Порядок выполнения контрольной работы
Общие положения
1. Данные материалы содержат основные требования к выполнению и оформлению домашней контрольной работы, задания домашней контрольной работы по дисциплине «Редактирование служебных документов» в Государственном профессиональном образовательного учреждении «Харцызский технологический техникум» государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет» .
2. Домашняя контрольная работа представляет собой форму отчета по результатам самостоятельной работы студентов и демонстрирует уровень усвоения ими учебного материала.
3. Учебный курс предлагает совершенствование коммуникативных умений, связанных с использованием современных технологий составления и правки текстов документов; осознание принципов отбора языковых средств в соответствии с содержанием документа; формирование и корректировка профессиональных навыков составления и редактирования документов.
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
дисциплины студент должен:
- иметь представление:
· о редактировании, унификации и стандартизации служебных
документов;
- знать:
· основные понятия редактирования как формы деятельности;
· специфику делопроизводства;
· характерные способы и приёмы отбора языкового материала в
соответствии с задачами документационного обеспечения управления и архивоведения;
· языковые нормы официально-делового стиля;
· композицию документа;
· виды правки текстов;
· корректурные знаки;
- уметь:
· грамотно применять методы и технологии документной лингвис-
тической экспертизы;
· оперировать понятиями делопроизводства;
· пользоваться логическими правилами построения текста, а также
осуществлять систематическую работу по самообразованию, пополнению своих знаний, совершенствованию профессионально значимых умений и навыков;
- владеть:
· навыками составления и редактирования служебных документов,
работы со словарями и литературой по специальности, применения методов и средств речеведческих экспертиз.
Контрольная работа выполняется студентами в межсессионный период в письменной форме.
Оформление домашней контрольной работы
1. Контрольная работа включает: титульный лист; план; содержание ответов на вопрос плана; список ссылок на использованные источники, в том числе и нормативные, правовые акты, учебную и научную литературы, дату оформления работы и подпись студента.
Каждое задание следует начинать выполнять с новой страницы.
2. Контрольная работа должна быть выполнена в соответствии с тематикой. Использование материала, который не имеет отношения к поставленному вопросу, рассматривается как недостаток. Все дословные заимствования, которые используются в работе, должны оформляться в виде цитат и иметь соответствующие ссылки с указаниями автора и наименования источника информации, города и года его издательства, номеров страниц.
Ссылка и сноски по тексту необходимо оформлять в соответствии с правилами.
3. Порядок выполнения контрольной работы студентом определяется в соответствии с его порядковым номером в учебном журнале группы.
4. Контрольная работа выполняется рукописным текстом в тетради в линию. Если того требует задание, документы оформить на листах ф. А4 и вложить в тетрадь. Контрольная работа, которая выполнена неразборчивым почерком, может оцениваться как «неудовлетворительно».
5. Страницы контрольной работы должны быть пронумерованы. Номер страницы проставляется вверху листа по центру. На титульном листе номер не проставляется.
6. При написании работы в рукописном варианте используют только синие или фиолетовые чернила.
7. При выполнении заданий контрольной работы на листах формата А4 необходимо использовать 14 размер шрифта Times New Roman с межстрочным 1,5 интервалом и иметь поля: левое – 30 мм, правое -10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.
8. Список ссылок литературы включает в себя:
· нормативно-правовые акты;
· научную литературу и материалы периодики;
· справочную литературу (словари, справочники).
В список литературы включаются источники, которые были использованы студентами в процессе подготовки контрольной работы и те, на которые есть ссылка в работе.
Список ссылок составляется с учетом правил оформления библиографии.
9. После текста контрольной работы проставляется подпись студента и дата завершения выполнения им контрольной работы.
Критерии оценивания
Контрольная работа должна быть аккуратно оформленной (исключаются помарки, зачеркивания, сокращения слов) и главное – грамотной. Неряшливо выполненная работа с допущенными орфографическими, пунктуационными и грамматическими ошибками возвращается студенту на доработку.
В контрольной работе студент должен показать знание теоретического и практического материала, избрав один вариант. Ответы на теоретические вопросы должны быть лаконичными, конкретными.
