Основные составляющие дизайна ванной комнаты
САНТЕХНИКА, АКСЕССУАРЫ, КЕРАМИЧЕСКАЯ ПЛИТКА В ОФОРМЛЕНИИ ВАННОЙ КОМНАТЫ
САНТЕХНИКА, АКСЕССУАРЫ, КЕРАМИЧЕСКАЯ ПЛИТКА В ОФОРМЛЕНИИ ВАННОЙ КОМНАТЫ
Основные составляющие дизайна ванной комнаты
Существует множество теоретических изысканий на тему “Ванная комната в нашей жизни”. Поэтому не имеет смысла пускаться в пространные рассуждения об этом. Хотелось бы вкратце обозначить самые основные особенности ванной комнаты, которые оказывают воздействие на дизайн ее интерьера.
Ванная комната, как правило, место, где пресекаются интересы всех членов семьи. Кроме тех случаев когда, размеры жилплощади позволяют иметь отдельно ванную комнату для родителей, отдельно для детей и еще гостевую ванную. Так вот, если речь идет об ванной комнате “общего пользования”, нужно учитывать пристрастия и потребности всех членов семьи, и при этом избежать хаоса.
Во-вторых, в ванной комнате очень силен функциональный аспект. И, следовательно, – проблема безопасности и удобства ее использования выходит на первый план. То есть все отделочные материалы, сантехническое оборудование, мебель и освещение, должны быть не только красивы, но и максимально удобны и безопасны. По идее, в ванной комнате все должно быть функционально, никаких случайных вещей. Кстати, как показывает практика, наиболее долгая ”жизнь” у тех предметов, чей дизайн функционален и удобен в использовании, чей цвет оправдан необходимым психологическим воздействием, а форма эргономична. Девиз хорошего дизайна – долой случайности!
В-третьих, ванна – то, почти единственное место, где человек остается наедине сам с собой, причем изо дня в день. Следовательно, очень важен положительный психологический фон, отсутствие дискомфорта.
И последние – ремонт или строительство ванной комнаты “эпопея” очень дорогостоящая, покупку одной только сантехники можно приравнять к покупке машины. Предполагается, что ванная закладывается раз и чуть ли не на всю жизнь. Хороший дизайн вашей ванной комнаты должен пережить изменения возрастных и вкусовых предпочтений своих хозяев. То есть – быть универсальным. Это, конечно, труднодостижимая “задача-максимум”, но при правильном устройстве интерьера ванной комнаты определенное долголетие ей обеспечить все-таки можно.
Суммируя все выше сказанное, можно утверждать, что ванная комната должна быть: функциональна, эргономична, и создавать ощущение психологического и физиологического комфорта у владельцев. Эти цели достигаются при помощи правильного дизайна ванной комнаты, грамотной комбинации всех составляющих этого дизайна.
Для этого при разработке проекта ванной комнаты (или подбора плитки, сантехники, мебели и освещения в магазине) нужно соблюдать следующие правила:
1 Все компоненты интерьера, будь то элементы конструкции, сантехника и мебель, или облицовочная керамическая плитка должны быть соразмерны друг другу.
2 Чередование элементов, темных и светлых пятен, графическая разработка ограждающих поверхностей должны подчиняться единому продуманному ритму.
3 Комбинации цветов и фактур различных поверхностей должны быть гармоничны.
4 Световой дизайн интерьера должен быть решен таким образом, чтобы соответствовать функциональным задачам и “генеральной линии” дизайна.
5 Необходимо стилевое соответствие всех элементов интерьера. Это может быть использование одного стиля для всего помещения или грамотное смешение разных стилей.
6 Все должно быть функционально и удобно в использовании.
Соразмерность деталей интерьера:
Размеры деталей интерьера должны соответствовать друг другу. Это означает, например, что при отделке ванной комнаты плиткой крупного размера не стоит ставить туда сантехнику небольших габаритов с измельченными деталями.
