Технология поиска информации

Работать с информацией учат всех, но у каждого в процессе поиска появляются свои проблемы. Прежде всего каждому работающему с информацией надо знать, что такое «информация», какая именно и зачем она нужна в данный момент.

В широком смысле информация(от лат. INFORMATIO— разъяснение, осведомление, изложение) — обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Информация — это также сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Знания— информация, обеспечивающая достижение некоторой цели и структуры. Знания человека можно разделить на декларативные («Я знаю, что...») и процедурные («Я знаю, как...»). Сообщение несет информацию для человека (оно информативно), если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными.

Основные свойства информации:

• полнота (содержит все необходимое для понимания);

• актуальность и значимость;

• ясность;

• адекватность, точность, корректность интерпретации, приема и передачи;

• интерпретируемость и понятность интерпретатору;

• достоверность;

• избирательность;

• адресность;

• массовость (применимость ко всем проявлениям);

• кодируемость и экономичность кодирования, актуализации общений;

• сжимаемость и компактность;

• защищенность и помехоустойчивость;

• доступность (интерпретатору, приемнику);

• ценность.

Любой субъект образовательной среды постоянно занят какой то работой с информацией: читает книгу, передает или усваивает информацию, пересказывает другому какие-то сведения, заучивает правила, решает задачи, планирует и т.д. Профессии многих людей связаны исключительно с информационной деятельностью. Все люди осуществляют информационные процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, что требует определенного] уровня информационной культуры у каждого субъекта образовательного процесса.

Информационная культура — это умение добывать необходимую информацию и получать знания из информационного пространств которое создало общество.

Выделяют пять элементов, составляющих основу информации ной культуры:

1) источники информации;

2) технологии поиска новой информации;

3) технологии сбора новой информации;

4) технологии анализа новой информации;

5) технологии представления информации.

Зачем человеку нужна информация? Она необходима как сведения об окружающем мире, чтобы принимать решения, совершать действия, оценивать происходящее и адекватно реагировать на него. Однако сам факт наличия информации совершенно не значит, что человек может правильно использовать ее в конкретной ситуации. Более того можно получить такую информацию, которая не только никак не поможет, но и откровенно помешает, заставляя совершать ошибки и делать неверные выводы. Поэтому школьнику, студенту, да и педагогам надо уметь работать с информацией, чтобы отбирать из вороха сам различных сведений и данных самые достоверные, полезные, полны и объективные.

Чтобы приступить к работе с информацией, для начала неплохо бы выяснить, какая именно информация нужна. Поисковый запрос есть показательный пример правильного подхода к поиску информации: от того, насколько точно и качественно сформулируешь запрос, во многом зависит успешное нахождение нужных сведений. Помимо того, запрос нужно сформулировать грамматически верно, ясно и четко, полезно также учесть следующие советы:

1) думайте, как нужная вам информация будет выглядеть в источниках;

2) не забывайте использовать ту дополнительную информацию, которая у вас уже есть. Если, предположим, искать в специальном научном журнале статьи по какой-то проблеме, то знание фамилий авторов сузит круг поиска;

3) отметьте не только тематику поиска, но и все возможные источники, которые могут содержать искомое. Возможно, это статистические сведения. Есть ли нужная информация в исторических книгах, словарях или филологических трудах, художественной литературе? Так можно упростить себе задачу, с одной стороны, и не упустить никакой полезной информации — с другой.

После того как области поиска обозначены, можно приступать собственно к нему. Здесь действует принцип «мозгового штурма» — на первом этапе мы не отбираем информацию и никак не сортируем ее. Мы просто собираем все данные по теме, которые нам удастся найти, никак не оценивая их качественно.

Итак, предположим, мы собрали все, что могли, из доступного нам. Что дальше? Ситуации, когда нужен весь объем информации по той или иной теме, чрезвычайно редки. Много чаще нужен ответ на конкретный вопрос или раскрытие довольно узкой темы. То есть из общей массы информации для начала нужно выбрать полезную. Однако даже из информации «в принципе по нужной теме» далеко не любая может быть действительно полезна.

Залог качественного отсева лишней информации — это всего лишь корректно и конкретно сформулированная тема, правильно заданный самому себе (уже не поисковику) вопрос и точно поставленные задачи.