Данные критерии включают в себя требования к оцениванию уровня подготовки студентов по дисциплине, позволяют делать выводы об уровне усвоения программного материала. При разработке их было учтено умение студентов:
· дифференцировать, интегрировать и унифицировать знания;
· применять понятия и категории деловой речи, языковые нормы;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· использовать лексические, морфологические, синтаксические нормы официально-делового стиля;
· русского языка в профессиональном общении;
· оценивать логические основы редактирования служебных документов;
· излагать материал грамотно и последовательно.
Оценка «5» (отлично)
Выставляется студенту, который безошибочно, всесторонне, в логической последовательности и обстоятельно ответил на вопросы, продемонстрировал правильное понимание материала, связь теории с практикой, доказательные выводы и обобщения, уместное использование терминологии. Возможны 1-2 неточности. Работа выполнена грамотно и аккуратно.
Оценка «4» (хорошо)
Выставляется тогда, когда студент самостоятельно, с пониманием воспроизводит основное содержание материала. Работа по поставленным заданиям отвечает отмеченным требованиям, но изложение материала недостаточно систематизировано, имеется некоторая логическая непоследовательность, отдельные умения недостаточно стойкие. Работа выполнена аккуратно. Не допускается грубых грамматических ошибок.
Список литературы
В перечне литературы также указывается учебно-методическая литература (учебные пособия, справочники, методические рекомендации и др.), изданная в учебном заведении.
Внимание! Основные и дополнительные источники оформляются в соответствии с правилами, предусмотренными государственными стандартами. Список основных и дополнительных источников оформляют в соответствии с требованиями к библиографическому описанию документов.
Основные источники:
1. Постановление Кабинета Министров ДНР от 16.10.2015 № 19-27 «Об
утверждении Типовой инструкции по делопроизводству в органах государ-
ственной власти, органах местного самоуправления Донецкой Народной
Республики» //dnr-online.ru
2. ГОСТ Р 6.30-2003. Организационно-распорядительная документация.
Требования к оформлению документов: Методические рекомендации по
внедрению / Росархив; ВНИИДАД; Сост.: М.Л. Гавлин, А.С. Красавин,
Л.В. Кузнецов и др.; Общ. ред. М.В. Ларин, А.Н. Сокова. – М., 2003. – 90 с.
3. ГОСТ Р 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структу-
ра и правила оформления. – М., 2001.
4. ГОСТ ИСО 8601-2001. Система стандартов по информации, библиотеч-
ному и издательскому делу. Представление дат и времени. Общие требо-
вания. – М., 2002.
5. ГОСТ 7.12-93. Система стандартов по информации, библиотечному и из-
дательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на
русском языке. Общие требования и правила. – М., 2005.
6. Кушнерук, С.П. Документная лингвистика: учебное пособие. – 6-е изд. –
М.: Флинта: Наука, 2013. – 256 с.
7. Кушнерук, С.П. Лингвистика документной коммуникации: теоретические
аспекты. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007. –
313 с.
8. Леонтьева, Т. В.(Татьяна Валерьевна) Документная лингвистика [Текст]:
учеб. пособие / Т. В. Леонтьева. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.
гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 235 с.
9. Мартынова, О. В. Основы редактирования: учеб. пособие для учащихся
нач. проф. учеб. заведений / О. В. Мартынова. – М.: Изд. центр «Акаде-
мия», 2004. – 128 с.
10. Рахманин, Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных
документов: учеб. пособие / Л.В. Рахманин. – М.:Высш. Шк., 1988. –
239 с.
11. Сологуб, О.Л. Делопроизводство: составление, редактирование и обра-
ботка документов: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2011. – 208 с.
12. Янковая, В.Ф. (Валентина Федоровна). Документная лингвистика: учеб-
ник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: ИЦ «Акаде-
мия», 2011. – 288 с.
Дополнительные источники:
13. Антонова, С.Г. Редактирование. Общий курс: учебник / С.Г. Антонова. –
М.: Флинта, 2006.Антонова, С.Г. Редакторская подготовка изданий /
С.Г. Антонова, В.И Васильев. – М.: Флинта, 2004. – 246 c.
