Крепление оружия и снаряжения, надевание парашютов
(на автоматчика, пулеметчика, гранатометчика)
Условия и порядок выполнения норматива | Объем работы | Под- разде- ление | Оценка по времени | ||
Отл. | Хор. | Удовл. | |||
Парашюты установлены в «козлы» на стеллажах. Предметы экипировки – на личном составе: рюкзак в походном положении, оружие в положении «на ремень». Чехлы и ремни крепления оружия находятся в рюкзаках. | Один основной и один запасной парашюты на каждого; оружие и снаряжение – по штатной специальности | 2 чел. взвод рота | 8 мин 15 мин 25 мин | 10 мин 20 мин 30 мин | 15 мин 25 мин 40 ми. |
Норматив № 4
Крепление оружия и снаряжения, надевание парашютов
для совершения прыжка со стрельбой в воздухе
Условия и порядок выполнения норматива | Объем работы | Под- разде- ление | Оценка по времени | ||
Отл. | Хор. | Удовл. | |||
Парашюты установлены в «козлы» на стеллажах. Предметы экипировки – на личном составе: рюкзак в походном положении, оружие в положении «на ремень». Чехлы и ремни крепления оружия находятся в рюкзаках. | Один основной и один запасной парашюты на каждого; оружие – автоматы АКС-74 | 2 чел. взвод | 5 мин 10 мин | 7 мин 15 мин . | 9 мин 20 мин |
Индивидуальная оценка действий при выполнении нормативов № 2 и № 4
Оценка | По времени | По качеству |
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно | Отлично Отлично Хорошо Удовлетворительно, хорошо, отлично Удовлетворительно Любая Неудовлетворительно | Отлично (без ошибок) Хорошо (не более двух ошибок) Удовлетворительно (не более трех ошибок) Отлично, хорошо Неудовлетворительно (допущено более трех ошибок) Любая |
Основные недостатки, снижающие оценку:
- не выполнена подгонка подвесной системы;
- ремень автомата не прихвачен грудной перемычкой подвесной
системы парашюта;
- рюкзак не переведен в положение для десантирования;
- сумки для магазинов и гранат рюкзака не надеты на поясной ремень;
- не заправлены свободные концы лент крепления запасного парашюта.
Недостатки, определяющие оценку «неудовлетворительно»:
- не застегнут карабин подвесной системы парашюта или рюкзака;
- не зафиксирована скоба крепления запасного парашюта;
- оружие и снаряжение мешают работе парашюта.
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЯ К ПРОВЕДЕНИЮ
ЗАНЯТИЯ ПО ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Воздушно-десантная подготовка организуется и проводится согласно Программе боевой подготовки соединений и частей воздушно-десантных войск. В соответствии с этой программой и планирующими документами штаба части в подразделениях составляются расписания занятий, в которых указываются тема, учебные вопросы, место и время проведения занятий.
Занятия по воздушно-десантной подготовке проводятся руководителями, хорошо знающими воздушно-десантную технику и имеющими практический опыт прыжков с парашютом.
В подготовку руководителя к занятию входит:
- уяснение темы, учебных целей и содержания занятия;
- расчет времени;
- изучение литературы по теме и составление плана-конспекта;
- подготовка материального обеспечения занятия.
Уяснение учебных целей и содержания занятия позволяет руководителю более целеустремленно готовиться к занятию, детально изучить, углубить или повторить материал по теме предстоящего занятия.
Составление плана-конспекта обязательно для каждого руководителя. Это позволяет обдумать каждую деталь занятия и помогает предусмотреть все необходимые учебные вопросы. В составлении плана-конспекта нет определенных и выработанных на все виды занятий шаблонов. План-конспект является плодом творческого труда офицера при подготовке его к предстоящему занятию. Содержание каждого вопроса и глубина его изложения определяются степенью подготовленности обучаемых, учебными задачами и временем, отводимым на проведение занятия.
В плане-конспекте должны быть предусмотрены: учебные цели, учебные вопросы, метод проведения занятия, материальное обеспечение, расчет времени, краткое содержание учебных вопросов, действия руководителя и обучаемых, последовательность отработки учебных вопросов. План-конспект не должен быть громоздким. Не следует стремиться к тому, чтобы в нем было подробное описание всего того, что руководитель намерен изложить на занятии. План-конспект составляется не для того, чтобы его читать в ходе занятия. Он предназначен для ориентировки руководителя в последовательности изложения материала и для полного охвата учебного материала.
