Медитацией может быть что угодно

Если нам удается избавить свои действия от автоматизма, вся жизнь становится медитацией. Тогда любые мелочи – душ, принятие пищи, беседа с другом – становятся медитацией. Медитация – это качество, ее можно привнести во все. Это не отдельное занятие, как думают люди. Люди думают, что медитация – это особое занятие: когда вы сидите лицом к востоку, повторяете определенные мантры, зажигаете благовония, делаете то или другое в определенное время, определенным образом, с определенными жестами. Медитация не имеет ничего общего со всем этим. Это все способы ее автоматизировать, а медитация против автоматизации. Если вы можете оставаться бдительными, любое действие становится медитацией.

Физический труд или физические упражнения

Для медитирующего физический труд очень важен и полезен – и дело не в том, что вы что-то получите в результате, а в том, что чем больше вы вовлечены в какую-то физическую работу, тем более центрированным становится ваше сознание. Оно начинает спускаться из ума вниз. Необязательно, чтобы труд приносил какие-то результаты. Он может быть и нерезультативным, это может быть просто упражнением. Но какой-то физический труд совершенно необходим для подвижности тела, полной бдительности ума и тотального пробуждения.

Бег, ходьба и плавание

Естественно и легко сохранять бдительность, когда вы движетесь. Если вы просто сидите в молчании, естественнее всего заснуть. Когда вы лежите в постели, бдительность сохранять очень трудно, потому что вся ситуация помогает вам заснуть. Но в движении вы по природе не можете заснуть, вы действуете в более бдительном режиме. Единственная проблема здесь состоит в том, что движение может стать механическим.

Научитесь объединять тело, ум и душу. Найдите пути, которые помогут вам действовать как единое целое.

Это часто происходит с бегунами. Возможно, вы не считаете, что бег может быть медитацией, но бегуны иногда переживали поразительный медитативный опыт. И удивлялись, потому что не искали его, – кто подумает, что бегун переживет божественный опыт? Но это случалось. И теперь бег становится нового рода медитацией. Медитация может случиться в беге.

Если вы когда-нибудь занимались бегом, может быть, вы им наслаждались – рано утром, когда воздух свеж и юн и весь мир возвращается из снов, просыпается. Вы бежали, и тело работало чудесно; свежий воздух, новый мир, вновь рожденный из ночной темноты, и вы чувствовали себя таким живым. Бывают моменты, когда бегун исчезает и остается только бег. Тело, ум и душа начинают действовать синхронно, внезапно высвобождается внутренний оргазм.

Бегуны иногда случайно наталкиваются на опыт четвертого, турийи , хотя упускают его – думая, что они так наслаждались этим моментом из-за самого бега: был прекрасный день, было определенное настроение. Бегуны не обращают на это внимание, но если бы обращали, то, по моим собственным наблюдениям, подойти к медитации им было бы легче, чем кому-либо еще.

Бег трусцой может быть очень полезен, плавание тоже. Все это можно превратить в медитацию.

Начните бегать по утрам. Начните с половины мили, затем перейдите к целой миле, затем постепенно дойдите до трех. Вовлекайте в процесс все тело, не бегите так, словно на вас смирительная рубашка. Бегите как маленький ребенок, всем телом – чтобы двигались руки и ноги. Дышите глубоко, из живота. Потом сядьте под деревом, и пусть подует прохладный ветерок, ощутите покой. Это поможет вам на очень глубоком уровне.

Никогда не становитесь профессиональным бегуном, оставайтесь любителем, чтобы сохранить бдительность. Если иногда почувствуете, что бег становится автоматическим, бросьте его; попробуйте плавать. Если станет автоматическим плавание, попробуйте танцевать. Суть в том, чтобы помнить, что движение – это только ситуация для создания осознанности. Пока оно создает осознанность, хорошо. Если оно прекращает это делать, то становится бесполезным. Выберите другой его вариант, в котором вы снова станете бдительным. Никогда не позволяйте никакой деятельности становиться автоматической.

Просто стойте на земле

Иногда просто вставайте на землю босиком и чувствуйте ее прохладу, мягкость и тепло. Чувствуйте и позвольте течь через себя всему тому, что готова дать земля в этот момент. И пусть ваша энергия течет в землю. Соединитесь с землей.

Если вы соединены с землей, вы соединены с жизнью. Если вы соединены с землей, вы соединены со своим телом. Если вы соединены с землей, вы станете очень чувствительными и центрированными, а это именно то, что нужно.

Когда едите, ешьте

Если вы едите, пусть все ваше сознание будет сознанием вкуса, запаха. Забудьте обо всем. Тогда даже обычный хлеб может показаться самой вкусной пищей на Земле. Но вы не присутствуете…

Посмотрите, как едят люди, – они говорят, есть и такие, кто слушает радио или смотрит телевизор. Я слышал, что глупые американцы даже занимаются любовью и одновременно смотрят телевизор! Что там говорить о еде. Зачем упускать? Вы можете делать и то и другое, вы можете заниматься любовью и продолжать смотреть телевизор. Но ведь вы и телевизор не посмотрите, и любовью не позанимаетесь, вы не сможете насладиться ни тем, ни другим, вы упустите и то и другое. Есть такие люди, которые не могут есть, если нет компании, нет того, с кем можно было бы поговорить, поболтать, побеседовать. Вы говорите и продолжаете проглатывать. Но проглатывать – это не есть.

