Я часть. Учимся подмечать информацию.

Дополнительные сведения о состоянии человека психодиагност может получить с помощью наблюдения — преднамеренного и целе­направленного восприятия, обусловленного задачей выполняемой де­ятельности. Особенности поведения, позы, осанки, манеры говорить и т.д. — все это в своей совокупности представляет ценный диагности­ческий материал как с точки понимания внутреннего мира человека, так и для выяснения психологических оснований его проблем или вол­нующих вопросов. При достаточной подготовке специалиста вся эта информация может служить полноценным источником диагностиче­ской деятельности, определяющим ход и содержание последующих эта­пов диагностического процесса и помогающим делать выводы, осмыс­ливать факты, формулировать гипотезы и т.д. С помощью наблюдения можно понять интра- (направленные на достижение личных целей) и интерперсональные (направленное влияние на другого) планы в по­ведении и деятельности.

Упражнение 9. «Бдительность».

Из группы выбираются два участника. Они негромко беседуют. Их речь не слышна, можно только наблюдать за невербальными ха­рактеристиками.

Остальные члены группы фиксируют особенности поведения в таб­лице раздел «признаки» и стараются понять их значение на интер-и интраперсональном уровнях.

Наблюдаемое поведение Признаки Интерперсональные планы Интраперсональные планы
Мимика        
Жесты      
Поза      
Особенности речи (интонация, гром­кость, тональность и т.д.)      

После демонстрации следует общегрупповое обсуждение.

Какие выводы можно сделать по итогам наблюдения? Какие при­знаки оказались наиболее информативными? Каким образом наблюде­ние в диагностическом процессе поддерживает процедуру расспроса?

Я часть. Учимся выдвигать гипотезы.

Информационно-диагностический процесс поддерживается тремя основными методами — рассказом, расспросом, наблюдением. Резуль­татом информационного обеспечения диагностической деятельности становится возникновение гипотез предположений о причинах небла­гополучия (имплицитный диагноз).

Гипотезы — это наш путь на уровень причин и оснований.

Чаще всего гипотезы выдвигаются на основе повторяющихся при­знаков — внешних и внутренних. Эти признаки образуют систему на четырех уровнях:

1) поведенческом (как себя ведет?);

2) функциональном (в чем это выражается?);

3) целевом (зачем, с какой целью?);

4) причинном (почему, что им движет?).

Таким образом, появление гипотез(ы) в диагностическом процессе означает поворот от следствия к причинам и обратно — субъективное «перекодирование» ситуации.

Разберем некоторый пример (табл. 4.9).

Упражнение 10. Причинно-следственное соответствие.

Вернемся к проблемной ситуации 2 (см. упражнение 5), содержа­ние проблемной ситуации которой мы анализировали ранее. Опира­ясь на выделенные ключевые признаки и обозначенное противоречие, продумайте сценарий расспроса. Какую информацию, как вам кажет­ся, следовало бы уточнить, чтобы конкретизировать проблему и точно обозначить возможные психологические причины неблагополучия?

Систематизируйте выделенные признаки в таблице. К первому Уровню отнесите внешние (наблюдаемые) признаки поведения или особенности деятельности. На втором уровне определите, какую функцию несет (какое значение имеет) данная особенность в жизни челове­ка. На третьем уровне попытайтесь обобщить выделенные функции еди­ной (если возможно) или двумя целями: на что направлено такое пове­дение. На четвертом уровне на основе повторяющихся признаков и цели поведения выделите возможную психологическую причину такого по­ведения.

Примечание для тренера. Работа может происходить в любом со­ставе — индивидуально, в парах и микрогруппах. Последний вариант более предпочтителен, так как обычно вначале большая часть участ­ников испытывает сложности при переходе от внешне наблюдаемых признаков к определению их внутренних детерминант (причинному уровню).

Аналогичным образом разбирается ситуация 3 (см. упражнение 5).

Таблица 4.9

Пример диагаостического анализа проблемы

Наблюдаемые особенности поведения или деятельности
1-й уровень (поведен­ческий) Проявляет чрез­мерную актив­ность, старается участвовать во всех мероприятиях Постоянно поправляет других Активно предла­гает свою помощь Дает списывать Дает низкую оценку другим, критикует и язвит в адрес других Пытается занять лидерские пози­ции в группе  
2-й уровень (функцио­нальный) Стремится быть нужным, незаме­нимым Показывает, что знает и умеет больше остальных Стремится сделать других зависимыми от себя   Показывает дру­гим, что они часто ошибаются Стремится быть независимым, сам устанавливает правила и условия деятельности  
3-й уровень (целевой) Я часть. Учимся подмечать информацию. - student2.ru Я часть. Учимся подмечать информацию. - student2.ru Я часть. Учимся подмечать информацию. - student2.ru Я часть. Учимся подмечать информацию. - student2.ru Я часть. Учимся подмечать информацию. - student2.ru Ты лучше Будь лучше Защита от критики
 
  Я часть. Учимся подмечать информацию. - student2.ru




Контроль ситуации

4-й уровень (причинный) Метауровень (почему?) Поддержка самооценки  
                 

Упражнение 11. Построение диагностической карты проблемы.

Возвращаемся к работе в парах и своим записям. Постройте диаг­ностическую карту проблемы своего клиента. Для этого все внешние признаки, характеризующие поведенческие и функциональные про­явления, расположите на верхних уровнях, заключив их в квадраты, целевые и причинные признаки — на нижних, обведя в треугольник. Включите в схему ресурсы и компенсаторные механизмы — свойства личности, которые помогали раньше или могли бы помочь в будущем справиться с этой ситуацией. Обведите их в круг (овал). Стрелками обозначьте причинно-следственные связи между внешними проявле­ниями в поведении и внутренними (психологическими) механизмами (рис. 4.7).

 
  Я часть. Учимся подмечать информацию. - student2.ru

Рис. 4.7. Диагностическая карта проблемы

Наши рекомендации