Теоретические основания технологии

В современном менеджменте довольно популярна модель трудо­вой мотивации Р. Хекмана и Г. Олдхэма, которая направлена на разви­тие внутренней мотивации работников и создание такой среды, которая имеет высокий мотивационный потенциал1. Эта модель может иметь прикладное значение и для образовательной сферы, в частно­сти, апробирована в работе Р. Адлера2.

Целостное представление всех составляющих смоделированной системы отражено на рис. 4.1 (адаптировано из: Мескон М., Альберт М., Ф. Основы менеджмента. М., 1997).

Характеристика работы → Психологические состояния →Результаты

Теоретические основания технологии - student2.ru Теоретические основания технологии - student2.ru

Высокая удовлетворен­ность работой

               
  Теоретические основания технологии - student2.ru   Теоретические основания технологии - student2.ru
 
    Теоретические основания технологии - student2.ru
 
 
   
Знание результатов своей работы

Теоретические основания технологии - student2.ru

           
  Теоретические основания технологии - student2.ru
 
    Теоретические основания технологии - student2.ru
    Теоретические основания технологии - student2.ru
 

Рис. 4.1.Модель трудовой мотивации

Согласно этой теории, существуют три психологических состоя­ния, определяющие высокий уровень внутренней мотивации челове­ка, его удовлетворенность проделанной работой, а также высокие ре­зультаты самой деятельности:

• воспринимаемая значимость работы, т.е. степень, в которой человек воспринимает свой труд как что-то важное, ценное и стоящее;

• ощущаемая ответственность, т.е. та степень, в которой человек чувствует ответственность за результаты своего труда;

• знание результатов, т.е. степень понимания человеком эффективности или результативности своего труда.

По мнению создателей этой модели, в случае если предлагаемая человеку работа организована так, что вызывает все три психологических состояния, то результаты работы, удовлетворенность и мотивация будут максимально высоки, даже если эта работа не подкрепляется внешними стимулами, например не оплачивается. То есть речьидет о внутренней мотивации, мотивации, которая не контролируется извне, а проистекает из самого процесса. Человек в данном случае со­вершает какую-то деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самом процессе деятельности.

Подобные психологические состояния возникнут в том случае» если предлагаемая человеку работа и ее задачи имеют следующие пять характеристик:

1) эта работа предполагает привлечение различных способностей и умений человека (набор знаний, умений, навыков);

2) если человек видит целесообразность этой работы и знает, как работа (если она представляет лишь один этап из большого процесса) связана с другими этапами и как качество ее исполнения повлияет на весь процесс (определенность заданий);

3) если эта работа представляет значимость для него, других, а может быть, для всего общества в целом (значимость заданий);

4) если эта работа предоставляет определенную свободу, незави­симость, возможность действовать по своему усмотрению, планируя работу, определяя способы ее выполнения (самостоятельность);

5) если выполнение этой работы сопровождается получением пря­мой и ясной информации относительно эффективности работы (обрат­ная связь).

Первые три из перечисленных характеристик работы вызывают у человека ощущение значимости выполняемой работы; самостоятель­ность приводит к переживанию человеком ответственности за резуль­таты своей деятельности; наличие конструктивной обратной связи дает человеку знание результатов своей работы.

Исходя из этой модели, которая получила эмпирическое подтвер­ждение в самых разных сферах деятельности, задача руководителя, а в нашем случае школьного педагога или вузовского преподавателя, состоит в том, чтобы предлагаемая учебная работа содержала перечис­ленные пять характеристик. Тогда образовательное пространство бу­дет обладать высоким мотивирующим потенциалом, в котором и бу­дут успешно раскрываться познавательные потребности учащегося.

В соответствии с рассмотренной моделью выделим те приемы и методы, которые помогут повысить эффективность ее применения в образовательной практике.

I. Характер учебной деятельности и ее значимость для профессионально-личностного развития студентов

Итак, учебная деятельность должна быть построена таким обра­зом, чтобы вызывать у студентов переживание значимости своего вы­полнения. Это произойдет в том случае, если при выполнении этой Учебной работы будут задействованы разнообразные умения, навыки и знания студента; кроме того, она должна быть вполне определенной, Целесообразной, актуальной и значимой.

