Ошо, во время медитаций мой ум продолжает двигаться со скоростью пятьсот миль в час. Не теряю ли я время впустую?

Удивительно, какой медленный у тебя ум. Всего пятьсот миль в час?! Разве это скорость? Ты как черепаха… Ум так быстр, что не знает скорости. Он быстрее света. Свет движется со скоростью сто восемьдесят шесть тысяч миль в секунду, ум – еще быстрее. Но беспокоиться не о чем – в этом красота ума, его величие! Не критикуйте его за это, не боритесь с умом, лучше подружитесь с ним.

Ты говоришь: «Во время медитаций мой ум продолжает двигаться со скоростью пятьсот миль в час». И пусть движется! Пусть движется как можно быстрее! А сам будь наблюдателем. Наблюдай ум, который движется так быстро, с такой скоростью. Наслаждайся этим! Наслаждайся этой игрой ума. В санскрите для нее есть специальный термин, мы называем ее сидвилас – игра сознания. Наслаждайся ею, этой игрой ума, несущегося к звездам, бегущему так быстро от здесь и сейчас, мечущегося по всему бытию. Что в этом плохого? Пусть это будет прекрасным танцем. Прими его.

У меня такое ощущение, что ты пытаешься как-то остановить ум. Не получится. Никто не может остановить ум! Да, однажды он останавливается, но без чьей-либо помощи. Ум останавливается, но не твоими усилиями, а благодаря твоему пониманию.

Просто наблюдай и попытайся увидеть, что происходит, почему ум торопится. Он торопится не без причины. Попытайся увидеть, почему этот ум так несется, куда он несется, – должно быть, ты полон амбиций. Если он думает о деньгах, попытайся понять: дело не в нем. Ты начинаешь мечтать о деньгах, воображать, что ты выиграл в лотерею или случилось что-то подобное, и вот ты даже уже планируешь, как потратить деньги, что купить, чего не покупать. Или же ум думает, что ты стал президентом, премьер-министром, и тогда ты начинаешь раздумывать, что делать дальше, как управлять страной или миром. Просто наблюдай ум! К чему он движется? Наверное, глубоко в тебе есть какое-то семя. Ты не можешь остановить ум, пока это семя не исчезнет.

Ум просто следует приказаниям твоего внутреннего семени. Кто-то думает о сексе – значит, где-то внутри него подавлена сексуальность. Наблюдай, куда бросается ум. Посмотри глубоко в себя, найди эти семена.

Вот какую историю я слышал.

Приходской священник очень расстроился.

– Поверите ли, – сказал он причетнику, – кто-то украл у меня велосипед.

– А куда вы на нем ездили, пастор? – осведомился этот добрый человек.

– Объезжал приход по вызовам, а больше никуда.

Причетник подумал и предложил план: пусть пастор свою следующую воскресную проповедь посвятит десяти заповедям.

– Когда вы дойдете до «не укради», мы всмотримся в лица прихожан и вскоре все узнаем.

Пришло воскресенье, и пастор завел пространную речь о заповедях, но вдруг смешался, потерял нить рассуждений и неуклюже сбился на другое.

– Сэр, – сказал причетник, – я думал, вы собираетесь…

– Знаю, Гайлз, знаю. Но, видите ли, когда я дошел до «не желай жены ближнего своего», я вдруг вспомнил, где остался велосипед.

Просто посмотри, где остался велосипед. Ум торопится по определенным причинам. Уму требуется понимание, осознанность. Не пытайся его остановить. Если ты будешь пытаться его остановить, то, во-первых, не добьешься успеха, а во-вторых, если все-таки добьешься – а человек может добиться успеха, когда изо всех сил старается много лет, – то потеряешь остроту ума. Из этого не выйдет никакого сатори.

Таким способом добиться успеха нельзя, и это хорошо. Если бы такое было возможно и ты бы достиг успеха, это было бы большим несчастьем – твой разум бы притупился. При своей скорости ум разумен, при такой скорости постоянно затачивается меч мышления, логики, интеллекта. Пожалуйста, не пытайся его остановить. Я не сторонник глупости, и я здесь не для того, чтобы помочь кому-то отупеть.

Во имя религии многие люди глупеют, становятся почти идиотами – просто стараясь остановить ум, не пытаясь понять, почему он движется с такой скоростью… Прежде всего – почему? Ум не движется без всякой причины. Не вникая в причины, в слои, глубокие слои бессознательного, люди просто пытаются его остановить. Они могут его остановить, но придется заплатить, и платой будет потеря остроты разума.

Ты можешь обойти всю Индию, можешь найти тысячи саньясинов, махатм. Посмотри им в глаза – да, они хорошие, милые люди, но глупые. Если ты посмотришь им в глаза, то не найдешь никакого разума, не увидишь никакой искры. Это нетворческие люди, они ничего не создали. Они просто сидят, как пни. Они ведут овощное существование, не живут как люди. Они ничем не помогли миру. Он даже не создали ни одной картины, или стихотворения, или песни, потому что, даже чтобы создать стихотворение или песню, нужен острый разум, нужны определенные качества ума.

Я не советовал бы тебе останавливать ум, лучше пойми его. В понимании свершается чудо. И это чудо в том, что, когда ты постепенно понимаешь причины и глубоко смотришь в них, они исчезают и ум замедляется. Но ум не теряет остроты, потому что его ни к чему не принуждают.

Наши рекомендации