Для свободного речевого общения
Мышечная и психическая релаксация этого цикла тренировок проводится в три этапа.
/ этап. Вы уже можете внушить себе расслабление мышц всего тела и речевого аппарата, используя навыки расслабления по контрасту-с напряжением. Вы уже чувствуете приятную расслабленность речевого аппарата, когда сосредоточиваетесь во время сеанса релаксации. Но вам нужно так научиться, управлять собой в любой обстановке. Надо уметь внушать себе определенные формулы правильной речи, уверенного и свободного общения, чтобы это вошло в привычку. Кроме того, многое будет зависеть от вашего отношения к себе. Будьте уверены в себе. Почаще вспоминайте о тех случаях, когда вы были чем-то увлечены, чувствовали себя раскованно, легко и свободно говорили на интересующую вас тему и все слушали вас с удовольствием. В такой обстановке вы не думали о своем дефекте и речь лилась сама собой. Во время сеанса релаксации представьте себе это состояние легкости и приподнятости настроения, и тогда формулы внушения будут иметь большую силу.
Примите позу покоя. Вдох — выдох (2 раза). Закрыть глаза. Внимательно слушайте. Мысленно несколько раз повторяйте каждую формулу. Я успокаиваюсь. Дышится легко. Я спокойна. Я совершенно спокойна. Я собранна, сосредоточена. Приятная расслабленность и тепло окутывают все тело. Речевой аппарат расслаблен. Расслаблены нижняя челюсть... губы... язык. Приятный покой и расслабленность, как будто я сплю. Я спокойна. Я совершенно спокойна.
Вспомните особенно радостный и удачный случай из своей жизни. (Пауза.) У меня хорошее настроение. Я всегда спокойна и сосредоточена. Моя речь улучшается с каждым- днем. Я говорю четко и легко. Хорошие ответы в школе радуют меня. Я спокойна и уверена в себе. (Пауза.) Я приятно отдохнула. Настроилась четко, красиво говорить. Глубоко вдохнуть! Руки прижать к груди! Потянуться! Выдохнуть! Открыть глаза! Улыбнуться друг другу!
Логопед подводит итоги:
— Вы внушали себе приятное расслабление во всем теле, и эти ощущения появились по вашему желанию. Вы узнали новые и повторяли уже известные ранее формулы правильной речи и уверенного поведения. Сейчас каждый расскажет о" том, что он чувствовал во время релаксации. Дома повторите два сеанса релаксации самостоятельно, а вечером на ночь под руководством родителей. Запомните три новые формулы внушения и обязательно включите их в сеанс релаксации.
Затем логопед просит подростков ответить на вопросы:
1. Удалось ли успокоиться?
2. Отвлекали ли посторонние мысли и шум?
3. Ощутили ли расслабленность рук, ног, хотя не давалось специальных формул для их расслабления?
4. Был ли расслаблен речевой аппарат?
// этап. Вы уже заметили, что на сеансах релаксации от занятия к занятию вам все легче сосредоточиться и расслабиться. Вы убеждаетесь, что речью и настроением можно управлять. Вспоминайте почаще, что в жизненных ситуациях и на уроках в школе вы можете погасить напрасное волнение, что умеете говорить правильно, уверенно, соблюдая правила красивой речи. Ваша речь освобождается от ошибок, исчезает напряженность и зажатость.
Сегодня мы познакомимся с новыми формулами внушения. Важно закрепить в сознании, что новая, правильная речь удобна для вас и для ваших собеседников. Постарайтесь запомнить новые команды, чтобы они всегда помогали вам красиво и правильно говорить.
Примите позу покоя. Вдох — выдох (2 раза). Закройте глаза. Слушайте и проговаривайте каждую формулу по нескольку раз. Я успокаиваюсь. Дышится легко. Я спокойна. Я совершенно спокойна. Приятный покой и расслабленность, как будто я сплю. Речевой аппарат полностью расслаблен. Я спокойна и собранна. У меня хорошее настроение. Я говорю четко и свободно. Хороши^ ответы в школе радуют меня. Легко и удобно говорить на выдохе. Я опираюсь на ударные гласные. Я отдыхаю во время пауз. Паузы помогают мне расслабиться. Паузы помогают мне собраться с мыслями. Во время паузы легко думается. Мою речь приятно слушать. Я забываю старую речь. (Пауза.) Глубоко вдохнуть. Руки прижать к груди! Выдохнуть! Открыть глаза! Улыбнуться!
