Пояснительная записка к проекту
Предмет: технология
Пояснительная записка к проекту
«Кухонный набор в стиле
Мезенской росписи»
Выполнил ученик 8А класса
Кузьмин Михаил
Руководитель проекта:
Учитель черчения, технологии и
изобразительного искусства
Чардынцева Виктория Викторовна
Омск -2016.
Содержание.
Введение.
1. Выбор и обоснование актуальности проекта.
2. История кухонного набора.
· Старинные кухонные наборы.
· Разновидности современных кухонных наборов.
3. История и эстетика Мезенской росписи.
4. Токарное дело в России.
5. Технология изготовления кухонного набора в стиле «Мезенская роспись».
· Изучение образцов и аналоговых форм.
· Определение конкретной задачи и её формулирование.
· Разработка эскизов проекта.
· Разработка конструкторско-технологической документации: изготовление чертежей, технологической карты.
· Выбор инструментов и материала.
· Работы по выпиливанию, токарному делу и росписи.
6. Оценка себестоимости проекта.
7. Маркетинговые исследования.
8. Экологическая оценка.
Оценка проекта.
Введение.
В наше время современные технологии дают нам большие возможности в использовании разных материалов при изготовлении предметов домашнего пользования. Это различные металлы, керамика, пластмасса, стекло. Но одним из самых экологических материалов является дерево. Оно хорошо режется, колется, впитывает разные вещества, обладает природным ароматом, мягкое и приятное на ощупь. Из разных пород дерева можно вручную вырезать удобные и красивые вещи.
Издавна люди широко использовали дерево в быту. Во время различных археологических раскопок были найдены многочисленные фрагменты старинной деревянной посуды. По своему назначению посуда разделялась на две категории: для напитков (ковши, братины, ендовы, чаши, стаканы) и для горячей пищи (блюда, миски, ставцы). Выдолбить или вырезать из целого куска дерева при помощи топора, ножа и тесла ковш, ендову или чашу было делом непростым и весьма трудоемким. И деревянная посуда всегда ценилась. Особенно из корневища или капа, наиболее водостойкая и прочная.
Деревянная посуда отличалась большим разнообразием. В каждой местности существовали свои художественные традиции ее оформления. Формы были просты, лаконичны и в то же время монументальны. Каждый мастер ясно представлял, для каких целей он изготовляет братину, ендову, ковш, скобкарь, туес, чашу, чарку. От этого зависела их форма и величина. При изготовлении посуды мастер пользовался самым простым набором инструментов, топором, ножом, скобелем и циркулем.
Собственно, до деревянной посуды, поначалу «корявой», грубо выдолбленной или кое-как сделанной из коры, вообще никакой посуды не было. Люди как-то обходились без нее. А потом надоело, и постепенно в обиход начали входить разные деревянные плошки. Известен, правда, период в «посудной истории Руси», когда на княжеских пирах блюда клали прямо на деревянный стол, в котором были предусмотрены специальные углубления. Таким образом, сам стол и являлся посудой. Со временем от этой порочной практики отказались. Постепенно люди стали придавать значение не только функции посуды, но и ее внешнему виду. В процессе различных археологических раскопок были найдены образцы деревянной утвари, относящиеся примерно к VIII веку. На ней сохранилась декоративная резьба и некоторые другие «украшательства».
Целью проекта является возможность узнать интересные факты истории в области применения дерева, как конструктивного и поделочного материала, узнать, какие предметы домашнего быта использовали в давние времена наши предки и научиться самому изготавливать эстетичные предметы для использования в быту.
Решая задачи проекта, я ознакомился с историей использования деревянной посуды в быту, изучил на уроках технологии правила работы на токарном станке, попробовал свои силы в качестве украшения посуды росписью в стиле мезенской росписи. Для этого мне пришлось познакомиться с трудами авторов, описывающих технологию обработки древесины, резьбы, росписи и токарного дела – Г.Я. Федотова, А.Ф. Афанасьева, Н. Величко, посмотреть известные сайты в области обработки и росписи по дереву.
В процессе работы были созданы эскизы, технологические карты, подобран материал и инструменты для работы, в том числе и электроинструмент, опробованы различные виды лаков и грунтовок для покрытия росписи.
