Самооценка компетентности эксперта

Вопрос Вариант ответа
Методологическая грамотность
Насколько вы понимаете специфику гуманитарной парадигмы? Хорошо Средне Плохо  
В какой степени вы знакомы с принципами гуманитарной экспертизы?   Хорошо Средне Плохо  
Мотивационная сфера
Насколько важным вы считаете предназначение гуманитарной экспертизы для развития образования? Важным Средней важности Неваж-ным
Насколько велико влияние результата гуманитарной экспертизы на изменение содержания образовании и реальных образовательных процессов? Сильное Среднее Слабое
Каковы возможности развития вашей личности, вашего профессионального и личностного роста посредством экспертной деятельности? Большие Средние Низкие
Профессиональная компетентность
Какова ваша теоретическая информированность по проблеме гуманитарной экспертизы образова­тельных программ? Хорошая Средняя Плохая
Каков ваш опыт практической работы по экспертизе образовательных программ? Большой Средний Малень­кий
Какова ваша информированность о работах отече­ственных и зарубежных авторов по проблеме экспер­тизы образовательных программ? Хорошая Средняя Плохая
Способности к экспертной деятельности
Каковы ваши способности, обеспечивающие плани­рование и проведение исследований объекта гумани­тарной экспертизы, анализ их результата? Хорошие Средние Плохие
Каковы ваши способности к мысленной реконструк­ции сущности и замысла образовательной программы? Хорошие Средние Плохие
Каковы ваши способности к созданию прогностиче­ских моделей образовательного процесса на основе программы? Хорошие Средние Плохие
Каковы ваши способности к диалоговому общению, взаимодействию, сотрудничеству со всеми участни­ками экспертного процесса? Хорошие Средние Плохие
             

Эксперты подбираются с учетом значимости каждой из компе­тенций для конкретной образовательной программы.

После отбора экспертов принимается решение об удобных для всех сроках проведения экспертизы и форме экспертизы. Гуманитар­ная экспертиза образовательных программ может проходить в груп­повой и коллективной формах. Групповая форма (несколько незави­симых оценок специалистов затем объединяются организаторами экспертизы в общее заключение) обедняет диалог и сотрудничество, но вполне может использоваться при невозможности встречи всех уча­стников экспертизы. Коллективная форма возможна только при непо­средственном контакте всех участников экспертизы, приводит к различ­ным мнениям экспертов. В результате высказываются значительно более полные рекомендации, делается более глубокое и системное экспертное заключение, рассматривающее программу со всех сторон с учетом раз­личных мнений и спорных моментов. Возможна ситуация, когда плани­руется только коллективная экспертиза. Вместо тех из экспертов, кто не может по каким-то причинам принять участие в коллективном об­суждении, в состав экспертной группы будут включены, возможно, и ме­нее компетентные эксперты, но имеющие такую возможность.

На 3-м этапеосуществляется подготовка к экспертизе. Необхо­димо подготовить для каждого эксперта экземпляр образовательной программы. К каждому экземпляру образовательной программы при­кладывается описание общих целей экспертизы и того, на что претен­дует образовательная программа.

Кроме того, для каждого эксперта должен быть сделан оценочный лист, в котором он будет оценивать образовательную программу по вы­деленной группе оценочных параметров.

Гуманитарной делает экспертизу не только соблюдение вышеобоз­наченных принципов, но и выбор специфического критерия экспертной оценки — «гуманитарность»: Для того чтобы эксперты учитывали этот критерий, необходимо их ориентировать в понимании гуманитарности несколькими вопросами.

Будет способствовать данная образовательная программа в ходе ее реализации на практике становлению личностной зрелости учащих­ся? Какие могут быть препятствия на этом пути?

Способствует образовательная программа ценностно-смыслово­му пониманию учащимися включенных в нее предметов и объектов, явлений и фактов, теорий и законов?

Способствует образовательная программа развитию ценностно­го отношения учащегося к науке, будущей профессиональной деятель­ности, авторам научных текстов и т.д.?

При оценке образовательной программы необходимо учитывать и другие критерии оценки.

Новизна. Показывает, насколько новым и оригинальным являет­ся проект в образовательной практике, создана ли абсолютно новая программа или усовершенствована одна из имеющихся в арсенале пе­дагогов.

Системность. Необходимо определить, какой характер носит со­держание проекта, возможно ли только фрагментарное использование его частей, модулей или можно воспринимать и использовать его толь­ко как логически связанное единое целое.

Полнота структуры и степень проработки элементов образова­тельной программы. Насколько удалось авторам образовательной про­граммы выполнить все современные требования, предъявляемые к об­разовательным программам.

Согласованность структурных частей. Рассматриваются ли во взаимосвязи цели проекта и необходимые ресурсы для реализации программы и успешного ее освоения.

Эффективность. Эксперты должны определить, что произойдет в образовательной практике с введением проекта, какой потребуется ресурс для ее реализации, в чем и какое произойдет обогащение и измене­ние практики, за счет какого вложения и каких ресурсов будет обеспе­чена эффективность реализации и освоения.

