Защита природной среды методами озеленения автомобильных дорог

Основными задачами озеленения являются:

- защита дорог и их конструктивных элементов от воздействия неблагоприятных погодно- климатических факторов,

- защита прилегающих к дороге территорий от транспортных загрязнений,

- создание элементов благоустройства, архитектурно-художественного оформления дороги и обеспечения зрительного ориентирования водителей.

Все эти три задачи служат единой цели – созданию и поддержанию благоприятных и комфортных условий для пользователей автомобильных дорог и жителей прилегающих к дороге территорий.

Размещение всех видов озеленения на вновь строящихся (реконструируемых) автомобильных дорогах общего пользования может осуществляться в пределах придорожной полосы шириной не менее 50м от границы полосы отвода.

Классификация видов озеленения автомобильных дорог

Озеленение автомобильных дорог разделяют на два основных вида: защитное и декоративное.

Кзащитному озеленению относят:

- противоэрозионное озеленение;

- снегозащитное озеленение;

- пескозащитное озеленение;

- шумо- газо- пылезащитное озеленение.

Противоэрозионное озеленение применяют для защиты дорог от разрушительного воздействия стока атмосферных осадков и дефляционных ветров. Эрозии подвержены в основном незащищенные грунтовые поверхности обочин, откосов и водоотводных канав. Особенно низкая противоэрозионная устойчивость характерна для таких грунтов, как: мелкозернистые пылеватые пески, пылеватые суглинки и глины, лессы и лессовидные суглинки, мергелистые грунты с большим содержанием глинистых частиц.

Прилегающие к дорогам дефлируемые участки песков без предупредительных мероприятий могут привести к заносам проезжей части.

Одной из эффективных мер противоэрозионной защиты грунтовых поверхностей является создание на них растительного покрова из трав с развитой корневой системой, которая, проникая на глубину 20см и более, в результате образует плотный и прочный дерновый слой.

Создаваемый травяной покров, выполняя защитные функции, является в то же время элементом эстетического оформления дороги.

К противоэррозионному относят также озеленение, используемое для защиты дорог от разрушительного действия растущих оврагов, размыва и разрушения селевыми потоками, а также с целью борьбы с оползнями.

Снегозащитное озеленение применяется для защиты дороги от снежных заносов и представляет собой защиту постоянного типа. В зависимости от снегоприноса снегозащитные полосы устраивают из нескольких рядов деревьев, а по краям полос - из кустарника.

Создание пескозащитных посадок, а также закрепление песков травяным покровом осуществляют в каждом случае по специально разработанному проекту.

Шумо-, газо-, пылезащитное озеленение создают на участках дорог, проходящих через населенные пункты или вблизи них, рядом с территориями курортных зон, лечебных заведений, заповедников, заказников, национальных парков, а также через угодья, предназначенные для выращивания ценных сельскохозяйственных культур и др. Такой вид озеленения представляет собой плотную многорядную посадку специально подобранных древесно-кустарниковых пород и является эффективным препятствием на пути распространения шума, выхлопных газов и скапливающейся на дорожном покрытии пыли.

В соответствии с требованиями комплексной защиты придорожных территорий установлены следующие основные параметры защитных зеленых насаждений:

- ширина полосы не менее 10 м;

- высота деревьев не менее 7-8 м;

- высота кустарников не менее 1,5-2 м.

Форма поперечного профиля защитной полосы должна иметь форму треугольника с более пологой стороной, обращенной к источнику загрязнения (т.е. к проезжей части дороги).

При подборе пород деревьев для создания зеленой шумо-, газо-, пылезащитной полосы необходимо учитывать их устойчивость к действию выхлопных газов автомобилей. Наибольшей устойчивостью обладают:

- хвойные породы: лиственница сибирская;

- лиственные породы: дуб, ясень ланцетный, липа, тополь, граб, шелковица, гледичия;

- кустарники: бирючина, гордовина, акация желтая, спирея, жимолость, шиповник.

Декоративное озеленение преследует цель усиления связи автомобильной дороги с окружающей природой. Оно включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение на придорожной полосе существующей растительности, дополнение ее новыми посадками, органически соответствующими окружающему ландшафту или маскирующими непривлекательные места.

Вместе с тем декоративные посадки применяют и для обеспечения безопасности движения: обозначения трассы дороги на большом расстоянии, особенно за пределами фактической видимости поверхности проезжей части; предупреждения водителей о примыканиях и перекрестках; защиты от бокового ветра и др.

По выполняемой роли и расположению декоративные посадки разделяют на основные посадки вдоль дороги (аллейные или рядовые), групповые посадки и смешанные (т.е. сочетающие основные и групповые посадки).

В процессе роста и развития насаждений осуществляют лесовоздейственный уход за древостоем и кустарниками (рубками ухода), благодаря которому поддерживается или усиливается защитная функция насаждений, их биологическая устойчивость и долговечность. Рубки ухода заключаются в периодической срезке (спиливании) стволов отдельных деревьев и кустарников с целью получения порослевого возобновления или для удаления из состава насаждений деревьев, мешающих росту основных пород, а также сухостойных, снеголомных и пораженных вредителями и болезнями.

В зависимости от возраста, защитных свойств, санитарного состояния и пространственного размещения деревьев и кустарников проводят следующие виды рубок.

Рубки текущего ухода: прочистки; рубки омоложения кустарников; рубки освобождения ценных пород; санитарные рубки; стрижка живых изгородей.

Конструктивные рубки: конструктивные рубки «на штамб», конструктивные рубки «на пень».

Рубки специального назначения: рубки под линиями связи и электропередач; декоративные рубки и восстанавливающие рубки.

Те или иные виды рубок назначают и выполняют, руководствуясь действующими нормативно-техническими документами.

Наши рекомендации