Практикум по развитию ответственности в обучении
1. В течение двух-трех недель необходимо освоить технику чтения с осмыслением (см. 4.3 «Технология формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности»).
2. В течение двух-трех недель вы проходите когнитивно-поведенческий тренинг борьбы со страхом по поводу своего активного участия в обсуждении учебного материала в аудитории и при групповых подготовках к занятиям.
(Вы можете выбирать — остаться пассивным наблюдателем или, преодолевая свои страхи, позволить себе быть «открытым» и деятельным в процессе осознания информации.) Дайте себе шанс расширить свои возможности и быть успешным!
3. Установка доверия. Вы можете выбирать — взять на себя инициативу по установлению доверительных отношений с согруппниками и преподавателями, необходимых для содержательного прохождения учебных дисциплин. Один из способов установления доверительных отношений — разговор с «коллегами» о своих намерениях ввести творческий компонент в процесс обучения.
4. Раскрытие себя. Раскрыть себя другим — один из способов более полно познать себя и свои возможности. Также вам потребуется научиться давать информацию о себе в разумных пределах.
5. Будьте готовы помогать в развитии знания другим. Мы обучаемся наиболее эффективно тогда, когда обучаем других.
6. Работайте над созданием своего Я-образа успешного студента. Проводите регулярные медитации с представлением своих эффективных действий в сложных учебных ситуациях (см. практикум с целью развития реалистического восприятия и понимания себя и других в данном параграфе).
7. Старайтесь делать конкретные предсказания (только для себя) в отношении своих учебных достижений. Ваше подсознание может «усвоить» эти пророчества, и ваше развитие будет идти без внутреннего сопротивления.
8. Используйте возможность подтвердить свою высокую самооценку на практике.
9. Ведите дневник, в котором вы будете фиксировать только свои достижения.
10. Поощряйте себя за каждое достижение (поощрение должно быть разумным и приемлемым для окружающих).
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М, 1991.
2. Данилова В. Как стать собой: Психотехника индивидуальности. Харьков, 1994.
3. Маслоу А. Психология бытия. Киев, 1997.
4. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 2005.
5. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1998.
6. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997.
7. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголъша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер. 2001.
8. Петанова Е.И. Развитие Я-концепции // Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. СПб.: Питер, 2001. Гл. 6.
9. Практическая психология образования : учебник для студентов высш. и сред. спец. учеб, заведений / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
10. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М., 1993.
11. Развитие индивидуальности и формирование активных жизненных стратегий молодежи // Материалы лонгитюдного исследования / под ред. д-ра психол. наук Н.В. Гришиной. СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2007.
12. Эллис А. Рационально-эмотивный тренинг А. Эллиса. СПб., 1998.
ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
В ОРГАНИЗАЦИИ СВОЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ____
Актуальность использования технологии.Продуктивность обучения студентов может быть увеличена с помощью освоения ими методов и техник, активизирующих психические процессы в познавательной деятельности. Это методы и техники, способствующие самоорганизации и самоконтролю восприятия, внимания, запоминания, анализа и синтеза информации и других операций. Повышение функциональных возможностей познавательных процессов косвенно будет способствовать развитию у студентов позитивного «Я-образа» как основы для роста их мотивированности на учебные достижения и интеллектуальную самореализацию в процессе вузовского обучения.
Практический опыт использования данной технологии при обучении студентов-психологов показывает, что повышение эффективности процесса обучения посредством развития их компетентности в организации своей учебной деятельности способствует профилактике переутомления и раздражения от трудностей обучения, снижения самооценки (низкая самооценка может привести к констатации своей неспособности к обучению и отказу от обучения в высшей школе).
Позитивный опыт может быть использован в аудиторной работе со студентами любых факультетов в первые годы обучения в вузе.
Для успешно обучающихся студентов предлагаемые техники могут стать первым шагом к развитию творческой организации своего обучения и личностного роста, т.е. еще более успешной актуализации своих потенциальных интеллектуальных и личностных возможностей.
Обучение технологии.В процессе освоения данной технологии комплексно решаются следующие задачи:
• развитие самостоятельности в программировании, организации процесса познания и профессионального становления и адекватной оценке своей результативности;
• развитие психических функций, обеспечивающих процесс обучения (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.);
• развитие ответственности за процесс и результат профессионального обучения.
Реализуется данная технология при взаимодействии обучающего технологии преподавателя и студентов в течение всего процесса вузовского обучения.
Целесообразно взаимоотношения преподавателя и студента в реализации данной технологии оформить с помощью специального контракта, в котором будут определены задачи каждой из сторон: обучающей и обучающейся. (Контрактная система отношений характерна для реализации обучения в соответствии с когнитивно-поведенческими психологическими методами.)
