Педагогические технологии – исторический аспект
Схема 1.
Педагогические технологии – исторический аспект
Продолжение схемы 1.
Понятия педагогической технологии
Схема 2.
Дидактические особенности педагогических технологий
Схема 3.
Соответствие педагогических технологий основным методологическим требованиям: критериям технологичности.
Схема 4.
Психологические основы педагогических технологий
Схема 5.
Этапная последовательность учебного процесса
Схема 6.
Классификация педагогических технологий
Схема 7.
Г Л А В А 11
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Технология личностно – ориентированного
Обучения
Характер рыночных отношений предъявляет определённые требования как к обществу в целом, так и каждому его индивиду, бес которых они не могут ни существовать, ни тем более успешно развиваться. Важнейшим из этих требований является развитие и реализация способностей каждого и, как следствие, высокий интеллектуальный потенциал общества.
Действительно, разве может рассчитывать на успех человек, который так и не смог познать себя, определить свои возможности и, на их основе, спрогнозировать и, в последующем, реализовать свою профессиональную карьеру. Сможет ли он в такой ситуации вписаться в рыночную «формулу успеха», составляющими которой являются:
- тщательный отбор способных и умелых;
- примат ума и таланта над происхождением;
- опора нации на три кита социально-экономического прогресса – талант, высочайший профессионализм и интеллектуальную мощь.
Решение этой сложной проблемы самопознания начинается в школе в процессе обучения, которому в большей степени способствует применение развивающих технологий, одной из которых и является технология личностно-ориентированного обучения, разработанная доктором психологических наук, профессором И.С. Якиманской.
При этом необходимо отметить, что реализация личностно-ориентированного обучения возможна лишь при условии формирования в общеобразовательном учреждении личностно-ориентированной образовательной среды. Одним из реализующих аспектов такой образовательной среды является создание оптимальных организационно-педагогических условий для выявления и развития индивидуально-психологических познавательных способностей каждого ученика. Решение этой важнейшей стратегической задачи возможно при условии наличия в образовательном учреждении квалифицированной психологической службы и реализации системы дифференцированного обучения. В данном случае под дифференцированным обучением необходимо понимать не только организацию профилей уровневого обучения, но и создание условий для развития творческих, спортивных, организаторских и иных специальных способностей учащихся. Только при организации и функционировании в общеобразовательном учреждении такой образовательной среды может идти речь о реализации личностно-ориентированного обучения на предметных уроках, в том числе и на уроках географии.
Личностно-ориентированное обучение по доминирующему методу в классификационной системе относится к группе развивающихся, творческих технологий.
Целевыми установками технологии личностно-ориентированного обучения являются:
1. Развитие индивидуально-познавательных возможностей каждого ученика.
2. Максимальное выявление, и использование в учебном процессе субъектного опыта ученика.
3. Помощь ученику в познании самого себя, в самоопределении и самореализации, а не формирование у него заранее заданных свойств.
Основными средствами достижения этих целей должны стать:
- использование разнообразных методов, приёмов и форм организации учебной деятельности учащихся, позволяющих раскрыть их субъектный опыт;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика, как в результатах своей работы, так и в результатах работы всего класса;
- стимулирование учащихся к ответам на поставленные учителем вопросы, к участию в дискуссиях, высказыванию и доказательному отстаиванию своего решения проблемного вопроса или задания, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу достижения этого результата;
- поощрение стремлений ученика находить свои способы работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные методы, приёмы и способы познания.
Из целевых установок учителю школы, а вернее всего школьному психологу определяется важнейшая задача: изучение личности ученика, выявление и определение направлений развития его индивидуально-потенциальных возможностей в обучении. Школьный учитель при организации личностно-ориентированного обучения должен руководствоваться данными психолого-педагогической характеристики ученика и содействовать в процессе обучения развитию свойств личности, определённых его вектором развития. Под вектором развития, в данном случае, понимается система психолого-педагогических воздействий направленных на коррекцию и развитие индивидуально психических свойств личности ученика заданных разработанной виртуальной моделью выпускника школы и представленную в основном общими компетенциями как свойствами личности. В обобщённом виде они реализуются в умение ученика жить в окружающем его социуме, умение приобретать знания необходимые для его дальнейшей профессиональной деятельности, в умение работать, умение выполнять соответствующие обязанности по отношению к своей семье.
