Больше говорим друг с другом
В период экономного речевого общения у заикающихся закладываются основы правильной речи. Если логопед видит, что они усвоили спокойный темп речи, умеют пользоваться речевым дыханием и делать опору на ударные гласные в словах, если им доступны отдельные приемы релаксации,— значит, можно активизировать их речевое общение.
В спонтанной речи подростки могут вступать в контакт с несколькими собеседниками. Но при этом нельзя забывать о том, что заикающимся трудно. следить за своей речью и одновременно переключать внимание с одного участника разговора на другого. Чтобы помочь им в этом, логопед специально создает игровые ситуации, которые требуют активизации диалогической речи. При этом постепенно растет количество ареплик, усложняются речевые конструкции. Учащиеся употребляют в речи распространенные предложения с одной или даже несколькими паузами.
Кроме того, увеличивается психологическая нагрузка на подростков, так как каждый из них общается со всеми присутствующими на занятии. Все в группе поочередно задают вопросы и поочередно на них отвечают. Таким образом, на долю каждого приходятся и вопросы, и ответы.
На этом этапе важно, чтобы подростки не только обменивались двумя-тремя короткими репликами, но и высказывали свое мнение о чем-либо, рассказали о прочитанной книге, каком-либо событии и т. д.
Хорошим стимулом для обмена репликами служит игра Спор, когда собеседники дискутируют на заранее выбранную тему: «Чей класс лучше», «Какой фильм интереснее», «Чья команда результативнее», «Какая собака самая красивая», «Какое занятие самое увлекательное,», «Какой учебный предмет самый интересный», «Какой спорт самый полезный для человека» и пр.
В период активизации речевого общения заикающиеся особенно нуждаются в помощи родителей, и прежде всего в психологической поддержке. Внимательное отношение к речи подростка поможет взрослым понять и почувствовать, за что и как похвалить его, подбодрить. Если же в эмоциональной речи заикающегося появляются нежелательные запинки, нужно сделать вид, что их никто не заметил, и затем тактичным напоминанием о речевых правилах вернуть разговор в естественное русло.
В таких случаях уместно напомнить подростку, что раньше он говорил хорошо, без запинок и держался спокойно, уверенно. Это поможет ему укрепить веру в себя, в свои речевые возможности.
Дома родители становятся непременными участниками речевой тренировки своих детей. Выполняя дома задание логопеда, подростки, естественно, вовлекают в игровое общение окружающих, и прежде всего родителей. Подбирая материал для чтения или заучивания, они задают родителям вопросы и готовятся с ними . к очередному логопедическому занятию.
Родители должны сами проявлять инициативу, организовывать вечера вопросов, придумывать «хитрые» задачи, небольшие инсценировки и т. д. Все это необходимо для имитации естественного речевого общения. В проводимых играх-диалогах речевой материал постепенно усложняется. ' -
Вначале проводятся игры-загадки. ■ На материале загадок отрабатывается четкость произношения каждого звука, слова, воспитывается ритмичность речи, умение выдерживать паузы. Загадки позволяют развивать воображение и выразительность речи. Их следует задавать так, чтобы подзадорить, озадачить слушателя, заставить приглядеться к окружающим предметам, выявить их качества и признаки. Загадывание загадок — это игра-шутка, которая развивает смекалку, создает непринужденную обстановку на логопедических занятиях. Учащимся предлагается подобрать и выучить несолько загадок, а затем суметь произнести их логически правильно и выразительно. Логопед предлагает для активизации общения в этой игре при загадывании загадок обращаться друг к другу с помощью небольших вводных, фраз,' комментировать удачные и неудачные ответы товарищей. Важно побудить учащихся говорить по-разному, не повторяя уже сказанное. С этой целью логопед загадывает загадки, используя различные речевые приемы.
*
Моя загадка очень хитрая, а ответ простой. Кто угадает... ?
Кто на'йдет отгадку для такой загадки?
*
— Ребята! Слушать внимательно! Думать обязательно! Говорить старательно!
.*
— Ты загадку угадаешь, Только думать не ленись, А говорить не торопись.
Отгадку можно увидеть и в этой комнате. И т. д. Загадки
Не мед, а ко всему льнет. (Слово.)
M hrvv гнртил ппгрпрпмнр ппин (Глячя ног
Утром ходит на четырех ногах, в обед — на двух, вечером — на трех. (Ребенок, взрослый человек, старик.)
