Определение скоростей потоков и продолжительности
Работ для специализированных отрядов
До последнего времени скорость потока и длину захватки назначали на основе опытных данных, в зависимости от возможности концентрации машин и она колебалась от 100 до 300 м/смену, достигая 500 м/смену. Более правильно длину захватки, а следовательно, и скорость потока определять с учетом использования производительности ведущей машины в потоке.
При выполнении подготовительных и линейных земляных работ длину расчетной сменной захватки можно определить по формуле
, (2.2.)
где Lлин – протяженность участка выполнения линейных работ, м;
П – производительность ведущей машины, м3/см;
n - количество ведущих машин (подбирается с учетом рекомендуемых пределов сменных захваток);
объем линейных работ, м3.
Величину фактической сменной захватки устанавливают исходя из полученной расчетной ее длины, путем округления цифры в меньшую сторону. Это необходимо и для облегчения расчетов (при проектировании и на производстве при выписывании и закрытии нарядов), и для создания небольшого резерва производительности.
Зная фактическую сменную захватку, определяют продолжительность работ и сменный объем.
, (2.3)
(2.4)
где - продолжительность выполнения линейных земработ, см;
- сменный объем, м3/см.
Для определения продолжительности выполнения линейных работ в рабочих днях вводится коэффициент сменности по прил.6.
. (2.5)
Продолжительность выполнения сосредоточенных работ, исчисляемая в рабочих днях, определяется по формуле
, (2.6)
где - объем сосредоточенных работ, м3;
n – количество ведущих машин, которое может производительно работать на участке /4/;
П – сменная производительность ведущей машины, м3/см;
Kсм – коэффициент сменности (прил.6);
Kв – коэффициент использования внутрисменного времени, принимаем равным 0,75.
Сменный объем определяется по формуле
, (2.7)
где продолжительность работ, см,
(2.8)
Составление технологических карт производства
Подготовительных работ
Технологические карты составляются при разработке проекта производства работ и используются в процессе проектирования технологии и организации работ и при непосредственном производстве строительных работ, являясь одним из основных технических документов для инженеров, прорабов, техников и мастеров.
В составе типовых технологических карт должны быть следующие разделы:
1. Общие положения с указанием назначения и области применения
карты.
А. Технологическая часть
2. Требования технологии к выполнению данной работы с указанием
последовательности процессов и деталей их выполнения.
3. Требования к качеству работ и способы контроля.
Б. Организация работ
4. Перечень рабочих процессов с расчетом объемов работ.
5. Установление скорости и состава потока с комплектованием
исполнителей (отряды, бригады, звенья).
6. План потока и размещение ресурсов по захваткам.
7. Почасовой сменный график работ.
8. Указания по технике безопасности.
В. Технико-экономическая часть
9. Материально-технические ресурсы.
10. Калькуляция затрат труда и стоимости работ.
11.Технико-экономические показатели.
С учетом важного и ответственного значения типовых карт необходимо очень тщательное и продуманное их составление.
Технологическая карта содержит схему общей организации рассматриваемых работ, а именно: указывает захватки, их размер, размещение машин по захваткам, время работы каждой машины на каждой из захваток. Кроме этих сведений, на схемах обычно приводятся рекомендуемые приемы работ машин для данных конкретных условий производства работ (траектории движения машин в пределах захваток, последовательность разработки или укладки грунта).
В курсовом проекте разрабатывается рабочая технологическая карта на уширение земляного полотна при выполнении линейных земляных работ на основании типовых технологических карт на дорожно-строительные работы, с учетом стесненных условий и выявленных особенностей производства работ при реконструкции земляного полотна.
Раздел «Технико-экономическая часть» ограничивается расчетом технических и трудовых ресурсов. Задача определения стоимости выполняемых работ решается при изучении курса «Экономика дорожного хозяйства».
В составляемых рабочих технологических картах должны быть: указания об организации и технологии данных рабочих операций со ссылкой на технические условия и нормы с учетом требований ГЭСН.
При разработке технологической последовательности производства подготовительных работ и линейных земработ расчет объемов работ и определение ресурсов, необходимых для выполнения каждой рабочей операции, следует производить с учетом длины сменной захватки. Производительность машин в специализированном отряде следует определять по нормам времени, приведенным в ГЭСН-2001 сб. №1/13/ или по ЕниР /7/, а в случае отсутствия норм, брать по полученным расчетам /табл.1.6/. Состав звена рабочих для выполнения технологических операций определяется по соответствующим таблицам ЕНиР /7/ и ГЭСН-2001/13/.
В табл. 2.2 приводится пример составления технологической последовательности работ по проведению подготовительных работ.
