Форма 4. Оценка качества организационно-управленческой деятельности
№ п/п | Значимые показатели | Оценка, балл | |||
Концептуальность развития организации | |||||
Соответствие в направлениях и темпах развития организации, общей тенденции или концепции развития всей системы (факультета, вуза) | |||||
Характер изменений в достижениях организации (за определенный период) | |||||
Целесообразность распоряжений или приказов и мера их соответствия нормативно-правовой базе | |||||
Четкость, ясность и адресность приказов и распоряжений | |||||
Своевременность и полнота исполнения всех приказов и распоряжений | |||||
Масштабность обсуждения принимаемых решений и получаемых результатов | |||||
Доступность руководителя для членов его команды и рядовых сотрудников | |||||
Микроклимат в коллективе команды и во всей организации | |||||
Рост профессиональной квалификации и карьеры сотрудников организации | |||||
И | Стиль управления | ||||
Авторитетность руководителя | |||||
Сумма |
Таблица 5.13
Форма 5. Оценка качества общественной работы
№ п/п | Значимые показатели | Оценка, балл | ||||
Объем постоянных или разовых общественных поручений | ||||||
Численность наград и поощрений | ||||||
Загруженность совместительством | ||||||
Мера участия в общественных делах и отдельных акциях | ||||||
Мера активности в организации общественных дел и акций | ||||||
Инициация общественных дел и отдельных акций | ||||||
Мера загруженности преподавателя общественной работой | ||||||
Степень профессиональной направленности общественных дел преподавателя | ||||||
Частота общественных дел для студентов или совместно со студентами | ||||||
Мера значимости и важности выполняемых видов общественной работы | ||||||
Сложность по затратам времени и сил выполняемых общественно значимых дел | ||||||
Тип отношения к общественно значимым делам (3 — лидер общественного движения, 2 — общественник, активист, 1 — пассивный участник общественных мероприятий, 0 — индивидуалист) | ||||||
Сумма |
Таблица 5.14
Экспертная итоговая карта
№ п/п | Показатель качества деятельности преподавателя | Результаты самооценки, балл | Результаты оценки экспертов, балл | Разница d | Коэффициент корреляции r |
1.1 1.2 | Соответствие объема и содержания учебных поручений занимаемой должности и нормативам вуза Соответствие содержания преподаваемых дисциплин образовательному стандарту (программе, тематическому плану) | ||||
1.3 | Содействие росту учебных и профессионально-личностных достижений студентов | ||||
2.1 2.2 2.3 | Глубина и современность научно-теоретической и профессионально-практической информации в преподавании учебных курсов Логичность и достоверность предлагаемой информации Целесообразность выбора и уместность применения способов и форм организации образовательной деятельности студентов | ||||
3.1 3.2 3.3 | Последовательность в реализации предъявляемой системы требований и объективность при оценке результатов Установление контакта, адекватность способов общения и взаимодействия со студентами и коллегами Тактичность при поддержании порядка, необходимого для конкретных видов учебных занятий | ||||
4.1 4.2 4.3 | Профессиональность речи, ее выразительность, оптимальность темпа и регулирование силы голоса Доступность для понимания, возможность делать необходимые записи Творчество в организации различных видов образовательной деятельности студентов Проявление профессионально-педагогической индивидуальности |
5.1 5.2 5.3 | Широта и направленность научной активности преподавателя Соответствие объема и жанра научных работ статусу и занимаемой должности в вузе Характер участия в научных событиях и мероприятиях | ||||
6.1 6.2 6.3 | Уровень рецензирования, оппонирования и других видов анализа научных трудов Компетентность во всех видах выполняемой научной работы Научная продуктивность | ||||
7.1 7.2 7.3 | Масштаб и значимость полученных результатов научной работы (для науки и практики) Широта и сфера применения научных результатов Следование нормам научной этики в публикациях и устных выступлениях (уважение к другим авторам, коллегам; точное цитирование и ссылки) | ||||
8.1 8.2 8.3 | Систематичность и организованность научной деятельности Эффективность руководства научно-исследовательской деятельностью других людей, в том числе научного руководства и консультирования Степень научной самостоятельности | ||||
9.1 9.2 9.3 | Методическая продуктивность Соответствие объема и жанра учебно-методических и научно-методических работ преподавателя статусу и занимаемой должности в вузе Полнота научно-методического и учебно-методического обеспечения читаемых лекций, проводимых преподавателем практических занятий и других форм организации образовательной деятельности, в том числе и всех видов самостоятельной работы студентов |