За стеной костяной, соловейко, спой! (Язык за зубами.)
Пять братьев годами равны, а ростом разные. (Пальцы.)
Живет без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всяк слышит. (-Эхо.)
Над рекою поперек Великан однажды лег, Через реку, по спине,
Он ходить позволил мне. (Мост.)
Змейки вниз и вверх ползут,
На спине людей везут. (Эскалатор.)
На десять верст — Разноцветный мост. Только вот по нему Не шагать никому. (Радуга.)
На черном поле — скок-поскок, Гуляет зайчик-белячок. (Доска и мел.)
Валяется камень на мерзлой земле,
Его подберешь — исчезает в тепле. (Лед.)
Что без зубов, а грызет,
без рук, а держит,
без ног, а преследует,
без глаз, а видит,
без языка, а говорит? (Совесть.)
На цепи сидит,
в десять г*лаз глядит.
Ничего не видит,
зато все слышит. (Телефон.)
Днем обручем, ночью змеей. (Ремень.)
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдет он, станет гладко,
Будет ровная площадка. (Бульдозер.)
Красный брат и белый брат
На посту в реке стоят. (Бакены)
Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос.)
Это что еще за штука? На стене висит — ни звука. Со стены спускается — Поет, заливается. (Гитара.)
Ученики могут и сами придумывать загадки — описывать различные предметы, местность и т. д., не называя их. Это упражнение учит фантазировать, выделять главные' признаки предмета или явления, последовательно мыслить. Такая игра дает возможность устранять речевые штампы,'говорить четко, логично, выразительно.
Логопед также побуждает учеников разнообразить свои обращения к слушателям, при общении комментировать свои ответы. Например:
«У меня есть нужный предмет. Я опишу его. Вы угадайте, что это. Он легкий, хотя металлический. Красивый, сверкающий. Состоит из разных деталей. Я сам ремонтирую его. После того как я беру его с собой, я его чищу. Он может быстро доставить меня куда захочу. Я дружу с ним летом, осенью, а зимой он отдыхает». (Велосипед.)
«Узнайте, где я был, что видел. Вхожу я в чудесное место. Как приятно и красиво! Меня обступают молчаливые великаны. Иду по мягкому ковру. Вот великаны пошептались и смолкли. Вдруг слышу наверху стук. Будто быстро молоточек стучит.
Налетел ветер. Великаны опять зашептались. Вдруг что-то маленькое, твердое упало к моим ногам». (Лес, деревья, мох, дятел, шишка.)
«А теперь ответьте: где я побывала? Вот волшебный дворец. Там светло, везде зеркала, удобная мебель. Приятный аромат! Вошла молодая фея в легкой, голубой одежде. На ее столике много р.азных нужных предметов. Есть и небольшой жужжащий помощник. Сюда приходят разные люди. Выходят из этого дворца просто неузнаваемые, красивые, веселые». (Парикмахерская.)
После игры все ученики говорят, чья загадка им запомнилась, показалась интереснее, кто особенно выразительно говорил и т. д.
Игры в пословицы позволяют продолжать работу над техникой и выразительностью речи и одновременно включать подростков в общение. Пословицы приучают обдумывать тексты, находить в них скрытый смысл (подтекст). Это краткие народные изречения, обобщающие вековой опыт людей, их отношение друг к другу, к труду, к Родине. Пословицы дают оценку различным свойствам людей и их поступкам. К месту сказанная пословица лучше всяких уговоров поможет подбодрить человека или убедить его в чем-либо. Р'ечь человека, использующего пословицы, становится яркой.
Игровые приемы
1. Ученики по очереди берут таблички с напечатанными (написанными) пословицами и читают их, соблюдая правила речи.
Обычно содержание пословицы подсказывает, где полагается выдержать паузу, так как в большинстве пословиц есть противопоставление. Затем они подбирают пословицы дома, а на занятиях выразительно читают их по своим книгам или тетрадям.
2. Кто закончит пословицу? Один ученик произносит только первую часть пословицы, а подобрать вторую часть должен другой. Если ребятам пословица не знакома, появляются разные варианты ответов. Ученики сами решают, какое окончание пословицы более удачное. Догопед поддерживает и направляет это общение.