Таблица 2.2
Технологическая последовательность по проведению подготовительных работ
№ п.п | № захватки | Обоснование | Технологическая последовательность процессов, расчет объемов работ | Един изм. | Смен-ный объем | Производи-тельность в смену | Колич. машин | Звено рабочих | ||||||
по расчету | принято | Кисп | ||||||||||||
I | ЕНиР Е2-1-5-1а | Снятие растительного слоя грунта 1 гр.с отко- сов насыпи и полосы уширения бульдозером ДЗ-8 (79кВт) с перемещением до 10м за пределы полосы уширения | 1000 кв.м | 0,22 | 0,22 | машинист 6 р.=1чел | ||||||||
8·1000/ | 0,84 | |||||||||||||
= | ||||||||||||||
Продолжение таблицы 2.2
№ п.п | № захватки | Обоснование | Технологическая последовательность процессов, расчет объемов работ | Единица измерения | Сменный объем | Производи-тельность в смену | Колич. машин | Звено рабочих | |||||||
по расчету | принято | Кисп | |||||||||||||
I | ЕНиР Е2-1-29-5а | Доуплотнение дна кювет-резерва и полосы уширения катком на пневмошинах ДУ-16В (25т) при 10 проходах по 1 следу | 1000 кв.м | 0,38 | 0,38 | машинист 6 р.=1чел | |||||||||
8 · 1000 | |||||||||||||||
1,0 + 0,17·6 | |||||||||||||||
= 3960 | |||||||||||||||
II | ГЭСН сб.№27 03-009-4 | Подвозка воды поливомоечной машиной ПМ-130 для охлаждения фрезы | кв.м | 8 · 100 | = | 1,65 | 0,82 | машинист 6 р=2чел | |||||||
0,91 | |||||||||||||||
= 879,1 | |||||||||||||||
II | ГЭСН сб.№27 03-009-4 | Фрезерование а.б. покрытия толщиной 4,5см фрезой холодного фрезерования "Wirtgen" с погрузкой в автосамосвалы | кв.м | 1,65 | 0,82 | машинист 6 р= 2чел | |||||||||
8 · 100 | = | ||||||||||||||
0,91 | |||||||||||||||
= 879,1 | |||||||||||||||
II | расчет | Транспортирование а.б. лома автосамосвалами МАЗ-5516 на АБЗ | кб.м | 26,7 | 2,44 | 0,81 | водитель 3 класса =3 чел | ||||||||
III | ГЭСН сб.№27 03-008-2 | Рыхление щебеночного основания бульдозером рыхлителем ДП-14 | кб.м | 8 · 100 | = | 0,70 | 0,70 | машинист 6 р=1чел | |||||||
1,39 | |||||||||||||||
= 576 | |||||||||||||||
III | ГЭСН сб.№27 03-008-2 | Сгребание щебня в кучи автогрейдером ДЗ-31-1 | кб.м | 8 · 100 | = | 0,98 | 0,98 | машинист 6 р=1чел | |||||||
1,94 | |||||||||||||||
= 412 | |||||||||||||||
III | расчет | Погрузка щебня в автосамосвалы погрузчиком ТО-186 | кб.м | 616,0 | 0,66 | 0,66 | машинист 6 р=1чел | ||||||||
III | расчет | Транспортирование щебня автосамосвалами на АБЗ | кб.м | 26,7 | 15,19 | 0,84 | водитель 3 класса 18 чел | ||||||||
IV | ГЭСН сб.№27 03-008-2 | Рыхление грунта на обочинах и песчаного слоя бульдозером рыхлителем ДП-14 | кб.м | 8 · 100 | = | 1,60 | 0,8 | машинист 6 р=2чел | |||||||
1,39 | |||||||||||||||
= 576 | |||||||||||||||
IV | ГЭСН сб.№1 01-013 | Перемещение грунта и песка в кювет- резерв бульдозером ДЗ-8 L = 15м | кб.м | 1,61 | 0,81 | машинист 6 р.=2чел | |||||||||
8 · 1000 | = | ||||||||||||||
14,01 | |||||||||||||||
= 571 | |||||||||||||||
Окончание таблицы 2.2
№ п.п | № захватки | Обоснование | Технологическая последовательность процессов, расчет объемов работ | Единица измерения | Сменный объем | Производи-тельность в смену | Колич. машин | Звено рабочих | ||||
по расчету | принято | Кисп | ||||||||||
IV | ГЭСН сб.№1 02-001-1 | Разравнивание грунта II группы бульдозером ДЗ-8 слоями толщиной 0,3м с перемещением до 10м | кб.м | 0,81 | 0,81 | машинист 6 р.=1чел | ||||||
8 ·1000 | ||||||||||||
14,01 | ||||||||||||
= 571 | ||||||||||||
IV | ГЭСН сб.№1 02-001-1 | Послойное уплотнение грунта пневмокатками ДУ-16В ( 25 т ) при 10 проходах по 1 следу | кб.м | 1,74 | 0,84 | машинист 6 р.=2чел | ||||||
8 · 1000 | ||||||||||||
1,51*10 | ||||||||||||
= 530 | ||||||||||||
На чертежный лист формата А-1 выносится технологическая схема уширения земляного полотна специализированным отрядом, выполняющим подготовительные работы. Часовые графики работы машин на захватках составляются одновременно с технологической схемой потока и служат для уточнения взаимодействия машин, работающих на одной захватке, а также порядка их использования во времени и перехода при необходимости на другие захватки.
На графике началом ординаты является час начала работы на линии. Время работы на почасовом графике для каждой машины изображают прямой восходящей линией, идущей справа от часа начала ее работы до верхней левой точки – часа ее окончания. Линии, обозначающие работу машины, должны располагаться в технологической последовательности. Время работы машины рассчитывается по формуле
, (2.9)
где Тсм – продолжительность смены, ч;
- коэффициент использования машины на данной захватке
На каждой линии приводят марку машины и ее номер в отряде.
При правильном составлении почасовые графики помогают в уточнении технологии и определении степени использования машин, а также позволяют быстро определить технологические ошибки.
Графу «Машины» заполняют на основе данных расчета потребного количества машин с учетом корректировки по данным почасовых графиков использования машин. В пояснительной записке поясняют причину количественного изменения комплектующих машин на захватке. При использовании однотипных машин каждой из них присваивается определенный номер. Против марки машины и номера в скобках указывают коэффициент ее использования на данной захватке.