Тема 4.3. Ремонт деталей механизмов передачи движения.
Ремонт передач с цилиндрическими и коническими зубчатыми колёсами. Технические требования к цилиндрическим и коническим зубчатым передачам. Характерные неисправности в зубчатых передачах. Способы ремонта цилиндрических и конических зубчатых колёс: вставка зубьев, проточка и посадка новых зубчатых венцов, наплавка зубьев. Ремонт зубчатых колёс методом коррегирования.
Особенности ремонта деталей червячных передач.
Особенности ремонта деталей цепных передач.
Особенности ремонта шкивов.
Особенности ремонта распространённых муфт. Увеличение износостойкости деталей в процессе ремонта.
Оборудование, приспособления и инструменты, применяемые при ремонте деталей механизмов передачи движения. Контроль качества ремонта.
Практическая работа №14.
Разработка технологического процесса ремонта деталей механизмов передачи движения.
Литература: [2, с.235-246]; [5, т.1, с.297-433];[5, т.2, с.171-188]; [6, с.122-132]; [12, с.121-135].
Методические указания
С видами, конструкцией и расчетами деталей механизмов передачи движения учащиеся уже знакомы с курса «Техническая механика». Опираясь на эти знания необходимо изучить технологию восстановления данных деталей. Используя чертежи коробок скоростей, подач, приводов кривошипных машин и т.д., нужно усвоить конструкции деталей механизмов, их виды, способы установки на валы, условия передачи крутящего момента.
Зубчатые колеса при эксплуатации подвергаются воздействию значительных изгибающих, контактных и ударных нагрузок. Более интенсивному изнашиванию подвержены зубчатые колеса непостоянного зацепления — переключаемые шестерни коробок передач, изнашиваются преимущественно торцы зубьев. При капитальных и средних ремонтах зубчатых колёс с перечисленными дефектами, как правило, должны заменяться новыми, однако для небольших ремонтных предприятий, не оснащенных необходимым оборудованием для изготовления новых колёс, а также для зубчатых колёс большого диаметра и с большим модулем зубчатые колёса можно ремонтировать.
Изучение методов ремонта деталей механизмов передачи движения следует начать с требований к работе данных механизмов. Необходимо научиться разрабатывать технологические процессы восстановления деталей.
Вопросы для самоконтроля:
1. В каких случаях зубчатые колеса подвергаются ремонту?
2. Для чего применяются медные шаблоны при ремонте?
3. В чем сущность коррегирования зубчатых колес?
4. В чем состоит особенность ремонта червячных передач?
5. Ремонтируют ли цепи цепных передач?
6. Как проверяется величина натяжения цепи?
7. Для чего необходимо производить балансировку шкивов?
8. Установить способ ремонта для устранения износа канавок клинового ремня.
9. Установите дефекты, возникающие у втулочно-пальцевой муфты?
10. В чем состоит ремонт кулачковой муфты?
Тема 4.4. Ремонт деталей механизмов преобразования движения.
Ремонт ходовых винтов и гаек. Характерные дефекты и способы ремонта. Восстановление винтовых пар заливкой полимерными материалами и бронзой.
Ремонт деталей поршневой группы. Виды и причины износа цилиндров, поршней, колец и штоков. Допускаемые нормы износа. Способы ремонта деталей поршневой группы. Сборка и способы её контроля.
Ремонт кривошипно-шатунных механизмов. Неисправности: износ шатунных и коренных подшипников шеек вала, ослабление посадки пальцев и кривошипа, изгиб шатуна вала. Причины износа, нормы износа. Способы ремонта, сборки, регулирования и испытаний механизмов.
Ремонт деталей кулисного механизма. Оборудование, приспособления и инструменты для ремонта деталей механизмов преобразования движения.
Практическая работа №15.
Разработка технологического процесса ремонта деталей механизмов преобразования движения.
Литература: [2, с.246-252];[5, т.1, с.55-59];[5, т.2, с.161-165]; [6, с.132-140]; [7, с.108-113];[12, с.135-141].
Методические указания
Изучая данную тему, рекомендуется на токарных, фрезерных, радиально-сверлильных, строгальных, долбежных и др. станках, а также прессах, молотах и т.п. оборудовании ознакомиться с расположением деталей механизмов преобразования движения. Из курса «Техническая механика» учащиеся уже знакомы с видами и конструкцией деталей данных механизмов. Опираясь на эти знания необходимо изучить технологию восстановления данных деталей.
Винтовые механизмы состоят из двух главных деталей – винта и гайки. Изношенную трапецеидальную резьбу винта ремонтируют, если ее износ не превышает 10% первоначальной толщины витка нарезанием под ремонтный размер. Ремонт гаек производят только в случае, если резьба работает с небольшими нагрузками.
Кривошипно-шатунный механизм является наиболее распространенным из всей группы шарнирно-рычажных механизмов. Он предназначен для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, и наоборот. Ремонт деталей поршневых и кривошипно-шатунных механизмов обходится дороже, чем изготовление новых, поэтому в каждом конкретном случае судят о целесообразности и методе ремонта. Наибольший эффект достигается заменой изношенных деталей новыми, однако при ремонте крупных компрессоров, молотов детали ремонтируют
Кулисные механизмы являются разновидностью кривошипно-шатунных механизмов, их широко применяют в промышленном оборудовании, например в поперечно-строгальных и долбежных станках.
Дефектами деталей кулисного механизма является: износ поверхности паза кулисы; износ отверстий кулисы под серьги; износ поверхностей, скользящих в пазу кулисы и отверстия под ось ползушки в кулисном камне; ось ползушки; поверхность основания и боковые наклонные поверхности ползушки; направляющие на торце зубчатого колеса.
Вопросы для самоконтроля:
- Перечислите механизмы, предназначенные для преобразования вращательного движения в поступательное.
- Для чего в винтовых парах создается гарантированный зазор по сопрягаемых поверхностям?
- Какой способ ремонта винтового механизма будет экономичен, если в результате изнашивания пары винт-гайка увеличился люфт, не устраняемый регулировкой?
- Определите способы ремонта цилиндра КШМ.
- Как устраняется изнашивание бронзовой втулки верхней головки шатуна КШМ.
- Укажите способы восстановления изношенных шеек коленчатых валов.
- Перечислите дефекты, возникающие при эксплуатации кулисного механизма.