Тема 2.5.Лекции 14-15.Технология «Портфолио » в обучении географии
В последнее время в практике учителей географии стала применяться педагогическая технология, получившая определение как «Портфель ученика».Своё название технология получила от выполнения учеником основного учебного действия: отбора в свой «Портфель» учебной информации по изучаемой теме, или значительному по содержанию и объёму познавательному блоку. При этом действия ученика не ограничиваются одним только отбором информации, главное заключается в том, что ученик должен объяснить, почему именно эту информацию он отобрал в свой «Портфель», письменно прокомментировать каждый отобранный материал, оценить результаты своей деятельности по созданию «Портфеля» посредством рассуждения, аргументации, обоснования. В результате такого анализа собранного материала у ученика приобретается навык самооценки, а говоря языком психологии – рефлексии своей деятельности.
По преобладающему методу технологию «Портфель ученика» можно отнести к группе развивающих технологий, а саму технологию определить как творческую, направленную на процесс саморазвития ученика реализующийся в результате организующей и корректирующей деятельности учителя.
Если исходить от понятия, то «Портфель ученика» - это педагогический инструмент самооценки (рефлексии) собственной познавательной, творческой учебной деятельности ученика. Это комплект результатов учебной деятельности ученика по определённой теме, пакет отобранной им дополнительной познавательной информации, которая расширяет и углубляет знания ученика по изучаемой теме или разделу школьного курса географии. Содержание «портфеля» разрабатывается учителем географии и включает:
- задания учителя по отбору в «портфель» результатов учебной деятельности и дополнительной информации по изучаемой теме представляющей для ученика особый интерес, новизну, привлекательность;
- анкета или рекомендации для родителей по ознакомлению и оценке отобранного материала;
- анкета или рекомендации для экспертной комиссии по оценке не только отобранного учебного материала, но и его презентации автором «портфеля».
Отличительные дидактические особенности технологии определяются следующими принципами:
- самооценки результатов познавательной деятельности, в собранной дополнительной информации и в результатах познавательной деятельности ученика;
- систематичности и регулярности самомониторинга, выражающегося в систематическом отслеживании результатов своей деятельности по изучению темы или большого по содержанию познавательного блока, отбора в «портфель» такого материала, усвоение которого позволит ему продвинуться в результатах учения;
- структуризации материалов «Портфеля», логичности и лаконичности пояснений к каждому структурному компоненту собранного учебного материала;
- аккуратности и эстетичности оформления пакета собранного в «Портфель» материала;
- целостности, тематической завершённости материалов «Портфеля»;
- наглядности и обоснованности презентации учеником материалов «Портфеля».
В аспекте реализации дидактических принципов технологии, у учеников формируются учебные умения, определяющие во многом результаты учения:
- принимать самостоятельные решения, видеть и преодолевать трудности в процессе отбора познавательного материала;
- прогнозировать результаты принимаемых решений по отбору познавательного материала;
- участвовать в дискуссиях, аргументировать свои решения и позиции в оценке отобранного в «Портфель» материала;
- лаконично и доступно объяснять содержание учебного материала другим ученикам;
- анализировать и объективно оценивать свои возможности и результаты деятельности по отбору учебного материала в «Портфель»;
- выражать свою оценку учебного материала и своей деятельности по созданию «Портфеля» в отчётах, при проведении презентации и уметь высказывать своё мнение по поводу объективности оценки учителем или экспертной комиссией учебной деятельности по созданию «Портфеля».
Процесс создания «Портфеля» при изучении школьного курса географии представляется следующей:
- определение темы курса, по которой ученик оформляет «Портфель»;
- рекомендации по содержанию учебного материала (что можно и необходимо отбирать в «Портфель»);
- разъяснение ученикам требований к оформлению «Портфеля»;
- объяснение роли родителей в оформлении «Портфеля»;
- процесс отбора и оформления учебного материала;
- результаты внешней оценки отобранного в «Портфель учебного и познавательного материала (письменная оценка родителей, рецензента)
- презентация «Портфеля».