И хотя в рамках школьной программы возможности изготовления сложных изделий, таких как чаша, ковши, тарелки для меня показались сложными, я выбрал приемлемый и востребованный для себя вариант кухонной утвари, который актуален на сегодняшний день в домашнем хозяйстве и может достойно украсить любой кухонный интерьер, может быть использован для отличного подарка родным и близким.
История кухонного набора.
Старинные кухонные наборы.
История деревянной посуды насчитывает не одну сотню лет, и за это время она претерпела множество изменений, однако многие предметы посуды, кухонного инвентаря и столовых приборов, благодаря своей практичности и удобству применения, не теряют актуальности и успешно используются на кухне в настоящее время.Делали деревянную посуду в старину повсеместно. Среди мастеров были разного рода специалисты: олифленники, ковшечники, ложечники, судописцы и токари. Точеные деревянные сосуды были известны еще в X-XII веках. Вначале был примитивный лучковый станок попеременного движения с намотанной на ось тетивой, потом со шкивом и маховым колесом, работавший на конной тяге или от падающей воды (по принципу мельничного колеса). К концу XIX века производство точеной посуды из клена, березы, осины и вяза стало массовым. Самой распространенной изготовленной деревянной посудой своими руками были ковши, которые отличались разнообразными формами и размерами, а также украшениями. На людных пирах хмельное подавали в ведерных ковшах, а «заздравные чаши» пили из особых шарообразных братин. Различную пищу (икра, блины, рыба) накладывали в круглые праздничные ковши, с невысокими бортиками. Обычно на ковшах выгравированы наставления и советы.
Для создания посуды подходили не все виды древесины. Чаще всего использовались береза, осина, хвойные породы деревьев. Мягкая липа использовалась для создания ложек, ковшей-наливаек. Причем в документации встречается древнерусская посуда, названия которой привлекает внимание своей необычностью. Например, ложка прямизны, ковш коренной – такие названия ничего не говорят нам, современным людям, привыкшим к стеклу и фарфору для сервировки стола. На самом деле прямизна – это древесина ствола, а коренной сосуд – это сосуд, выполненный из мощного корневища. Крестьяне, как правило, использовали для создания посуды любое дерево – и развалины, и кору, и гибкие корни, которые удобны плести. А самой дорогой считалась посуда из капа – нароста на дереве.
Ковш- эта древнерусская посуда дошла до нас в измененном виде, ведь современные модели создаются отнюдь не из дерева. Металлические ковши в современной России часто используются в деревнях при оборудовании бани. В Древней Руси ковш считался самым распространенным видом праздничной посуды для питья – в них подавали мед, квас, пиво. Ансамбль из больших и малых ковшей служил самым настоящим украшением стола. Эта древнерусская посуда для вина всегда была нарядной и интересной, например, в форме ладьи, плывущей птицы. На Северной Двине создавали эту посуду с двумя рукоятками, которые напоминали голову и хвост утки. Большую роль играла и яркая роспись, которыми украшались эти нехитрые крестьянские атрибуты быта. В Тверской губернии местные мастера создавали сосуды в виде конской головы, декорированные резьбой и геометрической розеткой по центру, которая является древним символом солнца. А в 1558 году, во время правления Ивана Грозного, по его приказу был создан ковш, декорированный тремя крупными сапфирами. Сегодня это произведение искусства хранится в одном из музеев Германии, куда он попал во время Великой Отечественной войны. Московские мастера создавали ковши из капа, который позволял сохранить красивый рисунок текстуры. Эти изделия имели форму ладьи, плоское дно, заостренный носик и короткую горизонтальную рукоять. Сосуды имели плотные и прочные стенки, а как дополнительный декор использовалась серебряная оправа. Козьмодемьянские ковши создавались из липы и по форме напоминали московские, но были более глубокими и большими по объему. Изготовленные тверскими мастерами ковши выдалбливались из корней деревьев чаще всего в форме вытянутой ладьи. А в северных регионах создавались ковши-скопкари – сосуды в виде ладьи с двумя рукоятками, одна из которых обязательно выполнялась в виде головы птицы или лошади.
Хлебница и солоница также была обязательным атрибутом на любом столе, ведь хлеб и соль были важными составляющими рациона. Использовалась хлебница для хранения мучных изделий, а мастерили ее из луба – слоя ствола дерева, который располагается между корой и сердцевиной. Такая посуда надежно защищает хлеб от плесени и влажности. Соль на Руси была дорогим удовольствием, поэтому к созданию посуды для ее хранения подходили очень тщательно. Солоница изготавливалась в двух основных формах – в виде стульчика, у которого поднимается сиденье-крышка, либо в виде плывущей птицы. Очень красиво и необычно выглядела древнерусская посуда – картинки показывают, насколько большое внимание уделялось элементам росписи и резьбы.