Размер и форма рисунка на стенах не должны спорить с аксессуарами, а размер плитки должен соответствовать габаритам помещения. Это кстати, не означает, что в небольшом помещении нельзя использовать крупную плитку. Просто не стоит в таком случае акцентировать швы контрастной затиркой. При использовании в отделке ванной комнаты плитки нескольких видов нельзя забывать о модульности ее размеров. Что означает понятие модульность? Модулем для конкретного помещения считается самый маленький размер настенной плитки, который укладывается равное количество раз во всех остальных размерах. Допустим, правильным считается такое соотношение: керамическая плитка 10*10 см. + плитка 20*20 см. + плитка 40*40 см. (или 10*10 см., 10*20*см. и 20*40 см.)
В небольшой ванной комнате довольно нелепо и громоздко будут смотреться конструктивные изыски типа балок или колонн. Использование этих дополнительных деталей должно быть оправдано, например монотонностью большой и пустой стены, излишней высотой потолка, необходимостью зонирования слишком просторного помещения. При использовании декоративных колонн в ванной комнате, они хотя бы чисто иллюзорно должны выполнять свою функцию – то есть что-то поддерживать, будь то балка или просто выступ. Появление в интерьере ванной комнаты разных уровней пола и потолка тоже должно быть оправдано. Как правило, подиумы и “нарезки” потолка связаны с конкретными функциональными зонами. На подиум может быть поставлено что-то из сантехники, чаще всего ванна.
При использовании таких декоративных элементах как карниз и бордюр, надо помнить, что любая активная горизонталь на стене или под потолком делает помещение ниже, и чем чаще горизонтальная “нарезка” стен, тем ниже кажется потолок. Вообще в небольшой ванной комнате лучше по возможности избегать чрезмерного употребления активных декоративных элементов, к которым, кстати, можно отнести и “навороченные” светильники. Необходимое разнообразие и нарядность в подобный интерьер можно внести с помощью цвета, разницы фактур, умело устроенного скрытого освещения, зеркал, наконец.
Чередование элементов и графическая разработка поверхностей.
Эти понятия тоже напрямую связаны с габаритами помещения и его пропорциями. Предметное наполнение интерьера в первую очередь состоит из крупных форм сантехники и мебели и небольших акцентирующих деталей в виде аксессуаров, светильников и декоративных элементов. Неким связующим звеном между этими полярными размерами можно считать рапорт плитки на стенах и на полу, конструктивные элементы типа колонн, ниш и балок. Очень важно, чтобы отношения между тремя основными размерами в интерьере были четкие – не сближенные, но и не максимально контрастными.
Что касается графической разработки поверхностей, то надо учитывать как различный ритм и направленность рисунка воздействует на визуальное восприятие интерьера.
Любые прямые линии удлиняют поверхность в сторону их направленности, то есть, горизонтальные линии “вытянут” стену в длину и “укоротят” по высоте. Вертикально направленные линии напротив того, увеличат высоту помещения и несколько сократят его протяженность. Линии любой направленности, будучи сильно контрастными к фону стены, неизбежно несколько “сожмут” помещение. Вертикаль всегда воспринимается более активной, чем горизонталь.
Изломанные линии вносят определенное беспокойство в восприятие интерьера, и деформируют пространство. Прямые линии, расположенные по диагонали имеют свойство практически никак не менять визуальных габаритов помещения. Кривые линии, выражают движение, вносят определенную динамику в интерьер. Те же правила распространяются и на простейшие геометрические фигуры. Треугольник – самый динамичный и беспокойный, квадрат напротив того статичен и основателен. Круг – гладкий, спокойный, замкнутый в себе. Если говорить о ритме рисунка, то рисунок простой и четкий, с одинаково повторяющимися элементами, вызывает ощущение статичности и покоя. Чем более запутанный рисунок, тем больше беспокойства вызывает он у зрителя.
Надо иметь в виду, что рисунок яркий, контрастный к фону, с крупным раппортом, визуально приближает плоскость, на которой расположен, к зрителю. Следовательно, такой рисунок не годится для маленького помещения. Мелкий, частый и неконтрастный рисунок, выполненный в светлых тонах, напротив того прекрасно подойдет для стен или пола в небольшой ванной комнате. Плоскость, покрытая регулярным рисунком, типа полосок или клеток, будет казаться меньше, чем аналогичная плоскость, без рисунка. Этим можно воспользоваться, когда есть необходимость визуально уменьшить слишком громоздкий предмет. Главное, чтобы рисунок не был сильно контрастным, а то этот предмет будет слишком бросаться в глаза.