3. Ведущий просит произнести пословицу на определенную тему. Логопед напоминает ученикам, что ведущий должен давать задания, используя разные речевые конструкции. Например: «Кто скажет пословицу о трудолюбии?», «Я хочу услышать пословицы о дружбе и товариществе», «Подберите и красиво скажите пословицу о речи».
4. Пословица — помощник в исправлении речи. Каждый произносит понравившуюся ему пословицу и объясняет, как он понимает ее смысл и почему она ему понравилась, или предлагает другим ученикам высказать свое мнение, прочесть соответствующую пословицу.
5. «Пословица не мимо молвится». Сначала сам логопед описывает определенную жизненную ситуацию и включает соответствующую пословицу. Затем и сами ученики придумывают разные ситуации, подбирают соответствующие им пословицы. Например: «Мальчику поручили ухаживать за кроликами. Он все открывал клетку, гладил их и плохо закрыл дверцу. Кролики разбежались по школе. Мальчик не сознался, что это он сделал. Учительница сказала: «Как жаль кроликов, спрятались они где-то на этаже школы. Здесь нет травки, капустки, теперь они голодные». Мальчик в тревоге сказал: «Но я их перед этим покормил!» — «Вот на воре и шапка горит!» — сказала учительница».
6. Хорошую речь приятно слущать._ Пользуясь заранее выученными пословицами, ученики вступают в своеобразный разговор. (Можно просто зачитать подобранные пословицы.) Например:
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дерево сильно корнями, а человек трудами.
Работаешь стоя, отдыхай сидя.
Смех — лучший союзник отдыха.
Шутка — минутка, а заряжает на час.
Кто поет, того беда не берет.
7. Пословицы на определенную тему ученики подбирают дома. Кто-то выписывает пословицы о животных, кто-то пословицы, включающие число 7, и т.д. На занятиях подростки правильно произносят пословицы и объясняют их смысл.
Пословицы
На людях не будь приметлив, а будь приветлив.
Учись хорошо слушать, если хочешь, чтобы было приятно слушать
тебя.
Речисто, да нечисто.
На словах и так и сяк, а на деле никак.
Пустые речи и слушать неча.
Слово слово родит, а третье само бежит.
Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
Хороша веревка длинная, а речь короткая.
За твоим языком не поспеешь и босиком.
Есть терпение — будет и умение.
Кто идет вперед, того и страх не берет.
Смелое начало — половина победы.
Смелый там найдет, где робкий потеряет.
У труса и от тени дрожат колени.
Короткое слово — украшение мира.
Хорошая речь слаще меда.
Речевые игры
Они служат закреплению правильного речевого навыка-в период активизации речи. В такие игры логопед может включать всех заикающихся.
Лотерея. На столе разложены сюжетные (позже предметные) картинки изображением вниз. Ученик берет картинку и передает ее содержание двумя-тремя фразами. Выиграл тот, кто говорил красиво, чьи небольшие рассказы понравились и у кого,' таким образом, накопилось больше картинок.
Задачи-шутки. Громко и четко зачитывается задача-шутка в стихах или шутливый прозаический текст с условием задачи. Обязательно в спокойном темпе, с достаточно длительными паузами, чтобы слушатели успели вникнуть в условия задачи, запомнить данные для счета. Кто первым правильно решит задачу, становится ведущим и зачитывает новую задачу. В конце игры подсчитывают количество очков. Дается задание дома самим лодобрать занимательные задача.
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал тринадцать окуней,
Рыбак Евсей — четырех карасей,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?
Я, Сережа, Коля, Ванда Волейбольная команда, Женя с Игорем пока — Запасных два игрока. А когда подучатся, Сколько их получится?
*
К двум зайчатам в час обеда Прискакали два соседа, В огороде зайцы сели И по три морковки съели. Кто считать, ребята, ловок, Сколько съедено морковок?
*
Если Грушам дать по груше,
То одна в избытке груша.
Если дать по паре груш,
То не хватит пары груш.
Сколько Груш?
И сколько груш? (3 Груши и 4 груши.)
*
Как-то рано поутру Птицы плавали в пруду.
Белоснежных лебедей втрое больше, чем гусей, Уток было восемь пар — вдвое больше, чем гагар. Сколько было птиц всего, если нам еще дано, _ Что всех уток и гусей столько, сколько лебедей? (Всего птиц — 56: гагар — 8, уток—16, гусей — 8, лебедей — 24.)