Изучение личности ученика предполагает:
- формирование банка данных о каждом ученике класса;
- разработку «карты изучения» личности ученика;
- изучение и фиксацию динамики развития личности ученика;
- поэтапное сопоставление прогнозируемого вектора развития ученика с реальным результатом.
Основным замыслом личностно-ориентированного обучения в контексте целевых установок является: раскрытие содержания субъектного опыта жизнедеятельности ученика по каждой изучаемой теме курса, приведение его в соответствие с научным содержанием темы и, на основе прочного усвоения учебного материала, расширить и обогатить индивидуальность личности.
В дошкольном возрасте, и в процессе обучения в школе ребёнок приобретает личностный (субъектный) довольно богатый опыт познания. Этот опыт приобретается в результате семейного воспитания, в дошкольном воспитательном учреждении, в общении со своими сверстниками, через различные источники информации. К моменту изучения соответствующего курса школьной географии ученик, в результате «впитывания» окружающей его информации, имеет своё, субъектное представление и понимание географических объектов, процессов, явлений и фактов. Общеизвестно, что любое вводимое учителем содержание научного знания обретает для ученика личностный смысл только тогда, когда оно согласуется с уже имеющимися у него субъектными, индивидуальными ценностными установками, с отношением к содержанию знаний и умений по изучаемой теме курса.
Согласно И.С.Якиманской, субъектность личности ученика проявляется:
- в избирательности к познанию мира, к содержанию, виду и формам его представления;
- в устойчивости этой избирательности;
- в способах переработки учебного материала;
- в эмоционально-ценностном отношении к объектам изучения.
Проектирование образовательного процесса личностно-ориентированного обучения должно учитывать следующие требования:
- опора на субъектный опыт ученика;
- согласованность обучения и учения, т.е. методов и приёмов презентации учителем содержания и процесса его усвоения;
- особенности общения учителя и ученика;
- изучение личности ученика на основе данных психолого-педагогической службы учебного заведения;
- учёт особенностей образовательного проекта личностно-ориентированного обучения при организации учебного процесса на уроках географии.
При этом образовательный проект личностно-ориентированного обучения должен раскрывать следующие его особенности.
1. Содержания образования по всем предметам учебного плана, в том числе и по географии должно быть глубоко индивидуализированным и приспособленным к познавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обучения. В проекте должен быть отражён учёт индивидуальной избирательности школьников к содержанию и форме подачи учебного материала, характера познавательной мотивации и направленности интересов учащихся.
2. Структура и содержание проекта должны способствовать выявлению и структурированию субъектного опыта ученика, его соотнесения с социально-значимым общественно-научным опытом.
3. Предлагать воспроизведение содержания образования в различной форме: словесной, графической, знаково-символической, смешанной.
4. Своей структурой и содержанием проект должен обеспечивать возможность выбора учеником той формы учебного материала, с которой ему легче, удобнее и привычнее работать.
5. Образовательный проект личностно-ориентированного обучения должен обеспечивать возможность организации управляемой познавательной деятельности учащихся, определяя её направленность системой рациональных действий по работе с источниками основной и дополнительной информации.
6. Основной целью такого образовательного проекта является развитие интеллектуальных возможностей, творческого мышления и творческих умений учащихся. Личностно-ориентированный образовательный проект своим содержанием, процессом реализации должен содействовать формированию образованной, творческой, деятельной личности ученика.
Образовательный проект разрабатывает учебное заведение (школа, гимназия, лицей). Учителю, в аспекте разработанного учебным заведением проекта, необходимо учитывать и практически реализовывать основные его направления при организации процесса обучения географии.
Личностно-ориентированный урок, акцентирует наше внимание И.С.Якиманская, это не просто создание учителем благоприятной творческой атмосферы, но и постоянное обращение к субъектному опыту школьника как к опыту их собственной жизнедеятельности. Работа с субъектным опытом ученика на уроке предполагает использование различных видов совместной деятельности учителя и ученика по конструированию познавательного процесса. Учитель должен уважительно и заинтересованно относиться к любому проявлению субъектного опыта ученика. При этом ученики не должны бояться ошибок, высказывая свои суждения, понятия, свою оценку, а учитель не должен занимать жёсткую оценочную позицию к их высказываниям.