Когда из всей информации останется только нужная — самое время проверить ее на достоверность и объективность. Однако не вызывающий доверия источник — вовсе не повод отказываться от информации сразу. Даже среди самых откровенных фантазий могут затесаться Крупицы истины. Если у вас хватит труда до них докопаться, они могут быть даже весьма ценными. Кроме того, аргументированно опровергнуть ложные сведения бывает ничуть не менее полезно, чем подтвердить истинные. Проверить нужно всю имеющуюся информацию и ни в коем случае не верить «ощущениям» или даже «здравому смыслу». Только логике и фактам.

Мы собрали и проверили информацию. На руках у нас некоторое Количество разнородных данных, ворох различных сведений. Окончание сбора данных — это всего лишь окончание первого этапа работе с информацией. Дальше следует анализ. Приступая к анализу, вновь обращаемся к исходной теме, сформулированным вопросам или задачами Разберем все имеющиеся сведения с интересующей нас точки зрения т.е. с точки зрения ответов на поставленные вопросы. О чем позволяем нам уверенно сказать собранная информация? Что позволяет предп0Д дожить? Какой информации еще не хватает? Возможно, придется осуществить повторный сбор данных, если для глубокого и полного ответа на поставленные вопросы их не хватает.

На этом этапе возможны неожиданные открытия. Например, вы вдруг доподлинно опровергнете то, что вначале пытались доказать, или обнаружите новый слой смыслов в выбранной проблеме, который изменит ее понимание. В этом случае полезно выстраивать свою мысль в текст, даже когда отвечать вам предстоит устно: текст позволяет упорядочить содержимое и придать ему стройность.

Следующий этап — систематизация и структурирование информации. Важно классифицировать собранные факты, установить между ними причинно-следственные связи и интерпретировать полученный} закономерности. За анализом следуют выводы, которые и являются ответами на вопросы. На основе собранных и проанализированных данных вы можете сделать некоторые умозаключения по теме.

Одна и та же информация может быть понята разными людьми не только с разной мерой глубины, но и с разной мерой адекватности, поэтому нужно обратиться к вопросу о факторах, влияющих на процесс восприятия и понимания информации. Человек воспринимаем информацию из окружающего мира с помощью органов чувств. Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется символьной, или знаковой, информацией. Символьная информация представляется по правилам какого-либо языка. Язык - это знаковый способ представления информации. Общение — процесс передачи информации в знаковой форме. Образная информация — это сохраненные в памяти ощущения человека от контакта с источником (вкусы, запахи, осязательные ощущения, зрительные и звуковые образы).

Информация может быть:

• по ее изменчивости при актуализации постоянная, переменная, смешанная;

• стадии использования первичная, вторичная;

• полноте избыточная, достаточная, недостаточная;

• отношению к цели системы синтаксическая, семантическая, прагматическая;

• отношению к элементам системы статическая, динамическая; я отношению к структуре системы структурная, относительная; я отношению к управлению системой управляющая, советующая, преобразующая;

• отношению к территории федеральная, региональная, местная, относящаяся к юридическому лицу, относящаяся к физическому доступности открытая или общедоступная, закрытая или конфиденциальная;

• предметной области, характеру использования статистическая, коммерческая, нормативная, справочная, научная, учебная, методическая, смешанная; др.

Информация бывает мировоззренческая, эстетическая, религиозная, научная, бытовая, техническая, экономическая, технологическая и пр.

В образовательной практике особое значение имеют технологии работы с информацией. При этом особо выделяют информационные технологии. Информационная технология — это не только компьютеры, программное обеспечение, технические средства работы с информацией; информационная технология неотделима от людей. Именно люди являются определяющим фактором технологий работы с информацией. Вот почему так значимы информационные процессы, подготавливающие основу для самостоятельной учебной деятельности в школе и вузе, понимания текстов и проявления творчества. В связи со сказанным в главе раскрываются разные технологии работы с информацией, применяемые в образовательной практике.

Задания для самостоятельной работы

1. Прочитайте «Мысли об информации» известных людей. Какое из высказываний кажется вам наиболее актуальным сегодня? Обоснуйте свою точку зрения. Ответ дайте в форме эссе.

Мысли об информации

«Все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно — в этом основа нравственности».