Логопед подытоживает:
— Сегодня вы продолжали вызывать состояние покоя и расслабленности во всем теле. Внушали себе хорошее настроение, умение говорить легко и свободно, используя правила речи. Дома проведите 3 сеанса релаксации самостоятельно и под руководством родителей. Запомните новые формулы, включите их при релаксации и применяйте их в свободной речи в течение дня.
В заключение подростки отвечают на вопросы:
1. Были ли вы спокойны?
2. Появилось ли у вас состояние расслабленности во всем теле?
3. Расслабился ли ваш речевой аппарат?
4. Какие команды для уверенного поведения и хорошей речи вы запомнили?
/// этап. С каждым днем вы все больше привыкаете говорить по-новому. Постарайтесь забыть* свою старую речь. Постепенно в разговоре с любым собеседником сохраняйте спокойствие, применяйте известные правила речи. А для того чтобы всегда чувствовать себя уверенно, придумывайте собственные формулы. Например, если кто-то еще теряется при разговоре с учителем, можно в сеанс включить такие формулы: «Я смело смотрю на учителя, отвечая урок. Учителя понимают и терпеливо слушают меня».
Если кто-то из вас еще волнуется перед тем как начать говорить, то следующие формулы помогут избавиться вам от этой неуверенности и страха: «Ребята понимают меня, и это помогает мне. Мне легко общаться с людьми». (Пауза.)
Примите.позу покоя.-Закройте глаза. Вдох — выдох (2 раза). Внимательно слушайте и мысленно проговаривайте каждую команду (формулу) несколько раз. Я успокаиваюсь. Дышится легко. Приятный покой и расслабленность. Речевой аппарат полностью расслаблен. Мой речевой аппарат послушен. Я спокойна и собранна. У меня хорошее настроение. Я говорю четко и свободно. Легко и удобно говорить на выдохе. Я опираюсь на ударные гласные. Согласные звуки скользят легко, без напряжения. Я отдыхаю во время паузы. Я спокойна и собранна. Я смело смотрю на учителя, отвечая урок. Всем нравится моя новая речь. Ребята понимают меня, и это мне помогает. Легко общаться с людьми. Я всегда говорю правильно. Мне легко и приятно говорить по-новому. (Пауза.) Глубоко вдохнуть. Руки к груди прижать, потянуться. Выдохнуть! Открыть глаза. Улыбнуться!
Дома проводите ежедневно 3 сеанса релаксации. Запомните новые формулы и включите собственные формулы самовнушения. Применяйте их в течение дня.
Заключительная беседа логопеда со школьниками
— Закончился курс релаксации. Вы научились отличать расслабление от напряжения определенных групп мышц. Теперь вы можете определить, в какой части вашего" тела или речевого аппарата возникает чрезмерная напряженность, зажатость.
Вы уже умеете освобождаться от этого неприятного, неудобного состояния с помощью релаксации этих групп мышц. Вы теперь умеете пользоваться самовнушением, можете управлять своим настроением. В любых условиях специальные формулы самовнушения помогут вам. Все вы стали более спокойными, уверенными, собранными, избавились от страха речи, быстрее усваиваете школьный материал. Теперь вам легче учиться и интереснее жить.
Спортсмену, чтобы быть всегда, в форме и добиваться высоких показателей, необходима ежедневная тренировка. Не только спортсмены, но и солисты балета, музыканты, люди многих других специальностей постоянно по многу часов должны тренировать свои мышцы, совершенствовать приобретенные навыки и воспитывать свою волю. Вот так и вы, чтобы не потерять навык расслабления, который помогает вам во время речи, ежедневно занимайтесь релаксацией и самовнушением. Начинайте и заканчивайте свой день сеансами релаксации. Однако не всегда есть условия для проведения релаксации в полном объеме. Например, вас неожиданно вызвали отвечать урок и вы начали волноваться. Пока идете к доске, даже за это короткое время можно справиться с волнением. Внутренне соберитесь, мысленно дайте себе волевые команды: «Спокоен. Хорошо знаю урок. Речевой аппарат расслаблен и послушен мне...» Мобилизуйте свое внимание на содержание урока. После такой микрорелаксации вы успокоитесь и хорошо ответите урок.