Какими способами можно добиться поставленной цели? Современные образовательные технологии предлагают большой выбор активных методов: проблемное обучение, стимулирующее проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества учащихся; Игровые технологии, тренинговые технологии. Кроме того, получают все большее распространение метод кейс-технологий, портфолио, метод проектов и др. Эти методы не только активно задействуют творческий и интеллектуальный потенциал студентов, но дают возможность решения практических задач, актуальных проблем, вызывая чувство ответственности и заинтересованности в конечном результате Традиционные формы организации учебной деятельности, такие как лекция и семинар, могут также обладать большим мотивационным потенциалом, если они включают в себя разные способы активного обучения.

Вместе с тем следует сделать кое-какие предостережения. Иссле­дования показывают, что слишком сложная задача снижает мотивацию. Кроме того, эта деятельность должна вовлекать разумное количество умений и навыков учащихся. Например, исследователями было обнаружено, что работа, требующая исключительно широкого разно­образия умений, может оказывать разрушительное действие на работающих1. Тот же закон Йеркса—Додсона гласит, что есть оптимум моти­вации, после которого эффективность деятельности снижается.

Помимо этого исследования обнаружили, что люди с сильным стремлением к росту, достижениям, самоуважению обычно положительно реагируют на обогащение выполняемой деятельности за счет увеличения значимости и разнообразия вовлекаемых умений и навы­ков. Когда же люди не столь сильно мотивированы потребностями высокого уровня, обогащение содержания труда зачастую не дает заметных успехов2.

II. Самостоятельность и принятие студентами

ответственности за свое образование в вузе

Одним из базовых постулатов психологии мотивации является положение о том, что отсутствие выбора, полное ограничение само­стоятельности, чрезмерный контроль уменьшают ощущение челове­ком ответственности за собственные действия, возможности самооп­ределения и, таким образом, полностью уничтожают внутреннюю мотивацию человека.

Учебная деятельность студентов в большинстве вузов во многом регламентирована и оставляет ограниченные возможности для свободного выбора: студенты не принимают участия в обсуждении содержа­ния и методов обучения; существует большой список обязательных предметов и гораздо меньше — факультативных, по выбору; сроки сдачи работ и экзаменов фиксированы и т.д. В подобной ситуации студент не ощущает полной ответственности за свою учебную деятельность, менее осознанно подходит к исполнению учебных задач. Предоставить студентам большую самостоятельность могут пре-подаватели, используя такие методы и стратегии, которые позволили бы им самостоятельно выстраивать свою собственную учебную дея­тельность при условии тесного взаимодействия с преподавателями.

Существуют следующие рекомендации по увеличению автоном­ности студентов в образовательном процессе.

• Предоставляйте студентам свободу выбора — что изучать, как изучать и когда изучать, там, где это возможно.

• Позвольте студентам участвовать в формировании учебной программы курса. Предложите им список тем, в котором помимо обя­зательных будут темы по выбору студента. В случае если содержание программы не может быть изменено, студентам можно предложить выбрать те темы, которые будут изучаться ими более подробно, и темы, для изучения которых достаточно общего обзора.

• Предложите студентам разбиться на рабочие группы по три-четыре человека для подготовки семинарских занятий. Предложите им выбрать из списка тему семинара или позвольте им предложить соб­ственную тему, которую они находят важной и интересной для них. Ра­бочая группа должна взять всю работу по организации и подготовке се­минара на себя, включая ее проведение, работу по включению других студентов в работу семинара и т.д. Преподаватель консультирует рабо­чую группу и при необходимости вносит поправки в их план работы.

• На лекциях, особенно если учебная группа небольшая, не рас­сказывайте студентам того, что можно спросить у них. Начинайте за­нятие с вопросов: что они знают по тому или иному аспекту предлага­емой темы. На основе полученных ответов можно создать совместный с аудиторией дальнейший план лекции, выделив те моменты, на кото­рых остановитесь дольше — из-за полной неинформированности сту­дентов по этому вопросу, ложных представлений о нем или потому, Что студенты находят эти пункты наиболее важными, интересными и актуальными.

• Предложите студентам подумать, какие подходы к пониманию Изучаемой проблемы могут существовать, например, как может толковаться рассматриваемое явление в той или иной научной школе, Научной парадигме. Предлагайте студентам прогнозировать, высказывать догадки и предположения относительно результатов какого-либо Исследования, эксперимента.

• Если есть возможность, давайте студентам выбирать сроки сдачи контрольных работ, рефератов, письменных работ (разумеется, за исключением проверочных тестов).