14. Бардаев, Э.А. Документоведение: учебник для вузов. – 2-е изд., стер. –
М.: Академия, 2010. – 301 с.
15. Делопроизводство: Образцы документов. Организация и технология
работы. Более 120 документов. – 3-е изд., перераб. и доп. / В.В. Гала-
хов , И.К. Корнеев и др. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 480 с.
16. Филиппов, К.А. Лингвистика текста: Курс лекций. – СПб.: Изд-во
СПбГУ, 2003. – 336 с.
17. Янковая, В.Ф. Деловая переписка: Учебно-практическое пособие. – М.:
ВНИИДАД, 2007.
Словари:
18. Горбачевич, К.С. Словарь трудностей современного русского языка. –
СПб., 2003.
19. Граудина, Л.К., Ицкович, В.А., Катлинская, Л.П. Грамматическая пра-
вильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд.,
испр. и доп. – М., 2001.
20. Крылов, Г.А. Словарь ошибок русского языка. – М.: Виктория плюс,
2010.
21. Лекант, П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,
произношение, ударение, формы. – М., 2001.
22. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. ред.
В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
23. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,
1992.
24. Скворцов, Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. –
М., 2005.
25. Скорлуповская, Е.В., Снетова, Г.П. Толковый словарь русского языка с
лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
26. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения
конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
27. Ушаков, Д.Н., Крючков, С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Информационные ресурсы:
1. Грамота.ру. Справочно-информационный портал русского языка. –
http://www gramota.ru.
2. www.gramota.ru– справочно-информационный портал «Русский язык».
Содержит справочную, научно-популярную информацию: словари,
последние новости, библиотека (журналы, исследования, конкурсные
работы), справка (правила правописания, культура речи), и др. Режим
доступа – свободный.
3. www.gramma.ru– сайт даёт информационно-справочную информация
по всем разделам русского языка, позволяет моментально проверить
значение слова, его написание, ударение. Стилистическая помощь.
Задания контрольной работы
ВАРИАНТ № 1
1. Определите, какие логические ошибки допущены в данном тексте. Найдите другие нарушения. Запишите исправленный вариант (если не хватает информации, покажите это в тексте).
В связи с невыполнением приказа НГУ МЧС России по Свердловской области № 78 представитель ОГПН по г. ХХХХ и Серовскому району ГУ МЧС России по Свердловской области, лейтенант внутренней службы Смирнов Л. Б. систематически отсутствует. За последние шесть месяцев лейтенант внутренней службы Смирнов Л. Б. присутствовал на совещаниях только 2 раза.
Прошу привлечь к дисциплинарной ответственности Смирнова Л. Б. за систематическое отсутствие на совещаниях.
2. Прочитайте абзац текста официально-делового стиля, выполните смысловой анализ приведенной в нем информации: определите тему абзаца, концептуальное предложение, тезис; опишите построение абзаца; выделите способ распространения главной мысли в абзаце.
Концептуальное предложение абзаца – это предложение, передающее главную мысль абзаца (тезис). Способы распространения главной мысли в абзаце:
1) детализация – приведение подробностей;
2) приведение примеров, подтверждающих главную мысль;
3) сопоставление (противопоставление) фактов, явление, идей, изложенных в концептуальном предложении, с другими фактами, явлениями, идеями;
4) объяснение тезиса;
5) причинное обоснование содержания концептуального предложения;
6) указание на следствие из содержания концептуального предложения;
7) определение понятий, введенных концептуальным положением;
8) аналогия – распространение главной мысли путем указания на аналог;
9) выделение из событий, явлений, лиц, поступков, признаков, обозначенных в концептуальном предложении абзаца, одного с последующей его детализацией;
10) формулировка вывода из содержания концептуального предложения;
11) вопросно-ответный способ;
12) дополнение мысли;
13) усиление темы абзаца;
14) подтверждение главной мысли абзаца;
15) предположение;
16) указание на условие осуществление или истинности утверждения (отрицания), сделанного в концептуальном предложении.