Основы цветоведенья и их практическое применение при оформлении ванной комнаты.
Один из сильнейших источников для грамотного дизайна интерьера – комбинирование на основе цветовых гармоний. Или, чтобы быть проще – использование основных правил сочетания цветов.
Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека. В этом аспекте установлен ряд закономерностей – по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний.
Цвет вообще – это свойство предмета вызывать определенные зрительные ощущения в зависимости от световых волн солнечного спектра, которые этот предмет отражает. Из курса школьной физики мы знаем, что пучок солнечного света, пропущенный через трехгранную призму и направленный на белый экран, образует на его поверхности разноцветную полосу – спектр. Великий Ньютон, впервые научно объяснив природу цветовых полос при разложении солнечного света, выделил достаточно условно только семь цветовых составляющих: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Цвета спектра располагаются в определенной последовательности и сохраняют постепенные переходы от одного к другому. В художественной школе дети чтобы лучше запомнить порядок цветов учат стишок: “ Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
Порядок цветов может быть представлен в виде цветового круга (рис. 1.1), который является отправной точкой для всех дальнейших рассуждений о свойствах цвета. Чтобы представить цвет в виде круга, необходимо дать плавный переход от красного к фиолетовому. Смешав эти цвета, получим ряд пурпурных цветов, которых нет в спектре, хотя в природе они существуют.
Желтый, синий и красный (пурпурный) цвета называются основными (Рис.1.2) В цветовом круге они лежат на вершинах треугольника.
Цвета, которые получаются в результате смешения основных красок, называют составными. Пурпурный+желтый=оранжевый, желтый+синий=зеленый, синий+пурпурный=фиолетовый. Составными называют и все оттенки, полученные путем смешивания вышеперечисленных цветов. Бесконечное количество оттенков можно получить путем добавления в цвет черной или белой краски. (Рис.1.2)
Цветовой круг обычно делят на две части, различая теплую и холодную гаммы. К теплым цветам относятся красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета. К холодным – синие, голубые, зелено-голубые, сине- фиолетовые и фиолетово-красные цвета. (Рис. 1.4)
Основные характеристики цвета
Все цвета спектра со всеми их оттенками (красные, желтые, розовые, бирюзовые, коричневые и т.д.) называют хроматическими. Нейтральные цвета, т.е. черный, белый и все серые, от самого светлого до самого темного, называют ахроматическими. Важно отметить, что серые, белый или черный имеющий хотя бы незначительный, еле уловимый цветной оттенок, уже будут являться хроматическими.
Существуют три основных свойства цвета:
- цветовой тон (оттенок цвета)
- светлотный тон (характеристика цвета по критерию светлее, темнее)
- насыщенность (яркость, интенсивность цвета). Если рассмотреть составление цвета в колеровочной машине, то насыщенность окончательного цвета определяется количеством чистого пигмента на объем приготовляемого раствора. Больше пигмента – ярче, насыщеннее цвет. Больше, например белой краски – бледнее окончательный результат. Т.е. – красный цвет, гораздо насыщеннее нежно-розового цвета, полученного в результате добавления к красному большого количества белил.
Психология цвета
Каждый цвет несет определенную информацию и психологическую окраску, сообщая эти свойства предметам в него окрашенным. Цвет может подчеркнуть форму предмета, указать на его материальность или наоборот, сделать его бестелесным. Цвет также может искажать форму, рождать оптические иллюзии. Различные цвета и гаммы (сочетания цветов) эмоционально воздействуют на человека, создают психологический фон окружающего его мира.
Необходимо учитывать эти особенности цветов при использовании их в интерьере, а для этого стоит познакомиться с ними поближе.
Начнем с трех основных цветов:
Желтый – самый светлый. Обладает такими свойствами как – легкость, расширение, движение к человеку, динамика.
