Организационная культура как фактор управления персоналом
Организационная культура – внутриорганизационная система упоря-дочивания деятельности сотрудников, определяющая господствующий тип отношений между сотрудниками и формы разрешения внутриорганизацион-ных проблем. В зависимости от характера организационной культуры определяются цели, задачи, методы и формы управления персоналом.
Современные представления об особенностях организационной культу-ры позволяют выделить несколько ее классификаций, каждая из которых ориентирует на те или иные аспекты управления персоналом.
Известный российский социолог Т.И.Заславская предлагает разделить организации по признаку правовой культуры. Этот критерий позволяет выде-лить организации, культивирующие правовые практики трудовых отношений и те, в которых господствуют неправовые практики. Соответственно, в первых из них деятельность по управлению персоналом базируется на законодательно за-фиксированных нормах и правилах, сотрудники защищены от произвола работо-дателя и могут оспаривать его решения в законном порядке. Другие организации (с неправовыми практиками) характеризуются индивидуализацией отношений между работодателем и работником, абсолютной незащищенностью последнего. В этом случае управление персоналом носит неформальный характер, а его со-держание зависит только от субъективных факторов.
Во-вторых, организации можно разделить по характеру проявленности культуры. По этому критерию можно выделить:
· организации с четкими признаками организационной культуры (разра-ботанный PR, ясность требований, высокий уровень лояльности сотрудников и т.д.);
· организации с локальными признаками организационной культуры (правила поведения и действий, нормы внешнего вида и т.д.);
· организации без явных признаков организационной культуры (сотруд-ники организации, их деятельность не имеют очевидной специфики, выглядят «как все»).
По уровню организационной культуры можно выделить организации:
· с признаками производственной и деловой культуры современного уровня (внешний вид, использование современных технических средств, качест-во деятельности, клиентоориентированное поведение);
· с признаками стандартной производственной и деловой культуры (ис-пользование обычных, традиционных средств, средние стандарты качества);
· с признаками низкой деловой и производственной культуры (отсутствие контроля за внешним видом, поведением сотрудников, отсутствие заботы об ос-нащении сотрудников средствами деятельности, примитивные формы деятельности).
Один из классиков теории управления Д.Коул выделяет четыре типа ор-ганизационной культуры по форме отношений руководства и подчинения:
· бюрократическую, характеризующуюся жесткими формальными отно-шениями;
· органическую, ориентированную на удовлетворение социальных по-требностей сотрудников;
· предпринимательскую, основанную на признании личной инициативы и поощрении частных интересов сотрудников;
· партисипативную, учитывающую гармонию индивидуального и орга-низационного целеполагания.
Влияние организационной культуры и отражение ее особенностей в сис-теме управления персоналом прежде всего выражается в тех аспектах, которые выделил исследователь японского менеджмента У.Оучи:
· порядок найма сотрудников в организацию;
· содержание оценки персонала и характер его продвижения;
· тип внутриорганизационной карьеры, характерный для сотрудников разных управленческих уровней;
· механизм контроля параметров деятельности сотрудников;
· форма принятия управленческих решений;
· тип ответственности за результат деятельности;
· направленность интереса руководства по отношению к сотрудникам.
Организационная культура как фактор управления персоналом должна оцениваться не только с точки зрения ее формы, но и с позиций ее содержания. По содержанию в организационной культуре выделяется система ценностей, система норм, система знаний и система символов. В качестве принципов орга-низационной культуры выступают принципы соотношения целей и средств, ин-дивидуальных и общественных ценностей, краткосрочной и долгосрочной выго-ды, материального и виртуального содержания.