Мини-лекция «конфликты. способы выхода
ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ_______________________________________
Тренер рассказывает о том, что такое конфликты, приводит классификации типов конфликтов и знакомит участников со способами выхода из конфликтных ситуаций, ссылаясь на сетку Томаса. Затем можно сопоставить результаты теста «30 пословиц» с пятью способами Томаса: r «акулы» чаще используют соревнование; r «черепашки» — уклонение; r «медвежата» — приспособление; r «лисы» — компромисс; r «совы» — сотрудничество. Далее тренер рассказывает о возможностях и недостатках каждого способа выхода из конфликтных ситуаций. |
___________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ПИСЬМО ГУБЕРНАТОРУ ГОРОДА»______________________
Цель Методические рекомендации | Отработать техники выхода из конфликтных ситуаций. |
Содержание | Работа проходит в пяти подгруппах. Каждая подгруппа получает карточку с названием стиля выхода из конфликта. Тренер просит участников представить, что губернатор города собирается издать указ о том, что в новогоднюю ночь все участники тренинга должны будут дежурить на улицах и следить за порядком, но он еще не успел издать этот указ, а только думает над его проектом и хотел бы знать наше мнение. В связи с этим необходимо написать губернатору письмо в соответствии с указанным на карточке стилем. После того как письма готовы, а на это обычно уходит от 6 до 20 минут, представители подгрупп по очереди зачитывают их, а остальные участники отгадывают, какой способ выхода из конфликтной ситуации был использован (карточки представлены в приложении 15). |
Обсуждение | Участники обсуждают возможности и недостатки использования каждого стиля выхода из конфликтной ситуации в рамках данного игрового контекста. Что звучало особенно убедительно в их письмах? Как бы отреагировал губернатор на данные ответы и почему? |
__________________________________________________
СТАРИННАЯ АНГЛИЙСКАЯ ИГРА_____________________________________
Цель Методические рекомендации | Внести оживление в работу группы, обсудить некоторые причины возникновения конфликтов. |
Содержание Методические рекомендации | Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.). Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.). Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д. |
Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки. | |
Обсуждение | После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, тренер задает следующие вопросы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему? (Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить тренера в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.). Далее тренер предлагает участникам ответить на вопросы: «Как можно было бы изменить инструкцию к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов?» (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.) В каком случае было бы интереснее играть: в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте)? |
___________________________________________________________________
МИНИ-ЛЕКЦИЯ «КОНФЛИКТНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ»___________________
Тренер знакомит участников с классификацией конфликтных типов личности Д. Скотта: «паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «сверхпокладистый», «молчун», «жалобщик». |
___________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ»____________________________
Цель Методические рекомендации | Закрепить понятия, полученные в ходе мини-лекции. |
Группа делится на 6 подгрупп. Тренер выдает каждой подгруппе карточку с обозначением одного изконфликтных типов личности (на одной карточке представлено одно название: «паровой каток», «разгневанный ребенок», «молчун», «сверхпокладистый» «жалобщик», и «скрытый агрессор») и объясняет задание, | |
Содержание | начиная с ситуации: «В одном детском саду воспитатель, собирая детей на прогулку, обнаружила, что Васины родители, которые обычно привозят ребенка на машине, забыли надеть ему рукавички. При этом папа положил ему в шкаф запасные шерстяные носки. Чтобы руки ребенка не замерзли, воспитатель надела Васе на руки носочки. Во время прогулки неожиданно пришла Васина мама, увидела, что ее ребенку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал». Каждой подгруппе надо придумать, что делала и что говорила мама в зависимости от типа конфликтной личности, указанного в карточке, а затем представить, что мама, разговаривая по телефону, пересказала свои слова и свои действия подруге. Этот разговор и следует передать группе. На подготовку упражнения обычно уходит от 7 до 15 минут. Затем каждая подгруппа инсценирует или зачитывает текст телефонного разговора, а остальные участники определяют тип конфликтной личности. |
Обсуждение | Участники делятся своими впечатлениями и пытаются ответить на вопрос, в каком случае воспитателю было бы труднее разрешить конфликт, а в каком легче. |
___________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «КАРУСЕЛЬ___________________________________________
Цель Методические рекомендации | Закрепить материал, полученный в ходе предыдущих мини-лекций и упражнений, отработать навыки поведения в некоторых конфликтных ситуациях. |
Содержание Методические рекомендации | Участники разбиваются на две равные группы, образуя два круга: внутренний и внешний. 1-й этап.Участники внешнего круга получают по карточке с названием одного стиля выхода из конфликтной ситуации. Далее все участники начинают движение по кругу: внешний круг — по часовой стрелке, внутренний круг — против часовой стрелки. По сигналу тренера все участники останавливаются и встают парами (представитель из внешнего круга, напротив представителя внутреннего) лицом друг к другу. Тренер сообщает некоторую конфликтную ситуацию, где представители внутреннего круга являются инициаторами конфликта, а представители внешнего круга пытаются выйти из этой ситуации, используя стиль, указанный в карточке. Затем участники внешнего круга меняются карточками и упражнение продолжается. Примеры конфликтных ситуаций даны в приложении 16. |