Усвоение учебного материала личным составом всегда зависит от метода проведения занятия, материального обеспечения, правильного распределения учебного времени и подготовленности руководителя.
Основными формами и методами занятий по воздушно-десантной подготовке являются:
- групповые занятия – при изучении материальной части людских десантных парашютов и страхующих парашютных приборов;
- практические занятия – при изучении правил укладки парашютов, а также действий десантника-парашютиста при совершении прыжка;
- тренировки – еженедельные занятия на снарядах воздушно-десантного комплекса при отработке действий парашютистов в процессе совершения прыжков.
В ходе занятий руководитель должен в комплексе применять различные методические приемы. Так, к примеру, для объяснения материальной части парашюта целесообразно применять логическую схему рассказа (объяснения), сочетая ее с показом. Вначале руководитель должен указать назначение парашюта, его технико-эксплуатационные характеристики, затем назвать и показать части парашютной системы, после чего подробно рассказать об их назначении и устройстве, сопровождая свой рассказ показом на материальной части. При этом части парашюта следует называть и показывать на уложенном парашюте методом его последовательного раскрытия по ходу изложения учебного материала. А при объяснении устройства каждой части надо придерживаться следующей схемы:
- назвать и показать часть;
- указать назначение части;
- назвать ее форму (если она явно выражена);
- назвать материал, из которого изготовлена часть;
- указать цифровые данные (площадь, длина, вес, прочность и т.д.);
- как часть устроена и что на себе имеет (изложение следует вести сверху
вниз).
При проведении практического занятия по укладке парашютов используется такой методический прием как рассказ в комплексе с образцовым личным показом руководителем последовательности и правил укладки парашютов по этапам и элементам.
При проведении занятия на воздушно-десантном комплексе по отработке элементов прыжка с парашютом применяется рассказ и показ руководителем правил совершения прыжка в целом, а затем по элементам. После этого личный состав разучивает показанные действия по элементам, а затем в целом. Разучив действия и поняв их смысл, обучаемые переходят к тренировке.
В ходе занятия руководитель должен внимательно следить за тем, как материал усваивается обучаемыми. Периодически (а лучше после отработки каждого вопроса) необходимо задавать личному составу контрольные вопросы, чтобы определить, какая информация не усвоена обучаемыми, а также проверить, правильно ли делаются ими записи в тетради.
Каждое очередное занятие целесообразно начинать с контрольных опросов, чтобы проверить, как усвоен личным составом материал предыдущего занятия. Вопросы должны быть конкретными, краткими, не требующими больших развернутых ответов. Вопросы следует ставить перед всеми обучаемыми и давать некоторое время на их обдумывание, после чего вызывать одного из обучаемых для ответа. Такой метод заставляет думать всю аудиторию; весь личный состав должен быть готов к ответу на поставленный вопрос.
На всех занятиях руководитель должен прививать личному составу уважение к воздушно-десантной технике и приучать к бережному обращению с нею. Необходимо постоянно внушать обучаемым, что бережное отношение к парашюту обеспечивает его исправность, а это, в свою очередь, гарантирует безопасность совершения прыжка.
Большую роль в успешном, качественном проведении занятия играет материальное обеспечение. Необходимая материальная база должна быть заблаговременно подготовлена и сосредоточена на месте занятия. Качество занятия заметно снижается, если на нем допускаются условности из-за отсутствия необходимой материальной части.
В ходе всего занятия руководитель должен следить за дисциплиной обучаемых, требовать от подчиненных выполнения уставных положений при ответах на вопросы, при обращении к старшим и т.д.
Педагог обязан руководить работой личного состава по наиболее целесообразному ведению в тетрадях записи изучаемого материала, то есть выделять в своем рассказе те места, которые необходимо записать, и давать для этого время.
В конце занятия рекомендуется подвести итог, дать общую оценку работы взвода на занятии, отметить, кто из обучаемых хорошо усвоил материал, а кто слабо разобрался в изложенном материале. Этим обучаемым руководитель должен указать, какие учебные вопросы они должны дополнительно изучить, а также назначить хорошо подготовленного десантника для оказания помощи отстающим. Далее руководитель должен поставить задачу на самостоятельную подготовку и указать литературу для подготовки.