Классификация прокатных станов
Прокатным станом называют комплекс машин и агрегатов, предназначенных для пластической деформации металла в валках (собственно прокатки), дальнейшей его обработки (правки, резки и пр.) и транспортирования. Кроме того, в прокатных цехах установлены нагревательные печи и колодцы, печи для отжига и нормализации, устройства для очистки поверхности, лужения и оцинкования полосы, станки для шлифования и нарезки калибров валков и т.д. Все это, а также подъемные краны и другое оборудование не входят в понятие «прокатный стан», однако они необходимы для обеспечения работы прокатного цеха и выпуска готовой продукции требуемого качества.
Оборудование прокатного стана делят на две группы: оборудование, входящее в линии рабочих клетей, и прочее оборудование для транспортировки и отделки металла.
Оборудование для деформирования металла называется основным и располагается на главной линии прокатного стана (линии рабочих клетей).
Главная линия прокатного стана состоит из рабочей клети и линии привода, включающей двигатель, редуктор, шестеренную клеть, муфты, шпиндели. Схема главной линии прокатного стана представлена на рисунке 21.
Рабочая клеть является основным устройством прокатного стана, т.к. в ней осуществляется собственно прокатка металла. Клеть представляет собой две массивные стальные литые станины, установленные на плитовины. В станинах смонтированы подушки с подшипниками и валками, а также устройства для перемещения верхнего валка по высоте и его осевой фиксации, направляющие проводки для металла и др.
Прокатные валки выполняют основную операцию прокатки – деформацию (обжатие) металла и придание ему требуемых размеров и формы поперечного сечения. В про-
цессе деформации металла, вращающиеся валки воспринимают усилие, возникающее
при прокатке, и передают его на подшипники и другие детали рабочей клети стана.
1 – прокатные валки; 2 – плита; 3 – трефовый шпиндель; 4 – универсальный шпиндель; 5 – рабочая клеть; 6 – шестеренная клеть; 7 – муфта;
8 – редуктор; 9 – двигатель
Рисунок 21 – Схема главной линии прокатного стана
Прокатные валки можно разделить на две основные группы: листовые и сортовые.
Валки листовых станов служат для прокатки листов, полос и ленты. Бочка этих валков имеет цилиндрическую форму и иногда их называют гладкими. Валки листовых станов состоят из трех основных элементов (рисунок 22): рабочей части – бочки валка (диаметром и длиной ), которая при прокатке непосредственно соприкасается с деформируемым металлом; опорной части – шеек (диаметром и длиной ), расположенных с обеих сторон бочки и опирающихся на подшипники валка; приводного конца валка.
Рисунок 22 – Форма и основные элементы листового валка
Валки сортовых станов служат для прокатки заготовок и сортового профильного металла. На поверхности бочки этих валков есть углубления, соответствующие профилю прокатываемого металла. Эти углубления называют ручьями (ручьи двух валков с зазором между ними образуют калибры), а валки – ручьевыми (калиброванными) (рисунок 23). Валки сортового стана характеризуются рабочим диаметром , диаметром буртов и номинальным диаметром .
Рисунок 23 – Форма сортовых валков
Передаточные механизмы и устройства линии привода в зависимости от назначения и конструкции прокатного стана могут быть различными. На крупных станах (обжимных, толстолистовых), а также на станах, прокатывающих металл с большой скоростью, применяют индивидуальный привод рабочих валков от отдельных электродвигателей: в этом случае передаточным устройством являются универсальные шпиндели, промежуточные валы и муфты.
На других станах предусмотрен общий привод рабочих валков от шестеренной клети (шестеренные клети предназначены для разделения крутящего момента и передачи вращения универсальным шпинделям от электродвигателя и представляют собой одноступенчатый редуктор, передаточное отношение которого равно единице, а роль шестерен выполняют шестеренные валки); в этом случае между электродвигателем и рабочей клетью в одну линию расположены моторная муфта, шестеренная клеть и универсальные шпиндели с устройством для их уравновешивания. Если частота вращения электродвигателя не соответствует частоте вращения валков, то в линии привода валков устанавливают редуктор и коренную зубчатую муфту.
