Строительство счастливого будущего
Обсуждая роль осознанных сновидений в планировании нашей жизни рассмотрим следующее утверждение Бандура: «Представляя события, желаемые в будущем, человек тем самым формирует стиль поведения, способствующего реализации этих событий». Воображая определенное устройство нашей будущей жизни, мы тем самым подготавливаем себя к его осуществлению. Акт создания конкретного мысленного образа, в котором мы видим себя счастливыми и преуспевающими, укрепляет наше намерение действовать так, чтобы реализовать эти образы на практике. Этот факт лежит в основе наводнивших рынок пособий по улучшению своей жизни, советующих «увидеть себя богатым», или «представить себя худым».
Осознанные сны, в силу исключительной яркости сопровождающих их образов, являются идеальным местом создания картин вашего успеха в будущем. Желая похудеть, вы можете увидеть себя во сне с фигурой, какую вам хотелось бы иметь, запомнить ощущения, сопровождающие это состояние, и нацелиться на достижение этого состояния во время бодрствования. Возможно, вы хотите бросить курить. Тогда вам будет полезно увидеть себя в возрасте этак восьмидесяти лет, бодро, безо всякой одышки взбирающегося по горному склону. Если вы будете продолжать курить, такое будущее никогда не станет реальностью, поэтому, стремясь к достижению желаемой формы, вы найдете в себе силы порвать с привязанностью к сигаретам.
Счастливое будущее, которое вы создаете в своих осознанных снах, может касаться не только непосредственно вас. Чем больше людей на земле будет мечтать о мире и счастье для всех ее обитателей, тем больше вероятность того, что мы переживем нынешние кризисы и сможем реализовать величайшие возможности человеческой расы.
Близкую по духу мысль высказывает Идрис Шах в предисловии к своему «Каравану сновидений»:
В одной из лучших сказок «Тысячи и одной ночи» Маруф-Сапожник видит в мечтах свой караван со сказочными богатствами.
Одинокий и обездоленный на чужой земле, Маруф в первую очередь представил себе — и потом описал — невероятное богатство, идущее к нему.
Вместо позора и насмешек эта идея принесла ему в дальнейшем процветание. Воображаемый караван обрел форму и стал через какое-то время реальностью.
Может быть, и ваш караван найдет дорогу к вам.
ГЛАВА 9
РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
ТВОРЧЕСКИЕ СНЫ
Я работаю менеджером отдела в магазине хозяйственных товаров. У нас в отделе посуды шла перестановка — перемещали прилавки, переносили на новое место стеллажи и т. д. Поэтому мы с управляющим магазином и менеджером по оформлению витрин решили немного обновить отдел. В эту ночь я пришел домой, лег спать и увидел во сне, что нахожусь в своем магазине. Я попробовал сделать кое-какие усовершенствования, например, передвинул прилавки (во сне это делается быстро, буквально движением пальца). Отдавая себе отчет, что сплю, я стал искать место неходовому товару, который всегда тяжело выставить напоказ, и справился с этой задачей. Я всегда запоминаю такие сны, которые случаются у меня довольно часто. (Дж. З., Лоди, Нью-Джерси)
Иногда, до полуночи промучившись с какой-нибудь трудноустранимой неполадкой в своем автомобиле, я бросаю все и иду спать. Во сне я возвращаюсь к своим проблемам и, осознавая, что сплю, пробую различные способы их разрешения. К утру я всегда нахожу выход из положения, который на следующий день удачно реализую! Мне кажется, что поскольку состояние сна имеет бесконечное число измерений, сосредоточение на проблеме открывает у меня «туннельное видение». (Дж. Р., Сиэттл, Вашингтон)
В конце 1986 года, изучая химию, я начал во сне решать задачи. Большинство из них представляли собой молекулярные уравнения, включающие два соединения и 4–6 элементов. Я осознавал, что сплю и приступал к решению задачи, сводя молекулярное уравнение к ионному. Если вам приходилось решать подобные задачи, вы поймете трудности, которые с этим связаны. Каждый раз, когда результат был уже близок, картина начинала расплываться, и я вынужден был реиндуцировать состояние осознанности, тряся головой или прибегая к вращению. После этого я переписывал задачу заново и решал ее снова, на этот раз уже быстрее. Проснувшись, я записывал решение и проверял его. В 95 % случаев оно оказывалось верным. Что замечательно было в решении задач таким способом, так это то, что каждый раз я просыпался с более глубоким пониманием рассматриваемого процесса. Сновидений такого типа у меня бывало около пяти в неделю. (К.Д., Лодерхилл, Флорида)
На протяжении всей письменной истории сновидения считались источником вдохновения практически во всех областях человеческой деятельности — литературе, науке, технике, музыке, изобразительном искусстве и спорте.
