Тема 2.5.Технология портфолио в обучении географии.
Цель :
1) Цели и сущность портфолио.
2) Типы, модели портфолио и способы их оценивания. Повышение уровня профессиональной компетентности в технологии составления портфолио.
3) Практика учета и оценивания индивидуальных достижений учащихся в форме портфолио в школьной системе.
4) Разделы и рубрики портфолио.
5) Использование практических навыков в составлении
различных видов портфолио.
Ключевые понятия темы: портфолио, типология портфолио, рубрики портфолио, цели портфолио, индивидуальные образовательные достижения, критерии оценивания, образовательная технология. В результате освоения модуля портфолио слушателя будет включать:
• основные цели и задачи, решаемые при составлении портфолио;
• типологию портфолио и способы их оценивания;
• специфика модели современного портфолио;
• рубрики и разделы портфолио;
• технологические приемы работы с портфолио;
• презентацию портфолио;
• практические разработки различных видов портфолио.
Тематический план темы
№ п/п | Наименование модуля и темы | Лекции | Практические | Всего |
занятия | ||||
.1 | Цели и задачи, решаемые при со- | |||
ставлении портфолио. Понятие | ||||
«портфолио». Портфолио как тех- | ||||
нология. Портфолио как форма | ||||
аутентичного оценивания. Типология портфолио: классический портфолио, исследовательский портфолио, «рабочий» портфолио, портфолио процесса. Рефлексирующий, итоговый портфолиоРазделы и рубрики портфолио. Разделы: портрет, коллектор, рабочие материалы, достижения. Каждый раздел состоит из нескольких рубрик, отражающих направленность раздела: портрет, коллектор, рабочие материалы, достижения | ||||
.2 | Технологические приемы работы с портфолио на различных этапах Презентация и оформление портфолио Практикум по созданию портфолио | |||
Всего |
Портфолио как технология
Понятия «портфолио». Портфолио — это серия работ, документов, бумаг, «файловая папка», «кейс» и т.д. Портфолио как форма аутентичного оценивания образовательных результатов, перегруппировка разнородной информации в учебных целях, объединение в отдельные группы (разделы), создание рубрик.
Технология портфолио, принципы его оценивания находятся в теснейшей связи с основными образовательными направлениями и ориентирами, такими как специальные или общие компетенции и ключевые учебные умения. Это главные векторы современного практико-ориентированного обучения, которое тесно связано с жизнью и в целом имеет прикладной характер.
Типология портфолио
Портфолио различают по характеру и структуре представленных в нем материалов. Приведенная ниже классификация позволяет судить о том, насколько широко технология портфолио может быть внедрена в образовательную практику.
Типология портфолио: классический портфолио, исследовательский портфолио. «Рабочий» портфолио включает лучшие учебные работы, естественнонаучные эксперименты, художественные работы, достижения в музыкальной области, участие в спортивных командах, индивидуальные достижения в спорте, тесты, направленные на выявление знаний по различным предметам. Портфолио-проект представляет собой отдельную исследовательскую работу, в которой поставлены задачи и подробно расписан план разработки, портфолио процесса. Рефлексирующий, итоговий портфолио.
Портфолио выпускника используется как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях.
Разделы и рубрики портфолио
Разделы: портрет, коллектор, рабочие материалы, достижения. Каждый раздел состоит из нескольких рубрик, отражающих направленность раздела:
1. Портрет содержит всю информацию о хозяине портфолио. Возможные рубрики: «Жизненный опыт» (резюме, автобиография), «Я глазами своих друзей», «Отзывы и рецензии на проекты», «Мои открытия», «Мои жизненные планы», «Друзья», «Мои кумиры».
Коллектор. Это копилка разнообразных материалов. Учащийся собирает материал, интересный для него, но не знает, где возможно его применение. Содержит информацию из любых источников (Интернета, справочной литературы). Рубрики: по предметам (статьи, статистические данные, графики, схемы, таблицы).
3. Рабочие материалы разрабатываются автором порт-фолио. Рубрики: проекты, рефераты по предметам, эксперименты и т. д.
4. Достижения. Это то, чем учащийся может гордиться. Рубрики: «Официальные документы», «Участие в общественной жизни», «Грамоты, дипломы» и т.п
Технологические приемы работы с портфолио на различных этапах
Работа обучающихся с портфолио предполагает выполнение следующих шагов:
1. Выбор вида портфолио (разделов, рубрик) согласно поставленной цели.
2. Структурирование отобранных материалов в соответствии с избранной логикой.
3. Выделение наиболее значимых документов.
4. Оформление портфолио. Наполнение его содержанием. На этом этапе применяется прием коллажирования.
5. Обсуждение портфолио в группах.
6. Качественная оценка портфолио экспертом.
7. Самооценка портфолио.
Презентация и оформление портфолио
Презентация является ключевым моментом учебного процесса, направленным на демонстрацию учащимся сформированных навыков и умений и корректировку его деятельности на основе полученных замечаний.
Форма оформления портфолио-проекта может выглядеть следующим образом: СОШ, вид портфолио, ФИО учащегося, список организаций, специалистов, куда обращался учащийся, ФИО консультанта, дата сдачи портфолио, название проекта, краткое описание проекта, презентация, рекомендации, литература.
Практикум по созданию портфолио
Дать представление о портфолио. Осмыслить необходимость портфолио как способа рефлексии информации, научить учащихся составлять рабочий портфолио, познакомить с приемом коллажирования. Проработать идею портфолио. Сделать выборку ключевых фраз и иллюстраций для рубрик. Создание портфолио с помощью коллажирования.
Презентация портфолио. Экспертиза портфолио.
Список рекомендуемой литературы для темы2.5.
1. Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио // «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 2. — Самара, 2002.
2. Воронин Ю.А., Трубима Л.А., Васильева Е.В., Козлова О. В. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб, пособие. -- Воронеж: ВГПУ, 2004.
3. Ермакова А. С. Карташова Н.В. Портфолио как средство оценивания готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности // Сб. материалов Герценовских чтений, посвященных памяти В.М. Корсунской. Вып. 4. — СПб.: ТЕССА, 2005.
4. Логиновская Т.Н., Лукичева С.В. Положение о модуль-но-рейтинговой технологии обучения. — Красноярск: СибГТУ, 2004.
5. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А. С., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. 2004. № 3.
6. Раздорская О.В. Портфолио как метод управления индивидуальной образовательной траекторией студента. Курский медицинский институт. [ппр://гзру/ес1у. ш/ра§е1оас1ег. рпр. ]
7. Русских Г.А. Технология рейтингового обучения // Дополнительное образование. 2004. № 12.
.