Тема 2.5.Лекции 14-15.Технология «Портфолио » в обучении географии


В последнее время в практике учителей географии стала применяться педагогическая технология, получившая определение как «Портфель ученика».Своё название технология получила от выполнения учеником основного учебного действия: отбора в свой «Портфель» учебной информации по изучаемой теме, или значительному по содержанию и объёму познавательному блоку. При этом действия ученика не ограничиваются одним только отбором информации, главное заключается в том, что ученик должен объяснить, почему именно эту информацию он отобрал в свой «Портфель», письменно прокомментировать каждый отобранный материал, оценить результаты своей деятельности по созданию «Портфеля» посредством рассуждения, аргументации, обоснования. В результате такого анализа собранного материала у ученика приобретается навык самооценки, а говоря языком психологии – рефлексии своей деятельности.
По преобладающему методу технологию «Портфель ученика» можно отнести к группе развивающих технологий, а саму технологию определить как творческую, направленную на процесс саморазвития ученика реализующийся в результате организующей и корректирующей деятельности учителя.
Если исходить от понятия, то «Портфель ученика» - это педагогический инструмент самооценки (рефлексии) собственной познавательной, творческой учебной деятельности ученика. Это комплект результатов учебной деятельности ученика по определённой теме, пакет отобранной им дополнительной познавательной информации, которая расширяет и углубляет знания ученика по изучаемой теме или разделу школьного курса географии. Содержание «портфеля» разрабатывается учителем географии и включает:
- задания учителя по отбору в «портфель» результатов учебной деятельности и дополнительной информации по изучаемой теме представляющей для ученика особый интерес, новизну, привлекательность;
- анкета или рекомендации для родителей по ознакомлению и оценке отобранного материала;
- анкета или рекомендации для экспертной комиссии по оценке не только отобранного учебного материала, но и его презентации автором «портфеля».
Отличительные дидактические особенности технологии определяются следующими принципами:
- самооценки результатов познавательной деятельности, в собранной дополнительной информации и в результатах познавательной деятельности ученика;
- систематичности и регулярности самомониторинга, выражающегося в систематическом отслеживании результатов своей деятельности по изучению темы или большого по содержанию познавательного блока, отбора в «портфель» такого материала, усвоение которого позволит ему продвинуться в результатах учения;
- структуризации материалов «Портфеля», логичности и лаконичности пояснений к каждому структурному компоненту собранного учебного материала;
- аккуратности и эстетичности оформления пакета собранного в «Портфель» материала;
- целостности, тематической завершённости материалов «Портфеля»;
- наглядности и обоснованности презентации учеником материалов «Портфеля».

