Задавание так называемых «пространных» вопросов, когда клиент не знает толком, что ответить, и, недоумевая, теряет нить рассуждений.
Чувствует себя при этом неловко, в подвешенном состоянии:
– Что вы думаете по поводу ваших отношений с нынешним поставщиком, в целом?
– Что бы такого вы от нас хотели?
– Как вам наши цены?
Происходит от того, что продавец, выстраивая в голове свою линию поведения, хочет слышать от оппонента желаемые ответы. На что оппонент не всегда успевает сообразить.
Либо отвечает односложно и также непонятно в режиме «каков вопрос, таков ответ»:
– Как дела?
– Нормально.
– Ну как вам предложение?
– Ничего.
Для того чтобы выйти из такой ситуации, дайте собеседнику несколько вариантов ответов, если видите, что он «завис».
Лучший вариант – не попадать в такую ситуацию.
«ВАМ ИНТЕРЕСНО», «ВЫ ГОТОВЫ», «ВЫ
ХОТЕЛИ БЫ», «ВЫ СОГЛАСНЫ?»
Ошибка состоит в том, что задавая закрытый вопрос, переговорщик дает возможность оппоненту сказать «нет».
Помимо этого эти вопросы очень часто употребляются в режиме так называемых «вопросов-оскорблений»
– Вам интересно получать более качественный товар
по более низким ценам?
– Вы хотели бы зарабатывать больше денег?
– Вы согласны с тем, что наше предложение
наилучшее?
Чем ниже статусом оппонент, тем легче на него воздействовать при помощи этих вопросов.
Чем выше статус, тем больше шанс, что, задавая такие вопросы, вы потеряете авторитет в глазах оппонента.
И вызовете явную или скрытую агрессию, неприязнь, неприятие.
Пояснение: статусный, влиятельный человек, даже при внутреннем согласии не желает внешне, физически проявлять, подтверждать свою заинтересованность в чем-
либо.
ПРЫЖКИ ЗАЙЦА
Ошибка неопытного продавца – при задавании вопросов: ответ на предыдущий вопрос никак не связан с последующим вопросом.
Вопросы идут «вразнобой», не подчиняясь определенной канве и последовательности.
Оставляет ощущение не связанности разговора, неуверенности продавца, и может вызвать бессознательное раздражение клиента.
Он не видит подтверждения значимости и нужности его ответов для дальнейшего разговора.
– Сколько лет вы на рынке?
– 10 лет.
– На чем вы специализируетесь?
– На поставках оборудования для химической
промышленности.
– Есть ли у вас специализированный отдел, который занимается закупом электротехники?
– ???
Такой порядок (беспорядок) вопросов допустим при хорошем установлении контакта, точном понимании цели задавания вопросов именно в таком порядке и высказанном
обосновании собеседнику, почему ему нужно на эти вопросы отвечать.
В обычном случае используется правило:
«Последующий вопрос исходит из предыдущего ответа».
– Чем занимается ваша компания?
– Строительством.
– За 10 лет вы наверняка нашли для себя сегмент узкой специализации? Какой это сегмент?
– По большей мере мы занимаемся электромонтажом.
– Скажите, материал закупает ваш заказчик или вы сами?
– Все зависит от объекта, в основном сами.
– На данный момент есть какая-либо потребность в закупе электротехники?
...И т. д.
ИНФОРМАЦИОННОЕ И
РЕШАЮЩЕЕ «НЕТ»
При задавании закрытых вопросов следует различать следующие варианты ответа «Нет».
Информационное «нет» – ответ, при котором вы лишь получаете информацию о том, что Клиент (например) с данной проблемой не знаком, не сталкивался, не знает подробностей, не пользовался и т.д.
Положительный момент заключается в том, что как бы Клиент не ответил на ваш информационный вопрос, положительно или отрицательно, у вас всегда есть
возможность для продолжения разговора в нужном вам ключе.
Решающее «нет» – вы получите, если зададите прямой закрытый вопрос, вынуждающий (зачастую подталкивающий) Клиента, принять решение, ответив вам
Автоматическим отказом.
Такой ответ ведет к занятию Клиентом оборонительной позиции, усложняет задачу переговорщика, ведет к эскалации напряжения.
Вопросы, которые могут привести к решающему «Нет», возможно употреблять при хорошем установлении контакта или в режиме жестких переговоров.
ВОПРОС «ПОЧЕМУ?»
В большинстве случаев вопрос произносится автоматически в момент отказа оппонента либо его с вами несогласия:
– Мы с вами не договоримся.
– Почему?
– Я не согласен на эти условия.
– Нет, ну почему?
– Эта схема работать не будет.
– Почему?
При не установлении контакта ведет к: бессознательной агрессии оппонента;
автоматической реакции «по кочану»; к высказыванию (вслух) причины, по которой оппонент с вами не согласен; занятию оппонентом жестких, высказанных позиций по
отношению к вам.