Глава 8. тренинг взаимодействия психолога
И ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ......................................................113
День первый. Азбука общения.........................................................114
Знакомство..............................................................................................115
Упражнение «Мой взгляд на мои отношения »...................................116
Игра «Почетный караул».......................................................................117
Упражнение «Работа с родителями»....................................................119
Мини-лекция «Новая философия взаимодействия
образовательного учреждения с родителями»....................................120
Упражнение «Эффективность общения».............................................120
Мини-лекция «Что такое общение? »...................................................120
Упражнение «Что я вижу на картине?»...............................................120
Мини-лекция «Визуал, аудиал, кинестетик».......................................121
Упражнение «У попа была собака»......................................................122
Игра «Караоке с шарами»......................................................................122
Упражнение «Вера Коркина»................................................................124
Мини-лекция «фильтры слушания».....................................................125
Упражнение «Интересная лекция».......................................................125
Мини-лекция «Типы слушателей и техники активного
слушания»……………………………………………………..……… 126
Упражнение «Мудрый слушатель»......................................................127
Упражнение «Вести с полей»................................................................127
Обратная связь........................................................................................128
День второй. Вербальные и невербальные средства общения
в работе педагога...............................................................................128
Игра-приветствие...................................................................................129
Мини-лекция «Вербальные средства общения»..................................129
Упражнение «Шушаника Минична»....................................................130
Упражнение «Защита Вождя Краснокожих».......................................130
Упражнение «Поймите меня правильно»............................................135
Мини-лекция «Какие бывают вопросы?»............................................136
Упражнение «Блеф-турнир»..................................................................136
Упражнение «Как бы это сказать»........................................................138
Упражнение «Памятка коллеге»...........................................................139
Игра «Телеграмма»............................. ...................................................140
Упражнение «Невербальные средства общения».......... ....................140
Мини-лекция «Невербальные средства общения»......... ....................142
Упражнение «Маски релаксации ».......................................................142
Упражнение «Толстое стекло»..............................................................142
Упражнение «Общение с родителем — это...»....................................143
Упражнение «Занимательный тест».....................................................144
Обратная связь........................................................................................144
День третий. Конфликты в педагогической практике.
Формы работы с родителями............................................................145
Игра-приветствие (Фопель К., 2002)....................................................145
Дискуссия «Нужны ли конфликты с родителями?»...........................146
Тест «30 пословиц»................................................................................146
Мини-лекция «Конфликты. Способы выхода
из конфликтных ситуаций»...................................................................147
Упражнение «Письмо губернатору города ».......................................147
Старинная английская игра...................................................................148
Мини-лекция «Конфликтные типы личностей»..................................149
Упражнение «Разговор по телефону»..................................................149
Упражнение «Карусель»........................................................................150
Упражнение «Достойный ответ»..........................................................151
Игра «Sorry, конфликта не будет»........................................................152
Мини-лекция «Манипуляции»..............................................................153
Упражнение «Манипуляции»................................................................154
Мини-лекция «Формы работы с родителями»....................................154
Упражнение «Нелепая просьба»...........................................................155
Обобщающее упражнение «Колобок и Лисица»................................156
Обратная связь........................................................................................156
День четвертый. Стресс-менеджмент..............................................156
Игра-приветствие...................................................................................157
Упражнение «Аукцион»........................................................................157
Мини-лекция «Что такое стресс»..........................................................158
Упражнение «Стресс»............................................................................158
Мини-лекция «Эмоции и эмоциональный интеллект».......................159
Игра «Турнир эрудитов»........................................................................159
Упражнение «Тропа эмоций»................................................................160
Мини-лекция «Как справиться со своими эмоциями».......................161
Тест «Как вы заботитесь о себе?» (T. Powell,2000).............................161
Мини-лекция «Профилактика и управление стрессом».....................162
Упражнение «Порой я балую себя»............................... ......................162
Мини-лекция «Асеертивность».............................................................163
Упражнение «Я говорю "нет"»..............................................................163
Упражнение «Комплименты звезде»....................................................165
Упражнение «Я дарю тебе звезды»......................................................166
Упражнение «Блиц-интервью».............................................................167
Обобщающее упражнение «Мемуары великого гения».....................168
Обратная связь........................................................................................168
Глава 9. Цикл ЗАНЯТИЙ «ВМЕСТЕ С МАМОЙ!»