Кто получил двойку?(Задача-шутка)
В нашем классе два Ивана, две Татьяны, два Степана,
Три Катюши, три Галины, пять Андреев, три Полины,
Восемь Львов, четыре Саши, пять Ирин и две Наташи
И всего один Виталий. Сколько всех вы насчитали?
(Логопед повторяет задачу, ученики записывают и считают.)
Вот отметки по контрольной:
Получили «пять» все Саши, Иры, Кати и Наташи.
(Сколько ребят.получили пятерки? Запишите.)
По «четверке» — Тани, Гали, Левы, Поли и Виталий.
(Сколько ребят получили «четверки»? Запишите.)
Остальные все Иваны, все Андреи и Степаны получили только
«тройки».
(Посчитайте, сколько ребят получили «тройки».)
А кому достались «двойки»?
большущая семья, самый младший — это я. Сразу нас не перечесть: Маня есть, и Ваня есть, Юра, Шура, Клаша, Саша и Наташа тоже наша. Мы по улице идем — говорят, что детский дом. Посчитайте поскорей: сколько нас в семье детей? (8 детей.)
Галки и палки
Прилетели галки, сели на палки.
Если на каждой палке сядет по одной галке,
То для одной галки не хватит палки.
Если же на каждой палке сядет по две галки,
То одна из палок будет без галок.
Сколько было галок?
Сколько было палок? (4 галки и 3 палки.)
Сколько было остановок?
Ребята, мне, как, вероятно, и всем вам, часто приходится пользоваться городским транспортом. Однажды, сидя в троллейбусе, я решил сделать сложный подсчет. Полагаю, что вы все сильны в математике и поможете мне в этом.
Итак, я вошел в троллейбус и пересчитал пассажиров. Их было 17. Троллейбус тронулся, затем остановился, на первой остановке вошло 6 человек, вышло 2 (будьте внимательны). На следующей остановке вошло 10 человек, никто не вышел. Потом на остановке вошло 3 человека, а вышло 8, на следующей остановке вошло 4 человека и вышло 7.
А потом на остановке
Гражданин один вошел •
С целой кучею обновок.
Сколько было остановок? (4 остановки.)
Из Москвы в Тулу
Вполдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но, конечно, значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Москвы? (Встретившиеся путешественники находятся в одном месте и, следовательно, на одном расстоянии от Москвы.)
Во время прилива
Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек, расстояние между ступеньками 30 смч самая* нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см.
Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лестницы? (Вода никогда не покроет третьей ступеньки, потому что с водой поднимутся корабль и лестница.)
*
Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а у каждой кошки по 3 котенка. Сколько ног было на мельнице? (Всего пара ног — мельника, а у кошек — лапы.)
Двое пошли — три гвоздя нашли. Следом четверо пойдут, много ли гвоздей найдут? (Ни одного.)
Ребята пилят бревн на метровые куски. За одну минуту отпиливают один кусок. За сколько минут они распилят бревно
длиной 5 метров? (За 4 минуты.)
Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Как это могло случиться? (Было всего 3 человека: дед, его сын и его внук.)
*
Летели утки. Одна впереди и две позади. Одна позади и две впереди. Одна между двумя и три в ряд. Сколько всего уток летело? (3 утки.)
Викторина Почемучек. Карточки с напечатанными на них занимательными вопросами раскладываются текстом вниз. (Вопросы подготавливаются учениками заранее на одну или на разные темы.) Каждый берет карточку и отвечает на вопрос без подготовки. Если ученик не может ответить, логопед просит помочь ему других учеников группы. За правильный ответ полагается очко (фишка и т.п.)." В конце игры подсчитывают очки.
Тому, кто не сумел ответить на вопрос, назначается «штраф» — какое-либо речевое задание. Например: ответить на вопрос своего соседа, сидящего справа; самому задать вопрос любому ученику; прочесть несколько строк из песни, стихи; коротко рассказать о кинофильме...
Вопросы Викторины Почемучек
Без чего хлеба не испечешь? (Без корочки.) Без чего ямы не выкопаешь? (Без дна.) Какая самая маленькая птица? (Колибри.) Какое самое, крупное животное? (Кит.) Какое самое маленькое государство? (Сан-Марино.) Какая самая высокая горная вершина? (Джомолунгма.) Что можно найти у ведра, иголки, шапки и человека? (Ушко.) В каком простейшем живом организме можно птиц держать? (Клетка.)