Классическое построение абзаца следующее:
1. Формулировка темы.
2. Разработка темы.
3. Итог сказанному. Однако в такой классической форме абзац встречается очень редко. Обычно конечный тезис отсутствует, и абзац функционирует в «усеченной» форме.
Текст для анализа
Руководство компании «BMW AG» официально сообщает о том, что новый завод по выпуску автомобилей Rolls Royce будет построен в городе Гудвуд на юге Англии. На строительство планируется потратить 60 млн. фунтов стерлингов. Завод должен начать работу в 2017 году. Проектная мощность предприятия, на котором будет занято 350 человек, – 100 автомобилей в год.
3. Выполните правку фрагмента текста: определите, какая информация не является актуальной и требует сокращения. Устраните лексические повторы.
Здравствуйте, уважаемые жители д. № 10
Вы знаете об открытом письме, которое написали и подписали некоторые жители нашего дома. Инициатором послания был, в том числе, Сергей Иванов и его друзья, в квартирах, которые указаны в конце письма.
Если Вы захотите проголосовать на собрании за него и его программу действий, то денег даже на ремонт нашего дома №10 нам всем не видать. Все деньги состоянки, он хочет, со своими подельниками поделить между собой. И вообще все, так как он хамло, хочет подмять под себя, для нашего дома денег не будет!
ЛЮДИ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!
Нам с вами здесь жить! Правда должна восторжествовать!
Придите пожалуйста на собрание 3 Марта, нам всем надо всё обсудить!
4. Отредактируйте перечень, в котором не соблюдаются логические правила деления понятий.
· Низковольтное оборудование.
· Провода, кабели.
· Садовый инвентарь.
· Тачки, тележки.
5. Расшифруйтеобщепринятые сокращения.
Т.е., п/я, с., автореф., АО, вып., вых. дан., гл., г., гос..
6. Сделать библиографическое описание:
· книги с одним или более авторов;
· статьи из журнала, газеты;
· электронного ресурса из сети Интернет.
7. Оформите объяснительную записку в адрес директора ГПОУ Харцызского технологического техникума «ДонНТУ» И.В. Храмова о срыве занятий в группе Д-14з.
В записке следует указать, что 9.00 на занятия по Документационному обеспечению управления пришли только три студентки из состава группы 15 человек. В результате этого занятия пришлось отменить. Преподаватель Кучук Е.М.
Недостающие реквизиты оформите произвольно.
ВАРИАНТ № 2
1. Определите, какие логические ошибки допущены в данном тексте. Найдите другие нарушения. Запишите исправленный вариант (если не хватает информации, покажите это в тексте).
О дополнительной поставке тканей
Уважаемый Артур Эдуардович!
Согласно договора от 13.12.15 №301 нами была получена не вся партия ткани. Также сообщаем Вам, что в ЗАО «Миранда» сложилась критическая ситуация из-за увеличения спроса, не хватает материалов, предприятие терпит убытки по причине малого выпуска товара.
Убедительно просим о поставке недополученной портьерной ткани, текстиля для мужской и женской одежды. В случае оперативного получения необходимого материала представители заказчика, готовы прибыть в Сирию в конце апреля 2016 г.
Надеемся получить ответ в ближайшее время. Заранее благодарны.
Приложение: недополученный материал на 2 л. в 2 экз.
2. Прочитайте абзац текста официально-делового стиля, выполните смысловой анализ приведенной в нем информации: определите тему абзаца, концептуальное предложение, тезис; опишите построение абзаца; выделите способ распространения главной мысли в абзаце.
Концептуальное предложение абзаца – это предложение, передающее главную мысль абзаца (тезис). Способы распространения главной мысли в абзаце:
1) детализация – приведение подробностей;
2) приведение примеров, подтверждающих главную мысль;
3) сопоставление (противопоставление) фактов, явление, идей, изложенных в концептуальном предложении, с другими фактами, явлениями, идеями;
4) объяснение тезиса;
5) причинное обоснование содержания концептуального предложения;
6) указание на следствие из содержания концептуального предложения;
7) определение понятий, введенных концептуальным положением;
8) аналогия – распространение главной мысли путем указания на аналог;
9) выделение из событий, явлений, лиц, поступков, признаков, обозначенных в концептуальном предложении абзаца, одного с последующей его детализацией;
10) формулировка вывода из содержания концептуального предложения;
11) вопросно-ответный способ;
12) дополнение мысли;
13) усиление темы абзаца;
14) подтверждение главной мысли абзаца;
15) предположение;
16) указание на условие осуществление или истинности утверждения (отрицания), сделанного в концептуальном предложении.
