Тема 2.5.Технология портфолио в обучении географии.

Цель :

1) Цели и сущность портфолио.

2) Типы, модели портфолио и способы их оценивания. Повышение уровня профессиональной компетентнос­ти в технологии составления портфолио.

3) Практика учета и оценивания индивидуальных до­стижений учащихся в форме портфолио в школьной системе.

4) Разделы и рубрики портфолио.

5) Использование практических навыков в составлении

различных видов портфолио.

Ключевые понятия темы: портфолио, типология порт­фолио, рубрики портфолио, цели портфолио, инди­видуальные образовательные достижения, критерии оценивания, образовательная технология. В результате освоения модуля портфолио слушателя будет включать:

• основные цели и задачи, решаемые при составлении портфолио;

• типологию портфолио и способы их оценивания;

• специфика модели современного портфолио;

• рубрики и разделы портфолио;

• технологические приемы работы с портфолио;

• презентацию портфолио;

• практические разработки различных видов портфолио.

Тематический план темы

№ п/п Наименование модуля и темы Лек­ции Практи­ческие Все­го
      занятия  
         
.1 Цели и задачи, решаемые при со-
  ставлении портфолио. Понятие      
  «портфолио». Портфолио как тех-      
  нология. Портфолио как форма      
  аутентичного оценивания. Типология портфолио: классичес­кий портфолио, исследовательский портфолио, «рабочий» портфолио, портфолио процесса. Рефлексиру­ющий, итоговый портфолиоРазделы и рубрики портфолио. Раз­делы: портрет, коллектор, рабочие материалы, достижения. Каждый раздел состоит из нескольких руб­рик, отражающих направленность раздела: портрет, коллектор, рабо­чие материалы, достижения      
           
.2 Технологические приемы работы с портфолио на различных этапах Презентация и оформление порт­фолио Практикум по созданию портфо­лио
  Всего

Портфолио как технология

Понятия «портфолио». Портфолио — это серия работ, документов, бумаг, «файловая папка», «кейс» и т.д. Портфо­лио как форма аутентичного оценивания образовательных результатов, перегруппировка разнородной информации в учебных целях, объединение в отдельные группы (разделы), создание рубрик.

Технология портфолио, принципы его оценивания на­ходятся в теснейшей связи с основными образовательными направлениями и ориентирами, такими как специальные или общие компетенции и ключевые учебные умения. Это главные векторы современного практико-ориентированного обучения, которое тесно связано с жизнью и в целом имеет прикладной характер.

Типология портфолио

Портфолио различают по характеру и структуре пред­ставленных в нем материалов. Приведенная ниже класси­фикация позволяет судить о том, насколько широко техно­логия портфолио может быть внедрена в образовательную практику.

Типология портфолио: классический портфолио, иссле­довательский портфолио. «Рабочий» портфолио включает лучшие учебные работы, естественнонаучные эксперимен­ты, художественные работы, достижения в музыкальной области, участие в спортивных командах, индивидуальные достижения в спорте, тесты, направленные на выявление знаний по различным предметам. Портфолио-проект представляет собой отдельную исследовательскую работу, в которой поставлены задачи и подробно расписан план разработки, портфолио процесса. Рефлексирующий, итоговий портфолио.

Портфолио выпускника используется как средство оп­ределения готовности ученика к выпуску. Школьникам тре­буется представить определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях.

Разделы и рубрики портфолио

Разделы: портрет, коллектор, рабочие материалы, до­стижения. Каждый раздел состоит из нескольких рубрик, отражающих направленность раздела:

1. Портрет содержит всю информацию о хозяине порт­фолио. Возможные рубрики: «Жизненный опыт» (резюме, автобиография), «Я глазами своих друзей», «Отзывы и рецензии на проекты», «Мои открытия», «Мои жизненные планы», «Друзья», «Мои кумиры».

Коллектор. Это копилка разнообразных материалов. Учащийся собирает материал, интересный для него, но не знает, где возможно его применение. Содер­жит информацию из любых источников (Интернета, справочной литературы). Рубрики: по предметам (статьи, статистические данные, графики, схемы, таблицы).

3. Рабочие материалы разрабатываются автором порт-фолио. Рубрики: проекты, рефераты по предметам, эксперименты и т. д.

4. Достижения. Это то, чем учащийся может гордить­ся. Рубрики: «Официальные документы», «Участие в общественной жизни», «Грамоты, дипломы» и т.п

Технологические приемы работы с портфолио на различных этапах

Работа обучающихся с портфолио предполагает выпол­нение следующих шагов:

1. Выбор вида портфолио (разделов, рубрик) согласно поставленной цели.

2. Структурирование отобранных материалов в соответ­ствии с избранной логикой.

3. Выделение наиболее значимых документов.

4. Оформление портфолио. Наполнение его содержани­ем. На этом этапе применяется прием коллажирования.

5. Обсуждение портфолио в группах.

6. Качественная оценка портфолио экспертом.

7. Самооценка портфолио.

Презентация и оформление портфолио

Презентация является ключевым моментом учебно­го процесса, направленным на демонстрацию учащимся сформированных навыков и умений и корректировку его деятельности на основе полученных замечаний.

Форма оформления портфолио-проекта может выгля­деть следующим образом: СОШ, вид портфолио, ФИО учащегося, список организаций, специалистов, куда обра­щался учащийся, ФИО консультанта, дата сдачи портфолио, название проекта, краткое описание проекта, презентация, рекомендации, литература.

Практикум по созданию портфолио

Дать представление о портфолио. Осмыслить необ­ходимость портфолио как способа рефлексии информа­ции, научить учащихся составлять рабочий портфолио, познакомить с приемом коллажирования. Проработать идею портфолио. Сделать выборку ключевых фраз и ил­люстраций для рубрик. Создание портфолио с помощью коллажирования.

Презентация портфолио. Экспертиза портфолио.

Список рекомендуемой литературы для темы2.5.

1. Великанова А.В. и др. Технология развития крити­ческого мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио // «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 2. — Самара, 2002.

2. Воронин Ю.А., Трубима Л.А., Васильева Е.В., Козло­ва О. В. Современные средства оценивания резуль­татов обучения: учеб, пособие. -- Воронеж: ВГПУ, 2004.

3. Ермакова А. С. Карташова Н.В. Портфолио как сред­ство оценивания готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности // Сб. мате­риалов Герценовских чтений, посвященных памяти В.М. Корсунской. Вып. 4. — СПб.: ТЕССА, 2005.

4. Логиновская Т.Н., Лукичева С.В. Положение о модуль-но-рейтинговой технологии обучения. — Красноярск: СибГТУ, 2004.

5. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А. С., Федо­това Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. 2004. № 3.

6. Раздорская О.В. Портфолио как метод управления индивидуальной образовательной траекторией студен­та. Курский медицинский институт. [ппр://гзру/ес1у. ш/ра§е1оас1ег. рпр. ]

7. Русских Г.А. Технология рейтингового обучения // Дополнительное образование. 2004. № 12.

.

Наши рекомендации