Блез Паскаль

«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Лев Толстой

«Огромное и все возрастающее богатство знаний разбросано сегодня по всему миру. Этих знаний, вероятно, было бы достаточно для решения всего громадного количества трудностей дней — но они рассеяны и неорганизованны. Нам необходима очистка мышления в своеобразной мастерской, где можно получать, сортировать, суммировать, усваивать, разъяснять и сравнивать знания и идеи».

Герберт Уэллс

«Высокоуровневый поиск знаний — способность искать самую точную и актуальную информацию в огромном числе источников различных типов — будет очень важен для успеха не только сегомняшней работы, но и при подготовке к работе на глобальном рынке XXI века».

Карл Фраппаоло, один из основателей фирмы Delphi Consulting

«Всегда познавайте предмет в противоречиях. Вы обнаружите при этом, что существует постоянный заговор, имеющий целью преподать тот же предмет догматически и односторонне».

Бернард Шоу

2. Составьте обзор возможных носителей информации по учебной дис­циплине на ваш выбор (используйте хронологический подход) и укажите их достоинства и недостатки. Ответ оформите в виде таблицы.

3. Прочитайте книгу Г. Гецова «Как эффективно работать с информа­цией...». Создайте на основе материала книги анкету и опросите десять респондентов. Материалы опроса представьте в виде таблицы.

Литература

1. Гецов Г.Г. Как эффективно работать с информацией из книг, журналов, газет и других источников. Приемы традиционные и новые. 8-е изд. М., 2005.

2. Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе : учеб.-метод. пособие для учителей. СПб.: КАРО, 2005.

3. Современный студент в поле информации и коммуникации : учеб. пособие / кол. авт. СПб., 2000.

4. Холодная МЛ. Психология интеллекта. Парадоксы исследования-2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2002.

5. Электронный ресурс. Режим доступа.

http://community.livejournal.com/kuryokhin/49158.html

ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТО

С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Гуманитарный подход, реализуемый в настоящее время в сфере образования, прежде всего высшего, основанный на личностно ориен­тированной педагогике, требует разработки новых средств и технологий обучения. Они должны обладать таким содержанием, структурой и алгоритмом реализации, которые в максимально полной мере способствовали бы объективации личностных ресурсов, отношению студента к себе как подлинному субъекту познавательной, учебной деятельности.

Официальным документом, служащим основанием для практической реализации этого подхода, является действующий государственный стандарт высшего профессионального образования, в соответствии с требованиями которого половина времени обучения в вузе отводится на самостоятельную работу студентов. С переходом на новую двухуровневую систему высшего образования время, отводимое на самостоятельную работу, увеличивается. Именно самостоятельная работа дает возможность студенту почувствовать в себе тот имманентный источник инициативы и действия, то субъектное начало, направленное на объект познавательной деятельности, которое придает процес­су учения характер личной причастности. Переживание себя как инициатора познавательной деятельности создает базу для формирования чувства личной ответственности за успехи и неудачи. Успехи переживаются как личные достижения, а не как долг или обязанность перед преподавателем. Неудачи именно в сфере познавательной деятельности также приобретают личную значимость, а не списываются на счет недостаточной педагогической компетентности учителя или иных оправдывающих обстоятельств. В психологии существует устоявшееся Представление о том, что следствием способности принять на себя ответственность за совершенный поступок является формирование достаточно высокого уровня собственного достоинства как ядерного образования личности со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями.

Одним из наиболее распространенных видов самостоятельной работы по-прежнему остается работа с книгой, а точнее — работа с письменными текстами. Создание письменности было одним из величайших достижений человечества. С появлением книжной печати Возможности людей общаться с аудиторией перестали иметь ограничения. Мысль автора, изложенная в ферме печатного текста, размноженная в неограниченном количестве, вышла далеко за пределы зала или публичной площади и стала доступной каждому. В то же время появление письменных текстов как формы общения породило многие проблемы, основные из которых группируются вокруг проблемы понимания текстов. Обсуждение и решение некоторых вопросов, связанных с этой проблемой, составляет необходимую основу для создания эффективных технологий работы с учебной литературой.