Помимо обычных сеансов релаксации в течение дня следует пользоваться микрорелаксацией, т. е. мысленно проговаривать себе команды, чтобы расслабиться, вспоминать и применять определенные
формулы. Это нужно, чтобы не волноваться в магазине, чтобы собраться и задать вопрос незнакомым людям. Можно успеть сделать микрорелаксацию перед разговором по телефону, перед выступлением на классном собрании и т. д. Для такой работы нужны крепкая воля и умение сосредоточиться. Вы уже многого достигли и продолжайте дальнейшее самовоспитание. Почаще вспоминайте о своей хорошей речи, об удачных ответах в школе, о своих успехах в спорте и т. д. Поддерживайте у себя радостное настроение. А отдельные неудачи в жизни или ошибки в речи значения не имеют. Продумайте и напишите собственные формулы самовнушения для релаксации. (Привожу примеры.)
1. Я проснулся в хорошем настроении.-
2. Сегодня интересный день: соревнования школьных команд (поездка в цирк, дискотека, кружок авиамоделистов и т.д.).
3. Хорошо подготовился к урокам.
4. Учителя довольны моими ответами.
5. Учиться интересно.
6. У меня хорошие отношения с родителями.
7. Всегда и со всеми говорю легко.
Со временем благодаря постоянным занятиям релаксацией у вас появится умение быстро себя успокаивать и снимать избыточное напряжение мышц. Ваша речь не ■ будет зависеть от не всегда благоприятных условий. Речь и настроение 'будут подвластны вам. Запомните девиз: «Человек все может».
Заключительная беседа с родителями
— Закончился курс релаксации. Вы могли убедиться, как необходимо вашим детям научиться снимать напряжение мышц и волнение при речи в любых ситуациях. Они уже умеют определять, в какой группе мышц (артикуляционных, дыхательных и др.) появляется чрезмерное напряжение, "мешающее свободной речи. Теперь они уже могут произвольно вызвать расслабление этих'мышц и таким образом помочь себе при проявлении заикания.
Вы также заметили, что в результате сеансов внушения они стали спокойнее, увереннее в себе, легче вступают в речевой контакт, лучше излагают свои мысли. Они стали более внимательными, собранными, им легче учиться.
Школьники, которые раньше были раздражительными, нетерпеливыми, стали уравновешеннее и терпеливее относиться к людям, улучшились их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Приобретенные детьми навыки расслабления мышц и элементарное самовнушение необходимо тренировать и закреплять их в повседневной жизни, чтобы они стали привычными, автоматическими.
Присутствуя на сеансах релаксации, вы- получили необходимый опыт для самостоятельного проведения релаксации с вашими детьми.
Многие подростки не могут долго самостоятельно работать над собой, не у всех еще достаточно окрепли воля и характер. Вам придется выполнять роль «домашнего логопеда», чтобы приобре-
тенные навыки стали привычками. Своей спокойной, четкой речью вы не только будете успокаивать детей, но и поможете им удержать новый речевой навык. Вы теперь уже лучше замечаете, когда появляется напряжение у них в артикул яторно-дыхательном аппарате, и сможете вовремя напомнить: «Успокойся, расслабься». Они расслабятся, получат возможность говорить без запинок, не задерживая дыхания.
Сеансы релаксации следует, как и раньше, проводить 3 раза в день. Убеждайте детей, что занятия релаксацией помогают и необходимы им. Желательно, чтобы 2 раза они проводили релаксацию самостоятельно, а вечером .перед сном под вашим руководством. Сама поза покоя становится условно рефлекторным сигналом к расслаблению. При систематических тренировках с каждым днем быстрее наступает расслабление в различных группах мышц и все глубже становится состояние общего спокойствия. Все более внушаемыми становятся школьники. Очень важно, чтобы на ночь вы ежедневно проводили с ними сеанс внушения. Включайте новые формулы. Вы лучше знаете своего ребенка и определите, какие черты характера ему необходимо развивать, при каких обстоятельствах он нуждается в моральной поддержке. Например, если подросток волнуется и боится предстоящего экзамена, то включайте такие формулы: «Я хорошо подготовлен к экзамену. Я справлюсь. Я уверен в себе и на экзамене буду хорошо отвечать».
Если подросток неуверенно чувствует себя среди сверстников, очень застенчив, то для внушения предложите ему следующие формулы: «Я становлюсь все смелее и увереннее в себе», «Я смелый, и любое дело мне по плечу», «Я много знаю, и ребятам интересно со мной».
Некоторые подростки отказываются выполнять ваши поручения, так как боятся говорить в разных учреждениях: в магазинах, на почте, в аптеке, в поликлинике и т. д. Им помогут следующие формулы: «Мне нечего стесняться», «На почте работают обычные люди», «Я смогу говорить с ними четко и свободно», «Моя застенчивость проходит».
