Девочка ответила: «Мои сестры сказали мне об этом». Это и есть знание.

Будда сказал, что желание есть страдание, а вы все время повторяете это. Это знание. Вы являетесь желающим, и вы никогда не видели, что желание является страданием. Вы просто слышали Будду. Это не годится. Вы просто напрасно расходуете свою жизнь и возможности. Вас может изменить ваше собствен­ное переживание; ничто другое вас не изменит. Знания не могут быть заимствованы. Будучи заимствованными, они являются просто фальсификацией. Они кажутся знаниями, но таковыми не являются. Но почему же мы следуем за Буддой или Иисусом - почему? Из-за своей алчности. Мы смотрим в глаза Будды, и они являются такими спокойными, что в нас пробуждается алчность, в нас возникает желание получить то же самое. Будда так блаженен - каждое мгновенье он в экстазе. Возникает желание стать подобным Будде. Мы тоже хотим находиться в таком состоянии.

Тогда мы все время спрашиваем, как Будда достиг этого, как это случилось. И это «как» порождает много проблем, потому что тогда Будда отвечает, что это случилось «при отсутствии желаний». И он прав, это действительно случается при отсутствии желаний. Но когда мы слышим, что это случа­ется при отсутствии желаний, мы начинаем практиковать отсутствие желаний, мы начинаем отбрасывать желания, и все эти усилия превращаются в желание быть подобным Будде.

Будда не старался быть подобным кому-либо другому; он не добивался состояния будды. Он просто пытался понять свое собственное страдание - и чем больше понимания опускалось на него, тем больше страданий исчезало. Затем, однажды, он пришел к пониманию того, что желание есть яд. Если вы желаете, вы становитесь жертвой; теперь для вас нет никакой возможности быть счастливым. Вы можете только надеяться – надеяться и разочаровываться, затем еще больше надеяться и больше разочаровываться: это становится для вас порочным кругом. А когда вы становитесь более разочарованным, вы еще больше надеетесь, потому что это является единственным утеше­нием. Вы все время уходите в будущее, потому что в настоящем вы всегда разочарованы, а разочарование приходит из-за вашего прошлого.

В прошлом это настоящее было будущим, и вы возлагали на него какие-то надежды. Теперь вы разочарованы. Тогда вы снова надеетесь на что-то в будущем, а когда оно станет настоящим, вы снова будете разочарованы. Тогда вы снова будете надеяться. Тогда будет еще больше разочарования, боль­ше новых надежд, а при большем количестве новых надежд еще больше разочарований. Это порочный круг. Это то, что называ­ется колесом сансары.

Но никакой будда не сможет дать вам свои глаза. И хорошо, что не может; в противном случае вы остались бы обманутым навечно. Тогда вы никогда не станете подлинным. Страдать полезно, потому что только благодаря страданию вы станете подлинным и реальным. Так что первое: двигайтесь вместе со своими желаниями так, чтобы вы могли понять, чем они на самом деле являются. В этом скрыто переживание любого страдания. Пусть оно раскроется перед вами. Только это явля­ется аскетизмом - только это является тапасчаръей.

Наропа говорил, что если вы можете быть бдительным, то каждое желание ведет вас к нирване, и в этом есть смысл, поскольку, если вы бдительны, то вы знаете, что каждое желание является страданием. А если вы обыщете каждый укромный уголок желания, то внезапно вы остановитесь. В этой остановке и заключается счастливый случай; он всегда здесь. Этот счастливый случай всегда ожидает вас, он просто ждет, чтобы встретиться с вами в настоящем. Но вы никогда не в настоящем, вы всегда мечтаете, вы всегда спите. Реальность оказывает вам поддержку; благодаря реальному вы живы, благодаря реальному вы существуете. Но вы все время уходите в нереальное. Нереальное гипнотизирует вас.

Я слышал одну еврейскую шутку. Два старых друга встре­тились после многих лет разлуки. И один из них сказал другому: «Я не видел тебя двадцать пять лет. Как поживает твой сын, твой мальчик Гарри?»

И другой ответил: «Вот мой сын; он великий поэт. Его голос слышен по всей земле, его песни поют, те, кто понимает в поэзии, говорят, что рано или поздно он станет нобелевским лауреатом».

Друг сказал: «Чудесно! А как поживает твой второй сын, Бэнни? Как он?»

И первый ответил: «Я так счастлив в отношении своего второго сына. Он лидер, великий политический лидер. Тысячи и тысячи следуют за ним, и я уверен, что рано или поздно он станет премьер-министром нашей страны».

Тогда друг сказал: «Боже мой! Как ты счастлив! А что ты скажешь о своем третьем сыне, Изе?»

Наши рекомендации