Прежде чем подойти к описанию конкретных приемов работы с учебной литературой, необходимо обратиться к анализу имеющих отношение к данной теме общетеоретических и методологических вопросов. Попытки ответить на них дадут возможность сформулировать предпосылки для дедуктивных выводов, определяющих психологический и педагогический смысл конкретных действий работающего с литературой человека, целью которого является понимание, усвоение и закрепление ее содержания. Без понимания смысла подобных действий всякие рекомендации будут иметь формальный характер, а для; студента станут пустым набором правил, сформулированных на непонятной основе. Подобного рода рекомендации часто встречаются в педагогической методической литературе по данной теме. На каких, например, гносеологических или психологических основаниях дается такая рекомендация — для лучшего освоения содержания задавать вопросы к тексту, или конспектировать его, или писать его реферативный обзор? Каков вообще глубинный смысл взаимодействия студента как субъекта с текстом как объектом? К какой категории взаимодействий его можно отнести? Это вид деятельности или форма общения? Или и то и другое вместе?

Работа с литературой, текстом как форма актуализации и развития социальной природы человека.Человеческая деятельность подразделяется на несколько видов. В любой классификации видов человеческой деятельности присутствует познавательная деятельность (см., например, М.С. Каган). Работа с учебной литературой и научными источниками, безусловно, является одной из составляющих познавательной человеческой деятельности. На это указывают все ее компоненты и признаки: мотивированность, осознанность, целенаправленность, определяемая промежуточными целями поэтапность, наличие представления о конечном результате, сверка полученного результата с желаемым и внесение в деятельность соответствующих корректив для его достижения.

Целью этой деятельности является понимание смысла текста, зало­женного в него автором. Такое понимание рождается в результате стол- кновения двух «смысловых подуниверсумов» — системы смыслов автора, репрезентирующих данную дисциплинарную область, и системы смыслов читателя. Этот момент контакта сознаний двух субъектов есть общение. Письменный текст есть вид речи, а речь как форма общения есть объективация языка. Язык же является главным средством 6щения. Основным элементом языка является слово (знак). Именно язык, знаки языка и другие знаковые системы при чтении литературы выступают в качестве единственного средства общения читателя с автором.

Таким образом, освоение содержания учебной литературы представляет собой не что иное, как совместную с автором деятельность, а также общение с ним по поводу объекта их совместной деятельности. В качестве объекта этой деятельности выступают те или иные явления действительности, связи и отношения между которыми составляют предметную область данной дисциплины.

Вся описанная ситуация взаимодействия читателя с текстом представляет собой так называемую знаковую, или социальную, ситуацию. Ее элементами являются: два общающихся между собой субъекта, общий объект их совместной деятельности и, наконец, слово (знак) как общее для них средство общения и орудие их объектно ориентированного мышления. Посредством языка происходит процесс согласования их познавательных установок в отношении объекта.

При чтении предыдущих абзацев могут возникнуть возражения относительно, во-первых, совместности деятельности автора текста и читателя и, во-вторых, двустороннего характера их общения. Эти возражения можно частично отвести следующим образом. Во-первых, совместность их деятельности относится не к процессу чтения студентом текста, написанного автором, возможно, многие десятки лет назад, а к процессу познания ими того фрагмента действительности, которая описывается данной предметной областью данной дисциплины. Во-вторых, несмотря на то, что активной стороной при чтении текста является читатель, автор в скрытой, а иногда и явной форме, оставаясь невидимым собеседником, может отвечать на поставленные вопросы различными фрагментами текста и даже вступать в открытую полемику с предполагаемым читателем.

Можно привести достаточно обширный список литературы, в которой обоснованно доказывается, что становление человека как личности, т.е. становление его социальной сущности, а также его профессионализация, происходит именно в структуре знаковой (социальной) ситуации. Совместная деятельность и общение посредством знаков, т.е. знаковая ситуация, является тем неделимым целым, той социальной Клеточкой, в которой рождается и поддерживается социальная сущность Человека. Профессиональная же социализация — это всего лишь частный случай становления человека как социальной единицы. Основным признаком социальной ситуации является диалог. Только диалог в процессе совместной деятельности рождает человеческое сознание. Человеческое понимание означает вскрытие и описание отношений и связей между сущностями в категориях, разделяемых с другими людьми. Поэтому подлинное понимание при чтении текста возникает только в диалоге с его автором, предметом которого являются связи и отношения, характеризующие какой-то фрагмент реальности как объект.

Таким образом, осознанная, целенаправленная, познавательно мотивированная работа с научным текстом есть не что иное, как поддержание и развитие читающим своей социальной сущности, приобщение к социальной группе профессионалов.