Подросткам, у которых устойчивый страх речи, рекомендуются следующие формулы: «Я раскован и уверен в себе», «Всегда говорю смело и уверенно», «На уроках английского языка говорю так же легко, как и дома».
Новые формулы следует закреплять на практике. Предложите вашим детям задавать вопросы прохожему, чтобы они уб'едились, что могут свободно говорить в любых ситуациях, и при этом пусть они мысленно внушают себе: «Я всегда говорю смело, уверенно. Мне легко говорить с незнакомыми».
Такая практика речевого общения поможет им приобрести раскованность и уверенность в себе.
Предложите в магазине подросткам самим выбрать нужную вещь. При этом неизбежно возникнет диалог с продавцом. На первых порах помогите своему ребенку наладить речевое общение, но не стремитесь все говорить за него. После покупки похвалите его за хорошую речь,
за умение побороть свою застенчивость. Тогда в следующий раз он охотно выполнит самостоятельно любые ваши поручения. Попросите помочь вам, «пока вы заняты»,— позвонить по телефону и пригласить гостей на семейное торжество. Отметьте, как он остроумно, интересно общался по телефону. Используйте возможность косвенного внушения. В присутствии своего ребенка человеку, с мнением которого он считается, расскажите о том, каким сын стал самостоятельным и как хорошо и свободно говорит. Побеседуйте с теми преподавателями, на чьих уроках у него бывают запинки и страх речи. А потом расскажите своему сыну,-что учитель заметил, как улучшились его успеваемость и речь. И в этом ему помогло самовоспитание (расслабление мышц и самовнушение). Почаще, как бы мимоходом давайте своим детям почувствовать, что они уже не так беспомощны в.речи, как раньше, у них есть воля и умение управлять собой и речью.
Постарайтесь постоянно создавать радостно-ненапряженную обстановку в семье, какое бы ни было у вас настроение. Как бы вы ни устали, переступая порог дома, улыбнитесь, спокойно * и ласково обратитесь к своим близким. Это сразу создаст теплую атмосферу. Если даже ваш ребенок хмурый, -раздраженный и сообщил вам неприятную весть, не усугубляйте его плохое настроение собственной отрицательной реакцией. Вспомнив успокаивающие формулы релаксации, вы сумеете сохранить душевное р.авновесие и свое,
и своего ребенка.
Лучше не ругать за неуспеваемость в школе, а постараться вызвать интерес к нелюбимому предмету. Улучшить контакт с подростком поможет умение родителей вовремя выявить и направить его интересы. Постарайтесь увлечь его шахматами, фотографией, турпоходами и т. д. Родители, занимаясь с детьми любимым делом, вы сумеете закрепить навыки правильной речи и релаксации.
В заключение отметим, что предлагаемые в этой главе формулы внушения могут меняться в зависимости от психических особенностей и уровня интеллектуального развития школьников. Релаксация по данному образцу проводится не только с учащимися 5—7 классов. Приведенные здесь формулы в упрощенном виде могут использовать школьники 5 класса, и наоборот, внеся соответствующие дополнения, их могут применять учащиеся 9 класса.
При налаженной работе дома подростки смогут хорошо владеть целенаправленным самовнушением. Тогда ранее привычные мысли о заикании и сопровождающий их страх речи.будут вытесняться мобилизующими, успокаивающими формулами о смелом речевом общении и красивой речи.
СЛОВО ЛЕЧИТ
Известно, что заикание — сложное речевое расстройство, которое имеет разные причины возникновения и формы проявления. Его основные формы — невротическое, неврозоподобное и смешанное. У заикающихся подростков чаще наблюдается смешанная форма. Это объясняется особенностями переходного возраста. Однако при всем внешнем многообразии этого речевого дефекта существуют общие признаки заикания: судороги речевого аппарата, расстройство дыхания, сопутствующие движения, боязнь речевого общения и др.
Учитывая все это при формировании нового речевого навыка, логопед использует различные приемы обучения технике правильной речи, а также психотерапию. Содержание психотерапевтических бесед определяется составом логопедической группы и возрастными особенностями каждого ученика.