Если названия "ковш" и "солоница" (правда, мы чаще называем ее "солонкой") знакомы каждому, то со словом "братина" все гораздо сложнее. Скорее всего, название этой посуды происходит от слова "братчина", которая обозначала праздничное застолье. Как правило, она выполнялась в виде шара, который сверху перехватывался горлышком-венцом с отогнутыми краями. Древнерусский орнамент на посуде этого вида был самым разным. Например, до наших дней сохранилась изготовленная еще в XVIII веке братина, украшенная росписью в виде чешуек с надписью. Кстати, надписи тоже играли большую роль при оформлении древней посуды. Они могли рассказать о многом: о месте и дате создания атрибута, о ее хозяине и так далее. Были в обиходе в старину и плошки, представляющие собой широкую посуду с невысокими краями. В них подавались жареные и печеные блюда, а в монастырях даже пекли караваи. Веко представляло собой блюдо продолговатой формы, которое сверху покрывалось крышкой и дополнительно оснащалось ручками. Оно использовалась в разных целях: для выпекания пирогов, хранения кваса, готовки мясных блюд. Впоследствии это блюдо превратилось в известную нам сковородку.
Если с кубками все понятно, то ендова - древнерусская посуда, названия которой были разными: и чаша, и яндова, и братина. Эта посуда представляет собой круглый сосуд из меди или луба, который использовался для питья пива, меда, браги. Стилизовались такие сосуды в виде фигур утки, гуся, петуха, ладьи и в каждом регионе имели свои рисунки. До сих пор такая утварь сохранилась у карел – они создают ендовы из древесины липы, дуба, клена или березы. Тверские мастера создавали лучшие ендовы из капа (нароста на дереве). Посуда выполнялась в виде чаши на специальном поддоне (овальном или квадратном) и дополнялась носиком-сливом. Обрабатывались сосуды топором, затем выравнивались скобелем.
Необычна и очень колоритна древнерусская посуда из дерева, да и названия у нее иногда очень неожиданные. Например, для еды использовался ставец, который создавался вытачиванием на специальном станке. Эта посуда представляла собой две глубокие чаши – одна служила крышкой, но ее можно было использовать и как тарелку. Ну и какой праздничный стол может обойтись без ложек? Наверное, этот элемент утвари имеется у многих – красивая и толстая деревянная ложка, богато украшенная росписью. В ставцах на Руси подавались и фрукты с овощами. Но имелась и посуда под конкретный вид плодов – лимонник, овощник, огуречник. Большое количество видов деревянных ложек было в Новгороде-Великом. Особенно красиво выглядели изделия, которые имели как бы приподнятый черенок. Чаще всего в качестве орнамента использовалась плетенка, которая выполнялась техникой контурной резьбы. А в северных областях создавались шадровые ложки с инкрустацией костями или клыками. Кроме того, в каждом регионе ложки имели свою уникальную форму. Например, в Горьковской области создавали уполовники, салатные, рыбацкие, тонкие ложки, которые отличались округлой и ограненной ручкой-черенком. Кировская ложка отличалась яйцевидным черпачком и плоской ручкой.
Токарное дело в России.
Если вернуться в далёкое прошлое, то можно вспомнить, что наши предки пользовались посудой, которую долбили, вырезали и вытачивали из дерева, равно как и предметы домашнего обихода, мебель и даже игрушки. Делалось это сначала грубым способом и подручными средствами, а затем на приспособлениях, напоминавших токарные станки и ставших их прообразами. Так появились обточенные братины, миски, чашки. Следовательно, именно оттуда современное токарное дело берёт свои истоки. И по сей день в декоративном искусстве, народных промыслах точёные детали и целые изделия находят широкое применение. Например, различные кухонные аксессуары: подставки под горячие чайники, кастрюли и сковородки, разделочные доски и т.д.; аксессуары дизайна интерьера: деревянные «занавесы» из отшлифованных кругляшков из древесины или палочек, сувенирные скульптуры и статуэтки. Токарные станки обрабатывают практически любую породу дерева быстро и аккуратно, со всей необходимой точностью. При этом размер изделия особой роли не играет. Обточить можно и миниатюрную нэцкэ, указав даже мельчайшие детали, и крупное изделие. Особую красоту и выразительность таким предметам придаёт художественная роспись.