Классическое построение абзаца следующее:
1. Формулировка темы.
2. Разработка темы.
3. Итог сказанному. Однако в такой классической форме абзац встречается очень редко. Обычно конечный тезис отсутствует, и абзац функционирует в «усеченной» форме.
Текст для анализа
Город Екатеринбург, пятое февраля тысяча девятьсот девяносто четвертого года. Мы, Кравцов Александр Евгеньевич, проживающий в г. Екатеринбурге, ул. Декабристов, д. 25, кв. 5, и Карманов Виктор Петрович, проживающий в г. Екатеринбурге, ул. Малышева, д. 89, кв. 334, заключили настоящий договор о нижеследующем. Я, Кравцов А. Е. подарил Карманову В. П. принадлежащую мне легковую машину марки «Волга», год выпуска 1993, номер шасси 14 666, номер двигателя 9257, государственный номерной знак С 46 – 66 ВА.
3. Выполните правку фрагмента текста: определите, какая информация не является актуальной и требует сокращения. Устраните лексические повторы.
На основании положения о проведении лично-командного первенства муниципального района Янаульский район по национальной борьбе среди МБОУ СОШ,
п р и к а з ы в а ю:
· Освободить от занятий 29 октября 2011 г. для участия в районных соревнованиях по
национальной борьбе «КУРЭШ» следующих обучающихся:
Шайдараев игорь Анатольевич - 7г
Бекбатаров Андрей Леонидович - 8а
Саферов Денис Ильич - 8а
Хайнуров Алмаз Владимирович - 7г
Балашов Андрей Маратович - 8а
Нигматуллин Георгий Анисеевич - 10а
Шакуров Азамат Азатович - 7г
Шайнуров Артур Альбертович - 8а
· Руководителем и ответственным за жизнь и здоровье обучающихся во время
проведения соревнования назначить учителя физкультуры Р.М. Габидуллина.
4. Оформите внутриабзацный перечень, используя арабские цифры с закрывающей скобкой.
Работник принимает на себя полную материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему предприятием материальных ценностей и в связи с изложенным обязуется: бережно относиться к переданным ему для хранения материальным ценностям; своевременно сообщать администрации предприятия о всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных ему материальных ценностей; вести учет, составлять и предоставлять в установленном порядке товарно-денежные отчеты о движении и остатках выданных ему материальных ценностей; участвовать в инвентаризации выданных ему материальных ценностей.
5. Расшифруйтеобщепринятые сокращения.
Каф., кн., коммент., конф., мат., моногр., науч., нояб., м, обл.
6. Сделать библиографическое описание:
· книги с одним или более авторов;
· статьи из журнала, газеты;
· электронного ресурса из сети Интернет.
7. От имени товароведа Облпотребсоюза Коротковой Л.В. составьте докладную записку на имя начальника торгового управления Лобовой Л.Н. Недостающие реквизиты оформите произвольно.
В магазине «КЕДР» Иркутского ОПС была проведена проверка соблюдения правил торговли. Проверку проводила товаровед Облпотребсоюза Короткова Л.В. по распоряжению начальника торгового управления. Лобовой Л.Н.
В ходе проверки было установлено: что продавец Ильина Н.В. допустила бесчековую продажу товаров на сумму 50 рублей. О чем был составлен акт в присутствии покупателя Тарасовой В.И. и директора магазина Ивановой М.А.. С продавца Ильиной Н.В. была взята служебная записка с объяснениями причин бесчековой продажи. Продавец свои действия объяснила неисправностью ККМ.