2-й этап.Участники внутреннего круга получают карточки с обозначением типа конфликтной личности (см. упражнение «Разговор по телефону»), и упражнение продолжается так же, как на 1 -м этапе. | |
Обсуждение | Участники сообщают о том, какой опыт они получили после проделанной работы; что удалось, что было трудным и т. д.; какие типы или способы было трудно изобразить и почему. |
Методические рекомендации | Прежде чем проводить это упражнение, мы рекомендуем тренеру хорошо ознакомиться с его содержанием, чтобы дать правильную установку и не запутать участников. Данное упражнение достаточно сложное. и если тренер не будет к нему хорошо готов, оно может не получиться. Поэтому, если тренер не уверен всебе, лучше сделать модификацию упражнения следующим образом: тренер зачитывает конфликтные ситуации, а участники решают, как поступили бы персонажи в зависимости от типа урегулирования конфликта. В крайнем случае данное упражнение можно пропустить. Иногда участники тренинга устают быть в роли конфликтующей стороны, считая эту роль нетипичной для своего поведения. Поэтому мы рекомендуем провести 3-й этап — деролизации, когда каждый участник говорит: «Я больше не продавец, я — Тамара» и т. д. |
___________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «ДОСТОЙНЫЙ ОТВЕТ»_________________________________
Цель Методические рекомендации | Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций. |
Содержание | Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников (варианты высказываний приведены вприложении 17). Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению. |
Обсуждение | Тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению. |
___________________________________________________
ИГРА «SORRY,КОНФЛИКТА НЕ БУДЕТ»________________________________
Цель Методические рекомендации | Отработать прием, который помогает избежать конфликта из-за пустяка. |
Содержание | Перед началом упражнения тренер рассказывает участникам о том, что многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться. Так, например, в нашей культуре, для того чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виновного и просит извинения, а второй отвечает ему: «Ничего страшного». Англичане поступают еще проще, они не выясняют, кто был виноват, — извиняются обе стороны. Например, если в магазине кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: «I’m sorry», он услышит в ответ: «I’m sorry». Первое «I’m sorry» означает: «Простите, что я задел вас», второе «I’m sorry» — «Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ «Sorry», что означает: «Извините, но конфликта не будет» или «Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами». Выполняя данное упражнение, участникам предстоит действовать в соответствии с правилами английского этикета. По команде тренера все начинают свободно перемещаться по аудитории, стараясь не задевать друг друга. По определенному сигналу (например, звук колокольчика), каждый участник находит себе пару и ладонью, локтем или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера. Оба участника пары извиняются любым способом: «Sorry», «Извините, пожалуйста», «Простите», «Сожалею о случившемся» или на любом другом языке в любой другой форме. После этого участники приветливо машут друг другу рукой и пары меняются. По следующему сигналу ведущего участники снова перемещаются по аудитории, стараясь не задевать друг друга. |
Обсуждение | Участники рассказывают о своих чувствах и о том, как и в каких жизненных ситуациях можно использовать данный прием. Как правило, участники замечают, что можно не произносить вслух слова: «Извините, конфликта не будет», а просто вспомнить их и вовремя остановиться, если, конечно, речь идет о незначительной для человека ситуации и конфликт, который мог бы разгореться, никому не нужен. Далее тренер просит участников смоделировать ситуации в общении с родителями, в которых применение данного приема было бы эффективно и целесообразно. |
Методические рекомендации | Смысл данного упражнения заключается не в том, чтобы не выяснять, кто прав, кто виноват, а в том, чтобы продемонстрировать свою вежливость, и варианты ответов: «Ах, что вы. Это я вас задела», «Нет, нет, это вы меня извините», «Ну что вы, какой пустяк, это вы простите меня» — в данном случае неприемлемы. Поэтому до начала игры можно предупредить участников об этом. Если кто-то из участников считает, что нет смысла извиняться в ситуации, в которой ты не виноват, можно напомнить старую поговорку: «В любом конфликте виноват тот, кто умнее». Мы извиняемся не потому, что сделали что-то не так, а потому, что мы выше конфликтов, которые происходят из-за пустяков, потому что мы уверены в своем поведении. Мы извинились или высказали свое сожаление о том, что случилось, и забыли. Мы сделали все, чтобы избежать конфликта, который нам не нужен. Мы остались в хорошем настроении, потому что держали себя на высоте. |
___________________________________________________________________
МИНИ-ЛЕКЦИЯ «МАНИПУЛЯЦИИ»_____________________________________
В связи с тем, что работа педагога связана с общением с большим количеством родителей и детей, он неизбежно сталкивается с различными манипуляциями, предпринимаемыми ими. Чтобы защитить себя и сделать общение эффективным, учитель и воспитатель должны владеть навыками распознавания различных типов манипуляций и способами защиты от них. |