Больше всего токарных станков сохранилось в России, а именно в Санкт-Петербурге, где и развивалось токарное дело. Эрмитаж, дворец Меньшикова, Летний дворец Петра I вобрали в себя лучшие образцы токарного станкостроения, разрабатывал которые А. Нартов и его сподвижники-ученики. Нартов стал крупным изобретателем, оставившим свои разработки и идеи потомкам, запечатлев все результаты своей деятельности в книге «Театрум Махинарум или ясное зрелище машин». Здесь он описывает конструкцию, оснащение токарных станков, приводит подробные описания их деятельности, предназначения, рисует схемы, т.е. предоставляет все возможности для наглядного и глубокого познания токарного искусства.
Для работы на токарном станке XVIII века требовалась помощь не только механика, но и художника со скульптором. Художник проектировал модель изготавливаемого предмета, рисуя чертеж. Когда все детали и элементы были спланированы и четко прорисованы, скульптор начинал изготавливать модель предмета, тщательно соблюдая пропорции. Когда макет вытачиваемой детали был готов, начиналась работа механика – непосредственного участника токарного дела. Глядя на образец, механик скрупулезно следовал ему, усердно вытачивая все необходимые элементы и детали. Такая работа занимала длительное время, нередко около года.
Разработка эскизов проекта.
Критерии, которым должно соответствовать изделие: красивое, несложное в изготовлении, подходит к интерьеру квартиры, оригинальное.В процессе создания изделий были использованы пособия по токарному искусству, по мезенской росписи. Вариант чертежа совмещенной скалки – токушки был создан в процессе работы (см. приложение1). Для варианта росписи панно и разделочной доски использован готовый рисунок, для того, чтобы не отступать от традиции. А солонку и толкушку расписывали по мотивам росписи предыдущих предметов.
Расчет электроэнергии (Рэл)
Вся работа проводилась днем, поэтому стоимость электроэнергии для освещения не рассчитывается. Рэл =0
Маркетинговые исследования.
Маркетинговое исследование мы проводили в отношении цен на материалы, используемые при изготовлении данного изделия.
№ п/п | Наименование материала | Единица измерения | Магазин «АТ-маркет» | Магазин «Континент» | Магазин «Все для дома» |
Акриловые краски. | 1уп | ||||
Лак по дереву. | 1 банка | ||||
Итого: |
Проведя исследование и сопоставив результаты, можно прийти к выводу, что наиболее экономично будет приобрести материалы в магазине «Все для дома», таким образом, определяется максимально возможная экономия затраченных средств
Экологическая оценка.
Изготовление данного изделия не повлечет никаких изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности организма человека, растительного и животного мира, т.к. при изготовлении были использованы экологически чистые материалы, которые были приобретены в магазине, имеющим лицензию на торговлю данным видом товара.
Оценка проекта.
Изделие изготовлено аккуратно и качественно. Оно удобно при переноске, не дорогое, все технологические операции достигнуты. Изготовленное декоративное изделие полностью соответствует намеченной задаче. Изделие хорошо вписывается в интерьер квартиры. Положительные стороны- цель достигнута; материалы общедоступны; технология изготовления простая; дизайн соответствует назначению; стоимость изделия не высокая в 2 раза дешевле, чем в магазине; изделие имеет художественную ценность.
Отрицательные стороны: неопытность в выполнении росписи.
Литература.
- Афанасьев А.Ф.. Резьба по дереву. М.- Просвещение, 1976.
- Величко Н.А. Мезенская роспись.М.-Дрофа, 2005.
- Лебедева Е.И., Бургунова Е.М. Деревянные изделия. М.: Аделант, 2005.
- Мартенсон А. Начинаем мастерить из древесины. М.: Просвещение, 1999.
- Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. М.-Просвещение, 1984.
- Ресурсы интернет сайтов.
Приложение №1.
Эскизы и чертежи изделий.
Приложение №2.
1. Изготовление скалки- толкушки, солоницы.
2. Изготовление тарелки- панно.
3. Изготовление разделочной доски.
Предмет: технология
Пояснительная записка к проекту
«Кухонный набор в стиле
Мезенской росписи»
Выполнил ученик 8А класса
Кузьмин Михаил
Руководитель проекта:
Учитель черчения, технологии и
изобразительного искусства
Чардынцева Виктория Викторовна
Омск -2016.