У школьников среднего возраста часто усиливается заикание и развиваются болезненные изменения личности. У многих в это время закрепляется страх речи. Ранее он возникал лишь в наиболее ответственных ситуациях. Со временем волнение и страх стали появляться не только в момент речи, но и в ситуации ожидания предстоящего общения. Постепенно страх речи делается навязчивым. Школьники постоянно думают о своих речевых неудачах. Это отражается на содержании их высказываний. Они говорят то, что могут произносить без запинок. Некоторые даже отказываются отвечать перед одноклассниками, тогда учителя устные ответы заменяют письменными. Это еще более укрепляет мысль заикающихся о собственной неполноценности и невозможности говорить как другие.
Обострение речевого дефекта вызвано своеобразием переходного возраста, который характеризуется бурным неравномерным ростом и развитием всего организма. У подростков может повышаться кровяное давление, возникают головные боли, головокружение, сердцебиение, отмечается повышенная утомляемость как следствие неравномерного развития сердечно-сосудистой системы. Неокрепшая нервная система не выдерживает воздействия множественных раздражителей и часто от состояния торможения, переходит в состояние длительного возбуждения. У школьников этого возраста проявляется эмоциональная неустойчивость: общительность сменяется нелюдимостью, веселое настроение — тоской, даже слезами. Многих отличает резкость и грубость. Часто повышенная самонадеянность сочетается с застенчивостью, неуверенностью в себе. Как свидетельствуют опросы учеников логопедических групп, именно в переходном возрасте они осознали себя заикающимися. Это тем более опасно, что в дальнейшем под гнетом постоянных мыслей о собственном заикании формируется личность с заниженной
самооценкой. Такие люди постоянно ждут от жизни только плохое. Многие считают, что им ничто не может помочь, и не стремятся избавиться от речевого дефекта. Поэтому очень важно как можно раньше разрушить эти представления о себе, вселить уверенность, воспитать чувство собственного достоинства. Эти задачи могут быть разрешены в процессе длительного психотерапевтического воздействия.
Косвенное психотерапевтическое воздействие заикающиеся подростки испытывают с первых шагов в логопедическом учреждении. Это окружающая обстановка, соответствующее оформление логопедического кабинета, поведение логопеда в процессе занятий, ,его доброжелательность, манера держаться без суеты, спокойная речь. Налаженный щадящий режим также устраняет неблагоприятные факторы при общении подростка в школе и в семье. Оздоравливаю-щее воздействие оказывают положительные эмоции, которые и логопед, и родители стремятся вызвать у школьников.
Прямая психотерапия осуществляется путем разъяснения, убеждения, внушения. Она опирается на особое значение слова для человека. Это не просто звуковой сигнал. Слово может вызвать у человека такую же реакцию, как реальные события. Сообщение, о радостном событии создает хорошее, приподнятое настроение. Рассказ о смешном случае вызывает улыбки, о несчастье — слезы. Влияние слова на человека могущественно и многообразно. Им нужно пользоваться очень бережно и обдуманно, чтобы не повредить заикающемуся. Об этом должны постоянно помнить все взрослые (родители, учителя, знакомые), которые воспитывают подростка.
Логопед «лечит» словом буквально с первого знакомства со своими учениками. Его внимание к подростку, манера говорить оказывают положительное воздействие. Даже простая возможность выговориться необходима заикающимся и приносит им облегчение. Подростки перестают воспринимать свой дефект как жизненную катастрофу и охотнее принимают предложенную программу исправления речи. Логопед объясняет причины ошибок в речи, убеждает, что они устранимы. Сделать это нетрудно, если соблюдать определенные правила. Для большей убедительности приводятся письма и отчеты подростков, исправивших свою речь. В течение всего курса логопедических занятий логопед объясняет конкретную пользу каждой речевой установки и нового упражнения. Все эти разъяснения оказывают определенное психотерапевтическое воздействие.
Каждое логопедическое занятие начинается сеансом мышечной релаксации, сопровождаемой внушением, что является одним из видов психотерапии. Кроме того, регулярно проводятся специальные коллективные психотерапевтические беседы. Их цель — изменить отношение заикающихся к своему дефекту, к факторам, вызывающим приступы заикания и волнения, объяснить способы исправления речи, вселить веру в успех логопедических занятий. С каждым подростком проводятся также индивидуальные беседы. При этом логопед учитывает особенности и свойства психики школьника, его темперамент, характер и т.д.
Особое внимание следует уделять возбудимым, впечатлительным,
чрезмерно общительным подросткам. Достигнув определенных успехов, они нередко утрачивают интерес к речевым занятиям. В таких случаях во время беседы логопед, похвалив своего собеседника за успехи, убеждает его, что необходимо продолжать работать над своей речью и постоянно внушать себе: «Я уверен в себе и могу говорить всегда четко и правильно. Мне нравится моя новая речь. Но чтобы говорить еще лучше, мне нужно больше заниматься, настойчивее работать над своей речью».