ВАРИАНТ № 3
1. Определите, какие логические ошибки допущены в данном тексте. Найдите другие нарушения. Запишите исправленный вариант (если не хватает информации, покажите это в тексте).
О выпуске учебных пособий
Уважаемый Николай Михайлович!
Учебный отдел СГПУ просит Вас выпустить специальную литературу для студентов очной формы обучения по специальности 38015 «Документоведение и документационное обеспечение» по предметам:
· Организация и технология документационного обеспечения управления.
· Организация и технология электронного документооборота.
· История и организация ДОЦ.
· Архивоведение.
Вышеперечисленная литература рекомендована Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия.
Просим Вас увеличить количество тиража и прислать нам ответ на письмо в течение 5 дней. Заранее благодарим.
Начальник учебного отдела П.Д. Трофимов
2. Прочитайте абзац текста официально-делового стиля, выполните смысловой анализ приведенной в нем информации: определите тему абзаца, концептуальное предложение, тезис; опишите построение абзаца; выделите способ распространения главной мысли в абзаце.
Концептуальное предложение абзаца – это предложение, передающее главную мысль абзаца (тезис). Способы распространения главной мысли в абзаце:
1) детализация – приведение подробностей;
2) приведение примеров, подтверждающих главную мысль;
3) сопоставление (противопоставление) фактов, явление, идей, изложенных в концептуальном предложении, с другими фактами, явлениями, идеями;
4) объяснение тезиса;
5) причинное обоснование содержания концептуального предложения;
6) указание на следствие из содержания концептуального предложения;
7) определение понятий, введенных концептуальным положением;
8) аналогия – распространение главной мысли путем указания на аналог;
9) выделение из событий, явлений, лиц, поступков, признаков, обозначенных в концептуальном предложении абзаца, одного с последующей его детализацией;
10) формулировка вывода из содержания концептуального предложения;
11) вопросно-ответный способ;
12) дополнение мысли;
13) усиление темы абзаца;
14) подтверждение главной мысли абзаца;
15) предположение;
16) указание на условие осуществление или истинности утверждения (отрицания), сделанного в концептуальном предложении.
Классическое построение абзаца следующее:
1. Формулировка темы.
2. Разработка темы.
3. Итог сказанному. Однако в такой классической форме абзац встречается очень редко. Обычно конечный тезис отсутствует, и абзац функционирует в «усеченной» форме.
Текст для анализа
Прямое центральное электроотопление «Науро» – это система отопления, состоящая из стационарных отопительных модулей с композитным стержнем, запрессованным в керамику, в качестве нагревательного элемента. В противоположность предшествующим системам он не сжигает кислород, не сушит воздух, что благотворно влияет на здоровье. Система отопления «Науро» позволяет автоматически создать индивидуальный микроклимат в каждой комнате. Возможность программирования с центрального пульта сократит расходы электроэнергии на 60–80%. Цена – 340 рублей на 1 кв. метр.
3. Выполните правку фрагмента текста: определите, какая информация не является актуальной и требует сокращения. Устраните лексические повторы.
Вввиду проведения Первенства РБ МО по Греко-римской борьбе среди обучающихся 1994-1995г. в г. Нефтекамске, приказываю:
· направить участников от Янаульского района на соревнования по Греко-римской борьбе в г. Нефтекамск с 24 по 26. 11. 2011г.
· директору МБОУ лицей г. Янаул (Конева Т.А.) освободить от занятий обучающегося 10 а класса Нигматуллина Георгия, Саферова Дениса, Шайнурова Артура ( 8 а кл), учителя физической культуры Хуциева Илью Захаровича без удержания заработной платы.
· Сопровождающий ответствечает за жизнь и здоровье обучающегося.
· контроль за исполнением данного приказа возложен на директора ДЮСШ Бивешева Т.А.
4. Оформите внутриабзацный перечень, используя строчные буквы с закрывающей скобкой.
Не выделяются кавычками: названия сортов растений в специальной литературе; общепринятые названия цветов и плодов.
5. Расшифруйтеобщепринятые сокращения.
Об-ние, огл., ж.-д., геогр., и т.д., вв., отв., предисл., прил., пр-во.