Шпиндели предназначены для передачи крутящего момента от шестеренной клети прокатным валкам при отклонении от соосности до 10–120. При незначительном перемещении в вертикальной плоскости применяют шпиндели трефового типа в комплекте с трефовой муфтой. Внутренние очертания трефовых муфт отвечают форме сечения хвостовика валка или шпинделя. Муфтой предусмотрен зазор 5–8 мм, что допускает возможность работы с перекосом 1–20. При значительных перемещениях валков в вертикальной плоскости ось шпинделя может составлять значительный угол с горизонтальной плоскостью, в этом случае применяют шарнирные или универсальные шпиндели, которые могут передавать крутящий момент прокатным валкам при перекосе шпинделя до 10–120.
Главный электродвигатель прокатного стана является двигателем специального (металлургического) типа с воздушным продуваемым охлаждением. Для станов с постоянной скоростью прокатки (черновых клетей непрерывных станов) применяют синхронные (реже асинхронные) электродвигатели. Для станов с регулируемой скоростью прокатки используют электродвигатели постоянного тока большой мощности (5–7 тыс. кВт), питаемые от специальных машинных или тиристорных преобразователей, в ряде случаев от ртутных выпрямителей.
Машины и агрегаты поточных технологических линийпрокатного цеха, не входя-
щие в главные линии станов, предназначены для подачи металла от печи или нагревательных колодцев к приемному рольгангу стана (слитковозы), поворота слитка на рольганге (поворотные устройства), транспортирования металла в соответствии с технологическим процессом (рольганги или транспортеры), передвижения металла вдоль бочки валков для задачи его в соответствующий калибр (манипуляторы), поворота металла относительно его продольной оси (кантователи), охлаждения металла (холодильники), травления металла (травильные установки), разматывания рулонов (разматыватели), сматывания полосы в рулон или проволоки в бунт (моталки), резки металла (ножницы и пилы), для отделки металла (правки и дрессировки, клеймения, укладки, промасливания, упаковки и других процессов).
Эти машины и агрегаты весьма разнообразны; общая масса их значительно превышает массу машин и механизмов, входящих в главные линии стана.
Все прокатные станы, работающие на металлургических предприятиях, несмотря на многообразие конструкций, классифицируются по назначению, количеству и расположению рабочих клетей и валков в рабочих клетях.
По назначению, т.е. по виду выпускаемой продукции, прокатные станы можно разделить на две основные группы: для получения полупродукта, для производства готовой
продукции.
К станам для производства полупродукта относятся обжимные и заготовочные станы. Обжимные: блюминг – обжимной стан для переработки стальных слитков сечением более 125 125 мм; слябинг – обжимной универсальный стан для переработки крупных стальных слитков в слябы шириной более 700 мм и толщиной более 75 мм; блюминг – слябинг обжимной универсальный стан для переработки стальных слитков в блюмы и слябы, отличающийся высоким подъемом верхнего валка (до 1200 мм) с целью осуществления ребрового прохода при обжатии боковых кромок слябов. Заготовочные: непрерывный и линейный заготовочные станы, предназначенные для прокатки из блюмов заготовок квадратного и прямоугольного сечений от 50 50 до 150 150 мм.
К станам для производства готовой продукции относятся: рельсобалочный (сортовой), предназначенный для производства круглого профиля диаметром 80–300 мм, двутавровых балок до № 60, швеллеров до 40, рельсов до № 18 и других профилей; крупносортный стан – для производства квадратных и круглых профилей размером 80–200 мм, двутавровых балок швеллеров до № 30 и др; среднесортный стан – для производства квадратных и круглых профилей 30–100 мм, швеллеров до № 12; мелкосортный стан – для производства круглых профилей диаметром до 20 мм, квадратных профилей со стороной до 18 мм, полос толщиной до 25 мм и уголков до № 5; проволочный стан – для прокатки катанки диаметром от 5 до 10 мм; полосовой (штрипсовый) стан – для производства полосовой стали толщиной до 1,5–12 мм и шириной до 400 мм; толстолистовой стан – для производства листов толщиной до 40–50 мм и шириной до 3000– 4500 мм; листовые станы горячей прокатки – для производства листов толщиной 1,5–12 мм и шириной 1000–2350 мм (масса рулона до 10 т); листовые станы холодной прокатки – для производства листов толщиной 0,5–2,5 мм; трубопрокатный стан – для выполнения всех основных технологических операций при производстве цельнокатаных (бесшовных) труб; лентопрокатный стан – для холодной прокатки ленты (полос) шириной до 250 мм; фолъгопрокатный стан – для холодной прокатки фольги толщиной до нескольких микрон (из стали и цветных металлов); колесопрокатный стан – для производства цельнокатаных железнодорожных колес и дисков; шаропрокатный стан – для поперечной прокатки шаров и других коротких тел вращения в винтовых ка-либрах; стан для прокатки зубчатых колес – специальный стан для горячей прокатки прямозубых, шевронных цилиндрических и конических шестерен с модулем 4–10.
