III. Методика летного обучения
1. Роль инструктора в процессе летного обучения и его функциональные обязанности-1 час
2. Организация и методика теоретической и наземной подготовки. Планирование летной работы-1 час
3. Предварительная, предполетная, непосредственная подготовка к полетам-2 часа
4. Место тренажей в различных видах подготовки к полетам и их методика-1 час
5. Методы и приемы обучения в полете- 1 час
6. Организация и методика первоначального обучения полетам на параплане-2 часа
7. Методика обучения полетам с использованием средств механизированного старта (СМС)-2 часа
8. Методика обучения полетам на парение в восходящих динамических потоках-2 часа
9. Методика обучения полетам в термических восходящих потоках и парящим маршрутным полетам-4ч.
10. Анализ и разбор полетов -1 час
11. Ведение летной документации -1 час
12. Методика учета и анализа ошибок и предпосылок к летным происшествиям-2 часа
ИТОГО: 20 часов.
Содержание тем по дисциплине: МЕТОДИКА ЛЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
ТEMA № 1 - РОЛЬ ИНСТРУКТОРА В ПРОЦЕССЕ ЛЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.
Деятельность инструктора, деятельность обучаемых и содержание летной подготовки – три не разрывные стороны методики летной подготовки. Требования предъявляемые к методической и специальной подготовке инструктора. Организация повседневной работы инструктора в группе.
Права и обязанности инструктора:
ТEMA № 2 - ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И НАЗЕМНОЙ ПОДГОТОВКИ. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕТНОЙ РАБОТЫ
Содержание и объем теоретической подготовки. Формы теоретической подготовки. Увеличение
объема активных форм по мере приобретения знаний обучаемыми. Зачеты и экзамены.
Наземная подготовка – обязательный элемент конкретной подготовки к выполнению новых
упражнений и задач летной подготовки. Рациональные приемы и методы проведения наземной
подготовки. Планирование летной подготовки на год обучения, месяц. Подготовка плановых
таблиц на летную смену и анализ эффективности индивидуального обучения. Согласование
плановой, теоретической, наземной и летной подготовки.
ТEMA № 3 – ЗАБЛАГОВРЕМЕННАЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ, ПРЕДПОЛЕТНАЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ. ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТАМ.
Назначение различных видов подготовки к полетам. Заблаговременная подготовка: содержание,
планирование, порядок и время ее проведения. Предварительная подготовка. Составные элементы предварительной подготовки, порядок и методика ее проведения. Постановка задач обучаемым. Самостоятельная работа. Организация тренажей и розыгрыша полета. Контроль готовности к полетам. Время и место проведения предполетной подготовки. Организация, содержание и методика проведения предполетной подготовки. Непосредственная подготовка к очередному полету – важнейшее условие точного выполнения полетного задания и обеспечения его безопасности.
ТEMA № 4 - МЕСТО ТРЕНАЖЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПОДГОТОВКИ К ПОЛЕТАМ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.
Цель и задачи тренажных занятий. Обязанности инструктора и порядок его работы при подготовке, проведения и оценке качества проведения тренажей. Тренажи при проведении наземной, предварительной и предполетной подготовки. Организация и методика тренажных занятий с использованием различных типов тренажеров и параплана.
ТEMA № 5 - МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПАРАПЛАНЕРИСТА В ПОЛЕТЕ.
Цель показного полета и методика его выполнения. Влияние методической подготовки инструктора на эффективность показных полетов. Анализ и межполетный разбор тренировочных полетов обучаемого. Назначение, методика выполнения, оценка качества выполнения контрольных полетов. Основные приемы и методы летного обучения. Показ техники выполнения элементов полета, совместное выполнение элементов полета (при наличии параплана-тандема),
самостоятельное выполнение элементов полета обучаемым под наблюдением инструктора, указание (подсказ) инструктором правильных действий по радио или с помощью мегафона, предупреждение, указание на отклонение и ошибку. Техника исправления и методика обучения исправлению отклонений и ошибочных действий курсанта (обучаемого) в технике пилотирования.
ТEMA №6 - ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОЛЕТАМ НА ПАРАПЛАНЕ.
Определение готовности обучаемого к выполнению тренировочных полетов. Влияние поведения инструктора на характер самостоятельных действий обучаемого. Наблюдение и контроль за психологическим и физическим состоянием курсанта (спортсмена) при выполнении им различных упражнений первой задачи КУЛПа. Постепенность усложнения полетного задания, учет индивидуальных особенностей обучаемых. Методика обучения полетам в зависимости от типа параплана и подвесной системы. Методика последовательного увеличения высоты старта.
Порядок перевода на новые упражнения. Методы предотвращения и исправления наиболее характерных ошибок. Методика проведения меж полетного анализа и разбора полета.
Организация и методика выполнения контрольных и зачетных полетов.