Если .же подростки замкнуты, застенчивы, пассивны, если они быстро утомляются, избегают речевого общения, отличаются мнительностью, ранимостью, то лучшими средствами воздействия на них являются поощрение, похвала, одобрение. На каждом занятии можно найти соответствующий повод. Даже если речь подростка была недостаточно плавной и свободной, то можно сказать примерно следующее: «Сегодня ты говорил (а) значительно увереннее, смелее, чем раньше. И вообще с каждым днем твоя речь становится легче, свободнее. Ты, наверное, и сам(а) заметил(а), что стал(а) увереннее общаться с другими ребятами в группе. И они с удовольствием слушают тебя». Такая оценка логопеда внушает подростку уверенность, укрепляет волю, мобилизует его к дальнейшей работе.
Источником индивидуальных бесед с заикающимися школьниками служат наблюдения логопеда за их речью, записи в дневниках и рассказы подростков о том, как они говорят в школе, с родителями, товарищами и т.д. Иногда на логопедических занятиях проводятся беседы о жизни самих подростков и их близких, об их впечатлениях, интересах, досуге, увлечениях.
Нередко у заикающихся возникает потребность поговорить с логопедом после занятий. Доверительный разговор наедине позволит подростку почувствовать себя более раскованным и откровенным. В ходе таких бесед логопед получает информацию о причинах заикания, что помогает ему найти правильные средства воздействия на подростка.
Одним из видов психотерапии является отвлечение заикающиего-ся от речевого дефекта. Все игровые приемы, сценки, занимательные уроки и т. д. выполняют эту задачу. Увлеченно играя, подростки отвлекаются от угнетающей мысли о возможных запинках.
Особый эффект имеет косвенное внушение. Иногда логопед сознательно говорит об успехах исправления речи не самому подростку, а его родителям, товарищам по группе, присутствующему на занятиях другому специалисту. Причем логопед делает вид, что самого адресата не замечает. Такие слова, услышанные как бы нечаянно, оказывают соответствующее психотерапевтическое воздействие на заикающегося, вселяют веру в себя.
Большое значение для каждого ученика имеют отзывы о его речи товарищей по группе. В период активизации речи логопед предлагает подросткам внимательно слушать друг друга и давать оценку их выступлениям. Предварительно он показывает, как следует давать оценку речи: сначала важно отметить успехи, а потом указать на недостатки.
Положительное влияние на речь и нервную систему подростков оказывает микроклимат в логопедической группе: внимание, взаимоподдержка, добрые отношения между подростками. Преимущество исправления речи в группе проявляется в том, что ученики постоянно видят положительные примеры. Речевые успехи школьников хорошо ■воздействуют на отстающих, внушают им веру в возможность достижения таких же результатов. Групповой метод'дает возможность логопеду варьировать задания во время занятий с учетом психологических особенностей и речевых возможностей каждого ученика. Подросткам необходимо убедиться, чте они могут хорошо говорить, поверить в себя. С этой же целью логопед приглашает на занятия своих бывших учеников, избавившихся от заикания, зачитывает их письма и отчеты, дает прослушать магнитофонные записи их речи.
Особое психотерапевтическое воздействие на личность заикающихся оказывают регулярные магнитофонные записи речи учеников и прослушивание их в течение всего курса логопедических занятий. Для сравнения прослушиваются записи речи разных периодов. Ниже приводятся образцы психотерапевтических'бесед.
Пройдет ли заикание?
С самого начала нашего знакомства стало ясно, что иногда вы совсем не заикаетесь. Вспомните, бывают периоды — несколько дней, даже месяцев, когда вы говорите совершенно свободно. Летом во время отдыха очень часто вообще забываете о своих запинках. Однако после болезней, при переутомлении, после различных огорчений и при чрезмерном возбуждении ваша речь снова нарушается. Заикание усиливается, если вы волнуетесь, торопитесь говорить, не успеваете подумать. При этом вас затрудняет произношение некоторых звуков в словах, хотя в спокойном состоянии эти же звуки произносите вы совершенио правильно, четко и естественно. Такие затруднения в речи повторяются и могут закрепиться.