Общеизвестные примеры писателей, черпавших свое вдохновение из снов, — это Роберт Льюс Стивенсон, приписывавший многие из своих сюжетов сновидениям, в том числе, «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»; и Сэмюель Тэйлор Колридж со своей опийной поэмой «Хубилай-Хан». В науке можно привести пример Фридриха Кекуле, который во сне открыл структуру молекулы бензола, и Отто Лоуи, с его идеей эксперимента, доказывающего химическую природу передачи возбуждения в нервном волокне. В области техники также известны примеров изобретений, сделанных во сне, в том числе швейная машина Элиаса Хау. Художники Уильям Блейк и Поль Клее видят мотивы некоторых из своих работ в сновидениях. Композиторы — Моцарт, Бетховен, Вагнер, Тартини, Сен-Санс — также приписывали источник своего вдохновения снам. В спорте один из наиболее известных случаев произошел с мастером гольфа Джеком Никлосом, который, по его словам, придумал во сне некий прием, сразу давший ему преимущество в десять ударов, — и это за одну ночь! Эти примеры, вместе с приведенными в начале главы, наглядно свидетельствуют об огромном творческом потенциале, заложенном в сновидениях.
Однако, если сновидения так изобилуют творческими идеями, то почему на Западе до сих пор не создана школа сновидения? Возможно, причина заключается в непредсказуемости сновидений. Хотя в них и случаются великие открытия, очень редко художник или мыслитель может с определенностью сказать: «Сегодня во сне я решу свою проблему». Техники инкубации сна являются первым шагом в направлении источника творчества. Еще в Древнем Египте люди использовали эти техники, чтобы увидеть сон на заданную тему и найти в нем решение своих проблем. Более эффективный метод, однако, состоит в поиске этих ответов в осознанных снах. Можно инкубировать осознанное сновидение на волнующую вас тему, либо, уже находясь в осознанном сновидении, целенаправленно сосредоточиться на ней. То есть, вы не ждете, когда вас посетит муза, а вызываете ее.
Примеры, приведенные выше, демонстрируют широкий спектр возможностей осознанного сновидения, от ремонта машин до изобразительного творчества и математики. Мы думаем, что опыт других людей научит и вас использованию творческого потенциала своих осознанных сновидений. Более тщательные исследования дадут возможность сформулировать более подробные рекомендации по его использованию; между тем, кое-что можно предложить уже сейчас.
ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА
Еще в средней школе я открыл в себе способность осознанно сновидящего, когда увидел, что изучив какую-нибудь сложную тему по математике или геометрии, могу после пробуждения решать по ней задачи.
Эта способность у меня наблюдалась и в колледже, и в медицинском училище. В медицинском училище я стал применять ее в профессиональных проблемах. В осознанном сне я быстро просматривал вопросы, возникшие у меня днем, и обычно получал на них разумные ответы или же дополнительные вопросы, способные прояснить ситуацию (даже сейчас мне иногда приходится просыпаться в 3 часа утра и звонить в госпиталь, чтобы заказать специфический анализ для тяжелого больного, способ помочь которому я нашел в осознанном сне).
С этой точки зрения, самым полезным приложением явилась моя хирургическая практика. Каждую ночь перед операцией я просматриваю во сне все имевшие место аналогичные случаи и еще раз провожу соответствующие операции. В результате я приобрел репутацию ловкого и опытного хирурга, чьи операции не приносят почти никаких серьезных осложнений. «Практика» во сне позволила мне в совершенстве изучить анатомию и отточить свою технику, очистив ее от ненужных движений. В настоящее время я трачу на наиболее сложные хирургические процедуры 35–40 процентов времени, необходимого большинству моих коллег. (Р.В., Айкен, Северная Каролина)
Закончив в мае колледж, мы с мужем можем уже сейчас подумать о создании семьи. Все последнее время я была озабочена проблемой, как назвать детей. В последнем осознанном сновидении я обсуждала с моим мужем Робертом выбранные мною имена. (Он, конечно, соглашался со всеми моими предложениями, поскольку я этого хотела). Мне приснилось даже, что я одолжила на время малыша, чтобы попробовать называть его разными именами. Я приходила с ним к нашим с мужем родителям и повторяла одну и ту же сцену: «Мама и папа, это Крис». «Мама и папа, это Юстин», и т. д., наблюдая за их реакцией. В конце концов, я подобрала имя для мальчика и для девочки. Когда же я проснулась, просмотрев еще один сон, то не смогла вспомнить так понравившиеся мне два имени. Я вспоминала их весь день, но безрезультатно. На следующую ночь я снова погрузилась в осознанный сон, но остановила его на середине. Я помнила, что во «сне с именами» сообщила эти два имени своей подруге, поэтому я вызвала ее, и она мне их назвала. Я тут же проснулась и произнесла эти имена несколько раз во весь голос. Теперь я их помню. (Л.Х., Хэйз, Канзас)
Разные люди вкладывают в понятие творчества разный смысл. Чересчур серьезное отношение некоторых людей к этому понятию связано с тем, что они подразумевают под творчеством редкий талант, свойственный только людям искусства. Однако, творчество означает всего лишь использование своего воображения для создания чего-то нового, будь то произведение искусства или домашняя газета. Нельзя помочь человеку стать творцом. Сущность творчества состоит в придании старым идеям или концепциям новой формы. Каждое предложение, которое мы произносим, если это не прямая цитата, является результатом творчества. То, насколько творческим является предмет или действие, зависит от уникальности способа использования его элементов. Что делает настоящее творчество таким непостижимым, так это состояние ума, при котором идеи связываются в новые, уникальные ассоциации. Ключевым моментом в исследовании творчества является выявление простых средств волевого доступа к таким состояниям.