6. Сделать библиографическое описание:
· книги с одним или более авторов;
· статьи из журнала, газеты;
· электронного ресурса из сети Интернет.
7. Составьте справку для предъявления в паспортный стол о факте обучения студента в ГПОУ Харцызский технологический техникум «ДонНТУ». В справке следует отразить наименование специальности, по которой обучается студент, с какого периода и по какой форме обучения (дневная, заочная).
Для выполнения этого задания необходимо определить недостающие реквизиты, продумать их оформление и расположение на формате А5.
ВАРИАНТ № 4
1. Определите, какие логические ошибки допущены в данном тексте. Найдите другие нарушения. Запишите исправленный вариант (если не хватает информации, покажите это в тексте).
Васильев И.А. работает в филиале МУП «ТТУ» водителем троллейбуса с 12.05.95.
За время работы зарекомендовал себя исполнительным работником, повышающим свой профессиональный уровень. В апреле 2000 года ему был присвоен 2 класс, а в сентябре 2001 года - 1 класс водителя троллейбуса.
Имеет ряд нарушений трудовой (опоздания на работу) и транспортной дисциплины. С июля 2007 года нарушений нет.
В 2003 году был награжден значком «За работу без аварий» 3 степени, в 2005 году - значком 2 степени. Закрепленный за ним троллейбус эксплуатирует без заходов в депо и простоев на линии по технической неисправности.
В общении с людьми тактичен. Но, исходя из условий работы (определенные сложности в соблюдении расписания движения), в коллективе бригады 19-го маршрута, где Васильев И. А. работает с января 2004 года, по мнению бригадира Петрова А.В., часто возникают конфликты.
Принимает активное участие в общественной жизни депо, являясь членом молодежной команды КВН.
Характеристика дана для предъявления в Мировой суд Ленинского района г. Екатеринбурга, судебный участок № 2.
2. Прочитайте абзац текста официально-делового стиля, выполните смысловой анализ приведенной в нем информации: определите тему абзаца, концептуальное предложение, тезис; опишите построение абзаца; выделите способ распространения главной мысли в абзаце.
Концептуальное предложение абзаца – это предложение, передающее главную мысль абзаца (тезис). Способы распространения главной мысли в абзаце:
1) детализация – приведение подробностей;
2) приведение примеров, подтверждающих главную мысль;
3) сопоставление (противопоставление) фактов, явление, идей, изложенных в концептуальном предложении, с другими фактами, явлениями, идеями;
4) объяснение тезиса;
5) причинное обоснование содержания концептуального предложения;
6) указание на следствие из содержания концептуального предложения;
7) определение понятий, введенных концептуальным положением;
8) аналогия – распространение главной мысли путем указания на аналог;
9) выделение из событий, явлений, лиц, поступков, признаков, обозначенных в концептуальном предложении абзаца, одного с последующей его детализацией;
10) формулировка вывода из содержания концептуального предложения;
11) вопросно-ответный способ;
12) дополнение мысли;
13) усиление темы абзаца;
14) подтверждение главной мысли абзаца;
15) предположение;
16) указание на условие осуществление или истинности утверждения (отрицания), сделанного в концептуальном предложении.
Классическое построение абзаца следующее:
1. Формулировка темы.
2. Разработка темы.
3. Итог сказанному. Однако в такой классической форме абзац встречается очень редко. Обычно конечный тезис отсутствует, и абзац функционирует в «усеченной» форме.
Текст для анализа
В последние годы в жизни человечества все большее место занимают проблемы, связанные с преодолением различных кризисных явлений. Обусловлено это, прежде всего, ростом количества пожаров приводящих к людским потерям и огромному материальному ущербу.
Устойчивое развитие Свердловской области в современных условиях во многом зависит от возможностей органов государственной власти Свердловской области и ее жителей в решении вопросов по обеспечению пожарной безопасности на территории Свердловской области.
3. Выполните правку фрагмента текста: определите, какая информация не является актуальной и требует сокращения. Устраните лексические повторы.