Вас интересует, пройдет ли заикание? Само по себе это случается редко. Но от заикания можно избавиться. И это вам по силам. Посмотрите на себя со стороны. Вы сообрааительны. Много уже знаете. Успешно занимаетесь в школе. Некоторые из вас отличные спортсмены. Другие проявляют массу выдержки и терпения, занимаясь в изостудии, в шахматных секциях и т. д. Всегда добиваетесь того, чего хотите. Это также относится и к речи. Новая речь возникает не сразу. Придется терпеливо и настойчиво тренироваться, чтобы научиться всегда говорить спокойно, четко, красиво!
Проявите такое же стремление к победе, как спортсмен, который укрепляет свои мышцы, совершенствует работу всего своего тела и закаляет свою волю постоянными тренировками. Вспомните Валерия Брумеля. После тяжелых травм и нескольких операций, благодаря длительным тренировкам и невероятному упорству он вернулся в спорт. Или воздушная гимнастка Нина Вернадская, которая во время выступления в Нью-Йорке выполняла сложнейшие
элементы своей программы на большой высоте без страховки и сорвалась. При падении она получила тяжелые травмы и сотрясение мозга. Как только появилась возможность, преодолевая сильные боли, она приступила к тренировкам. Люди, постоянно подверженные большим физическим и психологическим нагрузкам, никогда не надеются на счастливый случай — они тренируются, работают. Они понимают, что помочь тебе готовы многие, но главный помощник себе ты сам.
Вскоре Нина вновь смогла выступать. Самое трудное, что ей предстояло после выздоровления,—это борьба со страхом, который навалился на нее перед первым выходом на манеж, на сцену. Она и это сумела преодолеть. Она узнала, что силы человека неисчерпаемы. Даже когда кажется, что их уже нет, что они исчерпаны, они есть.
За свое огромное мастерство и большие достижения в области циркового искусства Нина Вернадская была удостоена высокой награды1.
И вам, ребята, предстоит укрепить свой характер и выработать новые черты: целеустремленность, волю, сознательное отношение к работе над речью, жизненную активность и чувство собственного достоинства. Для достижения большой цели человек мобилизует все свои внутренние силы, а возможности его неисчерпаемы. Ученые доказали, что в повседневной жизни человек использует лишь 1/3 резервов своего организма. Значит, желая исправить речь, вы сумеете подключить свои неиспользованные ранее резервы. Если ты считал себя нерешительным, застенчивым учеником, поверь в себя. Преодолевай стеснительность, и у тебя укрепится воля, появится уверенность. Твоя речь была непонятной, монотонной, быстрой — постарайся говорить четко и не спеши, и тебе самому будет приятно и радостно общаться, когда тебя все слушают.
Каждый сможет победить заикание, если проявит волю, упорство и постоянно будет говорить по-новому. Все время контролируйте себя. У вас заложены от природы возможности нормальной речи. Сейчас на занятиях вы получили правильную психологическую установку. Вы сможете освободиться от своего дефекта, если научитесь сами себе приказывать.
Самоприказ поможет вам преодолевать трудности в любых ситуациях. Каждый ли может овладеть этим? Безусловно, было бы только желание. Познакомьтесь с некоторыми выводами известного психолога Т. И. Агафонова и используйте их.
1. Не жди, когда тебе укажут, дадут задание,— будь сам инициативен.
2. Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир, кто способен самоприказывать.
3. Не забывай решительно и твердо приказывать себе тогда, когда надо преодолеть лень, робость, страх, дурное настроение.
4. Надо упорно побеждать все, что мешает достижению цели, прежде всего недостатки своего характера.
1 См.; Бочаров Г. Лучшее, что человеку выпадает,— М., 1982.
5. Силен тот, кто имеет власть над собой, кто умеет управлять собой1.
Вы в начале пути исправления речи, но есть много ваших старших товарищей, которые прошли этот путь и полностью избавились от заикания.
Вот Алеша К. поставил своей целью поступить в Московский университет имени М. В. Ломоносова. В первую очередь он долго и упорно совершенствовал свою речь: занимался техникой речи, релаксацией, много читал вслух, приучал себя постоянно говорить по-новому. Он исправил свою речь и поступил именно туда, куда стремился.
