Тема 5. Изучение эффективности личностного роста.
Задание.Проведите самоанализ эффективности использования технологии.
Что вам удалось изменить? Насколько вы были активны, гибки и креативны в своем личностном росте? Насколько вы были исполнительны относительно реализации рекомендаций? Что вы начали делать по-новому?
Что вы перестали делать? В каких ваших действиях вы проявили творчество?
Вы научились контролировать свой успех? Какие чувства вы испытываете по отношению к себе? Что вам особенно понравилось в выполненной программе? Что вы могли бы в программе усовершенствовать? Что для этого необходимо сделать?
Литература
1. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии М.,< 1999.
2. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: учеб, пособие. Л., 1989.
3. Как построить свое «Я» / под ред. В.П. Зинченко. М., 1991.
4. Мольц М. Я это Я, или Как стать счастливым. СПб., 1992.
5. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции и произвольной активности человека // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 4.
6. Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. М., 1994.
7. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М., 1993.
8. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь,
2002.
ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОСТИ
В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ
В ВУЗОВСКОЙ СРЕДЕ»
Цель применения технологии:достичь большей позитивности в системе отношений с собой, сокурсниками и преподавателями.
Она предполагает изменения в восприятии и оценивании отношений, эмоциональной и поведенческой реакции на эти отношения. Предлагаемая программа предусматривает поэтапное решение когнитивных, эмоциональных, поведенческих задач, решаемых в условиях специально организованного тренинга.
Когнитивные задачи:
а) глубокое осознание связи практического выражения системы отношений с личностными установками, сформированными в процессе воспитания и жизненного опыта;
б) тренинг коррекции непозитивных личностных установок;
в) практикум по закреплению позитивных установок в восприятии и осознании действительности.
Эмоциональные задачи:
а) развитие самопознания и рефлексии посредством самонаблюдения (дневники) и психодиагностических методик, изучающих уровень субъективного контроля, тревожности, агрессивности, эмотивности, реактивности, толерантности.
б) развитие навыков саморегуляции посредством методов симптоматической коррекции: самовнушения, функционального психомышечного тренинга или дыхательной гимнастики, классического и оперантного научения, рационализации, переключения внимания, дозированного отреагирования или сублимации и т.д.;
в) развитие навыков использования внешних средств воздействия на эмоциональную сферу: цвет, звуки, ритм, запахи, вкусовые ощущения и т.д.;
г) развитие навыков корректного выражения эмоций посредством
юмора, экспрессивных искусств и т.д.
Поведенческие задачи:
а) выработать умения понимать себя, других и адекватно ситуации организовывать взаимодействия. Используется теория и ролевые техники транзактного анализа, конструктивный спор, деловые игры;
б) выработать возможность свободно реализовывать при взаимодействии собственную независимую позицию. Используется тренинг уверенности в себе, ролевой тренинг, коррекция самооценки.
Форма реализации программы
Наиболее благоприятной психолого-педагогической ситуацией для реализации программы «гуманизации» системы отношений студентов могут быть так называемые группы личностного роста, популярные в настоящее время в среде «творчески ориентированной молодежи» как у нас в стране, так и за рубежом (начиная с 70-х гг. XX в.). Группы личностного роста организуются по принципам психотерапевтических «групп встреч» и работают в течение нескольких недель. Однако при реализации программ личностного роста среди студентов требуется модификация в методологии этого процесса. Периодичность сессий в такой группе должна быть установлена в соответствии с конкретными условиями вузовского обучения (один раз каждую неделю | или через неделю). Как и программы, связанные с развитием ответственности и организованности студентов, данная программа может быть наиболее значимой частью процесса сопровождения обучениястудентов на основном этапе их профессиональной подготовки в высшей школе (т.е. на 3—4-м курсах).
Задачей преподавателя, осуществляющего функцию организатора данного процесса, является предоставление студентам информации по психологии развития личности на этапе ранней взрослости и инструментов самопознания в виде психологических вопросников, проективных методик или психологических игр. Основной техникой работы, обеспечивающей процесс личностного роста, с нашей точки зрения, должен быть самоанализ, потому что именно так может быть достигнуто гуманистическое единство принципов индивидуальной свободы и ответственности за процесс и результат действий.
Предлагается вариант программы самопознания и саморазвития в личности тех качеств и психологических механизмов, которые достаточно часто (как показывают наблюдения и психологические исследования) составляют ту или иную степень препятствий для достижения позитивной системы отношений в условиях обучения в вузе. Гармонизация системы отношений будет способствовать самореализации в процессе обучения и сохранению внутреннего (душевного) благополучия личности.
В программе указаны темы, которые (с нашей точки зрения) целесообразно включить в работу студенческой группы личностного роста (табл. 4.7).
Таблица 4.7