Я часть. Учимся подмечать информацию.
Дополнительные сведения о состоянии человека психодиагност может получить с помощью наблюдения — преднамеренного и целенаправленного восприятия, обусловленного задачей выполняемой деятельности. Особенности поведения, позы, осанки, манеры говорить и т.д. — все это в своей совокупности представляет ценный диагностический материал как с точки понимания внутреннего мира человека, так и для выяснения психологических оснований его проблем или волнующих вопросов. При достаточной подготовке специалиста вся эта информация может служить полноценным источником диагностической деятельности, определяющим ход и содержание последующих этапов диагностического процесса и помогающим делать выводы, осмысливать факты, формулировать гипотезы и т.д. С помощью наблюдения можно понять интра- (направленные на достижение личных целей) и интерперсональные (направленное влияние на другого) планы в поведении и деятельности.
Упражнение 9. «Бдительность».
Из группы выбираются два участника. Они негромко беседуют. Их речь не слышна, можно только наблюдать за невербальными характеристиками.
Остальные члены группы фиксируют особенности поведения в таблице раздел «признаки» и стараются понять их значение на интер-и интраперсональном уровнях.
Наблюдаемое поведение | Признаки | Интерперсональные планы | Интраперсональные планы |
Мимика | |||
Жесты | |||
Поза | |||
Особенности речи (интонация, громкость, тональность и т.д.) |
После демонстрации следует общегрупповое обсуждение.
Какие выводы можно сделать по итогам наблюдения? Какие признаки оказались наиболее информативными? Каким образом наблюдение в диагностическом процессе поддерживает процедуру расспроса?
Я часть. Учимся выдвигать гипотезы.
Информационно-диагностический процесс поддерживается тремя основными методами — рассказом, расспросом, наблюдением. Результатом информационного обеспечения диагностической деятельности становится возникновение гипотез предположений о причинах неблагополучия (имплицитный диагноз).
Гипотезы — это наш путь на уровень причин и оснований.
Чаще всего гипотезы выдвигаются на основе повторяющихся признаков — внешних и внутренних. Эти признаки образуют систему на четырех уровнях:
1) поведенческом (как себя ведет?);
2) функциональном (в чем это выражается?);
3) целевом (зачем, с какой целью?);
4) причинном (почему, что им движет?).
Таким образом, появление гипотез(ы) в диагностическом процессе означает поворот от следствия к причинам и обратно — субъективное «перекодирование» ситуации.
Разберем некоторый пример (табл. 4.9).
Упражнение 10. Причинно-следственное соответствие.
Вернемся к проблемной ситуации 2 (см. упражнение 5), содержание проблемной ситуации которой мы анализировали ранее. Опираясь на выделенные ключевые признаки и обозначенное противоречие, продумайте сценарий расспроса. Какую информацию, как вам кажется, следовало бы уточнить, чтобы конкретизировать проблему и точно обозначить возможные психологические причины неблагополучия?
Систематизируйте выделенные признаки в таблице. К первому Уровню отнесите внешние (наблюдаемые) признаки поведения или особенности деятельности. На втором уровне определите, какую функцию несет (какое значение имеет) данная особенность в жизни человека. На третьем уровне попытайтесь обобщить выделенные функции единой (если возможно) или двумя целями: на что направлено такое поведение. На четвертом уровне на основе повторяющихся признаков и цели поведения выделите возможную психологическую причину такого поведения.
Примечание для тренера. Работа может происходить в любом составе — индивидуально, в парах и микрогруппах. Последний вариант более предпочтителен, так как обычно вначале большая часть участников испытывает сложности при переходе от внешне наблюдаемых признаков к определению их внутренних детерминант (причинному уровню).
Аналогичным образом разбирается ситуация 3 (см. упражнение 5).
Таблица 4.9
Пример диагаостического анализа проблемы
Наблюдаемые особенности поведения или деятельности | ||||||||
1-й уровень (поведенческий) | Проявляет чрезмерную активность, старается участвовать во всех мероприятиях | Постоянно поправляет других | Активно предлагает свою помощь | Дает списывать | Дает низкую оценку другим, критикует и язвит в адрес других | Пытается занять лидерские позиции в группе | ||
2-й уровень (функциональный) | Стремится быть нужным, незаменимым | Показывает, что знает и умеет больше остальных | Стремится сделать других зависимыми от себя | Показывает другим, что они часто ошибаются | Стремится быть независимым, сам устанавливает правила и условия деятельности | |||
3-й уровень (целевой) | Ты лучше Будь лучше Защита от критики Контроль ситуации | |||||||
4-й уровень (причинный) | Метауровень (почему?) Поддержка самооценки | |||||||
Упражнение 11. Построение диагностической карты проблемы.
Возвращаемся к работе в парах и своим записям. Постройте диагностическую карту проблемы своего клиента. Для этого все внешние признаки, характеризующие поведенческие и функциональные проявления, расположите на верхних уровнях, заключив их в квадраты, целевые и причинные признаки — на нижних, обведя в треугольник. Включите в схему ресурсы и компенсаторные механизмы — свойства личности, которые помогали раньше или могли бы помочь в будущем справиться с этой ситуацией. Обведите их в круг (овал). Стрелками обозначьте причинно-следственные связи между внешними проявлениями в поведении и внутренними (психологическими) механизмами (рис. 4.7).
Рис. 4.7. Диагностическая карта проблемы