(Оптимизация детско-родительских отношений) .......................... 169
Условия проведения занятий............................................................171
Занятие первое. «Давайте знакомиться».........................................171
Занятие второе. «Давайте общаться»
(Вербальные средства общения) ……………………………….... 175
Занятие третье. «Давайте общаться»
Невербальные средства общения)....................................................179
Занятие четвертое. «Давайте наблюдать!»
Развитие познавательных процессов)..............................................182
Занятие пятое. «Давайте говорить» (Развитие речи).....................184
Занятие шестое. «Давайте сочинять!»
(Развитие творческого мышления)..................................................186
Занятие седьмое. «Давайте вспоминать!»
(Закрепление пройденного материала)............................................188
Занятие восьмое. «Давайте прощаться!».........................................190
Методические рекомендации тренеру по ведению занятий..........191
ПРИЛОЖЕНИЯ К ТРЕНИНГУ..........................................................194
Анкета «Мой запрос на тренинг»............................................................194
Бланк для обработки результатов анкетирования.................................195
Активный словарь «визуала», «аудиала», «кинестетика»....................196
Текст к упражнению «Вера Коркина»....................................................197
Образцы карточек к упражнению «Мудрый слушатель».....................198
Варианты эмблем к упражнению «Вести с полей»...............................201
Карточки к упражнению «Шушаника Минична»..................................202
Сокращенный текст рассказа О׳Генри «Выкуп Вождя Краснокожих»... 203
Стили «адвокат» и «прокурор» (Упражнение
«Защита Вождя Краснокожих»)..............................................................214
Образцы ситуаций к упражнению «Поймите меня правильно»..........215
Карточка к упражнению «Невербальные средства общения».............217
Маски-релаксации для мышц лица.........................................................218
Список ситуаций к упражнению «Толстое стекло»..............................219
Тест «30пословиц»....................................................................................221
Карточки для упражнения «Письмо губернатору города»...................223
Образцы конфликтных ситуаций к упражнению «Карусель»..............224
Материалы к упражнению «Достойный ответ».....................................225
Ответ Колобка к упражнению «Колобок и Лисица».............................226
Кубик к игре «Турнир эрудитов»............................................................227
Список эмоций и состояний к упражнению «Тропа эмоций»..............228
Тест «Как вы заботитесь о себе?»...........................................................229
«Девять советов М. Беркли-Ален» к упражнению
«Порой я балую себя»........................................................................231
Шесть способов отказа собеседнику к упражнению
«Я говорю "нет"».................................................................................232
Комплименты к упражнению «Комплименты звезде».........................233
ЛИТЕРАТУРА…………………………….……………….234
______________________________________
ВСТУПЛЕНИЕ
______________________________________
С давних пор профессия педагога относится к особо почитаемым и престижным, потому что учить детей — дело достойное и необходимое. Но работа педагога подчас сопряжена с противоречивыми мыслями и чувствами: не только гордостью за свою профессию, но и горечью и сомнениями в собственной компетентности, не только радостью от удачно проведенного занятия, но и отчаянием от невозможности решить возникшую проблему. Непосильная физическая нагрузка {большое количество уроков, проверка тетрадей, классное руководство), необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством людей — все это осложняет жизнь воспитателя и учителя. Именно поэтому представителям столь древней и почитаемой профессии зачастую необходима помощь специалиста, который подскажет, как справиться с негативными эмоциями, как восстановить силы после тяжелого стресса, научит техникам уверенного поведения и способам саморегуляции. И таким человеком в школе и в детском саду может стать психолог, проводящий индивидуальные консультации и тренинги по отработке определенных навыков у педагогов.
Теперь уже стало обычным явлением, что воспитатели и учителя приходят со своими заботами и проблемами к психологу. Опыт работы в образовательных учреждениях показал нам, что одной из острых проблем стала проблема общения с родителями детей, посещающих детский сад и школу. Причем множество вопросов появляется не только у начинающих специалистов, но и у опытных педагогов. Ведь, к сожалению, далеко не в каждом вузе учат, как поддерживать свой авторитет в общении со взрослыми, как распознать «трудных» в общении родителей, как противостоять манипуляциям с их стороны, как аргументировать свою позицию. Тем не менее это надо знать и уметь, но несмотря на растущий интерес педагогов к психологической науке не всегда хватает времени, чтобы прочитать всю необходимую литературу.