Вероятность внедрения. Возможна ли трансляция проекта или он может осуществляться только в экстраординарных условиях.

Вид оценочного листа экспертов (табл. 5.6) зависит от того, ка­кие цели стоят перед экспертизой. В том случае, если обязательно по­лучение количественной оценки (например, при сравнении двух и бо­лее образовательных программ для реализации одной из них, для использования данных в научных исследованиях), рядом с критерием оценивания должны стоять варианты ответов, которые затем можно будет перевести в баллы.

Таблица 5.6

Оценочный лист эксперта

Критерий оценивания Да Скорее да Скорее нет Нет
Способствует ли обучение по данной образова­тельной программе становлению личностной зрелости учащегося?        
Способствует ли образовательная программа построению личностно значимого для учаще­гося и осмысленного учебного процесса?        
Способствует ли образовательная программа построению уважительных отношений учаще­гося с другими учащимися, преподавателем?        
Проект является новым и оригинальным по сравнению с имеющимися в образователь­ной практике программами        
Проект является системным и должен быть реализован полностью, а не фрагментарно        
Структура образовательной программы полна, ее элементы в достаточной степени проработаны        
Структурные части проекта согласованы и взаимосвязаны        
Проект будет эффективен в образовательной практике        
Программу можно внедрять без создания для нее особых условий в образовательных учреждениях        

На 4-м этапе происходит собственно проведение экспертизы. Для этого эксперты осуществляют следующее:

1) индивидуально знакомятся с образовательной программой;

2) оценивают ее, исходя из целей экспертизы и ориентируясь на описанные выше критерии;

3) контактируют с авторами образовательной программы, чтобы полнее почувствовать их замысел, возможно, скорректировать свои оценки;

4) заполняют оценочные листы и формулируют рекомендации.

Окончанием четвертого этапа можно считать оформление каж­дым экспертом своего индивидуального (в случае коллективной экс­пертизы — предварительного) заключения.

На 5-м этапе происходит подготовка итогового экспертного зак­лючения. В случае групповой экспертизы организаторы экспертизы объединяют и сопоставляют факты, комментарии и предложения экс­пертов, формируя экспертное заключение. Подготовку в данном слу­чае итогового экспертного заключения можно сравнить с операцией простого сложения мнений всех экспертов.

В случае коллективной экспертизы экспертное заключение гото­вят сами эксперты в процессе непосредственного общения, выска­зывают свои суждения, делают предложения и обсуждают спорные

моменты в них.

Вид, в котором будет представлено экспертное заключение, бу­дет зависеть от той цели, которая ставилась на первом этапе. В случае если присутствовала цель признания соответствия программы после­дующему ее распространению, публикации и т.д., экспертное заклю­чение формулируется в виде рекомендации к внедрению образователь­ной программы, ее публикации и т.д. В случае если присутствовала цель получения прогноза от реализации образовательной программы и рекомендаций по внедрению программы в практику, экспертное за­ключение формулируется в виде подробного описания советов, заме­чаний и предложений каждого из экспертов. В случае если ставилась цель получения сравнительных оценок двух и более образовательных программ для научных исследований, в экспертном заключении при­сутствует как качественная характеристика каждой из программ, так и количество баллов по разным критериям при оценке каждой из про­грамм. Суммировать баллы по всем критериям в общий балл коррект­но только в том случае, если исследователь осознанно и научно обо­снованно определил «удельный вес» балла по каждому критерию и определил коэффициенты значимости критериев. При необходимо­сти выбора одной программы для ее реализации на практике выбира­ется программа с наибольшим показателем по критерию гуманитарно-сти, для устранения недоработок по остальным критериям экспертами даются дополнительные рекомендации.

Задания для самостоятельной работы

1. Чем будет отличаться оценка образовательной программы от ее эк­спертизы?

2. Проведите по предложенной технологии экспертизу образователь­ной программы по вашему выбору.

3. Сформулируйте название курса, который вы читаете или предпо­лагаете читать, и предложите состав экспертной группы для экспер­тизы образовательной программы по этому курсу.

4. Какие вопросы экспертам необходимо задать для оценки гумани­тарного аспекта образовательной программы выбранной вами учеб­ной дисциплины?

Литература

1. Анисимов О.С. Экспертиза: теория и практика. Новокузнецк: Ново­кузнецкий ИПК, 1997.

2. Бешелев СД., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973.

3. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999.

4. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: метод, пособие. СПб.: СПбГУПМ, 2003.

5. Мкртчян ГА. Психолого-педагогическая экспертиза в образовании: теория и практика. Дис.... д-ра психолог, наук. Н. Новгород, 2002.

6. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образова­нии. М.: АСАВЕМ1А, АПК и ПРО, 2005.

7. Новикова Т.Г. Теоретические основы экспертизы инновационной деятельности в образовании. М.: АСАВЕМ1А, АПК и ПРО, 2004.

8. Черепанов В.С. Теоретические основы педагогической экспертизы. Дис.... д-ра пед. наук. Глазов : Глазов, гос. пед. ин-т, 1990.

Наши рекомендации