Сновидения могут служить неисчерпаемым источником творчества. Почему — вам поможет понять экскурс в современное знание об этом процессе.
Существует несколько уровней творчества, как и осознанности. Способность к творчеству, как и способность решать задачи, является универсальным человеческим свойством. Как уже говорилось, она не ограничивается только высоким искусством или любой другой формальной дисциплиной. Творчеством можно назвать все, что может быть сделано по-новому, нестандартно, спонтанно, с выдумкой.
Каждый человек время от времени пребывает в творческом состоянии, а некоторые находятся в нем очень подолгу. По словам психотерапевта Карла Роджерса: «Действия ребенка, придумывающего вместе со своими друзьями новую игру, Эйнштейна, формулирующего теорию относительности, домохозяйки, готовящей новый соус для мяса, молодого автора, пишущего свою первую новеллу, — все они, в рамках нашего определения, являются творчеством».
Исследователи по данному вопросу сходятся в том, что творческое самовыражение — это процесс. Часто кажется, что вдохновение возникает неожиданно, из ниоткуда, как вспышка. Однако имеющиеся данные свидетельствуют, что «неожиданное» озарение всего лишь часть процесса, не доступного нашему осознанию. Анализируя свои открытия, великий немецкий ученый девятнадцатого века Герман Гельмгольц впервые описал стадии творческого процесса: накопление, вынашивание и озарение.
На стадии накопления собирается информация, и опробуются различные подходы. Эти подготовительные действия могут заключаться в чтении, наблюдении, беседах с экспертами, записях, фотографировании или измерении. Потом следуют размышления над проблемой — концентрация, медитация, мысленное моделирование ситуации. Это то время, когда механик стоит, уставившись на двигатель, художник — на чистый холст, писатель — на чистый лист бумаги (или экран компьютера). В конце этой стадии человек говорит себе: «Хорошо, я изучил проблему. Я обдумал ее. Где же ответ?»
Следующая стадия заключается в ничего-не-делании. Когда упорные попытки решить проблему прекращены, и она попадает в область бессознательного, начинается период вынашивания. В исторической литературе описано много случаев, когда человек, измученный творчеством, решает вздремнуть. Или садится за руль, или идет прогуляться. Если у него в голове набралось достаточно информации по интересующей его проблеме, и если он достиг психологического состояния, необходимого для прорыва, то фаза вынашивания завершается озарением: «Эврика!» — это неожиданно пришло решение. Это момент, когда включается пресловутая «электрическая лампочка».
Хороший пример озарения во сне, подтвержденного проверкой в бодрствующем состоянии, приводит нобелевский лауреат Отто Лоуи. По его словам, еще в начале своей карьеры он догадывался относительно природы нервных импульсов, но потом на семнадцать лет забыл свои идеи, поскольку не мог придумать эксперимента, способного их проверить. Почти два десятилетия спустя он увидел сон, подаривший ему метод успешной проверки его теории.
Я проснулся, включил свет и бегло набросал несколько строчек на клочке тонкой бумаги. Потом я заснул снова. В шесть часов утра до меня дошло, что ночью я записал нечто важное, но разобрать свои каракули я так и не смог. На следующую ночь, в три часа, эта идея снова посетила меня. Она заключала в себе план эксперимента, способного ответить на вопрос, верна или нет гипотеза химической передачи, выдвинутая мной семнадцать лет назад. Я тут же встал и направился в лабораторию, где провел простой эксперимент с лягушачьим сердцем, по плану, увиденному ночью.
Впоследствии Лоуи получил Нобелевскую премию за доказательство химической природы проводимости нейронов.