Оценка профессиональной направленности
Личности преподавателя
(опросник Е.И. Рогова)
Шкала лжи (социального одобрения):
1. Выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как полинаправленность.
Е.И. Рогов отмечает, что преподаватели в силу личностных особенностей оказываются наиболее приспособленными для развития одних профессиональных функций, в то время как реализация других функций оказывается просто недоступной. «Интеллигент» может без особого труда обеспечить выполнение в своей профессиональной деятельности гностической, воспитательной, информационной, пропагандистской, развивающей, исследовательской функций, а также функции самосовершенствования. «Предметник» лучшим образом реализует конструктивную, методическую, обучающую, ориентировочную функции; «организатор» — исполнительную, мобилизационную, организаторскую; «коммуникатор» — лишь коммуникативную. При этом Е.И. Рогов подчеркивает, что речь идет не об абсолютном, а только об относительном преимуществе (т.е. и «коммуникатор» может выполнить организаторскую работу, но это у него отнимет больше сил и времени, чем у «организатора»).
Меня порадовала яркая выраженность трех факторов по методике Е.И. Рогова. Причем именно эти факторы вкупе дают наибольшую широту профессиональной деятельности преподавателя. Иными словами, при наличии слабо выраженной коммуникативной направленности мне необходимо работать лишь над развитием коммуникативных навыков, а не всего обширного спектра указанных Роговым функций. Разумеется, развитие коммуникативной направленности является существенным для профессионального становления преподавателя, однако в целом низкие значения, полученные после прохождения опросника, следует отнести к сознательному отказу от достижения высоких значений. На мой взгляд, одна из самых опасных деформаций — та, которая связана с гиперболизацией деятельности педагога-коммуникатора (рис 4.10): сокращение дистанции, «сюсюканье» (слово употреблено Е.И. Роговым), стремление затронуть интимные темы и т.д.
Рис. 4.10.Уровни выраженности профессиональной направленности
педагога
Подобный перекос чреват полным коммуникативным и личностным отторжением, возникающим у студентов по отношению к преподавателю. Посему достижение значения в районе 5—6 баллов меня бы вполне устроило, тем более что воспитательная функция, которую я была склонна относить к компетенции «коммуникатора», на самом деле осуществляется «интеллигентом» (область, где было получено достаточно высокое значение).
Можно также отметить, что весьма высокие значения по шкале «Предметник», по Е.И. Рогову, чреваты специфическим типом профессиональной деформации. И хотя значения не являются максимальными (9 баллов), тем не менее имеется тенденция к оцениванию других людей через призму их знаний предмета. Подобную тенденцию можно интерпретировать двояко: с одной стороны, в повседневном общении эта тенденция нежелательна, поэтому ее и необходимо компенсировать (сбалансировать) за счет развития коммуникативных навыков. С другой стороны, это гарант справедливости и непредвзятости преподавателя, который обязан выставлять оценки согласно выполнению студентом требований ГОСТа (имеющихся ЗУН, развития компетентностей), а не согласно импонирующим педагогу личностным качествам характера (доброта, отзывчивость, дружелюбие и т.д.).
Порадовало также и то, что получилось достаточно редкое, по) Е.И. Рогову, сочетание «интеллигент-организатор» (по 8 баллов для каждой шкалы). Сочетание требовательности, воли и энергичности с высокой культурой и нравственностью может препятствовать развитию авторитарного стиля руководства, с характерными образованиями в виде догматичности взглядов, назидательностью, излишней самоуверенностью.
Уровень развития эмпатии
(тест ИМ. Юсупова)
Получены следующие данные, балл:
эмпатия по отношению к родителям — 12;
эмпатия по отношению к животным — 8;
эмпатия по отношению к пожилым людям — 11;
эмпатия по отношению к детям — 12;
эмпатия по отношению к героям художественным произведений— 11;
эмпатия по отношению к незнакомым (малознакомым) людям — 14.
Ответ «не знаю» не использовался вовсе. Шкала лжи: 1.
Общий уровень развитости эмпатийных тенденций можно охарактеризовать как высокий (68 баллов), ближе к среднему. Отдаю предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, сторонник рациональных решений, в профессиональной преподавательской деятельности больше ценю людей за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. В то же время чувствительна к проблемам окружающих, с интересом отношусь к людям, особенно незнакомым или малознакомым.
Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных положительных взаимосвязей с учащимися. С одной стороны, более глубокое и адекватное отражение личности учащихся позволяет педагогу принимать свои решения более обоснованно, а значит, повышать продуктивность воспитательного процесса. С другой стороны, проявление эмпатии находит эмоциональный отклик у учащегося, и между ним и педагогом устанавливаются положительные отношения. А это в свою очередь не может не повышать продуктивность педагогического общения.
Следует добавить, что социономичность педагогического труда требует высокой степени развития у субъектов этого труда так называемых интерсоциальных (социально-перцептивных и коммуникативных) способностей для того, чтобы они эффективно могли выполнять свои профессиональные функции. Поэтому необходимо расширять свою теоретическую и практическую компетенцию как субъектов общения, развивать социально-перцептивные возможности, расширять коммуникативный репертуар.
Индивидуальные особенности, проявленные при выполнении
упражнений в ходе тренинга
К сожалению, в упражнении на развитие дидактических способностей мне не удалось участвовать в качестве объясняющего. Тем не менее даже при его выполнении на месте приходит осознание ответственности педагога за каждое сказанное слово, за каждый оборот речи, призванный выразить тончайший поворот мысли, осознание, что весь объем имеющихся у педагога знаний, чтобы они не были декларативными, должен быть представлен, объяснен, проговорен, и причем так, чтобы ни мысль не приносилась в жертву понятности, ни понятность в жертву мысли.
В ходе упражнения на выявление искажения передаваемой вербальной информации была осознана необходимость предельной внимательности и осознанности со стороны говорящего. Думается, что передача информации будет еще более эффективной, если вербальный коммуникативный ресурс дополнять невербальным, особое внимание уделяя мимике и жестам.
На основании проведенного анализа можно выделить следующие направления работы над собой:
• развитие социально-перцептивных способностей;
• овладение приемами самоконтроля;
• развитие рефлексивных способностей;
• работа над мотивацией.
Решать свои проблемы, которые более или менее выявились в результате тестирования, я собираюсь с помощью двух упражнений.
1. Упражнение «Сила языка». Если верить комментарию психотерапевта К. Рудестама, то замена слов «должен», «не могу» и «боюсь» на слово «хочу» повысит степень ответственности за высказанные суждения, мысли, чувства и действия.
Также повысить уверенность в себе я попытаюсь с помощью упражнения Дж. Джампольски. Собственно выполнение этого упражнения начинается с исключения из активного лексикона слов, характерных для неуверенного человека, таких как «попытаюсь». К таким словам относятся также: «невозможно», «не могу», ограничения («если только», «да, но...»), «трудно», «обязан», «должен», сомнения.
Самостоятельная работа слушателя К. (фрагменты)