Содержание.
Введение.
1. Выбор и обоснование актуальности проекта.
2. История кухонного набора.
· Старинные кухонные наборы.
· Разновидности современных кухонных наборов.
3. История и эстетика Мезенской росписи.
4. Токарное дело в России.
5. Технология изготовления кухонного набора в стиле «Мезенская роспись».
· Изучение образцов и аналоговых форм.
· Определение конкретной задачи и её формулирование.
· Разработка эскизов проекта.
· Разработка конструкторско-технологической документации: изготовление чертежей, технологической карты.
· Выбор инструментов и материала.
· Работы по выпиливанию, токарному делу и росписи.
6. Оценка себестоимости проекта.
7. Маркетинговые исследования.
8. Экологическая оценка.
Оценка проекта.
Введение.
В наше время современные технологии дают нам большие возможности в использовании разных материалов при изготовлении предметов домашнего пользования. Это различные металлы, керамика, пластмасса, стекло. Но одним из самых экологических материалов является дерево. Оно хорошо режется, колется, впитывает разные вещества, обладает природным ароматом, мягкое и приятное на ощупь. Из разных пород дерева можно вручную вырезать удобные и красивые вещи.
Издавна люди широко использовали дерево в быту. Во время различных археологических раскопок были найдены многочисленные фрагменты старинной деревянной посуды. По своему назначению посуда разделялась на две категории: для напитков (ковши, братины, ендовы, чаши, стаканы) и для горячей пищи (блюда, миски, ставцы). Выдолбить или вырезать из целого куска дерева при помощи топора, ножа и тесла ковш, ендову или чашу было делом непростым и весьма трудоемким. И деревянная посуда всегда ценилась. Особенно из корневища или капа, наиболее водостойкая и прочная.
Деревянная посуда отличалась большим разнообразием. В каждой местности существовали свои художественные традиции ее оформления. Формы были просты, лаконичны и в то же время монументальны. Каждый мастер ясно представлял, для каких целей он изготовляет братину, ендову, ковш, скобкарь, туес, чашу, чарку. От этого зависела их форма и величина. При изготовлении посуды мастер пользовался самым простым набором инструментов, топором, ножом, скобелем и циркулем.
Собственно, до деревянной посуды, поначалу «корявой», грубо выдолбленной или кое-как сделанной из коры, вообще никакой посуды не было. Люди как-то обходились без нее. А потом надоело, и постепенно в обиход начали входить разные деревянные плошки. Известен, правда, период в «посудной истории Руси», когда на княжеских пирах блюда клали прямо на деревянный стол, в котором были предусмотрены специальные углубления. Таким образом, сам стол и являлся посудой. Со временем от этой порочной практики отказались. Постепенно люди стали придавать значение не только функции посуды, но и ее внешнему виду. В процессе различных археологических раскопок были найдены образцы деревянной утвари, относящиеся примерно к VIII веку. На ней сохранилась декоративная резьба и некоторые другие «украшательства».
Целью проекта является возможность узнать интересные факты истории в области применения дерева, как конструктивного и поделочного материала, узнать, какие предметы домашнего быта использовали в давние времена наши предки и научиться самому изготавливать эстетичные предметы для использования в быту.
Решая задачи проекта, я ознакомился с историей использования деревянной посуды в быту, изучил на уроках технологии правила работы на токарном станке, попробовал свои силы в качестве украшения посуды росписью в стиле мезенской росписи. Для этого мне пришлось познакомиться с трудами авторов, описывающих технологию обработки древесины, резьбы, росписи и токарного дела – Г.Я. Федотова, А.Ф. Афанасьева, Н. Величко, посмотреть известные сайты в области обработки и росписи по дереву.
В процессе работы были созданы эскизы, технологические карты, подобран материал и инструменты для работы, в том числе и электроинструмент, опробованы различные виды лаков и грунтовок для покрытия росписи.
И хотя в рамках школьной программы возможности изготовления сложных изделий, таких как чаша, ковши, тарелки для меня показались сложными, я выбрал приемлемый и востребованный для себя вариант кухонной утвари, который актуален на сегодняшний день в домашнем хозяйстве и может достойно украсить любой кухонный интерьер, может быть использован для отличного подарка родным и близким.