Прием пищи должен был медитативным, молитвенным. Вам следует более уважительно относиться к еде, потому что это жизнь, это питание. И отсюда возникает тысяча и одна проблема. Когда вы едите и читаете газету, или ссоритесь с женой, или слушаете радио, или смотрите телевизор, или говорите с другом, или держите в руках телефон, вы упускаете всю радость от приема пищи. Вы съедите больше, потому что ваши вкусовые рецепторы не получают удовлетворения и насыщения. Вы накопите в теле лишний жир. И тогда человек начинает садиться на диеты, голодать, заниматься натуропатией – далее идет всевозможная бессмыслица. Но с самого начала нужно было сделать всего одну простую вещь: просто есть и ничего больше не делать.

Курение

Ко мне пришел один человек. Тридцать лет он страдал от постоянного курения. Он был болен, и врачи сказали: «Ты никогда не будешь здоров, если не перестанешь курить». Но он был хроническим курильщиком и ничего не мог с этим сделать. Он пытался бросить – не то чтобы он не пытался, – пытался изо всех сил и очень страдал от этих попыток, но они удавались только на день или два, и затем возникало такое неодолимое желание курить, что он начинал снова. Снова возвращался к старой привычке.

Из-за курения он потерял всякую уверенность в себе: он знал, что не способен даже на такую мелочь, как бросить курить. Он упал в собственных глазах, стал считать себя самым ничтожным человеком в мире. У него не осталось к себе никакого уважения. Он пришел ко мне и сказал:

– Что я могу сделать? Как мне перестать курить?

– Никто не может перестать курить, – сказал я. – Ты должен понять: теперь курение зависит не только от твоего решения. Оно вошло в мир твоих привычек, оно пустило корни. Тридцать лет – это долго. Курение пустило корни в твоем теле, в твоем организме, оно распространилось всюду. Дело не просто в том, чтобы что-то решила голова; голова ничего не может сделать. Голова бессильна, она может что-то начать, но не может с такой же легкостью прекратить. Однажды начав курить и куря так долго, ты стал великим йоги – тридцать лет практики курения! Оно стало автоматическим; тебе придется деавтоматизировать его.

– Что ты подразумеваешь под деавтоматизацией? – спросил он.

А именно в этом состоит вся медитация – деавтоматизация. Я сказал:

– Сделай одно: забудь о том, чтобы прекращать. Нет и надобности. Тридцать лет ты курил и жил. Конечно, это было страданием, но ты привык и к этому. И какая разница, умрешь ли ты на несколько часов раньше, чем умер бы без курения? Что ты собираешься здесь делать? Что ты сделал? Какой смысл – будет это в воскресенье или в понедельник, в этом году, в следующем или через год – что от этого изменится?

– Да, это правда, ничего не изменится, – согласился он.

Тогда я сказал:

– Забудь об этом, мы не собираемся прекращать абсолютно ничего. Скорее мы попытаемся что-то понять. В следующий раз сделай из курения медитацию.

– Медитацию – из курения?! – удивился он.

– Да, – ответил я. – Почему бы нет, если люди дзен могут сделать медитацию из чаепития и превратить его в церемонию? Курение может быть такой же прекрасной медитацией.

Он выглядел взволнованным:

– Что такое ты говоришь?

Он ожил!

– Медитация?! Расскажи мне, я умираю от нетерпения!

Я дал ему медитацию:

– Сделай вот что. Когда ты достаешь из кармана пачку сигарет, делай это медленно. Наслаждайся, спешить некуда. Будь сознательным, бдительным, осознанным. Достань сигареты медленно, в полной осознанности. Затем извлеки сигарету из пачки, в полной осознанности, медленно – не торопливо, как раньше, не бессознательно, не машинально. Затем начни постукивать сигаретой по пачке – но очень бдительно. Слушай звуки, точно как слушают люди дзен, когда начинает петь самовар, и чай закипает… и аромат… Затем понюхай сигарету, вдохни ее чудесное благоухание…

Он сказал:

– Что такое ты говоришь? Благоухание?

– Да, это чудесно. Табак не менее божествен, чем что угодно другое. Вдохни его запах; это запах Бога.

Он явно был несколько поражен.

– Что? Да ты шутишь?

– Нет, не шучу. Даже когда я шучу, я не шучу. Я очень серьезен… Затем поднеси сигарету ко рту, в полной осознанности. И в полной осознанности зажги. Наслаждайся каждым действием, каждым небольшим действием. Раздели каждое действие на несколько небольших частей, пусть этих частей будет как можно больше, и ты сможешь становиться более и более осознанным.

Затем сделай первую затяжку: Бог в форме дыма. Индуисты говорят: «Аннам брахм – еда есть Бог». Почему не дым? Все есть Бог. Глубоко наполни легкие – это пранаяма. Я даю новую йогу для нового века! Затем выдохни дым, расслабься, сделай еще одну затяжку – и продвигайся очень медленно. Если ты сможешь это сделать, будешь удивлен. Вскоре ты увидишь всю глупость курения. Не потому, что другие сказали, что это глупо, не потому, что другие сказали, что это плохо. Ты это увидишь. И это видение не будет только интеллектуальным. Оно придет из всей полноты твоего существа, оно будет видением твоей цельности. И тогда однажды, если оно прекратится, оно прекратится; если оно будет продолжаться, оно будет продолжаться. Не стоит об этом беспокоиться.

Через три месяца он пришел и сказал:

– Это прекратилось.

– Теперь – сказал я, – попробуй то же самое и в других вещах.

Вот весь секрет, главный секрет – деавтоматизация.

Когда вы идете, идите медленно, наблюдательно. Когда вы смотрите, смотрите наблюдательно, и вы увидите, что деревья зеленее, чем когда-либо раньше, и розы краснее. Слушайте! Кто-то говорит, болтает; слушайте, слушайте внимательно. Когда вы говорите, говорите внимательно. Пусть все ваши дневные дела деавтоматизируются.

Наши рекомендации