Что можно найти у ребенка, стола, гриба и циркуля? (Ножка.) По каким помещениям только на одной ноге прыгают? (Классы.) Какой птицей можно из колодца воду таскать? (Журавль.) Что можно от пальто отрезать и к реке приставить? (Рукава.) Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.) Какая шахматная фигура бывает лодкой? (Ладья.) Какую часть мозга у дерева найдешь? (Кора.)
Какой город по воздуху летает? (Орел.) Какой журнал светится? («Огонек».) Какую часть лица в корабле найдем? (Нос.) Какую часть обуви найдем у горы? (Подошва.)
*
Почему двойные рамы предохраняют помещение от-холода зимой?
(Воздух — плохой проводник тепла. Заключенный между хорошо закрытыми рамами, он предохраняет зимой помещение от выстыва-ния, подобно одежде, прикрывающей тело.)
*
Зачем в стакан кладут ложечку, когда наливают горячий чай или кипяток?
(Металлическая ложка, особенно серебряная, будучи прекрасным проводником тепла, поглощает значительное количество теплоты, которое должно быть сообщено стеклу стакана, поэтому стакан с положенной в него ложечкой нагревается не так быстро и не так сильно.)
* •
Почему вода в реках и озерах не промерзает до дна?
(Потому, что лед легче воды. Охлажденные слои воды застывают на поверхности коркой льда, а затем лед и снег на нем предохраняют воду от промерзания. Если бы лед был тяжелее воды, он опускался бы на дно и вода замерзала бы сплошной глыбой.)
Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее? (Облака для земли все равно что одеяло, они не дают остывать земле.)
*
Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным. Жир греет и питает спящего медведя.)
*
Что значит «волка ноги кормят»?
(Волк не стережет добычу в засаде, как кошки, а догоняет ее бегом.)
*
Умеют ли слоны плавать?
(Слон не только хорошо плавает, но и может погружаться под воду, выставляя над ее поверхностью конец хобота.)
Растет ли дерево зимой? (Не растет, замирает.)
*
Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы — у них нет век, и змеи — веки срослись.)
*
Говорят, что у некоторых птиц есть специальные «детские ясли».
Это так?
(«Ясли» есть у пингвинов. Когда малышам исполняется месяц, они собираются в тесный круг и сидят так, согревая друг друга, пока родители добывают корм.)
Диснейленд (настольная игра). На большом листе ватмана дети рисуют игровое поле дома (рис. 31). На игровом поле изображены различные сцены из жизни сказочных персонажей страны Диснейленд и железная дорога, по которой каждый может путешествовать по этой стране. На занятиях дети по очереди бросают сразу по две косточки и согласно их показаниям переставляют фишки вперед или назад, чтобы попасть к картинкам, по которым сочиняют рассказ, где они были во время сказочного путешествия, что увидели и что с ними произошло...
Что? Где? Когда? Раскладываются карточки текстом вниз. Каждый по очереди берет со стола карточку, читает написанный на ней занимательный факт, а все высказывают свою версию причины этого явления.
Однажды в Дании во время сильного ветра с неба падали живые раки в течение 20 минут. Объясните причину.
Однажды в Испании ветер принес много зерен пшеницы. Люди приняли это как «дар божий» и бросились собирать. Что это?
*
Однажды у берегов Италии прошел смерч, а вскоре на значительном расстоянии от этого места выпал дождь из апельсинов.
*
На Камчатке в горах есть места, где из расщелин между камнями вылетают фонтанчики горячей воды и пара. Что это?
Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Многие насекомые, например бабочки: яичко, гусеница, из куколки которой выходит бабочка.)
На Камчатке и в Исландии (остров в Атлантическом океане) есть места среди камней, где пыхтит и булькает, как кипящая каша, жидкая грязь. Что это?
*
Поднявшись от реки Или до ледников Заилийского Ала-Тау, что по протяженности составляет не более ста километров, можно наблюдать такую же смену природных условий, как во время путешествия от берегов Каспийского моря до берегов Северного Ледовитого океана, для чего потребовалось бы преодолеть путь более трех тысяч километров. Объясните, почему это?
Пески некоторых пустынь под влиянием ветра или при движении по ним животных и человека иногда способны издавать звуки.-Пески называют «поющими», но правильно именовать их звучащими, так как они не только поют, но и гремят, скрежещут, лают. Причины этого пока еще не вполне изучены. Какая ваша версия?