• Предложите студентам участие в организации итогового или промежуточного контроля знаний: пусть они придумают вопросы, тестовые задания и прочие формы контроля, которые могут быть исполь­зованы вами на практике. Такая работа позволит студентам не только провести ревизию собственных знаний, но и научит ставить вопросы составлять корректные задания. К тому же эта работа может быть оце­нена и засчитана в качестве итоговой формы отчетности студента.

• Предложите студентам разработать критерии и форму оцени­вания их же знаний. Для такой работы лучше создать рабочие группы и затем позволить выбрать наилучший среди предложенных вариан­тов, который в дальнейшем вы будете использовать в работе.

• Для оценки студенческих презентаций и проектов предложит» студентам создать судейское жюри, которое будет вместе с вами оце­нивать эти проекты.

• Делегируйте часть работы по организации обратной связи ра­бочей группе, выбранной самими студентами или представителями каждой из рабочих групп. Таким образом, частичная ответственность за решение возникающих вопросов ложится на рабочую группу (см. раздел «Обратная связь»).

III. Обратная связь и знание результатов

образовательной деятельности студентов

В современной педагогической практике обратная связь рассмат­ривается как чрезвычайно действенное средство формирования позна­вательной мотивации и мотивации учебы в целом. Студент получает возможность проанализировать собственную учебную деятельность и скорректировать сложившуюся ситуацию только на основе получен­ной от преподавателя информации относительно своего успеха или неуспеха в изучении той или иной дисциплины. Однако такая обрат­ная связь наиболее часто имеет место в завершающей фазе учебного курса, в виде итогового результата, и тогда пробелам в знаниях студентов суждено остаться неизжитыми.

С другой стороны, обратная связь к преподавателю от студентов может оказать ему неоценимую помощь в повышении качества препо­давания учебной дисциплины. Предусмотренный учебным планом итоговый контроль, несомненно, дает преподавателю информацию об уровне знаний студентов, но уже не влияет или мало влияет совершенствование преподавателем курса. В то же время распространения сейчас и организуемая администрацией факультета оценка качества учения не будет эффективна, если преподаватель не получит детальных данных этого опроса. В любом случае результаты этого опроса уже повлияют на уровень полученных студентами знаний по изученному курсу.

Таким образом, более эффективным является организация преподавателем «быстрой» обратной связи в течение всего семестра. Именно такая связь позволит преподавателю оценить прогресс студентов, опре­делить, насколько эффективна организованная им передача знаний, а так­же своевременно внести коррективы в учебный процесс. Безусловно, та­кая обратная связь потребует от преподавателя дополнительных усилий, готовности слушать и реагировать, готовности к изменениям в своей деятельности.

Приступая к организации обратной связи, преподаватель должен помнить о ее качествах:

• это не критика и не жалоба со стороны студентов, а информа­ция к размышлению;

• показатель степени успешности студентов в освоении изучае­мого курса, а также эффективности организованной преподавателем деятельности по изучению учебного курса;

• она неэффективна, если не содержит в себе указаний на пути и методы улучшения результатов деятельности;

• обратная связь тогда эффективна, когда носит регулярный и конструктивный характер.

Преподаватель может получить в результате применения обрат­ной связи информацию о следующем:

• насколько хорошо усвоен студентами материал по пройденной теме лекции, разделу, модулю или всему учебному курсу в целом;

• какие трудности возникли у студентов или возникают в ходе изучения материала;

• какова степень удовлетворенности студентов изучаемым курсом;

• насколько актуальна, содержательна и интересна программа курса;

• насколько эффективны используемые преподавателем стратегии и методы обучения;

• каким образом иные факторы деятельности или личности пре­подавателя влияют на эффективность усвоения студентами материала;

• какие предложения по более эффективной организации курса Могут быть высказаны студентами.

Когда проводить обратную связь?