В процессе реализации данной технологии задачами преподавателя являются организация и контроль:
• преподаватель предоставляет основную информацию о психических процессах и о том, как они обеспечивают процесс познания;
• организует экспресс-диагностику функционирования психических процессов у студентов;
• способствует осознанию того, как уровень организации познавательной деятельности сказывается на уровне эффективности процесса и результатов обучения;
• помогает студентам разработать коррекционно-развивающие программы по тем психическим процессам, с которыми связаны трудности в обучении (программы развития внимания, восприятия, памяти, мышления и др.);
• помогает разработать индивидуальные инструкции по выполнению данных программ;
• является внешним экспертом по оценке эффективности воздействия на процесс обучения данных программ;
• помогает студенту выявить динамику эффективности познавательной деятельности.
Студент в свою очередь принимает полную ответственность за точное выполнение рекомендаций преподавателя и реализацию разработанных для него инструкций. Так, студент обязуется:
• точно выполнить программу констатирующего эксперимента и провести анализ показателей экспресс-диагностики внимания, восприятия, памяти, мышления по методикам, рекомендованным преподавателем;
• активно и творчески участвовать в разработке коррекционно-развивающих программ для оптимизации своих познавательных возможностей, с учетом личностных предпочтений и особенностей и характерных стилей когнитивной деятельности;
• точно и своевременно выполнять разработанные совместно с преподавателем инструкции и вести дневник выполнения заданий;
• регулярно (с периодичностью, целесообразной в каждой конкретной программе) вести наблюдения и давать оценку эффективности своей деятельности;
• использовать самопоощрения для подкрепления позитивных результатов своей деятельности;
• включать выработанные навыки оптимизации познавательной деятельности непосредственно в учебные ситуации и быть адекватным в самооценке результативности тренинга.
При саморегуляции познавательной деятельности очень важно стремиться к реалистичности в самооценке своих результатов, что дает возможность приблизить субъективное отражение уровня сформированности личностных способностей к объективной оценке этих качеств. Способность быть объективным можно считать показателем универсальной личностной компетентности оценивания и формирования отношения к информации, что является одним из значимых показателей личностной зрелости.
Если в показателях тестирования студентов до и после проведения технологии будут выявлены позитивные изменения, то они могут быть использованы как эффективное внешнее подкрепление (похвала) преподавателя за собственный вклад студента в констатируемые достижения. Возможно, это будет способствовать дальнейшему росту творческих усилий в профессиональном обучении и личностном совершенствовании студентов.
Программа развития компетентности студентов в организации учебной деятельности(три этапа)
1. Подготовительный.
Теоретический анализ психолого-педагогической информации, направленный на обоснование задачи, связанной с эмпирическим выделением психических функций, активизация которых может привести к повышению эффективности процесса обучения и сформировать личностную компетентность в организации обучения в высшей школе.
2. Эмпирический.
Подборка инструментов для изучения психических функций, с которыми связан процесс познания и учебной деятельности и тренингового воздействия на них. Составление программы развивающего тренинга. Реализация программы тренинга.
3. Констатирующий.
Оценка результатов тренинга и их влияния на самооценку студента и его отношение к процессу обучения в вузе.
Методические рекомендации преподавателю. При планировании и реализации технологии важно включать коллектив студентов как в создание тренинговых упражнений, так и в оценку их эффективности. При определении «мишеней» тренинговой направленности необходимо способствовать такому восприятию этого процесса студентами, в котором именно они самостоятельно определяют цель и инструкцию проведения психологического упражнения, а преподаватель выполняет функции консультанта и авторитетного эксперта по оценке целесообразности и эффективности разработанных упражнений.
Техники развития памяти
1. Формулирование установки на эффективное восприятие и запоминание информации. (Установка — это короткое, но информационно полное суждение, адекватно выражающее цель и отношение субъекта к процессу и результату предстоящего действия.) При составлении данной установки необходимо учитывать, что все используемые в суждении смысловые категории должны быть адекватными конкретной информации. Мысленное проговаривание или произнесение вслух установки должно иметь такой темп и четкость, какие используются социальными информационными службами (например, радио) для предоставления экстренной (очень важной) информации. Вначале констатируется готовность к восприятию и запоминанию информации. Далее определяется значимость этой информации в конкретной ситуации познания или обучения. В завершение дается позитивный прогноз на результат восприятия и запоминания. Например: «Я смогу внимательно и точно прослушать предложенную информацию; то, что я сейчас услышу, даст мне возможность расширить (или уточнить) мое знание изучаемого предмета; я смогу выделить основной смысл в воспринятой информации и использовать его в деятельности (желательно уточнить, в какой)».
2. Необходимо посредством психофизических упражнений (например, посредством определенной ритмики дыхания) достичь оптимальной психологической активности, обеспечивающей эффективное восприятие и заинтересованное отношение к получаемой информации. Очень важно, чтобы фоном усвоения информации было эмоциональное отношение к запоминаемой информации; так наилучшим образом запоминается то, что имело эмоциональный отклик в нашем осознании. Поэтому оправданно при запоминании мысленно выделять то, что вызывает в нас эмоциональный отклик (эмоциональность всегда предполагает более высокий уровень психической активности, поэтому эмоциональное восприятие оказывается более стойким к помехам и более точным по содержанию).