Основным параметром обжимных, заготовочных и сортовых станов является диаметр валков или шестерен шестеренной клети.
Основным параметром листовых станов является длина бочки валка, которая определяет наибольшую ширину прокатываемых на стане листов или полос.
По количеству и расположению рабочих клетей прокатные станы разделяют на следующие пять групп: одноклетевые, линейные многоклетевые, зигзагообразные (последовательные), полунепрерывные и непрерывные (рисунок 24).
Одноклетевые станы являются простейшим типом прокатного стана (рисунок 24, а). В состав оборудования стана входят одна рабочая клеть и линия привода рабочих валков, которая состоит из шпинделей, шестеренной клети, редуктора, муфт и главного электродвигателя. Входящее в линию привода валков оборудование в основном повторяется на прокатных станах с более сложным расположением рабочих клетей. К станам этой группы относятся станы для производства полупродукта и готового проката (станы горячей и холодной прокатки).
Наиболее простыми являются линейные многоклетевые прокатные станы, на которых рабочие клети расположены в одну или более линий (рисунок 24, б). При этом каждая линия приводится от одного электродвигателя. Одноклетевые станы могут быть реверсивными, когда рабочие валки могут попеременно вращаться в одну и другую сторону, или нереверсивными – рабочие валки вращаются только в одну сторону. Ли-
нейные многоклетевые станы используют главным образов как заготовочные, сорто-
вые, рельсобалочные, проволочные и листовые.
а – одноклетевой; б – линейный многоклетевой в две линии; в – последовательный;
г – полунепрерывный; д – непрерывный: 1 – двигатель; 2 – шестеренная клеть;
3 – рабочие клети; 4 – непрерывная черновая группа; 5 – непрерывная чистовая группа
Рисунок 24 – Схема расположения рабочих клетей прокатных станов
Зигзагообразные (последовательные) станыхарактеризуются расположением рабочих клетей, стоящих друг за другом таким образом, что прокатываемая полоса проходит в каждой клети один раз (рисунок 24, в). Поэтому число клетей такого стана должно быть равно максимальному числу проходов, необходимых для получения готового профиля. На последовательных станах рабочие клети обычно размещают в несколько параллельных рядов (в виде зигзага), с тем, чтобы сократить длину цеха и лучше использовать его площади. Причем на таких станах расстояние от клети до клети в направлении прокатки увеличивается соответственно увеличению длины прокатываемой полосы. Последовательные станы используют в основном как сортовые.
Полунепрерывные станысостоят из двух групп рабочих клетей: непрерывной и ли-
нейной, или последовательной (рисунок 24, г). В непрерывной группе клетей прокатываемая полоса может находиться одновременно в двух, трех и более клетях, т.е. прокатываться непрерывно. А во второй группе полоса прокатывается или на линейном, или на последовательном стане. Полунепрерывные станы используются как сортовые, проволочные и полосовые.
Наиболее современными станами являются непрерывные станы (рисунок 24, д). По сравнению с другими типами станов непрерывные характеризуются более высокими скоростями прокатки. При этом привод валков рабочих клетей может быть как индивидуальный, так и групповой. Непрерывные станы характеризуются наибольшей производительностью по сравнению с другими типами станов. Эти станы используют в качестве заготовочных, широкополосных, средне- и мелкосортных, проволочных и др.
По расположению и количеству валков в рабочих клетях и их конструкции прокатные станы делятся на несколько групп: двух-, трех-, четырех- и многовалковые, универсальные специальной конструкции (рисунок 25).
Двухвалковые клети наиболее распространены, и бывают реверсивные и нереверсивные. В реверсивных клетях валки имеют переменное направление вращения. Прокатываемый металл проходит между валками вперед и назад нужное количество раз, а валки соответственно изменяют направление вращения, реверсируются. Реверсивные двухвалковые клети применяют в обжимных, толстолистовых, сортовых и листовых станах.
а – двухвалковая клеть; б – трехвалковая клеть; в – четырехвалковая клеть;
г – шестивалковая клеть; д – двенадцативалковая клеть; е – двадцативалковая клеть;
ж – универсальная балочная клеть; з – универсальная клеть слябинга;
1 – рабочие валки; 2 – опорные валки; 3 – горизонтальные валки; 4 – вертикальные валки
Рисунок 25 – Схема расположения валков в рабочих клетях
В нереверсивных двухвалковых клетях валки имеют постоянное вращение в одну сторону. Прокатываемый металл проходит между валками такой клети только один раз и в одном направлении. Нереверсивные клети применяют в линейных многоклетевых, последовательных, полунепрерывных и непрерывных прокатных станах при производстве заготовок, сортового проката, катанки, листа.