Подводя итог предыдущему краткому изложению, во всей ситуации работы с учебной и научной литературой можно выделить два аспекта. Во-первых, это ситуация совместной с автором познавательной деятельности, объектом которой является предметная область данной дисциплины. Общим средством их совместной деятельности является профессиональный язык — система понятий, описывающая данную предметную область и принятая данным научным сообществом.Во-вторых, в структуре этой совместной деятельности каждый из ее участников выполняет свою частную деятельность. Целью деятельности автора является изложение системных связей в данной предметной области. В качестве объекта деятельности автора выступает создаваемый им текст. Средством деятельности является профессиональный язык. Целью деятельности читателя становится понимание изложенных автором системных связей. Объектом индивидуальной деятельности читателя является созданный автором текст. В качестве средства его деятельности выступает тот же профессиональный язык. В связи с тем, что читатель не полностью владеет профессиональным языком, одним из действий в структуре его деятельности становится овладение данной системой понятий.

Место работы с литературой в структуре познавательной дея­тельности.Всякая деятельность, в том числе и познавательная, имеет определенную, общую для всех видов деятельности внешнюю и внутреннюю структуру. Внешняя структура деятельности описывается в психологии следующим образом. Макроединицей деятельности является собственно деятельность, определяемая каким-то мотивом. Именно от мотива зависит содержание деятельности и ее продуктивность. Целостная деятельность дробится на так называемые действия — крупные структурные элементы деятельности. Действия в структуре деятельности, хотя и связаны с ее мотивом, но направляются на достижение промежуточных целей. Эти промежуточные цели достигаются путем выполнения отдельных операций — самых мелких структурных элементов целостной деятельности. Сама операция, будучи зависимой от мотива и цели, как таковая определяется условиями и материалом, с которым производятся какие-то преобразования. Таким образом, внешнюю структуру любой деятельности можно представить в форме следующих парных элементов:

мотив — деятельность;

цель — действие;

условия — операция.

Данная схема может быть с успехом применена к анализу поведения студента, работающего с учебной литературой. Наполняя ее конкретным содержанием, можно лучше понять и осмыслить ее внутреннюю динамику, а также значение и психологическое содержание отдельных ее этапов. В результате мы получаем следующую структуру взаимозависимых форм активности студента.

Видом деятельности, в структуре которой осуществляется работа студента с учебной литературой, является познавательная деятельность. Как мы только что показали, фактором, инициирующим и направляющим любую деятельность, является мотив. Следовательно, эффективность деятельности зависит от интенсивности и адекватности мотива, лежащего в основе осуществляемой деятельности. Это означает, что работа студента с текстами будет зависеть от данного мотива. В познавательной деятельности адекватным будет именно познавательный мотив. Только этот мотив, при прочих равных условиях, может сделать его познавательную деятельность максимально эффективной. Только этот мотив побудит его рассматривать работу с литературой не как изолированный поведенческий акт, а как одно из необходимых действий в структуре познавательной деятельности в рамках данной дисциплины. Только познавательный мотив заставит его сопоставлять прочитанное с услышанным на лекции, анализировать и сравнивать различные фрагменты текста, обращаться к справочной литературе, составлять понятные ему самому конспекты и писать рефераты. Любой другой мотив неизбежно породит искаженное содержание деятельности. Желание блеснуть перед другими приведет к фиксации внимания на эффектной информации и поверхностной ориентировке предмете. Страх наказания и боязнь неудачи отзовутся в формальном усвоении знаний и т.д. В связи с этим перед освоением любой дисциплины студенту полезно было бы задать себе вопрос: «Зачем и почему я хочу это узнать?» и по возможности честно на него себе осветить.

Работа с учебной литературой как таковая — это структурный элемент познавательной деятельности, который в психологии называете действием. Содержание действия определяется его целью. Целью работы с литературой как отдельного поведенческого акта является достижение понимания содержания понятий, а также системы смысловых связей между ними в рамках данной дисциплины, их усвоение и закрепление. Наиболее успешное достижение цели при выполнении любого действия возможно только при более или менее ясном представлении о ней. В данном случае цель также может быть сформулирована в форме ответа на вопрос. Конкретный вопрос зависит от этапа и глубины освоения дисциплины. Примером такого вопроса мог бы быть следующий: «На последней лекции было сказано... В связи с этим хочу понять, какое место занимает данное явление в ряду уже известных мне явлений?»