В аспекте реализации дидактических принципов технологии, у учеников формируются учебные умения, определяющие во многом результаты учения:
- принимать самостоятельные решения, видеть и преодолевать трудности в процессе отбора познавательного материала;
- прогнозировать результаты принимаемых решений по отбору познавательного материала;
- участвовать в дискуссиях, аргументировать свои решения и позиции в оценке отобранного в «Портфель» материала;
- лаконично и доступно объяснять содержание учебного материала другим ученикам;
- анализировать и объективно оценивать свои возможности и результаты деятельности по отбору учебного материала в «Портфель»;
- выражать свою оценку учебного материала и своей деятельности по созданию «Портфеля» в отчётах, при проведении презентации и уметь высказывать своё мнение по поводу объективности оценки учителем или экспертной комиссией учебной деятельности по созданию «Портфеля».
Процесс создания «Портфеля» при изучении школьного курса географии представляется следующей:
- определение темы курса, по которой ученик оформляет «Портфель»;
- рекомендации по содержанию учебного материала (что можно и необходимо отбирать в «Портфель»);
- разъяснение ученикам требований к оформлению «Портфеля»;
- объяснение роли родителей в оформлении «Портфеля»;
- процесс отбора и оформления учебного материала;
- результаты внешней оценки отобранного в «Портфель учебного и познавательного материала (письменная оценка родителей, рецензента)
- презентация «Портфеля».
Учитель при составлении «Портфеля» учениками рекомендует отбирать такой материал, который бы отражал самостоятельную познавательную деятельность учащихся по изучению соответствующей темы. Таким материалом может быть: дополнительная информация по теме, выполненные практические и самостоятельные работы, выполненные тесты, выполненный проект (если он имел место при изучении темы), интересные факты и сведения, иллюстративный материал, кроссворды, ребусы, шарады, стихи и т. д.
Разъясняя требования к содержанию «Портфеля», учитель показывает образец оформления титульного листа, обращает внимание учащихся на аккуратность оформления, логичность, последовательность и завершённость отобранного материала, учит кратко описывать и пояснять отобранный материал, анализировать результаты усвоения содержания изучаемой темы, анализировать и оценивать значимость отобранного материала, объяснять выбор представленного в «Портфеле» дополнительного информационного материала.
При организации оценки родителями оформления «Портфеля» им можно предложить следующую примерную памятку оценивания:
- Ваше впечатление от материала «Портфеля»:
- что вызвало у Вас чувство гордости за своего ученика;
- какую помощь Вы можете оказать своему ученику в дальнейшей работе по оформлению «Портфеля»;
- насколько аккуратно логично и последовательно отобран материал «Портфеля»;
- насколько самостоятельно оформлялся отобранный материал;
- Как часто и какую помощь Вы оказывали в оформлении материалов «Портфеля».
Презентация «Портфеля» осуществляется, как правило, на обобщающем уроке или при проведении общественного смотра знаний по теме собранного материала. До её проведения учитель объясняет порядок и форму её проведения, состав и роль экспертной комиссии, если она привлечена к процедуре презентации. Проходить она может в классе, оформленном в соответствии с темой «Портфеля» в присутствии приглашённых родителей учителей, учащихся старших классов. Презентация предполагает внешнюю оценку «Портфеля» ученика. При организации внешней оценки экспертной комиссии можно предложить примерную схему оценивании в виде серии вопросов, ответы на эти вопросы членами комиссии и станут оценками учебной деятельности учащихся по созданию «Портфеля». Такими вопросами могут быть:
- ваше впечатление от учебного материала «Портфеля», собранного учеником;
- насколько аргументировано ученик объяснил содержание «Портфеля»;
- как с позиции содержания школьного курса географии прокомментирован отобранный материал;
- насколько объективно ученик оценил свою деятельность по созданию «Портфеля»;
- насколько аккуратно и логично организовано содержание «Портфеля»;
- как вы оцениваете дополнительный материал по теме, отобранный учеником в «Портфель»;
- ваша оценка презентации и деятельности ученика по оформлению «Портфеля».
Оценка по каждому вопросу может выражаться в баллах от 1 до 5 или в речевой форме: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», «весьма отлично». Возможно и иное выражение оценки экспертной комиссией. При окончательной оценки деятельности ученика по созданию «Портфеля» обязательно учитывается мнение родителей, если они интересовались процессом создания «Портфеля» и тем более присутствовали на его презентации.
Необходимо ещё раз подчеркнуть, что при создании «Портфеля» ученики учатся анализировать свою деятельность как процесс достижения поставленной цели, видеть и оценивать результаты деятельности, уровень достижения цели, находить пути и способы максимального приближения к поставленной цели.


Вид отчетности

Оценить достижения студентов возможно через «ра­бочий» портфолио. Это создание папки документов и его презентация.

Портфолио курса позволяет лучше всего оценить до­стижения студента по прослушанному курсу. Рабочий портфолио может содержать любые материалы, технологические приемы, разработки уроков, проекты, модели дискуссионных игр, которые показывают, как слушатель усвоил материал. Он отражает все фазы и этапы обуче­ния. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии слушателями собственного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки.

Рубрики такого портфолио: портрет, резюме слушателя; ключевые понятия по каждому модулю; литература модуля; концепции педагогических личностно-ориентированных технологий и т.д.

Надо отметить, что и модель портфолио предпо­лагает развитие ключевых (предметных) компетенций студентов.

Наши рекомендации