Для того чтобы хоть чуть-чуть облегчить труд учителей, мы переработали ту массу книг, которую они мечтают прочитать, добавили наши собственные наблюдения и опыт и создали данный тренинг. Эта книга — слово благодарности педагогам, которые воспитывали и учили нас, наших детей и станут учить наших внуков. Надеемся, что-то будет взято ими на вооружение и сделает общение педагога с родителем более плодотворным, приятным и интересным.
Книга адресована воспитателям детских садов, школьным учителям и психологам.
Теперь несколько слов об истории создания тренинга. Впервые он был проведен в 1999 году для педагогов программы «Сообщество». В разработке программы тренинга кроме авторов этой книги активное участие принимала психолог Н.М. Зубкова, которой и принадлежала идея создания тренинга. Первое испытание программы помогли нам осуществить и Н.М. Зубкова, и психолог г. Ломоносова Е.В. Карпова, а проходило оно в Знаменке, куда съехалось более 80 педагогов Санкт-Петербурга. Руководство программой обучения педагогов осуществляла О.Б. Семина, директор филиала «Санкт-Петербургский» Российского фонда по развитию образования «Сообщество». С тех пор прошло несколько лет, структура тренинга, упражнения и содержание несколько изменились, появилось много нового: новые темы, новые разделы, новые игры и упражнения. Но не все старое забыто. Часть упражнений и теоретических разделов мы взяли из тренинга 1999 года, это упражнения «Шушаника Минична», «Толстое стекло», «Что я вижу на картине?», мини-лекции «Что такое общение?», «Конфликтные типы личностей» и др.
Книга, которая является обобщением многолетнего опыта работы с родителями образовательных учреждений, с каждым годом пополнялась новыми упражнениями, играми, которыми с нами щедро делились воспитатели, учителя и психологи из разных городов России, где нам посчастливилось проводить данный тренинг. В создании главы «Формы работы с родителями» активное участие приняли О.Б. Семина, В.В. Мамаева, И.Рымарева. Мы выражаем благодарность нашим коллегам, с которыми было положено начало этой работы.
Структура книги такова, что ее теоретическая часть является лишь подспорьем для проведения тренинга и содержит материал, который мы обычно используем в мини-лекциях. Теоретического материала, представленного нами впервых шести главах, чаше всего хватает для того, чтобы донести до участников основные идеи тренинга, но его может быть и недостаточно, в том случае, если:
r группа слабо осведомлена в вопросах психологии и требует более подробных объяснений тех или иных положений;
r группа проявляет повышенный интерес к некоторым темам или теоретическим аспектам тренинга;
r тренер не имеет базовых знаний в области психологии общения, развития и здоровья;
r тренер по своему усмотрению желает расширить некоторые темы или заменить их другими.
Во всех перечисленных случаях тренер может познакомиться со списком используемой нами литературы и выбрать для себя то, что он считает необходимым при подготовке к тренингу. Основные вопросы, затронутые в теоретических главах, перенесены из реальной практики, из запросов педагогов, работающих в детских садах и школах Санкт-Петербурга и многих городов России и ближнего зарубежья. Вероятно, рассматриваемые в книге проблемы могли быть проанализированы полнее и глубже, но, как показала практика, представленного материала оказывается достаточно, чтобы оказать помощь педагогу и не перегружать его лишними научными сведениями, которые он может при необходимости получить в рекомендуемых книгах.
Глава 8 содержит план проведения четырехдневного тренинга и описание основных его этапов. Разумеется, это примерная схема тренинга, которую можно менять, упрощать или использовать отдельные блоки и упражнения для проведения семинаров, деловых игр и т. д. для работников образовательных учреждений. Так, многие коллеги отмечают, что проведение 1—2 упражнений и игр и их обсуждение вполне достаточно для двух-трех часовой встречи с педагогами. Большая часть игр приемлема для групповой коррекционной работы, проводимой психологом с детьми и подростками. Некоторые упражнения могут быть включены в структуру практических занятий при подготовке студентов высших и средних учебных заведений по курсу «Психология».
Приложения к тренингу адресованы непосредственно тренеру или практическому психологу, который готовится проводить данный тренинг или отдельные упражнения. Эти материалы мы включили в книгу для того, чтобы сэкономить время наших коллег на подготовку раздаточного материала. Кроме того, в данном разделе приводятся некоторые варианты выполнения упражнений участниками наших семинаров, что, надеемся, также поможет тем, кто впервые обращается к работе по этой теме.
Все предложения и вопросы отправляйте по адресу:
Глава 1
______________________________________
ОБЩЕНИЕ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
______________________________________