Достижение цели при осуществлении действия происходит путем выполнения более мелких действий, которые в структуре деятельности называются операциями. Фактором, регулирующим выполнение операций, является не мотив, не цель, а те конкретные условия, с которыми приходится сталкиваться читающему при работе с литературой.. Это и сопоставление фрагментов текста, и обращение к словарю или справочнику, и составление таблиц и схем, и ответы на поставленные автором вопросы, и многие другие мелкие физические и умственные действия, которые обусловлены конкретными особенностями ситуации, текста и его носителя. Однако главным условием, определяющим характер операций, здесь является, по-видимому, структура текста, стилистика и последовательность изложения материала.

Поскольку основным содержанием познавательной деятельности является восприятие, понимание и переработка информации, именно последнее условие имеет особое значение для выполнения действия и деятельности в целом. Одно дело — столкнуться с объемным трудом по данной теме, да еще изложенной туманным и абстрактным языком, и совсем другое — обратиться к тексту, состоящему из лаконичных, но емких и понятных тезисов и пояснений к ним. Дело же, однако, заключается не в самой структуре текста, а в тех конкретных операциях; которые осуществляет читающий, работая с конкретным текстом, — дробление его на отдельные смысловые единицы, объединение отдельных смысловых единиц в более крупные смысловые структуры, мысленное, а иногда и визуальное воспроизведение логики изложения и доказательств.

В результате выполнения данных конкретных операций в структуре действий и действий в структуре познавательной деятельности удовлетворяется ее мотив и достигается главная ее цель — понимание связей и отношений, характеризующих данный фрагмент реальности.

Феномен понимания в структуре диалога при работе с учебной литературой.До этого момента мы кратко рассмотрели работу с учебной литературой как один из компонентов познавательной деятельности студента. Однако, как уже было сказано выше, познавательная деятельность становится наиболее эффективной в том случае, когда она включена в социальную (знаковую) ситуацию и выполняется совместно с кем-то, в данном случае — с авторитетным лицом (автором), профессионально ориентированным в соответствующей предметной области. И здесь мы сталкиваемся с еще одним аспектом работы с учебной литературой — установлением взаимопонимания между автором и читателем. Поскольку это двусторонний процесс, его итог зависит от усилия обоих участников этого процесса. Именно в свете сказанного следует рассматривать понятность и доступность текста как такового, последовательность и упорядоченность изложения, наличие определений ключевых понятий, выделение наиболее существенных смысловых связей в данной теме. Любой связный научный текст содержит в себе все эти признаки. По своей природе он имеет диалоговый характер — характер ответов на главные и второстепенные научные вопросы. Другое дело, что они в связи с конкретным стилем авторского изложения могут быть разбросанными по тексту. Именно в этом случае от Читающего и требуется выполнение определенной работы по восстановлению целостного смысла текста, в результате которого и достигается главная цель работы с текстом — понимание.

Область знания, в которой анализируются механизмы и процессы понимания текстов, называется герменевтикой. Одним из ее разделов Является психологическая герменевтика, в рамках которой рассматриваются психологические механизмы этого процесса.

Ответить на вопрос о том, что такое человеческое понимание вообще, нелегко. Этой теме посвящены многочисленные исследования, «круглые столы» и симпозиумы. Не имея здесь возможности подробно раскрыть эту тему, отметим лишь, что в настоящее время общепринятого определения понятия «понимание» нет. Американский исследователь Дж. Ли Ирвинг выделил семь трактовок значения слова «понимание».

1. Следование заданному или выбранному направлению действий. Например, если кто-то, изучив расписание движения поездов, смог выбрать нужный поезд и уехать в нужном направлении, он понял текст расписания.

2. Способность прогнозировать события. Если, например, кто-то высказал свое намерение и кто-то другой правильно предположил какие действия первого субъекта за этим последуют, то этот другой проявил понимание.

3. Способность изложить мысль другого человека своими словами так, что этот другой подтвердит, что именно это он и хотел сказать.

4. Достижение согласия относительно того, как следует действовать в конкретной ситуации взаимодействия. Для достижения этого согласия иногда достаточно паралингвистических средств — мимики жестов.

5. Понимание проблем. Некто понимает проблему, если его действия или описание их последовательности могут привести к ее решению.