В трехвалковых клетяхоси валков расположены в одной вертикальной плоскости и имеют постоянное направление вращения. Трехвалковые клети нашли широкое применение при производстве сортового проката. Прокатываемый металл движется в одну сторону между нижним и средним валками и в обратную сторону – между средним и верхним. Для подъема металла на верхний уровень и его задачи между верхним и средним валками перед клетью или позади ее устанавливают подъемно-качающиеся столы.
При производстве листа также применяют трехвалковые клети, но со средним валком меньшего диаметра, чем нижний и верхний. Средний валок является неприводным и в процессе прокатки прижимается то к верхнему, то к нижнему валку.
Так же как и при производстве сортового проката, перед клетью и позади нее устанавливают подъемно-качающиеся столы. Поскольку трехвалковые клети обладают небольшой производительностью и малой жесткостью валковой системы, в последнее время их применяют все реже.
В четырехвалковых клетях, как и в трехвалковых, валки также расположены в одной вертикальной плоскости один над другим. В этих клетях два валка являются рабочими, а два других – опорными. Рабочие валки имеют меньший диаметр и размещены в середине клети, опорные валки имеют больший диаметр и расположены сверху и снизу. Опорные валки предназначены для уменьшения прогиба рабочих валков и для увеличения жесткости валковой системы. Приводными валками в клетях кварто являются рабочие валки. Станы с четырехвалковыми клетями получили широкое распространение для горячей и холодной прокатки толстых и тонких листов, широких полос и лент.
С использованием четырехвалковых клетей прокатка осуществляется на непрерыв-
ных многоклетевых и одноклетевых станах. Четырехвалковые нереверсивные клети используют на непрерывных станах. Реверсивные четырехвалковые клети используют в одноклетевых станах горячей и холодной прокатки.
К многовалковым клетям относятся шести-, двенадцати- и двадцати-валковые клети.
Шестивалковые клети имеют два рабочих приводных валка и четыре опорных. Эти клети отличаются повышенной жесткостью самой клети и меньшим прогибом опорных валков. Благодаря этому клети используют для холодной прокатки тонких полос и узких лент в рулонах с точными допускми по толщине. Однако поскольку преимущества этих клетей по сравнению с четырехвалковыми клетями невелики, а контсрукция их сложнее, то значительного распространения они не получили.
Широко применяются в прокатном производстве двенадцати- и двад-цативалковые клети. Такое усложнение конструкций рабочих клетей оправдывается рядом преимуществ, которые выражаются в жесткой конструкции валковой системы и всей рабочей клети. Это позволяет применять их для производства тонкой и тончайшей ленты. Диаметры рабочих валков в таких многовалковых клетях назначительны и лежат в пределах от 3 до 50 мм. Они являются неприводными и опираются на ряд приводных валков с большим диаметром, а последние, в свою очередь, на ряд опорных валков.
Универсальные клети имеют горизонтальные и вертикальные валки, расположенные в одной вертикальной плоскости. Обжатие металла осуществляется горизонтальными и вертикальными валками одновременно.
Такие клети применяются в универсальных балочных клетях, где вертикальные валки неприводные. Эти клети применяют только для прокатки широполочных двутавровых балок. Но последнее время их начинают использовать и для прокатки других профилей (рельсов, универсальных листов и др.). Кроме того, универсальные (обычные) клети применяют как реверсивные двухвалковые (в слябингах) или четырехвалковые (в черновых широкополосных станах) клети. В этих клетях вертикальные плоскости, в которых размещены или горизонтальные, или вертикальные валки, находятся на некотором близком расстоянии друг от друга. В этих клетях обжатие прокатываемого металла осуществляется и горизонтальными и вертикальными валками. При этом вертикальные валки
располагают с передней или задней стороны рабочей клети, в задачу которых входит
получение ровных и гладких боковых граней прокатываемого металла.
Клети специальной конструкции имеют самое различное расположение валков. К этой группе относятся колесопрокатные, бандажепрокатные, кольцепрокатные, шаропрокатные станы, а также станы для прокатки профилей переменного и периодического сечения, шестерен и других изделий.