Преподаватель может организовать получение обратной связи в течение всего учебного курса. Решающую роль в этом вопросе играет цель организации обратной связи. Так, если преподаватель ставит перед собой цель выяснить степень усвоения знаний на конкретном занятии или по конкретной теме, то такая обратная связь может иметь место на любом или даже на каждом занятии. Эффективнее использовать обратную связь в конце изучения отдельного модуля, раздела или в середине семестра. Если преподаватель ставит перед собой цель выяснить общее отношение студентов к теме и форме читаемого им курса, то опрос возможен уже через месяц после начала занятий — за это время у студентов вполне складывается общее отношение к курсу и стилю преподавания. Кроме того, можно организовывать обратную связь в случае создания проблемной ситуации, такой, например, как взаимоотношения преподавателя со студентами и вопросы дисциплины, посещаемости или в случае, если преподаватель видит, что студентам плохо дается материал

Способы организации обратной связи. Как было упомянуто, обыч­ной формой организации обратной связи является контроль знаний в виде тестов, контрольных работ, проектов, выступлений студентов на семинарах, коллоквиумах и т.д. Мы не будем рассматривать эти обычные формы контроля знаний, а выделим те методы организаций обратной связи, которые могут решать широкий спектр задач, каса­ющихся не только содержания учебного курса, но и его организации, и обратная связь, которая может быть организована на любом или даже каждом занятии. Эти экспресс-опросы можно также использовать как средство учета посещаемости студентов, если преподаватель ставит перед собой такую цель. В этом случае нужно более внимательно отнестись к задаваемым вопросам, учитывая влияние отсутствия аноним­ности на искренность ответов студентов. Кроме того, метод позволит преподавателю персонализировать свои отношения со студентами, за­помнить их имена и в большей степени реализовывать личностный' подход в обучении.

Экспресс-опрос. Такая форма организации обратной связи может иметь место на каждом занятии, решать самые различные задачи и ис­пользоваться на любой учебной дисциплине. Создателем этой метjдики, в оригинале — minute paper принято считать профессора физики Ч. Шварца из американского университета Беркли1. Экспресс-опроc предполагает постановку чаще всего одного вопроса, касающегося поведенного занятия. Преподаватель просит в конце занятия ответить письменно на один вопрос из числа, например, следующих.

Что вы считаете наиболее важным из того, что узнали на сегодняшнем занятии?

Что более всего заинтересовало вас на сегодняшнем занятии? Что бы вы назвали самым ценным, что вынесли для себя из сегодняшнего занятия?

Что вы считаете самым бесполезным из того, что было на данном занятии?

Что осталось для вас более всего непонятным на сегодняшнем занятии?

Какой вопрос, вы считаете, остался нераскрытым в течение этого занятия?

Резюме занятия. Другой вариант быстрого опроса — попросить студентов коротко перефразировать тему лекции или написать корот­кое резюме пройденной темы, изученного вопроса, или дать короткий комментарий к лекции. В этом случае на следующем занятии можно процитировать наиболее интересные комментарии или резюме студен­тов, вместо того чтобы самому напоминать, что было изучено на про­шедшем занятии.

Задайте один вопрос. В конце занятия преподаватель предлагает письменно задать вопрос, который возник у студентов в ходе изучения темы занятия. Такой метод позволит определить, была ли раскрыта тема или что осталось непонятым для студентов. На следующем занятии сле­дует уделить 10—15 мин на ответы по этим вопросам.

Рекомендации по работе с полученными данными:

1. Самое важное в организации такой формы взаимодействия со студентами — это дать быструю обратную связь со своей стороны, иде­ально — на следующем же занятии.

2. Во время обработки результатов сгруппируйте полученные от­веты на несколько категорий, например:

• позитивные оценки и комментарии;

• критические оценки и замечания, которые в свою очередь раз­бейте на три группы:

1) те, что вы планируете учесть на последующих занятиях,

2) те, которые не могут быть учтены в этом семестре, но кото­рые вы учтете в будущем,

3) не могущие быть вами учтенными вследствие самых разных причин (например, в силу того, что это не входит в вашу ком­петенцию) или которые вы считаете разумным и необходимым оставить без изменений, например, касающиеся содержания курса, тестов и т.д.;

• все остальные замечания, комментарии или вопросы, которые вы не можете интерпретировать или считаете неуместными.

3. Сделайте для себя резюме полученных предложений и замечаний, которые вы прокомментируете на следующем занятии. Можно выбрать несколько наиболее важных пунктов и обсудить их со студентами в начале следующего занятия, уделив этому несколько минут.

4. Будьте лаконичны, не пускайтесь в длительные дискуссии и рассуждения, дабы студенты не потеряли интерес, а вы — успели рассмот­реть запланированную тему занятия.