6. Достижение собеседниками единого уровня осмысления, постижения сущности обсуждаемого текста. При этом собеседники могут занимать разные позиции и иметь собственное мнение, но предает обсуждения и его уровень остаются для них общими.

7. Способность применять к новым обстоятельствам уже имеющиеся знания об объектах и ситуациях.

Все эти аспекты понимания применимы для оценки степ усвоения студентом содержания научных текстов. Однако, когда мы рассматриваем работу с текстом как процесс, мы фиксируем свое внимание на главном аспекте понимания — освоении студентом системы понятий, а также связей и отношений между ними в данной теме данной предметной области. Для того чтобы это осуществилось, необходимо выполнение некоторых условий и приложение студентом определенных усилий, что и происходит путем выполнения соответствующих действий и операций. Еще раз напомним, что понимание текста — это установление взаимопонимания между автором и читателем. В действительности такого полного взаимопонимания не достигается, по-видимому, никогда. Тем не менее понимание студентом научного текста означает приближение его системы представлений в данной предметной области к системе представлений, разделяемой занятыми в данной области профессионалами.

Отсюда ясно, что успех усвоения содержания текста в определенной степени зависит от степени совпадения мировоззренческих установок, общей культуры, владения специальными понятиями и категориями, общей ориентировки в данной предметной области автора текста и его читателя. В связи с тем, что понимание текста есть функция множества его интерпретаций читателем, приближение к общепринятым профессиональным представлениям, описывающим данную предметную область, во многом зависит от характера ее изложения в конкретном тексте.

В связи с этим Т.М. Дридзе вводит понятие «смысловых ножниц», которые могут воспрепятствовать установлению взаимопонимания между автором текста и читателем. Она выделяет три коммуникативных ситуации, в которых проявляется эффект «смысловых ножниц»:

1) несоответствие языковых средств текста таковым адресата;

2) несоответствие содержания смысловой структуры текста ее воплощению в речи, т.е. неумение автора воплотить в тексте свой замысел;

3) особенности семиосоциопсихологической организации индивидуального сознания читателя.

В нашем контексте это означает следующее. Степень соответствия язйковых средств текста таковым читателя можно определить с помощью просмотрового и предварительного чтения. Просмотровое чтение — это чтение специальных частей книги: аннотации, оглавления, введения и заключения, предметного указателя и глоссария — списка наиболее существенных понятий, использованных в тексте. Предварительное чтение — это беглый просмотр основного текста, чтение некоторых абзацев с целью выявления незнакомых слов, научных терминов : количества. С той же целью может быть использовано ознакомительное чтение, суть которого сводится к изучению небольших параграфов, подзаголовков, выделенных каким-то образом фрагментов текста, просмотру графиков, таблиц. В результате такого знакомства с те сетом можно оценить степень своей подготовленности к его восприятию и пониманию. Если текст воспринимается читателем как слишком сложный, если при его чтении встречается много непонятных терминов, выражений, а сверхфразовые единицы текста (абзацы) с большим трудом поддаются осмыслению, значит, этот текст, эта книга пока превосходят познавательные возможности читателя, и необходимо найти более доступные источники по той же теме.

Умение автора воплотить в тексте свой замысел отчасти можно оценить, ориентируясь на то, каким спросом пользуется у читателей данный ученик или научный источник, а также на степень его популярности, ссылки на него в других источниках, оценки, которые дают ему преподаватели. Здесь, правда, имеется некоторая опасность злоупотребления популярной Литературой, обращения к облегченным формам изложения, в которых за счет упрощения возможно искажение смысловых связей между изучаемыми явлениями в данной предметной области. Все-таки изучение текста как форма познавательной деятельности — это «труд души», постоянное преодоление зоны ближайшего развития, которое возможно только посредством осознанного целеустремленного труда. Поэтому обращение упрощенным текстам, к пересказам источников вместо самих источнике в определенном смысле препятствует самостоятельному осмыслению материала, формированию собственного взгляда на предмет, собственной позиции в данной предметной области.

В связи с этим преодоление указанных «ножниц» обеспечивается не только все более глубоким проникновением в дисциплинарную область, но и расширением общей осведомленности, развитием мир воззрения читателя, обогащением его внутренней культуры. Это» может способствовать расширение круга интересов читателя, сопоставления знаний, полученных в различных областях. Частный материал какой-то специальной дисциплины, будучи включенным в более широкий мировоззренческ

Наши рекомендации