали что-то не так, а потому, что мы выше конфликтов, которые происходят из-за пустяков, потому что мы уверены в своем поведении. Мы извинились или высказали свое сожаление о том, что случилось, и забыли. Мы сделали все, чтобы из­бежать конфликта, который нам не нужен. Мы оста­лись в хорошем настроении, потому что держали себя на высоте.  

___________________________________________________________________

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «МАНИПУЛЯЦИИ»_____________________________________

    В связи с тем, что работа педагога связана с обще­нием с большим количеством родителей и детей, он неизбежно сталкивается с различными манипуляци­ями, предпринимаемыми ими. Чтобы защитить себя и сделать общение эффективным, учитель и воспита­тель должны владеть навыками распознавания различ­ных типов манипуляций и способами защиты от них.  

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «МАНИПУЛЯЦИИ»_____________________________________

Цель Методические рекомендации Научить участников тренинга распознавать различ­ные типы манипуляции, с которыми можно столк­нуться в педагогической практике.  
Содержание Группа делится на подгруппы по три-четыре чело­века (желательно, чтобы число участников в каждой подгруппе было одинаковым). Затем каждая подгруп­па просматривает таблицу (см. главу «Конфликты») и обсуждает, какие типы манипуляций встречаются в общении педагога с родителями часто, а какие — редко. После того как подгруппы составят списки наибо­лее часто встречающихся манипуляций, каждый участ­ник вспоминает случай из своей практики или из практики своих коллег, иллюстрирующий один из ти­пов, отмеченных в списке. Затем каждый участник подгруппы (по очереди) рассказывает свою ситуацию, а остальные внимательно слушают и пытаются опре­делить тип манипуляций и ответить на вопрос: «На­сколько эффективны были действия педагога и что можно было сделать лучше?»  
Обсуждение Проходит в кругу. Участники зачитывают свои списки и вырабатывают стратегии поведения в наи­более типичных для педагогического общения ситуа­циях.    
Методические рекомендации Если группа достаточно большая (от 10 до 12 чело­век), то тренер может установить временные рамки работы в подгруппах. Например, на составление списка манипуляций можно отвести 10-20 минут, а на рассказы участников — до 35 минут, на обсуждение каждого случая — до 3-5 минут. За временем может сле­дить тренер, подавая определенные сигналы перед окончанием каждого вида деятельности.  

___________________________________________________

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»____________________

  Тренер знакомит слушателей с различными фор­мами работы: как с традиционными, так и с новыми; предлагает поделиться своими наработками в этой об­ласти. Наиболее интересные предложения могут быть описаны, по желанию слушателей вывешены на стен­де или отксерокопированы для раздачи всем участ­никам.

___________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «НЕЛЕПАЯ ПРОСЬБА»_________________________________

Цель Методические рекомендации   Отработать навыки отказа собеседнику в письменной форме.  
Содержание Группа делится на четное число подгрупп по 3-5 человек. Каждая подгруппа получает задание напи­сать письмо в школу от имени родителей. Письмо дол­жно содержать самую что ни на есть нелепую просьбу, касающуюся ребенка ученика школы. Например, родители (авторы письма) могут попросить, чтобы учитель физкультуры после каждого урока давал на дом задание в виде комплекса утренней гимнастики и каждую неделю проверял, как дети выполняют его, или чтобы учительница русского языка проверяла тет­ради по другим предметам, потому что их ребенок пишет грамотно только в тетради по русскому языку; или, например, родители просят заведующую, чтобы она доставляла их ребенку обед из ресторана, так как ребенку не нравится та пища, которую готовят в детс­ком саду, и т. д. После того как все подгруппы будут готовы, тре­нер собирает письма, запечатывает их в конверты, пе­ремешивает и предлагает каждой подгруппе выбрать по письму. Далее участники «перевоплощаются» в представителей школьной администрации или адми­нистрации детского сада, они получили письмо от ро­дителей и должны дать на него ответ в виде очень веж­ливого и тактичного отказа. Например: «Спасибо Вам за то доверие, которое Вы оказываете школе» или «Вчера на экстренном педсовете мы рассмотрели Ваше письмо и обсудили возможные пути решения Вашей проблемы...» Далее следует отказ.  
Обсуждение Затем каждая подгруппа зачитывает свое письмо. Тренер спрашивает участников о том, получили ли они удовлетворение от написанного ими ответа роди­телям и почему. Получили ли они удовлетворение, будучи в роли родителей, от письма, которое им при­слала администрация учебного заведения, и почему? Возможна ли подобная форма работы в реальной пе­дагогической практике? Как бы восприняли родите­ли ответ педагогов? Отдали бы они младшего братиш­ку или сестренку ученика, о котором шла речь, в эту же школу или садик, почему? Будут ли родители доверять педагогическому составу? Какие еще вари­анты ответов возможны на каждое из написанных писем?  

___________________________________________________

ОБОБЩАЮЩЕЕ УПРАЖНЕНИЯ «КОЛОБОК И ЛИСИЦА»_________________

Цель Методические рекомендации Закрепление теоретического материала, отработ­ка навыка противостояния манипуляции и конструк­тивного решения конфликта.  
Содержание Участники делятся на 3-4 группы, каждой из которых предлагается от имени героя русской сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы («Сядь ко мне на носок, спой еще ра­зок»). Колобок, вооруженный знаниями о цивилизо­ванных способах противостояния манипуляциям, должен за 5-10 минут написать и зачитать ответ Лисе. В процессе чтения ответа остальные слушатели запи­сывают, какие приемы были удачно использованы Колобком.  
Методические рекомендации При обсуждении упражнения группа делает вывод о том, какие способы противостояния манипуляции чаще всего использовались при выполнении задания, что преобладает в их личных стратегиях, какие приемы и по какой причине используются крайне редко. Несколько составленных слушателями ответов Колобка приводятся в приложении 18.  

___________________________________________________

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ_________________________________________________

  Проводится, как в предыдущие дни.  

Наши рекомендации