В связи с переходом на всеобщее трудовое обучение в школах страны, что должно обеспечить качественное улучшение подготовки кадров и способствовать повышению общего уровня культуры населения, в школах вводятся предметы политехнического цикла для разностороннего производственного обучения учащихся. Для качественного обучения учащихся на уроках машиноведения и сельскохозяйственной практики в школах № 12 и № 74 не хватает необходимого оборудования. Эти школы полнокомплектные, обладают квалифицированными кадрами педагогов по всем предметам, не раз занимали первые места в соревновании среди школ района. Сейчас уроки по машиноведению и производительному груду в этих школах приходится вести главным образом по схемам, рисункам и графикам. Исходя из вышесказанного, просим вас дать указание о выделении вышеуказанным школам № 12 и № 74 (школы восьмилетние, полнокомплектные) следующей техники на рабочем ходу, согласно достигнутой устной договоренности на конференции учителей района 25-27 августа этого года:
1. грузовые автомашины – 2; 2. тракторы «Беларусь» с прицепной техникой для обработки земли, культивации, сеяния и выполнения различных сельхозработ – 2 комплекта.
О выделении указанной техники просим уведомить нас в кратчайшие сроки.
4. Оформите внутриабзацный перечень, используя знаки (точки, кружки, ромбики, квадраты, звездочки и т. п.).
Отступ используется для выделения: примечаний в тексте; документов; цитат; текстовых примеров; примеров вычислений.
5. Расшифруйтеобщепринятые сокращения.
Пром., р-н, рис., рукоп., сб., сент., см., и т.д., содерж., сокр.
6. Сделать библиографическое описание:
· книги с одним или более авторов;
· статьи из журнала, газеты;
· электронного ресурса из сети Интернет.
7. В роли кандидата на должность секретаря-референта подготовьте резюме для участия в конкурсе.
Для комплектования штата специалистов Харцызского гороно начальник службы управления персоналом организует отбор кандидатов на должности специалистов на основе конкурса резюме.
ВАРИАНТ № 5
1. Определите, какие логические ошибки допущены в данном тексте. Найдите другие нарушения. Запишите исправленный вариант (если не хватает информации, покажите это в тексте).
Начальнику авторемонтной станции
Курбанову
Обращаюсь к Вам с настоящей докладной по следующему поводу. Внутрицеховая проверка и контрольные испытания отремонтированных станцией автомашин иногда требуют оставления на кратковременную сверхурочную работу слесарей-наладчиков и шоферов. Мы подчас сталкиваемся с трудностями при оформлении сверхурочных с бухгалтерией. Поэтому Вам срочно необходимо разобраться в этом вопросе и обеспечить принятие нужных мер, касающихся сказанного мною выше.
Старший техник
Л. Дьячков.
2. Прочитайте абзац текста официально-делового стиля, выполните смысловой анализ приведенной в нем информации: определите тему абзаца, концептуальное предложение, тезис; опишите построение абзаца; выделите способ распространения главной мысли в абзаце.
Концептуальное предложение абзаца – это предложение, передающее главную мысль абзаца (тезис). Способы распространения главной мысли в абзаце:
1) детализация – приведение подробностей;
2) приведение примеров, подтверждающих главную мысль;
3) сопоставление (противопоставление) фактов, явление, идей, изложенных в концептуальном предложении, с другими фактами, явлениями, идеями;
4) объяснение тезиса;
5) причинное обоснование содержания концептуального предложения;
6) указание на следствие из содержания концептуального предложения;
7) определение понятий, введенных концептуальным положением;
8) аналогия – распространение главной мысли путем указания на аналог;
9) выделение из событий, явлений, лиц, поступков, признаков, обозначенных в концептуальном предложении абзаца, одного с последующей его детализацией;
10) формулировка вывода из содержания концептуального предложения;
11) вопросно-ответный способ;
12) дополнение мысли;
13) усиление темы абзаца;
14) подтверждение главной мысли абзаца;
15) предположение;
16) указание на условие осуществление или истинности утверждения (отрицания), сделанного в концептуальном предложении.
Классическое построение абзаца следующее:
1. Формулировка темы.
2. Разработка темы.
3. Итог сказанному. Однако