II. Основная часть критического анализа
4. Общий критический анализ содержания. Вам следует выразить свое мнение относительно того, как было проведено исследование, как представлены его результаты в статье, насколько логичны аргументы, приведенные автором. Оцениваются как слабые, так и сильные стороны авторской аргументации. Объясните и подкрепите каждое из ваших критических замечаний. Приведите примеры там, где это возможно. Некоторые вопросы для анализа:
• соответствие названия статьи ее содержанию;
• цель и задачи исследования: четко ли обозначена автором цель
и задачи исследования;
• адекватность выбранного автором подхода заявленной проблеме и корректность ее использования;
• новизна идей автора: действительно ли идеи автора новы или они скорее представляют собой реконструкцию старых идей, их новое
терминологическое облачение;
• законченность, целостность раскрытия поставленных вопросов;
• логическая связность идей, обсуждаемых положений: согласованы ли между собой отдельные идеи, положения или какие-либо из них противоречат, аннулируют друг друга? Если верно последнее, то осознает ли это автор и дает ли этому адекватное объяснение;
• логическое соответствие исходных положений сделанным выводам, или сделанные выводы никак не вытекают из приводимой аргументации, основных существенных положений;
• как много фактов предлагает автор в поддержку своей точки зрения; факты какого типа? Насколько адекватно их использование в данном тексте; не упустил ли автор какого-либо важного факта;
• достоверность исходной информации, на которой выстраивается аргументация автора;
• насколько адекватны, уместны приведенные автором примеры и иллюстрации;
• качество анализа источников или их компиляция; оптимальность числа используемых цитат (или чрезмерность детального обсуждения общеизвестных положений);
• актуальность, современность источников информации, на которые ссылался автор;
• авторитетность и надежность экспертов, на которых ссылает автор;
• процедура исследования: насколько четко и ясно автор описал суть опытно-экспериментальной работы, как она была проведена; соответствуют ли выбранные автором методы, выборка, условия проведения исследования поставленным задачам*;
• какие статистические методы были выбраны; насколько адекватны они используемым данным и поставленным задачам? *
• обсуждение и сделанные выводы: соответствует ли обсуждение результатов тем данным, которые автор получил в своем исследовании; насколько утверждения, сделанные автором, подкрепляются эмпирическими данными; является ли авторский вывод наиболее обоснованным или более обоснован иной вывод;
• соответствие масштаба замысла и сделанных выводов: рассмотрел ли автор все то, что было им обещано в вводной части статьи;
• предлагает ли автор дальнейшие пути исследования рассматриваемой проблематики;
• какие вопросы (темы) автор считает нерешенными; почему эти вопросы остались не решены; сделал ли автор предложения по их решению;
• ясность, лаконичность, точность использованной научной терминологии.
Оценка: максимальное количество баллов — 40.
5. Пристрастность автора. Прослеживается ли возможная тенденциозность автора в процедуре исследования, интерпретации результатов? Осознает ли автор возможность тенденциозности своих взглядов, которые повлияли на исследование? Не использует ли автор эмоции вместо рассмотрения фактов?
Оценка: максимальное количество баллов — 4.
6. Вклад. Оцените вклад в науку и практику проведенного автором исследования. Вклад может быть различным, например: был предложен новый взгляд на проблему, обобщены разные концепции и сведены в единую теорию, предложены новые способы решения научной проблемы, были получены новые эмпирические результаты. Если, на ваш взгляд, нет возможности говорить о значимом вкладе статьи, то объясните, почему вы так считаете.
Оценка: максимальное количество баллов — 4.
7. Степень влияния статьи. Для определения степени влияния (импакт-фактор) рассматриваемой статьи на развитие науки проведите анализ числа и характера ее цитирования. Для этого необходимо обратиться к данным РИНЦ (российский индекс научного цитирования), для зарубежных изданий — к индексу цитирования Science Citation Index and the Social Sciences Citation Index. Обращение к этим ресурсам даст не только численный показатель, но также список всех статей, включенных в их базу, в которых цитируется или имеется ссылка на рассматриваемую вами работу. Для дальнейшего анализа просмотрите некоторые из этих статей (минимум две-три статьи). Определите, какого рода ссылки были сделаны, коротко проанализируйте влияние исходной статьи на последующие. Если вам не удалось найти какую-либо ссылку на анализируемую статью, попробуйте сделать предположения относительно того, почему отсутствуют такие ссылки.
Оценка: максимальное количество баллов — 7. 8. Вопросы. Попробуйте найти и сформулировать три вопроса, которые вытекают из содержания статьи.
Оценка: максимальное количество баллов — 3.
Задания для самостоятельной работы
1. На основе определения понятия критического мышления, а также его характеристик составьте примерный перечень вопросов, которые мыслящий человек должен задавать себе, сталкиваясь с информацией сомнительного, например псевдонаучного, мистического, характера.
2. На основе схемы, предложенной для анализа научной статьи, составьте схему критического анализа газетной статьи.
3. Обсудите со своими студентами, что значит термин «критическое мышление». Предложите им составить собственный список критериев (характеристик) критического мышления. Сравните их список с характеристиками, выделенными другими исследователями, например, Р. Полом, Э. Бинкером, Э. Мартином и К. Эдамсоном (см. ниже).
Проанализировав сотни научных трудов, Р. Пол, Э. Бинкер, Э. Мартин и К. Эдамсон выделили 35 основных показателей критического мышления.
А. Аффективные: 1) самостоятельность мышления; 2) понимание эгоцентрических и социоцентрических мотивов; 3) непредвзятость суждений; 4) видение взаимосвязи эмоций и убеждений; 5) воздержание от торопливых суждений; 6) смелость мышления; 7) добросовестность мышления; 8) настойчивость в решении интеллектуальных задач-9) уверенность рассуждений.
Б. Макрокогнитивные: 10) обобщение без стремления к упрощению; 11) сопоставление аналогичных ситуаций, приложение знания к новому контексту; 12) расширение угла зрения: рассмотрение вопроса с разных сторон, высказывание различных аргументов, гипотез; 13) ясность высказываемых положений, выводов, убеждений; 14) ясность изложения, продуманность выбора слов; 15) разработка оценочных критериев: ясность базовых ценностей и норм; 16) оценка надежности информации; 17) глубина мышления: выделение наиболее значимых вопросов; 18) анализ аргументов, объяснений, убеждений, гипотез; 19) выработка (оценка) конкретных решений; 20) анализ и оценка человеческих поступков (линий поведения); 21) критический подход к чтению: понимание сути, критическая оценка прочитанного; 22) критическое слушание (диалог «без слов»); 23) установление межпредметных связей; 24) способность вести «сократическую беседу», через диалог приходить к пониманию и оценке убеждений партнера; 25) рассуждение в диалоге: сравнение различных взглядов, подходов, гипотез; 26) умение рассуждать диалогически: оценка взглядов, подходов, гипотез.
В. Микрокогнитивные: 27) сопоставление (противопоставление) абстрактных понятий действительности; 28) точность и критичность высказываний; 29) анализ и оценка высказываний; 30) анализ и оценка выводов; 31) умение выделить информацию, связанную с рассматриваемым вопросом; 32) логичность объяснений, умозаключений, прогнозов; 33) оценка доказательности высказывания; 34) умение видеть противоречивость рассуждения; 35) анализ прямых и косвенных последствий события (явления)1.
Литература
1. Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиа-образование» : учеб, пособие для вузов / отв. ред. А. В. Федоров. Таганрог : Кучма, 2007.
2. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.
3. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Educational Technology & Society. 2006. № 9 (4). С. 284-292.