5. Коротко объясните, какие замечания и почему не могут быть вами приняты или учтены, разъясните возникшие недоразумения и не­допонимание студентов по поводу целей, содержания курса или других аспектов вашей деятельности.

6. При обсуждении старайтесь придерживаться нейтрального тона, избегая обвиняющего или защитного.

7. Кроме того, преподавателю следует отметить, что в свою оче­редь могут или должны сделать студенты по улучшению качества обу­чения. Например, если студенты пишут, что им не был ясен тот или иной материал, то попросите их чаще задавать вопросы в устной или письменной форме или подходить в конце занятия для личной кон­сультации.

8. Поблагодарите студентов за сотрудничество, за ценные замеча­ния и рекомендации, которые вам позволят улучшить качество препо­даваемого курса. Студенты, как правило, очень ценят внимание преподавателя к их мнению, способность конструктивно взаимодействовать.

9. Молодые преподаватели могут обратиться к своим болев опытным коллегам и обсудить возникшие трудности, пути их разе решения.

Межсеместровый опрос. Достоинство межсеместрового опро­са (или опроса по окончании модуля, раздела) в том, что он может охватить более широкий спектр проблем и вопросов, связанных с вашими курсом, чем только фиксировать наличные знания студентов по пройденному материалу. Такой опросник преподаватель может создать сам, в зависимости от того, какие аспекты преподавания его более интересуют или являются более актуальными для этого учебного курса. Опросник может включать различные типы вопросов, в том числе открытые. Предлагаем варианты такого опроса.

Неформальный опрос содержит три—пять открытых вопросов, на­пример следующие.

Перечислите ключевые концепции и идеи этого модуля (можно впоследствии обсудить и сравнить ответы студентов и вашу собствен­ную позицию относительно степени важности упомянутых идей).

Что из изученного материала вы находите для себя самым важ­ным?

Перечислите три вопроса, которые остались непонятными для вас.

Конкретизируйте ваш ответ.

Какие вопросы вам хотелось бы еще рассмотреть более подробно до конца изучения этого курса?

Какие из изученных тем, на ваш взгляд, следует расширить?

Какие из изученных тем, на ваш взгляд, следует сократить?

Есть ли у вас какие-то замечания, предложения по лучшей органи­зации курса?

Перечислите три лучших и три худших момента, связанных с этим курсом. Обоснуйте их.

Рекомендации:

• организуйте такой опрос в начале занятия (в конце занятия студенты могут торопиться и отвечать наспех);

• такой опросник стоит сделать анонимным для того, чтобы по­лучить более искренние ответы;

• укажите на то значение, которое имеет этот опрос для вас и для всей аудитории, — для более эффективной организации учебного курса;

• дальнейшая работа по обработке ответов может быть построе­на с учетов рекомендаций, данных в предыдущем разделе.

Групповая форма организации обратной связи. Предложите студен­там разделиться на рабочие группы (четыре—шесть человек) и обсудить внутри группы проблемные вопросы, связанные как с содержанием, так и с организацией учебного курса. Организуйте встречу с представите­лями этих групп и обсудите поднятые студентами вопросы. Подобная форма работы позволит студентам самостоятельно решить, какие из вопросов существенны для дальнейшего обсуждения с преподавателем. Некоторые вопросы могут быть решены на этапе внутригруппового об­суждения. Так, вопросы, касающиеся содержания материала, ставшего Для кого-то из студентов непонятым, могут быть рассмотрены внутри и с помощью группы.

Формализованный опрос. Такой опрос предполагает тщательную подготовку и составление специальной анкеты, которую вам необхо­димо будет размножить и раздать студентам. При этом анонимность анкеты будет условием искренности ответов, а значит, эффективно­сти этого опроса. Вопросы могут охватывать самые различные аспек­ты, касающиеся учебного курса, и, таким образом, дать преподавателю более детальное представление об отношении студентов к изучаемому курсу и его оценке. Предлагаемые ниже вопросы примерны, преподаватель свободен в составлении собственной анкеты.

Вариант анкеты для межсеместрового опроса.

Оцените, пожалуйста, занятия по курсу «...», выбрав из предлагаемых вариантов оценки тот, с которым вы согласны. При этом:

1 — категорически не согласен(на), 2 — не согласен(на), 3 — ско­рее несогласен(на), 4 — согласен(на), 5 — полностью согласен(на).

Таблица 4.1

Наши рекомендации