3. Память определяется особенностями той деятельности, которую мы выполняем с запоминаемым материалом, поэтому эффективность усвоения информации связана с содержанием деятельности в процессе запоминания и осознания информации.
Следует учитывать, что оптимизация памяти связана с осознанием следующих факторов или основных компонентов, оказывающих на нее влияние:
• осознание мотива деятельности (то, ради чего деятельность выполняется, что побуждает к активности);
• осознание цели деятельности (конкретного результата, который будет получен в деятельности и на который направлена активность);
• выделение способов деятельности (конкретных приемов, операций, преобразований, из которых состоит деятельность, которые используются для достижения цели);
• уточнение условий или фона, конкретной обстановки, в которой проходит деятельность.
Например, анализируя факторы, влияющие на запоминание и усвоение лекции, в качестве мотива можно выделить познавательный интерес; стремление студента продемонстрировать свою осведомленность при дискуссии с преподавателем; пассивное стремление быть дисциплинированным слушателем, так как это дает шанс получить какие-либо льготы от педагога, т.е. получить вознаграждение за регулярное посещение лекций.
В качестве цели может быть следующее:
• наиболее близкое к содержанию лекции или текста учебника запоминание информации;
• анализ предоставленной информации в соответствии с логикой вопроса, на который необходимо ответить;
• фиксация в памяти только конкретных информационных единиц, позволяющих их использовать как фактический или иллюстративный материал по изучаемой теме.
Иногда студенты запоминают исключительно иллюстрации к теориям или практические примеры, не помня, с какой теоретической информацией они были связаны. Это может быть объяснено тем, что изначально не была сформулирована цель запоминания.
В качестве способов заучивания наиболее характерным является многократное чтение конспекта лекции или текста учебника, т.е. используется метод пассивного запоминания. Более деятельные студенты используют метод алгоритмического анализа информации, когда информация делится на части и исследуются связи между информационными блоками. Такой способ работы с информацией позволяет схематизировать информацию, а затем представить зрительные образы, которые можно использовать как образные ярлыки к информационному блоку.
Условиями или фоном работы сознания и памяти студента являются шум в аудитории и за окном, физическое и эмоциональное состояние. Поэтому необходим психологический настрой, позволяющий сознанию руководить этими фоновыми факторами, т.е. иногда следует своего рода «договориться» со своими анализаторами и вниманием, чтобы фоновая информация таковой и оставалась. Примером может быть следующая установка: «Я могу сосредоточиться на важном: все, что не имеет отношения к цели и предмету деятельности, сознание блокирует... внимание и восприятие избирательное... запоминание конкретное и стойкое»... и т.д.
Подготовительные операции перед работой с учебной информацией в форме установки на восприятие, запоминание, осознание могут быть освоены за неделю организационного практикума.
Реализации этого практикума может помочь анкета, содержащая ряд вопросов, уточняющих самонаблюдения.
Анкета для самонаблюдения
1. Какие мотивы побуждали к посещению лекции меня, моих друзей?
Какой уровень активности сознания и памяти по десятибалльной, шкале при этом наблюдался?
Какой конкретный результат был целью в учебном процессе?
2. Какими способами я осознаю и усваиваю учебную информацию:
• последовательно запоминаю весь ее объем;
• выделяю основные информационные единицы;
• выделяю информационные блоки и нахожу им вербальное и образное обозначение;
• схематизирую информационные блоки и анализирую содержание или смысл их связей;
• делаю свое логическое обобщение после анализа содержания и связей трех—пяти информационных блоков;
• пытаюсь переструктурировать информацию и найти новые смысловые связи.
3. Какое психофизическое состояние было (в период наблюдения) фоном моей интеллектуальной деятельности?
Каков был уровень эффективности усвоения информации?
Какие внешние факторы чаще привлекают мое внимание в процессе восприятия учебной информации?
Какие способы я использую для концентрации внимания на учебной информации?
4. Что изменилось в процессе моих самонаблюдений и самоанализа процесса работы с учебной информацией?
Теоретическая информация
Преподаватель знакомит студентов с основными законами работы памяти или законами зависимости памяти от деятельности.
1. Наиболее эффективно запоминается тот материал, который составляет цель нашей деятельности. Менее эффективно — тот, который входит в ее способы, и совсем не эффективно — тот, который составляет ее фон.
2. Эффективность запоминания материала как цели действия зависит от состава и качества способов, применяемых в работе с ним. Чем более сложные, содержательные и разнообразные способы работы с материалом мы применяем, тем более точным и прочным оказывается запоминание. Поверхностные и однообразные способы обеспечивают невысокий уровень запоминания.
3. Эффективность запоминания зависит от его связи с мотивами, потребностями и ценностями личности. Чем теснее и непосредственнее связан материал с ведущими мотивами деятельности, тем лучше он запоминается.
Методические рекомендации