___________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «МАНИПУЛЯЦИИ»_____________________________________
Цель Методические рекомендации | Научить участников тренинга распознавать различные типы манипуляции, с которыми можно столкнуться в педагогической практике. |
Содержание | Группа делится на подгруппы по три-четыре человека (желательно, чтобы число участников в каждой подгруппе было одинаковым). Затем каждая подгруппа просматривает таблицу (см. главу «Конфликты») и обсуждает, какие типы манипуляций встречаются в общении педагога с родителями часто, а какие — редко. После того как подгруппы составят списки наиболее часто встречающихся манипуляций, каждый участник вспоминает случай из своей практики или из практики своих коллег, иллюстрирующий один из типов, отмеченных в списке. Затем каждый участник подгруппы (по очереди) рассказывает свою ситуацию, а остальные внимательно слушают и пытаются определить тип манипуляций и ответить на вопрос: «Насколько эффективны были действия педагога и что можно было сделать лучше?» |
Обсуждение | Проходит в кругу. Участники зачитывают свои списки и вырабатывают стратегии поведения в наиболее типичных для педагогического общения ситуациях. |
Методические рекомендации | Если группа достаточно большая (от 10 до 12 человек), то тренер может установить временные рамки работы в подгруппах. Например, на составление списка манипуляций можно отвести 10-20 минут, а на рассказы участников — до 35 минут, на обсуждение каждого случая — до 3-5 минут. За временем может следить тренер, подавая определенные сигналы перед окончанием каждого вида деятельности. |
___________________________________________________
МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»____________________
Тренер знакомит слушателей с различными формами работы: как с традиционными, так и с новыми; предлагает поделиться своими наработками в этой области. Наиболее интересные предложения могут быть описаны, по желанию слушателей вывешены на стенде или отксерокопированы для раздачи всем участникам. |
___________________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «НЕЛЕПАЯ ПРОСЬБА»_________________________________
Цель Методические рекомендации | Отработать навыки отказа собеседнику в письменной форме. |
Содержание | Группа делится на четное число подгрупп по 3-5 человек. Каждая подгруппа получает задание написать письмо в школу от имени родителей. Письмо должно содержать самую что ни на есть нелепую просьбу, касающуюся ребенка ученика школы. Например, родители (авторы письма) могут попросить, чтобы учитель физкультуры после каждого урока давал на дом задание в виде комплекса утренней гимнастики и каждую неделю проверял, как дети выполняют его, или чтобы учительница русского языка проверяла тетради по другим предметам, потому что их ребенок пишет грамотно только в тетради по русскому языку; или, например, родители просят заведующую, чтобы она доставляла их ребенку обед из ресторана, так как ребенку не нравится та пища, которую готовят в детском саду, и т. д. После того как все подгруппы будут готовы, тренер собирает письма, запечатывает их в конверты, перемешивает и предлагает каждой подгруппе выбрать по письму. Далее участники «перевоплощаются» в представителей школьной администрации или администрации детского сада, они получили письмо от родителей и должны дать на него ответ в виде очень вежливого и тактичного отказа. Например: «Спасибо Вам за то доверие, которое Вы оказываете школе» или «Вчера на экстренном педсовете мы рассмотрели Ваше письмо и обсудили возможные пути решения Вашей проблемы...» Далее следует отказ. |
Обсуждение | Затем каждая подгруппа зачитывает свое письмо. Тренер спрашивает участников о том, получили ли они удовлетворение от написанного ими ответа родителям и почему. Получили ли они удовлетворение, будучи в роли родителей, от письма, которое им прислала администрация учебного заведения, и почему? Возможна ли подобная форма работы в реальной педагогической практике? Как бы восприняли родители ответ педагогов? Отдали бы они младшего братишку или сестренку ученика, о котором шла речь, в эту же школу или садик, почему? Будут ли родители доверять педагогическому составу? Какие еще варианты ответов возможны на каждое из написанных писем? |
___________________________________________________
ОБОБЩАЮЩЕЕ УПРАЖНЕНИЯ «КОЛОБОК И ЛИСИЦА»_________________
Цель Методические рекомендации | Закрепление теоретического материала, отработка навыка противостояния манипуляции и конструктивного решения конфликта. |
Содержание | Участники делятся на 3-4 группы, каждой из которых предлагается от имени героя русской сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы («Сядь ко мне на носок, спой еще разок»). Колобок, вооруженный знаниями о цивилизованных способах противостояния манипуляциям, должен за 5-10 минут написать и зачитать ответ Лисе. В процессе чтения ответа остальные слушатели записывают, какие приемы были удачно использованы Колобком. |
Методические рекомендации | При обсуждении упражнения группа делает вывод о том, какие способы противостояния манипуляции чаще всего использовались при выполнении задания, что преобладает в их личных стратегиях, какие приемы и по какой причине используются крайне редко. Несколько составленных слушателями ответов Колобка приводятся в приложении 18. |
___________________________________________________
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ_________________________________________________
Проводится, как в предыдущие дни. |