По совершенствованию процесса запоминания
Тренинговые задания
Задание 1.Приступая к запоминанию текста, необходимо четко сформулировать цель.
Например: запомнить текст целиком, от начала до конца; запомнить конкретные фрагменты, общий смысл, основные понятия в тексте, описание конкретных фактов, последовательность фактов и др.
Используйте разные формулировки цели и практически проверьте влияние четко сформулированной цели на качество содержания усвоенного материала.
Задание 2.Любой запоминаемый материал необходимо связать с имеющимися интересами и потребностями. Изучая материал, рекомендуется отчетливо представить себе ситуацию, в которой этот материал будет использоваться.
Попытайтесь связать изучаемую информацию с имеющимися у вас интересами и потребностями, например, связанными с бытовой жизнью, специальными интересами. Проведите трехминутную медитацию, представляя, например, как вы сообщаете данную информацию своим сокурсникам и как при этом растет ваше самоуважение.
Задание 3.Читая текст, старайтесь сразу же выделять главное и второстепенное. Затем внутри главного материала четко зафиксируйте: имеет место развитие одной мысли или параллельно приводится несколько мыслей; как они соотносятся — как взаимодополнения или противопоставления? Аналогично выделяйте и значение второстепенного материала: это пример, это конкретизация, это отступление и др. Даже такая простая градация улучшает запоминание.
Проведите анализ изучаемого текста в соответствии с методическими рекомендациями.
Задание4. Определите, к какому типу относится изучаемый вами текст: объяснительному, описательному, повествовательному. Каждому из этих видов текста присуща специфическая структура, и знание этой структуры, выявление ее в изучаемом тексте заметно повысят его запоминание.
Объяснительный текст направлен на доказательство или пояснение какой-либо закономерности или теории. Его структура включает:
• постановку проблемы (о чем идет речь);
• значение проблемы (для чего необходимо ее решение);
• описание предшествующих подходов (какими гранями выступила проблема и какие ее аспекты не исследованы);
• описание ранее использованных методов исследования (что с их помощью было исследовано ранее, а по каким вопросам методология исследования не разработана);
• исходные положения (на чем основывается теория);
• выделение нового знания и его аргументация;
• описание и разворачивание нового знания (какие новые аспекты в связи с ним обнаруживаются);
• ограниченность подхода и перспективы его развития.
Задание.Прочитайте объяснительный текст и перескажите его, опираясь на приведенный выше план, выделите те пункты плана, по которым вы затруднились в изложении. Проведите анализ объяснительного текста по указанному плану. Графически изобразите структуру объяснительного текста, выделив как основные информационные единицы теоретические положения и то, что составило их аргументацию, на основе сочетания исходных положений. Научитесь схематизировать изучаемую информацию. Снова перескажите текст, руководствуясь планом и схемой. Проведите самооценку эффективности вашего I усвоения материала до и после анализа текста.
Описательный текст дает анализ какого-либо явления путем развернутого описания его видов, признаков, свойств, функций и т.д. В случае когда дается характеристика его видов, мы имеем дело с классификацией. При запоминании такого текста необходимо, во-первых, выделить соотношение (соподчиненность или рядоположность) различных видов явления и, во-вторых, четко зафиксировать отличительный. признак (или признаки) каждого его вида. Типичными ошибками при работе с подобными текстами являются нечеткое соотношение между информацией, относимой к разным видам, и неточная фиксация отличительных признаков каждого подвида.
Задание.При чтении описательного текста выделите основные информационные единицы, содержащие характеристики, признаки, | свойства, функции, этапы развития, а также факторы, способствующие их развитию или тормозящие его, взаимодействия факторов. Выделенные в тексте информационные единицы необходимо классифицировать сосредоточиться (ввести в вербализуемую цель запоминания) на конкретных информационных единицах и их связях (учитывать комфортность объема запоминания в связи с индивидуальными особенностями памяти) и воспроизвести по памяти. Графически изобразите структуру описательного текста с учетом классов информации и их взаимосвязей. Сформулируйте вопросы по изучаемому тексту, в которых отражаются характеристики, свойства и т.д., позволяющие воспроизвести изучаемую информацию.
Повествовательный текст содержит информацию о различных действиях, событиях, преобразованиях «объекта». Рекомендуется последовательность преобразований «объекта» схематически расположить в естественной хронологии, несмотря на то, что в самом тексте информация может быть представлена в другом порядке (например, по степени ее важности или начиная с конца). Четкое построение схемы динамики развития позволяет выделить причинно-следственные связи между блоками информации.
Задание.Определите, сколько сюжетных цепочек отражено в повествовательном тексте, каковы их взаимосвязи и динамика развития. При анализе конкретного явления или события, отраженного в тексте, последовательно выделите то, что обнаружите в тексте: причины появления, вызванные им следствия, условия развития, этапы, что предшествовало, что препятствовало и т.д. Таким образом, подробно выстройте сюжетную цепочку. Если в тексте содержится несколько различных, связанных или не связанных между собой цепочек, то, проследив каждую из цепочек, определите содержание их взаимосвязей. При анализе необходимо иметь в виду, что между информационными цепочками могут быть различные соотношения. Информации могут быть параллельно-несвязанными (косвенные взаимосвязи могут быть связаны с условиями развития событий, временем, местом и др.), параллельно-связанными. Определение сути этих отношений обеспечивает исключительно прочную фиксацию информации в памяти.
Примечание. На первых этапах освоения данной техники запоминания учебной информации на построение схем может уходить много времени. При этом рекомендуется возвращаться к чтению и анализу текста три-четыре раза. Однако после двух-трех недель такой деятельности выработается опыт схематизации информации, и вы обнаружите, что уже нет необходимости графически выполнять схему, схематизация будет происходить спонтанно по ходу чтения текста. Это и будет вашим эффективным инструментом для улучшения усвоения учебной Информации и общей тренировки памяти.
Рекомендованная техника в большей мере результативна для людей с преимущественно левополушарной стилистикой восприятия и обработки информации, т.е. с категориальной стилистикой работы с информацией.
Облегченным вариантом составления схемы при изучении информации может быть составление плана. Это бывает полезным, если текст недостаточно связан, состоит из разнородных фрагментов. В тех случаях, когда нет необходимости глубоко и точно запоминать текст, а вполне достаточно ограничиться знанием узловых моментов, целесообразно составить план.