10.1 10.2 | Уровень новизны и современности методических материалов, используемых и рекомендуемых преподавателем, наличие у них грифа соответствующего УМО Полнота отражения современного уровня развития науки и практики в методических материалах | ||||
10.3 11.1 11.2 11.3 | Полнота реализации дидактических и психологических требований ко всем видам методической продукции (как показатель владения технологией логической реконструкции учебного материала и образовательными технологиями, что и обеспечивает умелую психолого-дидактическую переработку научной информации) Мера включения современных обра- зовательных и информационных технологий в методическое обеспечение образовательного процесса Доступность методических материалов для обучающихся и коллег Степень известности и масштаб внедрения методических материалов | ||||
12.1 12.2 12.3 | Удовлетворенность всех потребителей методическими материалами Систематичность и периодичность в обновлении и обогащении учебно-методического комплекса преподаваемых дисциплин Авторство методической системы у преподавателя | ||||
13.1 13.2 13.3 | Концептуальность развития организации Соответствие в направлениях и темпах развития организации, общей тенденции или концепции развития всей системы (факультета, вуза) Характер изменений в достижениях организации (за определенный период) |
14.1 14.2 14.3 | Целесообразность распоряжений или приказов и мера их соответствия нормативно-правовой базе Четкость, ясность и адресность приказов и распоряжений Своевременность и полнота исполнения всех приказов и распоряжений | ||||
15.1 15.2 15.3 | Масштабность обсуждения принимаемых решений и получаемых результатов Доступность руководителя для членов его команды и рядовых сотрудников Микроклимат в коллективе команды и во всей организации | ||||
16.1 16.2 16.3 | Рост профессиональной квалификации и карьеры сотрудников организации Стиль управления Авторитетность руководителя | ||||
17.1 17.2 17.3 | Объем постоянных или разовых общественных поручений Численность наград и поощрений Загруженность совместительством | ||||
18.1 18.2 18.3 | Мера участия в общественных делах и отдельных акциях Мера активности в организации общественных дел и акций Инициация общественных дел и отдельных акций | ||||
19.1 19.2 19.3 | Мера загруженности преподавателя общественной работой Степень профессиональной направленности общественных дел преподавателя Частота общественных дел для студентов или совместно со студентами | ||||
20.1 20.2 | Мера значимости и важности выполняемых видов общественной работы Сложность по затратам времени и сил выполняемых общественно-значимых дел | ||||
20.3 | Тип отношения к общественно зна- чимым делам (3 — лидер общественного движения; 2 — общественник, активист; 1 — пассивный участник общественных мероприятий; 0 — индивидуалист) |
Задания для самостоятельной работы
1. Оцените качество преподавания нескольких учебных дисциплин по вашему выбору.
2. Сравните качество преподавания выбранных вами учебных дисциплин и объясните ту разницу, которую вы найдете в ходе проведенного анализа.
3. Опираясь на рекомендуемую литературу, проведите контент-анализ проблемы определения «качества преподавания» через доминирование выделенных признаков и показателей.
Литература
1. Арбузов В.Н. Оценка качеств вузовской лекции: Оптимизация педагогической работы в вузе // Темат. сб. науч. тр. Челябинск: ЧПИ, 1983. С. 4-10.
2. Бардовская Н.В. Преподаватель университета и его деятельность // Модернизация университетского образования в современных условиях. Вып. 2. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 31-34.
3. Бардовская Н.В. Качество высшего образования //Академические чтения. Вып. 3: Теория и практика модернизации отечественного образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 58-61.
4. Бардовская Н.В. Разработка методики оценки качества деятельности преподавателей вузов // Научное, научно-методическое, научно-техническое и информационное обеспечение системы образования. СПб.: ЛЭТИ, 2001.
5. Бардовская Н.В., Титова Е.В. Методика оценки качества деятельности преподавателей вуза : метод, рекомендации. СПб.; Архангельск, 2003.
6. Бардовская Н.В., Титова Е.В. Качество деятельности преподавателя вуза: подход к пониманию и оценке // Вестник СЗО РАО. СПб., 2002. № 7. С. 192-206.
7. Бардовская Н.В. Оценка качества высшего образования: уровневый подход // Высшее образование сегодня. 2002. № 9.
8. Бардовский ГЛ., Нестеров АЛ., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса : монография. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
9. Болдин Л.А., Грачев Б.Ф. Как оценить качество лекции // Вестник высшей школы. 1986. № 10.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1