*
Если в двух одинаковых помещениях с одной и \ той же температурой, например 15 градусов выше нуля, выкрасить стены в одном случае в оранжевый цвет, а в другом — в синий, то в синей комнате человеку температура покажется ниже, чем на самом деле, а в оранжевой будет казаться теплее. Почему это?
*
Будет ли ошибочным утверждение, что холодные ветры дуют преимущественно с юга, а теплые с севера?
(Такое утверждение справедливо для Южного полушария. Там теплые ветры дуют преимущественно с севера, а холодные с юга от Антарктиды.)
*
Все замечали, что в мокром ведре, которое вынесли из комнаты на мороз, появляется белое облачко. Выходит, что на морозе вода испаряется, а в теплой комнате нет. Так ли это?
(В теплой комнате вода испаряется еще сильнее, чем на морозе. Но мы этого не замечаем, так как испарившаяся влага витает в комнатном воздухе в виде рассеянных молекул. На морозе испарение происходит менее ^интенсивно. Но молекулы воды, вырвавшиеся в холодную атмосферу, тут же объединяются, конденсируются в мельчайшие капельки, которые мы и наблюдаем в виде тумана.)
*
Каждый человек хоть раз в жизни был застигнут дождем, не имея зонта. Многие искали спасения под кроной дерева. Как вы думаете, почему развесистые деревья могут защитить от дождя? Может быть, листва задерживает капли? Но листья слишком малы и не смогут удержать более 2-—3 капель.
(Многоярусные ветви, расположенные под разными углами,
ОТВОДЯТ ПОТОКИ ДОЖДЯ.)
*
Есть ли на Земле динозавры?
Некоторые читатели журнала «Юный техник» считают, что динозавры не вымерли. В ледниковый период небольшая часть из них ушли в карстовые пещеры, впадины, живут там, изредка всплывая на поверхность для подкормки. Это мнение основано на том, что согласно расчетам специалистов озеро Лох-Несс не в состоянии прокормить легендарную Несси. Возможно, это озеро соединяется каким-то каналом с другим водоемом, например подземным озером, где Несси в основном живет и питается водорослями.
Ведущий специалист по физике Центральной Африки в Республике Конго подтверждает, что ему «посчастливилось в течение 20 минут наблюдать странное животное, не похожее на какое-либо другое из числа известных науке». В подтверждение своих слов он показал коротенький фильм, запечатлевший странное животное с расстояния 300 метров на озере Теле. Кожа у этого существа гладкая и блестит на солнце. Шея спереди светло-коричневая, а по бокам более темная, и переходит на холке в черный цвет. Внешне животное, пожалуй, соответствует нашим представлениями о динозавре.
Что это значит? К этой игре ученики подготавливают самостоятельно небольшие сообщения о значении отдельных идиоматических выражений или крылатых слов. Соответствующие тексты им раздает логопед, а позже материал подбирают ученики сами. На занятиях они рассказывают то, о чем подобрали материал. Затем для продолжения игры ученики записывают отдельные идиоматические выражения на небольшие карточки. Их раскладывают на столе текстом вниз, берут по очереди, читают, объясняют значение каждого выражения своими словами. Как третий вариант этой иг'ры дается задание придумать и описать ситуацию, где можно использовать известные крылатые слова или идиоматическое выражение. Начать с азов
Первая буква древнерусского алфавита называлась «аз». Выражение «начать с азов» раньше означало: «начинай с первой буквы». Со временем это выражение приобрело широкое значение: начать сначала.
Бить баклуши
В Древней Руси баклушами называли небольшие заготовки для поделки деревянных ложек. Делать, бить баклуши поручали обычно самому неискусному человеку. Эта работа считалась не требующей особого умения. Современное значение — заниматься пустым делом. В некоторых случаях это выражение означает безделье.
Тришкин кафтан
В басне И. А. Крылова с таким названием незадачливый Тришка для починки локтей кафтана обрезал рукава, а чтобы надставить
рукава, обрезал полы. В современном языке это выражение означает необдуманные действия.
Уязвимое место
Это выражение возникло из мифических рассказов о единственно уязвимом месте на теле героя: пятка у Ахиллеса, пятно на спине Зигфрида и пр. Употребляется в значении: слабая сторона человека или его дела.
