Стили «адвокат» и «прокурор» в педагогической
Практике
Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор». Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств.
Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как во-первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вторых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно или иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей воспитателя или учителя является обвинение (ребенка или его родителей).
Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей).
Стили «адвокат» и «прокурор» не имеют научного обоснования и придуманы нами входе практической деятельности для того, чтобы помочь педагогам без лишней критики обсуждать с родителями проблемы их детей.
Так, стиль «адвокат» рекомендуется использовать педагогу в общении с родителями тогда, когда:
r те просят его совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;
r родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;
r педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке, В этом случае разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.
Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника — человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и Родителям. Главное в позиции «адвокат» — не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Стиль «адвокат» легче использовать в повествовательной форме, и многие педагоги с успехом применяют его. Задавать вопросы, используя этот стиль, гораздо труднее, поэтому на тренинге мы предлагаем отработать технику постановки вопросов с позиций «адвокат». Мы задаем вопросы, чтобы помочь, а не чтобы обвинить!
Позиция «адвокат»
r Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.
r Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват — решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача — дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.
Позиция «прокурор»
r В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.
r Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.
Стили «адвокат» и «прокурор» можно проиллюстрировать диалогом между замечательным армянским поэтом Ваганом Карапетяном и его коллегой. Однажды, редактируя литературный журнал, коллега как-то пожаловался:
— Нет хороших стихов, все, что нам присылают, — барахло.
— Странно, — удивился Ваган, — а мы нашли очень много хороших стихотворений для нашего журнала.
— Как вам это удалось? — спросил его коллега.
— Наверное, — ответил Ваган, — кто что ищет — тот то и находит. Вы ищете барахло, вы его и нашли, а мы ищем золото и собираем его по крупицам.
СООБЩЕНИЕ НЕГАТИВНОЙ
ИНФОРМАЦИИ О РЕБЕНКЕ
Обучение в школе, каким бы интересным и полезным оно ни было всегда сопряжено с определенными трудностями. И все одиннадцать лет, которые ребенок проводит в школе, не могут быть только радостными и безоблачными. Да и у дошкольника может возникнуть множество проблем — и маленьких, и даже очень серьезных. Поэтому педагог, работающий с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Молодые специалисты, недавно пришедшие в образовательное учреждение, зачастую испытывают трудности в подобных ситуациях. Опытные учителя и воспитатели чувствуют себя гораздо увереннее, однако и у тех и у других нередко возникают трудности во взаимопонимании с родителями детей, доставляющих особые хлопоты педагогам.
Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от манеры, от стиля ее подачи педагогом. Так, использование стиля «прокурор», описанного нами выше, вряд ли будет способствовать взаимопониманию собеседников. Более того, как только родитель почувствует в словах учителя или воспитателя нотки обвинения, он либо постарается перейти в контрнаступление, защищая своего сына или дочь, либо «закроется», смиренно соглашаясь со всем, что скажет педагог, но не проявляя никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего, вместо попыток решить проблему устроит головомойку своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом.
Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того, она имеет и свое продолжение: после подобной «воспитательной» беседы (особенно если это повторяется неоднократно) вряд ли у ребенка с родителями сложатся хорошие отношения. К тому же обида или даже злоба на «училку-которая-наябедничала» тоже едва ли поможет разрешить проблему, напротив, все это может только усугубить положение. Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, но при этом главная задача педагога — проявить уважение к родителям, пришедшим на встречу с ним, и показать, что он, педагог, заинтересован прежде всего в помощи ребенку, а не в его обвинении.
Опытные педагоги (и в детском саду, и в школе) стараются рассказывать о трудностях (и в учебе, и в поведении), с которыми столкнулся ребенок, не на общем собрании, заставляя мам и пап краснеть, а на индивидуальных консультациях. На общем же собрании можно затронуть проблему только в общих чертах, не называя фамилий и не «расписывая» поступки, в противном случае собрание может превратиться в «судилище», в групповое обвинение и так оказавшегося в трудном положении родителя. Например, если в детском саду или в классе некоторые дети проявляют агрессивность, то на собрании желательно сказать несколько слов о возрастающем уровне агрессии в мире, в стране, привести статистические данные. Цифры, факты обычно воспринимаются как более значимая информация, чем просто беседа на моральные темы. Затем можно познакомить родителей с теориями, раскрывающими причины появления агрессивного поведения.
Как правило, после собрания многие родители сами подходят к педагогу с вопросами о поведении их сына или дочери. Если же необходимо поговорить с родителями определенных детей, педагог в начале или в конце собрания может попросить их остаться. После небольшой беседы о причинах агрессивного поведения, проведенной до этого и не содержащей обвинений ни в адрес ребенка, ни в адрес мам и пап, родители уже будут настроены на разговор в позитивном русле.
Такой же тактики следует придерживаться и при сообщении негативной информации о школьной успеваемости ребенка, о конфликтах среди сверстников и др.
Следовательно, общая установка педагога на решение проблемы, на то, что родитель — это не враг, мешающий воспитывать и учить ребенка, а единомышленник, знание общих законов общения помогут даже такую неприятную ситуацию, как сообщение негативной информации, сделать точкой отсчета, началом сотрудничества между взрослыми людьми, желающими оказать помощь ребенку.
Использование стиля «адвокат», который предполагает в разговоре с родителями делать акцент не на обвинение ребенка, а на поиск путей решения проблемы, поможет сделать общение в трудной ситуации более эффективным. В беседе можно использовать такие выражения, как: «Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка...» Кроме того, педагог может и негативную информацию о ребенке передать родителям в позитивном ключе: «Саша сегодня на уроке истории в течение 10 минут очень внимательно слушал учителя...» Безусловно, мама или папа знают, что урок протекает ровно 45 минут, значит, 10-минутное внимание ребенка явно является недостаточным для усвоения содержания урока. Подобное обращение педагога, не содержащее прямого обвинения, помогает установить контакт и достичь взаимопонимания.
Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство учителя или воспитателя, можно также использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.
Глава 3
______________________________________
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
______________________________________
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