Приведём фрагмент такой работы при изучении темы «Река» в начальном курсе географии. Изучение данной темы учитель начинает с выяснения, что в понятии учеников представляет река. Каждый ответ учитель фиксирует на классной доске. Далее, учитель предлагает учащимся из множества (4-5 ответов) выбрать, по их мнению, наиболее верное определение данного понятия. После чего, корректируя выясненный у учеников их субъектный опыт по данному вопросу, учитель даёт научную трактовку понятия «река» и, предлагая свериться по тексту учебника, соотнести, насколько оно соответствует их первоначальному определению. Таким же приёмом учитель, используя наглядные средства обучения, в совместной с учащимися познавательной деятельности, используя субъектный опыт учащихся, изучает весь материал по теме урока. Далее, в процессе выполнения предложенных учителем практических заданий, ученики «закрепляют» знания по теме урока соучастниками поиска которых они только что были. Таким образом, отталкиваясь от субъектного опыта учеников, корректируя и дополняя его, используя необходимые наглядные пособия, предлагая выполнение практических заданий, учитель приводит в соответствие (окультуривает) смысловое поле ученика с научными знаниями по изучаемой теме. Учитывая различный уровень обучаемости учеников, учитель использует приёмы индивидуализации и дифференциации учебной работы: индивидуальные или групповые карточки-задания, работу с иллюстрированным или графическим материалом, построение простейших схем, работу с географическими атласами, контурными картами и т.д.
Личностно-ориентированный урокимеет ряд особенностей, отличающих его от традиционного комбинированного урока.
1. Управленческая деятельность учителя реализуется в процессе организации и координации познавательной деятельности учащихся.
2. Использование различных форм обучения: индивидуальной, коллективной (групповой) и фронтальной (со всем классом).
3. Прогнозирование и использование возможных вариантов субъектного опыта учеников при изучении содержания темы урока.
4. Организация познавательной деятельности не только учащихся всего класса, но и каждого ученика в отдельности с учётом индивидуальных способностей к процессу обучения.
5. Совместный поиск решения учебных задач, при этом отдаётся предпочтение не тому, что знают и умеют ученики, а тому, как они строят свою познавательную работу, как находят с помощью учителя наиболее рациональные пути их решения.
6. Умение учащихся извлекать необходимую учебную информацию с различных источников (учебника, географических карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм и т.д.).
7. Обсуждение с учащимися и фиксация их внимания на рациональных методах, приёмах и способах познавательной деятельности.
Особенности проектирования личностно-ориентированного урока.При планировании личностно-ориентированного урока учитель разрабатывает рефлексивную, информационную и оценочную его части. В рефлексивной части учитель планирует следующие виды своей деятельности. Обучение учащихся рациональным методам и приёмам овладения учебным материалом, что бы не только продемонстрировать, но и обучить их этим приёмам работы. Обучение работать с источниками информации по отбору необходимых знаний, умению извлекать информацию из географических карт, учебных картин, таблиц, графиков, профилей и т.д. Находить ответы на проблемные вопросы и задания учителя, предлагать ученикам способы «думания», запоминания. Обучение логичному и последовательному ответу на поставленные вопросы.
Информационная часть содержит методы, приёмы и формы учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению компонентов содержания в процессе организующей, корректирующей и контролирующей управленческой деятельности учителя. Здесь же учитель осуществляет компановку учебного содержания по уровню его усвоения в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся и с опорой на субъектный опыт учеников.
Кроме информационной и рефлексивной части, проект личностно-ориентированного урока должен содержать особуюоценочную часть. В ней учитель фиксирует возможные варианты субъектного опыта учеников, которые они могут предложить по данной теме урока. Определяет виды и формы контроля знаний учащихся, намечает, кого и по какому вопросу опросить, не забывая при этом о дифференцированном подходе к процессу оценки знаний учащихся.
Таким образом, одно из основных требований при проектировании личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы наряду с определением компонентов его учебного содержания, обучить учеников познавательным действиям, согласовать изучаемый материал с возможным субъектным опытом учеников по данной теме, перевести этот опыт в систему научных знаний.