Учитель при составлении «Портфеля» учениками рекомендует отбирать такой материал, который бы отражал самостоятельную познавательную деятельность учащихся по изучению соответствующей темы. Таким материалом может быть: дополнительная информация по теме, выполненные практические и самостоятельные работы, выполненные тесты, выполненный проект (если он имел место при изучении темы), интересные факты и сведения, иллюстративный материал, кроссворды, ребусы, шарады, стихи и т. д.
Разъясняя требования к содержанию «Портфеля», учитель показывает образец оформления титульного листа, обращает внимание учащихся на аккуратность оформления, логичность, последовательность и завершённость отобранного материала, учит кратко описывать и пояснять отобранный материал, анализировать результаты усвоения содержания изучаемой темы, анализировать и оценивать значимость отобранного материала, объяснять выбор представленного в «Портфеле» дополнительного информационного материала.
При организации оценки родителями оформления «Портфеля» им можно предложить следующую примерную памятку оценивания:
- Ваше впечатление от материала «Портфеля»:
- что вызвало у Вас чувство гордости за своего ученика;
- какую помощь Вы можете оказать своему ученику в дальнейшей работе по оформлению «Портфеля»;
- насколько аккуратно логично и последовательно отобран материал «Портфеля»;
- насколько самостоятельно оформлялся отобранный материал;
- Как часто и какую помощь Вы оказывали в оформлении материалов «Портфеля».
Презентация «Портфеля» осуществляется, как правило, на обобщающем уроке или при проведении общественного смотра знаний по теме собранного материала. До её проведения учитель объясняет порядок и форму её проведения, состав и роль экспертной комиссии, если она привлечена к процедуре презентации. Проходить она может в классе, оформленном в соответствии с темой «Портфеля» в присутствии приглашённых родителей учителей, учащихся старших классов. Презентация предполагает внешнюю оценку «Портфеля» ученика. При организации внешней оценки экспертной комиссии можно предложить примерную схему оценивании в виде серии вопросов, ответы на эти вопросы членами комиссии и станут оценками учебной деятельности учащихся по созданию «Портфеля». Такими вопросами могут быть:
- ваше впечатление от учебного материала «Портфеля», собранного учеником;
- насколько аргументировано ученик объяснил содержание «Портфеля»;
- как с позиции содержания школьного курса географии прокомментирован отобранный материал;
- насколько объективно ученик оценил свою деятельность по созданию «Портфеля»;
- насколько аккуратно и логично организовано содержание «Портфеля»;
- как вы оцениваете дополнительный материал по теме, отобранный учеником в «Портфель»;
- ваша оценка презентации и деятельности ученика по оформлению «Портфеля».
Оценка по каждому вопросу может выражаться в баллах от 1 до 5 или в речевой форме: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», «весьма отлично». Возможно и иное выражение оценки экспертной комиссией. При окончательной оценки деятельности ученика по созданию «Портфеля» обязательно учитывается мнение родителей, если они интересовались процессом создания «Портфеля» и тем более присутствовали на его презентации.
Необходимо ещё раз подчеркнуть, что при создании «Портфеля» ученики учатся анализировать свою деятельность как процесс достижения поставленной цели, видеть и оценивать результаты деятельности, уровень достижения цели, находить пути и способы максимального приближения к поставленной цели.
Вид отчетности
Оценить достижения студентов возможно через «рабочий» портфолио. Это создание папки документов и его презентация.
Портфолио курса позволяет лучше всего оценить достижения студента по прослушанному курсу. Рабочий портфолио может содержать любые материалы, технологические приемы, разработки уроков, проекты, модели дискуссионных игр, которые показывают, как слушатель усвоил материал. Он отражает все фазы и этапы обучения. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии слушателями собственного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки.
Рубрики такого портфолио: портрет, резюме слушателя; ключевые понятия по каждому модулю; литература модуля; концепции педагогических личностно-ориентированных технологий и т.д.
Надо отметить, что и модель портфолио предполагает развитие ключевых (предметных) компетенций студентов.