Как белка в колесе Это выражение из басни И. А. Крылова «Белка».
Посмотришь на дельца иного: Хлопочет, мечется, ему дивятся все: Он, кажется, из .кожи рвется, Да только все вперед не подается, Как белка в колесе.
Выражение это употребляется в значении: беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов; быть очень занятым.-
Эврика.
В переводе с греческого означает «я нашел». Восклицание, приписываемое величайш-ему из математиков древности Архимеду. Во время купания он открыл основной закон гидростатики. От этого открытия Архимед пришел в такой восторг," что радостно закричал: «Эврика!» Это восклицание употребляется как выражение радости при каком-либо внезапно появившемся открытии, осенившей мысли и т. д.
Семи пядей во лбу
Очень умный, мудрый, выдающийся. Пядь — старая русская мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев.
Ни пуха ни пера
Пожелание кому-либо удачи, успеха в каком-либо деле. Первоначально: пожелание удачи охотнику, отправляющемуся на охоту, высказанное в отрицательной форме, чтобы «не сглазить», если пожелать удачи прямо.
Для самостоятельной работы ученикам ' можно предложить следующие выражения:
Разбитое корыто.
Блоху подковать.
А ларчик просто открывался.
А Васька слушает да ест.
От альфы до омеги.
Без руля и без ветрил.
Белая ворона.
Буря в стакане воды.
Волк в овечьей шкуре.
Ни кола, ни двора.
От доски до доски.
Бабушка надвое сказала. А воз и ныне там.
V_.trMb 11л НИЦ па ПСДсЛС.
Чтение вслух
Чтение вслух поможет воздействовать на речь и личность заикающегося. Для этого используются различные тексты, специально подобранные по степени сложности и определенному воспитательному воздействию. Чтение — наиболее доступный и удобный вид речевой тренировки для заикающихся. Многие из них считают, что оно .намного легче, чем любой другой вид речевых упражнений, так как читается готовый текст, не надо высказывать собственные мысли и вступать в общение. Для других сам процесс чтения вслух труден, особенно для тех, у кого была задержка речевого развития. Школьники среднего возраста, поступившие на логопедические занятия, безусловно, умеют читать. Однако они не владеют техникой правильной речи, вслух читают очень быстро, с ошибками, не договаривают или не согласуют слова. Они быстро утомляются, дыхание нарушается, появляются запинки. Обычно такое чтение невыразительное, без логических ударений и необходимой интонации. Паузы возникают не в соответствии с логикой текста, а в момент речевых судорог, когда прерывается* чтение. Кроме того, многие заикающиеся испытывают страх речи при чтении вслух перед своим классом или в присутствии любого слушателя, а тем более при чтении на заданное время. Поэтому логопеду приходится заново обучать чтению вслух, одновременно работая над техникой и выразительностью речи. В процессе чтения подростки учатся спокойному речевому темпу, правильному речевому дыханию, учатся верно делать паузы, четко и громко произносить ударные гласные в словах с тем, чтобы все произнесенное было понятно и с интересом воспринято слушателями.
Выразительность речи обеспечивается правильной интонацией. Без нее невозможна и живая разговорная речь. Интонация — это ответ говорящего на ситуацию разговора. Она выражает его чувства и мысли в момент речи, показывает отношение к тому, что он спрашивает, сообщает, приказывает и т. д. Естественная интонация возникает, если, читая вслух, мы вступаем в общение со слушателями и стараемся вызвать у них определенные эмоции и мысли.
У предложений различных типов интонация своеобразна. Так, на конце повествовательных предложений голос заметно понижается, показывая, что мысль закончена. А в вопросительных предложениях обычно тон заметно повышается на вопросительном слове. Понижение же голоса на конце фразы здесь не так заметно. Это указывает на то, что завершение мысли предполагается в ответе.
Воспитывая новый речевой навык в процессе чтения, заикающиеся учатся правильно использовать определенную интонацию. В это время полезно дать им послушать пластинки с записями чтения литературных произведений. Можно указать какую-либо телепередачу, посмотрев которую, они расскажут, что полезное для себя наблюдали в речи, в манере держаться выступающих.
Логическое ударение, т. е. выделение главного слова в предложении голосом и усилением выдоха, делает более яркой и понятной главную мысль высказывания. Оно ставится по желанию говорящего, но требует предварительного обдумывания. Очень важно правильно сделать логическое ударение, так как в противном случае изменится выступающих.