Другой наш бывший ученик через год после окончания логопедических занятий написал, что давно забыл о том, что он раньше плохо говорил. А для тех, кто только начинает исправлять речь, прислал следующие стихи:
Силой воли добьешься всего, И судьба пред тобой покорится. Знай, что счастия нет у того, Кто его не умеет добиться. •
Воля всегда нужна
Все вы уже умеете хорошо, свободно говорить. Эти успехи нужно так закрепить, чтоб в любых жизненных условиях вы чувствовали себя уверенно, смело и пользовались бы только новой речью. Надо сознательно отвыкать от старой речевой привычки и торопливости. Само по себе это не пройдет. Чтобы оставаться спокойными и сосредоточенно обдумывать высказывания, потребуются воля и внимание. Они вам необходимы не только для речи, но и для всей жизни. Воля в разной степени есть у каждого. Будем помнить, что главные ваши силы внутри вас, и вы можете преодолеть -любые трудности. Вы это и делаете в своей жизни постоянно: когда отвечаете урок, справившись со своим волнением, когда добиваетесь высоких результатов в спорте. Для некоторых становятся волевыми даже обычные повседневные поступки (телефонный разговор, покупки в магазине, ответы на вопросы незнакомых людей). «Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности. Не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю»,— говорил известный педагог и просветитель К. Д. Ушинский. Работа над собой всегда увлекательна. Ваша воля и речь укрепляются день ото дня, если вы не пассивны. Внутренне соберитесь, внушите себе, что вы сможете сами начать разговор с теми, кого раньше стеснялись.
Бывший ученик нашей группы Володя К- написал, что раньше он очень волновался и сильно заикался на уроках математики. Он получал плохие отметки и даже боялся учителя математики. Мы
посоветовали обратиться к педагогу на перемене с просьбой разрешить ему посещать факультатив по математике. Преодолев себя, Володя поговорил с учителем и начал посещать факультатив. Постепенно он увлекся математикой, стал лучше учиться, а главное — он почувствовал уверенность в себе, научился хорошо говорить. Эта победа над собой принесла ему радость и помогла избавиться от заикания и нерешительности.
А вот другой пример воспитания воли и работы над собой. Прославленный разведчик Н. И. Кузнецов во время Великой Отечественной войны, находясь в партизанском отряде, использовал каждую свободную минуту для постоянной тренировки. Он учился не только безукоризненно говорить, но и думать по-немецки, чтобы не выдать себя врагу, если попадет в плен. Он учился молниеносно выхватывать пистолет и так же быстро прятать оружие в карман. Учился прыгать, ездить на мотоцикле, в целях маскировки мгновенно падать.в канаву, а чтобы расслабиться и отдохнуть, даже приучал себя спать на ходу. Он сознательно отказался от обезболивания во время операции, чтобы суметь вытерпеть любую боль. Он говорил: «Разведчику нужен твердый характер. Человек делает свой характер сам!»1
Это подтверждает рассказ А. Лельевра «Самостоятельный».
Утром в Севастополе все, у кого каникулы, идут к морю. И каждое утро все видели на беговой дорожке городского стадиона невысокого роста мальчишку. Один, без партнера и тренера, он пробегал круг за кругом. Бег размеренный, дыхание ровное, движения точные — видно, бегает не первый день, не первый месяц. После бега делал несколько дыхательных упражнений, потом доставал тетрадку и карандашом что-то отмечал. И только потом шел к морю.
Однажды мы познакомились. Зовут мальчика Виталий Куприй. В Севастополь приехал к родственникам. У себя в школе Виталий занимается в секции легкой атлетики. На время летних каникул тренер дал задание: пробежать столько-то километров. Виталий определил число километров, которое он должен пробегать ежедневно, где бы ни находился — дома, в походе, в лагере.
Прошла половина лета. Он ни разу не нарушил графика. В спортивном, журнале увидел комплекс упражнений для занятий силовой гимнастикой. Самостоятельно разучил их и теперь ежедневно помимо бега занимается гимнастикой.
«Вот бы каждый так! — подумал я.— Сам себе отдает приказ и сам себя слушается. Самостоятельный человек».
А человеку всего одиннадцать лет.
Человек воспитывает себя в течение всей жизни. 'Можно воспитывать себя по-разному. Одни живут пассивно, неинтересно, тратят время впустую. Другие собранны, дисциплинированны, укрепляют свой организм и волю постоянной тренировкой. Эти люди много успевают в жизни и достигают поставленной цели.
См.: Рувинский Л.И.Дохлов СИ. Как воспитывать волю и характер,— 1988. н F "
1 См.: Ц е с с а р с к и й А. О чем говорил мальчик.— М., 1969.
Я сам себя победил!
Вы, наверное, замечали в своем окружении застенчивых подростков. Они неуверенны в себе, молчаливы, им трудно подружиться с кем-нибудь. Ребята считают