Красный – самый теплый. Он очень активный, тяжелый, материальный, статичный.
Синий – самый холодный. С ним ассоциируются такие понятия как легкость, сжатие, движение от человека, замкнутость, бесконечность.
Все теплые цвета (желтый, оранжевый, красный) активны, жизнерадостны, стремятся к человеку, “выступают вперед”, выражают материальность и прочность этого мира, соответствуют таким поверхностям как фактурные, шероховатые, матовые. Для них характерно горизонтальное направление движения. (Поэтому пол, окрашенный в теплые, коричнево-красные или золотистые оттенки выглядит так надежно)
Холодные цвета (голубой, синий, фиолетовый) легки, нематериальны, стремятся от человека. Они как бы “погружаются в глубину”, способствуют концентрации, выражают пространственность и проницаемость. Их движение направлено по вертикали, именно поэтому светлые холодные тона так хорошо подчеркивают высоту стен.
Зеленый цвет, образовавшийся при смешении двух противоположностей – синего и желтого, нейтрален и статичен. Этот цвет не движется, он очень стабилен. Зеленый цвет очень спокоен и полезен не только для глаз, но и для общего психофизического состояния человека.
Естественно, зеленый цвет остается нейтральным и статичным лишь до тех пор, пока он состоит из равных частей синего и желтого цвета. Как только в оттенке зеленого начинает преобладать теплый или холодный тон, характер цвета меняется. Так зелено-желтый смотрится радостно и свежо, а сине-зеленый подчеркивает движение и изменчивость. И такие изменения происходят с каждым цветом, принявшим на себя долю теплого или холодного. Так желтый кадмий (теплый) ассоциируется с солнечным светом, теплом, роскошью и радушием. А желтый стронциановый (более холодный), называемый еще “лимонным” вызывает неспокойные ассоциации – он жесткий, резкий, пронзительный и такой же “кислый”, как лимон.
Изменения в психологическом, эмоциональном восприятии цвета происходят и при смешении этого цвета с белым или черным. Цвета чистые, насыщенные, близкие к спектральным, выражают чувства самые сильные, значительные и непосредственные. Все художники примитивисты, народное искусство и дети оперируют яркими образами и чистыми, спектральными цветами. По мере взросления человека (или цивилизации) цвета усложняются, смешиваются между собой.
Цвета разбеленные выражают чувства мягкие, лиричные, более тонкие, чем открытые, яркие цвета. Красный+белый – не радость, а нежная ирония, синий+белый – не плачь, а светлая грусть и т.д.
Цвета “принявшие” на себя долю черного выражают чувства омраченные, тревожные и чем чернее становится цвет, тем более подавляюще он действует.
Ниже приводятся две таблицы, разработанные на основе лабораторных испытаний, проведенных Фрилингом и Ауэром. Они показывают возможные варианты психологического восприятия некоторых цветов и цветосочетаний.
Таб.№ 2.5 Эмоциональная характеристика цветов
Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители
Красный - волевой, жизнеутверждающий
Кармин - повелевающий, требующий
Киноварь - подавляющий
Оранжевый - теплый, уютный
Желтый - контактирующий, лучезарный
Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение
Фиолетовый - углубленный, тяжелый
Синий - подчеркивает дистанцию
Светло-синий - уводит в пространство, направляющий
Сине –зеленый - подчеркивает движение, изменчивость
Пастельные цвета, приглушенные, чистые
Розовый - нежный, слегка волнующий
Пастельно-зеленый - ласковый, мягкий
Серо-голубой - сдержанный
Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов
Чисто-зеленый - требовательный, освежающий
Оливковый - успокаивающий, смягчающий
Желто-зеленый - обновляющий, раскрепощающий
Пурпурный - изысканный, но претенциозный
Цвета нейтральных тонов
Серый - не вызывает раздражения,
уравновешивает
Белый - гасит раздражение
Черный - помогает сосредоточится
Теплые, темные тона, действующие вяло, инертно
Охра - смягчает рост раздражения
Коричневый - стабилизирует
Темно-коричневый - смягчает возбудимость
Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение
Темно-серый, черно-синий, темный зелено-синий