«Группа лыжников дошла до полюса». Подчеркивается мысль о коллективном походе.
«Группа лыжников дошла до полюса». В этом варианте показано, что цель достигнута... И т. д.
В коротком предложении делается одно логическое ударение, в длинном — несколько.
Выразительность чтения обеспечивается также логическими паузами. Длинные предложения делятся на смысловые отрезки, чтобы читающему правильно воспроизводить текст, а слушателю — правильно воспринимать его. При чтении смысловые отрезки разделяются паузами разной продолжительности. В середине фразы паузы короче, в конце — длиннее. Иногда длинные паузы бывают и в середине предложения, если говорящий желает обратить особое внимание слушателей, когда есть противопоставление или определенный подтекст. Например:
Я пригласил вас, господа, / с тем, чтобы сообщить вам / пренеприятное известие: // (длинная пауза) к нам едет ревизор!
Сказано — // сделано!
Знайка дорожкой бежит, /Незнайка //на печи лежит.
Пауза — это важный момент в общении. Часто во время наступившей паузы собеседники как бы молча досказывают друг другу то, что не прозвучало в разговоре. При неверной паузе нарушается основная мысль предложения. Вот, например, два предложения из повести А. Пушкина «Капитанская дочка»:
Ямщик ходил кругом, / от нечего делать улаживал упряжь. //Савельич ворчал. / Я глядел во все стороны.
Если изменить знаки препинания и паузы, совершенно изменится смысл этих предложений:
Ямщик ходил кругом от нечего делать / Улаживал упряжь Савельич / ворчал я / глядел во все стороны.
Выразительное чтение вслух позволяет решать разные задачи. Прежде всего, читая по речевым правилам, заикающийся слышит свою легкую, красивую речь и убеждается, что может говорить так же хорошо. По мере овладения техникой выразительного чтения подростки освобождаются от речевого страха, так как привыкают читать вслух в присутствии разных слушателей. Чтение расширяет круг их представлений и объем знаний, обогащает речь новыми языковыми конструкциями, образами, сравнениями, помогает уточнять собственные высказывания. Чтение вслух используется логопедом для стимуляции общения. Вначале это вопросы и ответы друг другу по прочитанному тексту. Затем учащиеся дают оценку качеству чтения своих товарищей. Позже логопед побуждает подростков к развернутому высказыванию о содержании прочитанного текста,
о мыслях и чувствах, возникающих при этом. Подростки обмениваются своими впечатлениями о прочитанном, советуют друг другу познакомиться с какой-либо статьей, книгой и т.д.
Методика обучения чтению
Прежде всего логопед подбирает соответствующий материал для чтения. Тексты должны быть доступны ученикам по содержанию и языку, быть занимательными и поучительными. Желательно, чтобы логопед подготовил подростков к восприятию данного материала: в краткой беседе пояснил им основную мысль произведения, побудил к собственным выводам, направил к пониманию подтекста. Для первого чтения подбирается небольшой текст или зачитывается часть произведения. Учащимся предлагается принять позу покоя, расслабиться и внимательно слушать логопеда, смотря на него. Четкое, неторопливое чтение логопеда облегчит восприятие текста и одновременно послужит образцом правильной речи. Логопед стремится вызвать у своих слушателей определенные эмоции и представления. Тогда при самостоятельном чтении у подростков появится стремление подражать такому выразительному чтению, что естественно приведет к соблюдению речевых правил, вызовет соответствующие интонации. После чтения логопед задает вопросы, чтобы выявить; как ученики поняли прочитанный текст, какое впечатление произвела на них речь логопеда. При необходимости раскрывается смысл незнакомых слов. Затем логопед раз-ь'ясняет, что для правильного чтения необходимо разметить текст. При этом пользуются определенными знаками: ударные гласные в каждом слове выделяются небольшой черточкой над соответствующей буквой, паузы обозначаются вертикальной чертой в конце предложения или смыслового отрезка, слитность произношения слов в предложении — небольшой горизонтальной скобкой между ними. Слова, несущие логическое ударение, подчеркиваются горизонтальной чертой.
Для чтения вслух ученикам раздаются одинаковые книги или листы с отпечатанными текстами. Затем логопед повторно читает текст, ученики внимательно слушают и одновременно размечают текст.
Логопед напоминает, что короткие предложения произносятся целиком