Критический анализ научной статьи

Научно-исследовательская работа студентов является обязатель­ной частью общего образовательного процесса и включается в содержание всех изучаемых дисциплин и видов учебных занятий. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у них навыков научной деятельности, овладение научными методами познания и исследования. В рамках общепрофессиональных и специальных дисциплин студентов знакомят с навыками библиографической работы, самостоятельной ра­боты с книгой и другими источниками информации, навыками и уме­ниями планировать и проводить эмпирическое исследование, оформ­лять результаты своих научных исследований. Вместе с тем в гораздо меньшей степени студентов обучают навыкам оценки научно-исследо­вательских работ, их критическому анализу.

Цель: сформировать у студентов навыки критического анализа на­учного текста, оценки качества проведенного эмпирического исследо­вания, понимания логики построения научного исследования.

1-й этап. За одну-две недели до запланированного занятия каж­дый студент получает научную статью, выбранную преподавателем для всей группы (или как рассылку на электронный ящик всей группы), а также список вопросов к ч. I (п. 1—3) схемы критического анализа статьи. Задача каждого студента — прочитать статью, сделать заметки и ответить на поставленные вопросы.

2-й этап. На занятии вся группа вместе с преподавателем обсуж­дает анализируемую статью в соответствии с п. 1—3 (ч. I). Студенты корректируют по мере необходимости свои записи. В конце занятия преподаватель выдает им (отправляет по электронной почте) ч. II схе­мы анализа и предлагает подготовиться к следующему занятию в соот­ветствии с этими пунктами.

3-й этап. На занятии группа под руководством преподавателя об­суждает статью в соответствии с ч. II схемы анализа.

4-й этап. Индивидуальная работа студентов. Преподаватель дает студентам список статей для критического анализа или предлагает провести собственный поиск и выбор статьи. Преподаватель может выдвинуть определенные требования к выбору, например: строго оп­ределить список журналов, из которых студенты могут заимствовать статьи для анализа, дату издания статьи (например, только те статьи, что опубликованы за последние три года), определить область и тема­тику исследования, тип и объем статей (например, не меньше восьми страниц). После выбора студенты обращаются к преподавателю и согла­совывают с ним свой выбор (во избежание дублирования анализа статьи двумя или более студентами). Систему оценивания рекомендуем также предложить заранее (например, максимальное количество баллов, кото­рые можно получить за работу, - 70). Далее студенты самостоятельно работают над анализом статьи, опираясь на обе части схемы анализа.

Работа сдается на проверку преподавателю в оговоренные им и может служить итоговой по изучаемому курсу.

Примерная схема критического анализа научной статьи

I часть критического анализа

Автор (авторы), название статьи, выходные данные статьи, номера страниц.

1. Предваряющий анализ статьи.

Кто автор статьи? Знакомы ли вы с другими публикациями этого автора? Каковы были цели, которые автор ставил в предшествующих публикациях?

Целевая аудитория: на какую аудиторию рассчитана статья (начи­нающего исследователя, практика, широкую научную общественность, зрелых ученых — профессионалов в конкретной области знания)? Не­обходимы ли специальные знания в конкретной области или достаточ­но общей эрудированности для понимания этой статьи?

Определите тип статьи: теоретическая или прикладная? Аргумен­тируйте ваш ответ. При определении типа опирайтесь на классифика­цию статей, принятую в определенной научной области. Например, в педагогике предлагается следующее разделение: теоретических ста­тей — на постановочные, аналитические, обобщающие, концептуаль­ные; прикладных — на экспериментальные и инструментальные1.

Соответствие статьи (стиля написания, поставленных задач) жур­налу, в котором она опубликована. Соответствует или не соответству­ет? Почему?

Какое утверждение (идею), по вашему мнению, заложил автор в название статьи?

Какого рода информацию (дискуссию) можно ожидать?

Знаете ли вы что-нибудь об этой теме?

Оценка: максимальное количество баллов, которые можно полу­чить по этому пункту, — 5.

2. Рефлексия собственных взглядов и убеждений. Какие представ­ления в отношении рассматриваемого автором предмета у меня уже есть? Могут ли они повлиять на мою оценку статьи, исследователь­ской позиции автора? (Как правило, наши предшествующие знания, различные жизненные установки, стереотипы и предубеждения влия­ют на адекватность восприятия и оценку получаемой информации).

Оценка: максимальное количество баллов, которые можно полу­чить по этому пункту, — 2.

3. Короткое резюме статьи. Сделайте очень короткое резюме ста­тьи (два-три параграфа), придерживаясь следующей схемы:

• 1-й параграф: определите научную проблему, поставленную ав­тором;

• 2-й параграф: каким образом автор предлагает решить эту про­блему (например, предлагает новую модель, концепцию, теорию);

• 3-й параграф: очень коротко обобщите наиболее важные резуль­таты, полученные в исследовании.

Оценка: максимальное количество баллов, которые можно полу­чить по этому пункту, — 7.

Наши рекомендации