Основные гигиенические нормативы классной комнаты

следующие. Площадь комнаты должна быть не менее 50 м2 при высоте 3,5 м. Норма площади на одного ученика составляет 1,25 м2 в 1-VII классах, 1,4 м2 - в VII-X классах.

ОИГИЕНИЧЕСКИ ПОЛНОЦЕННАЯ ВОЗДУШНАЯ СРЕДА содержит кислорода - 21 %,углекислого газа - 0,04%, имеет температуру 16-18 °С, относительную влажность 3060%, скорость движения воздуха не более 0,2 м/с. Поддержание нормального воздушно-теплового режима в классе обеспечивается сменой воздуха через форточки, фрамуги, створки окон. Отношение площади всех действующих про­емов к площади пола должно быть не менее 1:50. В течение одного часа необходима трехкратная смена воздуха в классе.

естественное освещение в классной комнате характеризуют следующие показатели:

а) КОЭФФИЦИЕНТ ЕСТЕСТВЕННОЙ ОСВЕЩЕНЮСТИ (КЕО) -Отношение

освещенности (в люксах) горизонтальной поверхности рабочего места в помещен к освещенности снаружи, КЕО должен быть не менее 2,5%, Минимальная естественная освещенность в классах принята в 600 лк;

б) световой коэффициент, то есть отношение застекленной площади окон площади пола, должен быть не менее 1:6;

в) угол падения лучей света, то есть угол, образованный, с одной сторон, I горизонтальной линией, проведенной от центральной точки рабочего места к око» ной стене, а с другой - линией, проведенной из той же точки к верхнему краю застекленной поверхности. Он должен быть не менее 27°;

г) УГОЛ ОТВЕРСТИЯ - угол, образованный двумя линиями, идущими из центральной точки рабочей поверхности, из которых одна проходит через верхний край окна, другая - через высшую точку противостоящей преграды для света. Угол должен, быть менее 5°.

На величину естественного освещения влияет также ряд других факторов: высота и форма окон, ширина простенков, окраска и отделка стен и потолков, чистота и качество стекол, цветы, заслоняющие просвет окон, ориентация окон d отношению к сторонам света.

ИСКУССТВЕННОЕ освещение в КЛАССАХ обеспечивается лампами нака-ливания и люминесцентными лампами. При использовании ламп накаливания освещенность должна быть не ниже 150 лк. Такая освещенность создаете применением светильников типа СК-300 или KCO-I с лампами накаливания мощностью 300 вт. В классе 50 м2 должно быть 7-8 светильников. Их обща мощность составляет 2100-2400 вт, удельная мощность 40-48 вт/м2

Более благоприятное влияние на органы зрения оказывает люминисцентное освещение. Минимальная освещенность рабочего стола люминесцентными лампами установлена в 300 лк. Для школ рекомендованы светильники и типа ШОД (школьный, общего освещения, диффузионный). Светильник ШОД-2-40 имеет да лампы по

40 вт, ШОД-2-80 рассчитан на 2 лампы по 80 вт. В классе должно быть 12 светильников ШОД-2-40 или 8 светильников ШОД-2-80, которые устанавливаются в дв линии параллельно окнам.

Таким образом, общая электромощность освещения составляет около 1000 вт удельная мощность - 20 вт/м2.

ОСНОВНЫМ ВИДОМ РАБОЧЕЙ МЕБЕЛИ в классах являются ученически парты (1-3 класс) и столы и стулья (4-11 класс). В соответствии с новым ГОСТЬ* (11015-77) изготавливается мебель пяти групп - А, Б, В, Г, Д.

Правильность посадки ученика во многом определяется следующими параметрами стола и стула:

ДИСТАНЦИЯ СПИНКИ - это-расстояние от заднего края крышки стола до спин­ки и стула. Оно должно соответствовать передне-заднему диаметру грудной клетки плюс 3-5 см.

ДИСТАНЦИЯ СИДЕНЬЯ - расстояние по горизонтали от заднего края крышки стола до переднего края стула. Правильная посадка обеспечивается отрицательной дистанцией, при этом край стула на 5-6 см заходит за край крышки стола. Допусти­ма нулевая дистанция, когда край стола и стула располагается на одной линии по вертикали. Совсем недопустима для письма и чтения положительная дистанция.

ДИФФЕРЕНЦИЯПАРТЫ - расстояние от заднего края крышки стола до сиденья стула по вертикали. Она должна быть равна расстоянию от локтя, прижатого у ту­ловища, до сиденья. При чтении и письме рекомендуется прямая посадка. При этом плечи сохраняют горизонтальное симметричное положение, голова немного наклонена вперед, ноги в коленях согнуты под углом 90-110°. Расстояние от глаз до крышки стола - 30-40 см. При слушании ученик может занять более свободное положение. Размещая учащихся за столами (партами), учитель обязан придерживаться следующих гигиенических рекомендаций. Учащихся более низкого роста, а также с пониженным зрением и слухом рассаживают впереди. Детей, склонных к простудным заболеваниям, страдающих ревматизмом, полиартритом и т. д., во избежание переохлаждения целесообразно посадить за столы у внутренней стены класса. Особого внимания требуют дети слабого типа нервной деятельности, с неврозами. Их также следует разместить ближе к столу учителя.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ

1. Овладеть методами гигиенической оценки

а) размеров классной комнаты;

б) воздушно - теплового режима классной комнаты;

в) естественного освещения;

г ) искусственного освещения.

2. Освоить метод подбора парт и правила размещения учащихся в классе.

Наши рекомендации