Стили «адвокат» и «прокурор» в педагогической

Практике

Еще одной эффективной техникой речевого общения является ис­пользование стилей «адвокат» и «прокурор». Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в течение длительного периода вре­мени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств.

Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера обще­ния с окружающими, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как во-первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вто­рых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно или иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей воспитате­ля или учителя является обвинение (ребенка или его родителей).

Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумева­ет защиту педагогом ребенка (или его родителей).

Стили «адвокат» и «прокурор» не имеют научного обоснования и приду­маны нами входе практической деятельности для того, чтобы помочь педа­гогам без лишней критики обсуждать с родителями проблемы их детей.

Так, стиль «адвокат» рекомендуется использовать педагогу в обще­нии с родителями тогда, когда:

r те просят его совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;

r родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;

r педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке, В этом случае разговор можно начать с позиций «адвокат», рас­сказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным мо­ментам.

Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его за­щитника — человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и Родителям. Главное в позиции «адвокат» — не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Стиль «адвокат» легче использовать в повество­вательной форме, и многие педагоги с успехом применяют его. Задавать вопросы, используя этот стиль, гораздо труднее, поэтому на тренинге мы предлагаем отработать технику постановки вопросов с позиций «адвокат». Мы задаем вопросы, чтобы помочь, а не чтобы обвинить!

Позиция «адвокат»

r Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти вы­ход, и я протягиваю вам руку помощи.

r Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это про­изошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват — решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказа­ние помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профес­сиональная задача — дать знания ребенку, которые он сможет ис­пользовать в жизни.

Позиция «прокурор»

r В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.

r Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ни­чем не могу вам помочь.

Стили «адвокат» и «прокурор» можно проиллюстрировать диалогом между замечательным армянским поэтом Ваганом Карапетяном и его коллегой. Однажды, редактируя литературный журнал, коллега как-то пожаловался:

— Нет хороших стихов, все, что нам присылают, — барахло.

— Странно, — удивился Ваган, — а мы нашли очень много хороших стихотворений для нашего журнала.

— Как вам это удалось? — спросил его коллега.

— Наверное, — ответил Ваган, — кто что ищет — тот то и находит. Вы ищете барахло, вы его и нашли, а мы ищем золото и собираем его по крупицам.

СООБЩЕНИЕ НЕГАТИВНОЙ

ИНФОРМАЦИИ О РЕБЕНКЕ

Обучение в школе, каким бы интересным и полезным оно ни было всегда сопряжено с определенными трудностями. И все одиннадцать лет, которые ребенок проводит в школе, не могут быть только радостными и безоблачными. Да и у дошкольника может возникнуть множе­ство проблем — и маленьких, и даже очень серьезных. Поэтому педа­гог, работающий с детьми, вынужден время от времени, общаясь с ро­дителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Молодые специалисты, недавно пришедшие в образователь­ное учреждение, зачастую испытывают трудности в подобных ситуа­циях. Опытные учителя и воспитатели чувствуют себя гораздо уве­реннее, однако и у тех и у других нередко возникают трудности во взаимопонимании с родителями детей, доставляющих особые хлопо­ты педагогам.

Негативная информация, переданная педагогом родителям, в даль­нейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и на­чалом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от мане­ры, от стиля ее подачи педагогом. Так, использование стиля «прокурор», описанного нами выше, вряд ли будет способствовать взаимопонима­нию собеседников. Более того, как только родитель почувствует в сло­вах учителя или воспитателя нотки обвинения, он либо постарается пе­рейти в контрнаступление, защищая своего сына или дочь, либо «закроется», смиренно соглашаясь со всем, что скажет педагог, но не проявляя никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или рас­строенный родитель, скорее всего, вместо попыток решить проблему устроит головомойку своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытан­ные во время беседы с педагогом.

Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того, она имеет и свое продолжение: после подобной «воспитательной» беседы (особенно если это повторяется неоднократно) вряд ли у ребенка с ро­дителями сложатся хорошие отношения. К тому же обида или даже зло­ба на «училку-которая-наябедничала» тоже едва ли поможет разрешить проблему, напротив, все это может только усугубить положение. Конеч­но, негативная информация должна быть сообщена родителям, но при этом главная задача педагога — проявить уважение к родителям, при­шедшим на встречу с ним, и показать, что он, педагог, заинтересован прежде всего в помощи ребенку, а не в его обвинении.

Опытные педагоги (и в детском саду, и в школе) стараются рассказы­вать о трудностях (и в учебе, и в поведении), с которыми столкнулся ре­бенок, не на общем собрании, заставляя мам и пап краснеть, а на инди­видуальных консультациях. На общем же собрании можно затронуть проблему только в общих чертах, не называя фамилий и не «расписы­вая» поступки, в противном случае собрание может превратиться в «су­дилище», в групповое обвинение и так оказавшегося в трудном положении родителя. Например, если в детском саду или в классе некоторые дети проявляют агрессивность, то на собрании желательно сказать не­сколько слов о возрастающем уровне агрессии в мире, в стране, привес­ти статистические данные. Цифры, факты обычно воспринимаются как более значимая информация, чем просто беседа на моральные темы. Затем можно познакомить родителей с теориями, раскрывающими при­чины появления агрессивного поведения.

Как правило, после собрания многие родители сами подходят к пе­дагогу с вопросами о поведении их сына или дочери. Если же необходи­мо поговорить с родителями определенных детей, педагог в начале или в конце собрания может попросить их остаться. После небольшой бесе­ды о причинах агрессивного поведения, проведенной до этого и не со­держащей обвинений ни в адрес ребенка, ни в адрес мам и пап, родите­ли уже будут настроены на разговор в позитивном русле.

Такой же тактики следует придерживаться и при сообщении негатив­ной информации о школьной успеваемости ребенка, о конфликтах сре­ди сверстников и др.

Следовательно, общая установка педагога на решение проблемы, на то, что родитель — это не враг, мешающий воспитывать и учить ребен­ка, а единомышленник, знание общих законов общения помогут даже такую неприятную ситуацию, как сообщение негативной информации, сделать точкой отсчета, началом сотрудничества между взрослыми людь­ми, желающими оказать помощь ребенку.

Использование стиля «адвокат», который предполагает в разговоре с родителями делать акцент не на обвинение ребенка, а на поиск путей решения проблемы, поможет сделать общение в трудной ситуации более эффективным. В беседе можно использовать такие выражения, как: «Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка...» Кроме того, педагог может и негативную информацию о ребенке передать ро­дителям в позитивном ключе: «Саша сегодня на уроке истории в тече­ние 10 минут очень внимательно слушал учителя...» Безусловно, мама или папа знают, что урок протекает ровно 45 минут, значит, 10-минут­ное внимание ребенка явно является недостаточным для усвоения содержания урока. Подобное обращение педагога, не содержащее пря­мого обвинения, помогает установить контакт и достичь взаимопони­мания.

Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недоволь­ство учителя или воспитателя, можно также использовать «принцип сэн­двича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процес­се которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включа­ет выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для по­иска конструктивного решения проблемы.

Глава 3

______________________________________

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

______________________________________

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Наши рекомендации